✨ Осознанное одиночество Любови Добржанской |
Любовь Добржанская появилась на свет в Киеве, где и провела часть жизни. Отец будущей актрисы Иван Добржанский до революции служил в царской армии, имел множество наград за боевые заслуги. Благородное происхождение и военная служба отца стали причиной его ареста вскоре после революции. Освободившись, он уже не мог вернуться в Киев к семье, жил в Казахстане, работал пастухом. Мама Ольга Добржанская, оставшись без мужа, должна была поднимать двоих детей самостоятельно, при этом воспитывала ещё и племянников. Девушка из дворянской семьи бралась за любую работу в попытках прокормить семью.
Любовь всячески старалась матери помочь, но при этом не изменила и своей детской мечте: окончила театральную студию, поступила в труппу Киевского Русского театра драмы.
Здесь же она познакомилась с талантливым актёром Иваном Червинским, который стал её мужем. Но молодого супруга постигла та же участь, что и отца актрисы: сын священника попал в опалу после написанного на него доноса. В тюрьме Игорь Червинский не вынес издевательств и покончил жизнь самоубийством.
Молодая актриса спасалась от тоски и одиночества единственным доступным ей способом: работой. Вскоре о ней заговорил весь театральный Киев. Позже и в личной жизни наступили перемены.
Владимир Александрович Нелли-Влад поначалу старался оказать максимальную поддержку Любови Добржанской, которой уже в юном возрасте довелось выдержать не один удар судьбы. Дружеское участие вскоре переросло в более нежные отношения, завязался настоящий театральный роман.
О разрыве с ним сведения самые противоречивые. Одни источники гласят о том, что режиссёр был женат и не смог оставить больную жену ради любимой женщины. В других Нелли-Влад называется мужем Любови Добржанской, с которым она развелась, приняв решение о переезде в Москву. Как бы там ни было, влюблённые расстались.
Любовь Добржанская приняла приглашение о работе в Театре Советской Армии, перебралась в столицу, поначалу ютилась в театральном общежитии. Сюда же привезла вскоре свою маму. Ольге Васильевне было уже немало лет, здоровье было подорвано тяжёлым физическим трудом, ей требовался постоянных уход, но ещё более – внимание родной дочери.
Поначалу в столице актрисе пришлось несладко. Никто не спешил давать ей главные роли, Любовь Добржанская чувствовала себя чужой и одинокой в этом огромном городе.
Во время постановки «Укрощения строптивой» в 1937 году режиссёр долго не мог определиться с актрисой на главную роль. Пробовались многие, однако каждая новая претендентка не вписывалась в спектакль. Лишь когда были испробованы почти все участницы труппы, в отчаянии решили посмотреть Добржанскую. Когда она появилась впервые на сцене в этой роли, спектакль заиграл новыми красками, наполнился тем самым очарованием, которого так не хватало постановке. Тогда об актрисе заговорили. Теперь уже московские зрители, как когда-то киевские, стали выстраиваться в очереди на спектакли с участием Любови Добржанской.
Родной театр подарил актрисе встречу с её третьим супругом, актёром Осипом Шахетом. Казалось, судьба снова подарила ей шанс стать счастливой. Она любила и была любима, рядом с ней была мама, актриса очень наделась вскоре добиться разрешения отцу приехать в Москву.
Отец умер в 1941 году от инфаркта, впоследствии Любови Ивановне не удалось даже разыскать его могилу в Казахстане. Уже после окончания войны, в 1949 году в результате сердечного приступа скончался муж актрисы.
Она была очень известна в театральных кругах, а вот от съемок в кино долгое время отказывалась. До съёмок в фильме «Берегись автомобиля» она появлялась на экранах дважды: в эпизоде картины «Свет над Россией» и в телевизионной версии спектакля «Учитель танцев», где актриса играла Фелисиану.
После выхода фильма Эльдара Рязанова на экраны, на неё буквально посыпались предложения режиссёров сыграть подобные роли. Однако актриса отказывалась: однотипные персонажи были ей неинтересны. Для них ей было жалко времени, которое она могла бы потратить на работу над характерной театральной ролью. Согласилась сыграть очередную маму она снова у Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы». Правда, именно эту роль она могла бы сыграть в театре ещё раньше, однако пьесу Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова к постановке в театре не допустили.
И в личной жизни актриса снова смогла стать счастливой, обретя в лице своего четвёртого мужа Виктора Кручинина не только настоящего друга и любимого человека, но и аккомпаниатора на всех концертах актрисы. Виктор Яковлевич был выходцем из знаменитой цыганской семьи и прекрасно играл на гитаре.
Во время войны супругу пришлось несладко: он побывал в плену, где подвергся жестоким пыткам. Старые раны мучили Виктора Яковлевича всю жизнь. Однако актриса была счастлива. Она ухаживала за мужем и потерявшей зрение мамой и никогда не жаловалась. Она ездила с концертами на гастроли вместе с супругом и говорила об их мечте умереть, как в сказке, в один день. Но судьба не сделала ей такого подарка. В 1972 году ушла мама, через три года не стало и супруга.
Любовь Ивановна Добржанская осталась в полном одиночестве. Единственной радостью в её жизни оставался театр. Но вскоре её стало подводить здоровье. Актриса стала забывать тексты давно знакомых и сыгранных сотни раз ролей.
В 1977 году в последний раз снялась в кино, теперь уже в фильме Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». Она вновь стала мамой, на этот раз московского врача Сергея, которого играл Олег Даль.
Она всегда была требовательна в профессии, не только к своим партнёрам по сцене, но, в первую очередь, к себе самой. Проблемы с памятью мешали работе, Любовь Ивановна перестала узнавать коллег и знакомых, а потому считала недопустимым играть в таком состоянии. Она приняла решение оставить театральную сцену. Какое-то время Любовь Добржанская ещё приходила на репетиции в театр, к её мнению прислушивались и коллеги, и режиссёры. А потом место актрисы в зрительном зале опустело.
3 ноября 1980 года Любови Добржанской не стало. Она скончалась в одной из столичных клиник, мучаясь от боли. Провожали её в последний путь из театра, которому она отдала большую часть своей жизни.
К сожалению, судьба блистательной Любови Добржанской не уникальна.
_______________________________________________________
kulturologia.ru
Рубрики: | TV. Кино и Подмостки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |