-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134224


Муслим Магомаев – «потерянное чудо» советской эстрады

Четверг, 22 Сентября 2016 г. 05:58 + в цитатник
Муслим Магомаев – «потерянное чудо» советской эстрады

Миллионы людей сравнивали Муслима Магомаева с древнегреческим Орфеем. Его запоминающийся глубокий голос — мягкий баритон, переходящий плавно в высокий бас, — артистизм, необыкновенный темперамент и душевная теплота покоряли сердца людей. Пожалуй, он стал олицетворением высочайшего взлета в певческой культуре России со времен Шаляпина. 

Муслим Магомаев имел весьма запоминающийся сценический образ. Высокого роста, подтянутый, статный, при появлении на сцене он умел сразу расположить к себе зрителей. К особенностям его вокальной манеры можно отнести и внятную дикцию, и интонационную отточенность музыкального посыла, естественность переживаний, глубокий и проникновенный поэтический лиризм. В своих автобиографических заметках он писал: «Игра в страстность не по мне: я могу исполнять только по-настоящему».

Вероятно, секретом успеха было то, что необыкновенный дар Магомаева был связан не только с техникой исполнительского искусства, а с движением песни и настроения «от сердца — к голосу». Именно об этом говорил певец, отмечая, что его голос, идущий из глубин его существа, требовал отдыха, чтобы «душа перевела дыхание». По его убеждению, если артист выходит «холодным, как олимпийский бог», зал замыкается и как бы отстраняется от происходящего на сцене. Зритель и видит, и слышит, но сердце его молчит. Каждый концерт Муслима Магомаева — пример построения непревзойденной модели отношений между исполнителем на сцене и зрительным залом, взаимоотношения на уровне равноправных, чувствующих и чувственных партнеров, которые могут ценить и вдохновлять таланты на новые подвиги и вершины, но никогда не смогут принять бездарностей.

Иллюстрация 1.jpg

Муслим Магомаев

 

Муслим Магомаев во второй половине 1960-х годов стал едва не национальным кумиром. Жил в Москве, а при этом являлся предметом поклонения всего многонационального Советского Союза. Популярность и известность Магомаева была отчасти связана с песнями другого интернационального кумира — армянского композитора Арно Бабаджаняна, которого в 60-е годы считали «королем шлягера». Огромным успехов пользовалось немалое количество написанных им композиций: «Песня о Москве» (кстати, запрещенная Хрущевым за звучание в стиле твист), «Королева красоты», «Чертово колесо», «Свадьба», «Не спеши». Выступая с репертуаром, состоящим из всеми любимых шлягеров, Магомаев достаточно быстро превратился в «гастролера № 1» Советского Союза — исполнителя, за выступление которого сражались все филармонии страны.


Ажиотаж вокруг концертных вечеров Магомаева был фантастический. Один из друзей певца вспоминает: «Представьте стадион тысяч на 40−60. Кончается концерт. На гаревую дорожку выезжает «уазик» с открытым верхом. Мы с Мусей встаем в него и делаем традиционный круг почета. Народ сбегает с трибун, никакая милиция с этим справиться не в состоянии. «Уазик» поднимают и несут на руках. Клянусь! И мужики, и бабы — все несли. Однажды в Одессе так подняли «Волгу» и понесли до самой гостиницы «Красная», в которой мы тогда жили. Я не поленился, подсчитал, оказалось, машина находилась в воздухе почти три километра».

Стремительный успех Муслима Магомаева можно было, в первую очередь, объяснить его происхождением. Действительно, достаточно легко можно было бы подняться по карьерной лестнице, если даже филармония в родном городе фактически носит твое имя. Муслим Магомаев был полным тезкой своего деда, имя которого было присвоено Бакинской филармонии. Муслим Магомаев-старший считается основоположником азербайджанской классической музыки. В 1935 году он был удостоен звания заслуженного артиста Азербайджанской ССР. Родители Муслима Магомаева тоже были творческими и одаренными людьми. Отец — театральный сценограф и музыкант-любитель — ушел на фронт добровольцем, а в 1945 году за девять дней до окончания войны погиб в городке Кюстрин недалеко от Берлина. Мать — театральная актриса. Правда, их в будущем прославленный сын воспитывался в семье дяди, младшего брата отца. Джамал-Эддин Магомаев был видным партийно-хозяйственным деятелем. После войны он занял должность заместителя секретаря ЦК КП Азербайджана, позже стал членом ЦК республики, постпредом Совета Министров Азербайджана в Москве. Казалось бы, именно наличие таких родственных связей и обстоятельств биографии должно объяснять стремительный успех юного Муслима. Однако обстоятельства личной биографии не сыграли такой существенной роли в карьере Магомаева.

Иллюстрация 2.jpg

Муслим Магомаев

 

Тотчас после того, как у внука знаменитого азербайджанского композитора обнаружили наличие слуха, его отдали в музыкальную школу при консерватории. Потомку славного рода Магомаевых прочили карьеру пианиста, но он не обладал должным усердием, чтобы сидеть часами, отрабатывая гаммы. Уже вскоре юный музыкант всерьез занялся вокальным искусством. В 15 лет он выступил со своим первым концертом в Доме моряка, несмотря на возражения родственников, полагавших, что ранняя концертная практика может повредить становлению голоса. В процессе обучения на вокальном отделении музыкального училища, он брал уроки у знаменитой в Баку преподавательницы консерватории Сусанны Микаэлян. Когда он пел, под дверью кабинета Микаэлян собирались учащиеся и преподаватели — слушать каватину Фигаро из «Севильского цирюльника» и алябьевского «Соловья», которые Муслим виртуозно исполнял звенящим юношеским сопрано.

В возрасте 20 лет Муслим Магомаев сумел опровергнуть еще один стереотип — о том, что «звезды» из национальных республик СССР появляются в основном по разнарядке сверху и могут лишь служить украшением правительственных концертов, представляя в основном фольклорный репертуар. В 1962 году Магомаев выступил на фестивале азербайджанского искусства в Кремле, исполняя «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели и арию Фигаро. «Этот парень совсем себя не бережет, если такую трудную арию повторяет на бис», — отозвался о концерте знаменитый оперный певец Иван Козловский. Министр культуры Екатерина Фурцева заметила: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон». Это «у нас» стало входным билетом в сонм великих «советских артистов»: теперь голос Магомаева был не только гордостью страны, но и важным элементом советского культурного экспорта. По линии ВЛКСМ Муслим Магомаев смог выехать на гастроли в Финляндию, после которых в журнале «Огонек» появилась статья «Юноша из Баку покоряет мир». В 1963 году певца приняли в Азербайджанский театр оперы и балета имени Ахундова, но к этому моменту он уже приобрел статус одного из главных национальных достояний: никто больше не задумывался о его азербайджанских корнях.

Иллюстрация 3.jpg

Муслим Магомаев играет на пианино в четыре руки с Александрой Пахмутовой

 

В 1964—1965 годах Магомаев прошел стажировку в миланском театре Ла Скала. Никто другой из эстрадных исполнителей не может похвастаться таким фактом в своей творческой биографии. После гастролей по СССР c материалом «Тоски» и «Севильского цирюльника» Муслиму Магомаеву было сделано предложение прийти на работу в Большой театр, но он прекрасно понимал, что его место — эстрада, а потому приглашение главного театра страны было отклонено. Магомаева везде ждал триумф. Ему даже предложили подписать контракт с парижским театром «Олимпия», где он провел успешные гастроли в 1966 и 1969 годах. Артисту был предложен ангажемент на год, но Министерство культуры выступило резко против, ведь певца с нетерпением ждали на правительственных концертах в Кремле. Муслим Магомаев позже напишет в своих мемуарах: «Оставаться было можно, но нельзя. И это был один из немногих случаев в жизни, когда ненавистное для меня слово «нельзя» победило мое любимое слово «можно»».

Иллюстрация 4.jpg

Цвет советской культуры: слева Тамара Синявская, в центре Клавдия Шульженко, справа Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. Ялта, фестиваль «Крымские зори», 1973 год

 

Этот поступок не остался незамеченным правительственной верхушкой: Магомаев получил звание народного артиста СССР в беспрецедентно молодом возрасте — 31 год. В число его поклонников входили и Леонид Брежнев, и Юрий Андропов: их весьма устраивал творческий репертуар певца. Основой его программ формально были арии из опер, романсы и песни патриотического содержания. Однако вызывает удивление тот факт, что совершенно официальный, идеологически выстроенный репертуар сосуществовал в его выступлениях с песнями, которые, по сути, были символами культуры Запада. Муслим Магомаев смог основательно стереть четкую границу между «серьезной» и «легкой» музыкой, существовавшую как на государственном уровне, так и в сознании зрителей. Магомаев был своего рода рупором, с помощью которого миллионы советских граждан смогли приобщиться к главным музыкальным достижениям остального мира.

 Мария Молчанова

___________________________

источник     

Рубрики:  СуперStars
Музыканты,художники, композиторы, поэты, писатели
Метки:  

Процитировано 26 раз
Понравилось: 66 пользователям

Ядвига32   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 06:18 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
Valkiriya76   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 09:11 (ссылка)
Прочла на одном дыхании. Очень люблю и уважаю Магомаева! Он - настоящая и самая яркая Звезда на музыкальном небе России!
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 09:55 (ссылка)
Я первый раз услышал и увидел его на нашем телевидении. Прекрасный голос, постановка тела, движение, вообщем всё покоряло раз и навсегда. Великий певец. Он доставил всему народу огромное удовольствие и сопереживание тому, что он исполнял. Я и сейчас его слушаю смотрю видеозаписи, с его участием, с огромным удовольствием. Жаль, что так рано уходят любимые люди. А всегда дорогие нашему сердцу люди уходят, к великому нашему сожалению, от нас очень рано.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
солнышко_5   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 10:13 (ссылка)
ЯРЧАЙШИЙ ТАЛАНТ, ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ ЛИЧНОСТЬ!
Ответить С цитатой В цитатник
галина7739   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 11:39 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Замечательный артист, певец!
С уважением, Галина
Ответить С цитатой В цитатник
j-way   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 12:37 (ссылка)
не могу сказать, что была от него без ума в сов. время, но сейчас по прошествии лет стала относиться к нему более благосклонно, мне в то время очень нравился Герард Васильев и Урманс Оттс
Ответить С цитатой В цитатник
Татва   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 13:00 (ссылка)
Благодарю, Дмитрий.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 13:03 (ссылка)
Непонятна фраза в заголовке: "потерянное чудо"...
Ответить С цитатой В цитатник
Zapoj   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 16:18 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
truskovalent   обратиться по имени Четверг, 22 Сентября 2016 г. 20:42 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Talya6   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2016 г. 04:26 (ссылка)
Спасибо. Любимый певец.
Ответить С цитатой В цитатник
Mjja   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2016 г. 07:50 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Салим_Мадыгулов   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2016 г. 12:10 (ссылка)
Любая песня в исполнении Муслима Магомаева звучала восхитительно. Спасибо автору!
Ответить С цитатой В цитатник
татьяна_дяглова   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2016 г. 12:19 (ссылка)
Неподражаем. И остался "самым лучшим".
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2016 г. 13:16 (ссылка)
Мне не было и 5 лет, когда меня взяли на концерт, посвященный дню Победы - это был 1962 год. Навсегда запомнила высокого, тоненького мальчика в черном костюме с потрясающий голосом. Эта песня -"Бухенвальдский набат" - очень долго потом была любимой.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
snml   обратиться по имени Пятница, 23 Сентября 2016 г. 20:24 (ссылка)
А действительно, почему потерянное чудо? Его биография была так ярка, любовь замечательной женщины. Он каждый день звонил ей из милана. А телефонистки, слушая его признания в любви, плакали.
Ответить С цитатой В цитатник
Egmara   обратиться по имени Воскресенье, 25 Сентября 2016 г. 22:13 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Рано ушел....А мог бы еще и еще нас радовать...
Ответить С цитатой В цитатник
Зоя_Федоровна   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 10:59 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
ЛГП   обратиться по имени Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 17:42 (ссылка)
Любим и преклоняемся до сих пор, спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Галочка7   обратиться по имени Вторник, 04 Октября 2016 г. 21:24 (ссылка)
Спасибо за яркую личность. Муслим Магомаев - один из НЕЗАМЕНИМЫХ. Его место некому занять.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 10 Октября 2016 г. 20:52 (ссылка)
повезло жить в Его время
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Андроня_Неизвестная   обратиться по имени Четверг, 27 Октября 2016 г. 22:35 (ссылка)
Я тоже считаю его неподражаемым певцом. Благодарю.
Ответить С цитатой В цитатник
NCalina   обратиться по имени Вторник, 01 Ноября 2016 г. 13:37 (ссылка)
Спасибо! Очень люблю в его исполнении "Ноктюрн".
Ответить С цитатой В цитатник
Балахна   обратиться по имени Среда, 09 Ноября 2016 г. 23:01 (ссылка)
Благодарю за любимого певца Муслима Магомаева!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку