-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей: 14785
Комментариев: 116865
Написано: 134394


Суриков черпал вдохновение в далеком прошлом и спасался от депрессии в Сибири

Суббота, 19 Марта 2016 г. 12:28 + в цитатник

Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи

В. Суриков. Автопортрет, 1913


В. Суриков. Автопортрет, 1913

Сегодня исполняется сто лет со дня смерти выдающегося русского художника Василия Сурикова. Его знаменитые работы «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» знают все, но мало кому известно, почему Суриков черпал вдохновение в далеком прошлом и как спасался от депрессии в Сибири, и что заставляет критиков говорить о революционной технике художника, прозванного за это «композитором». 



 
В. Суриков. Вид памятника Петру І на Сенатской площади в Петербурге, 1870

В. Суриков. Вид памятника Петру І на Сенатской площади в Петербурге, 1870

Василий Суриков родился в Красноярске, его род ведет начало от донских казаков, чем художник всегда очень гордился. Острое ощущение собственных корней, генетической связи с предыдущими поколениями, поиск в событиях прошлого ответов на вопросы современности, лирическое воспевание народных традиций и национальной истории – вот те черты, которые были присущи творчеству Сурикова на протяжении всей его жизни.



 
В. Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881

В. Суриков. Утро стрелецкой казни, 1881

Василия Сурикова по праву считают мастером исторической живописи. О своем творческом кредо он заявил уже в первой прославившей его работе – «Утро стрелецкой казни» (1881). Это первая часть исторической трилогии, посвященной эпохе Петра. Кроме этой работы, в трилогию входят картины «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Уже в этой работе проявились основные черты авторского стиля – повышенное внимание к колористике и сложная динамичная композиция. Именно увлеченность построением изысканной композиции заставила соучеников Сурикова по Академии художеств прозвать его «композитором».



 
В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

В. Суриков. Взятие снежного городка, 1891

Роковым событием в жизни художника, переломным моментом, разделившим ее на две части, стала смерть его жены Елизаветы Шаре после тяжелой болезни в 1888 г. Это повергло Сурикова в состояние глубокой депрессии. Он бросил занятия живописью и уехал из Москвы на родину, в Красноярск, предполагая остаться там навсегда. Не первый раз родная земля и ощущение своих корней стали спасительными для художника. Брат живописца убедил его приступить к работе над картиной «Взятие снежного городка». На ней изображена старинная сибирская народная забава – игра, популярная в казачьей среде в прощеное воскресенье масленичной недели. Эта картина излечила Сурикова от тоски. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», – признавался художник.



 
В. Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899

В. Суриков. Переход Суворова через Альпы, 1899

Виртуозное мастерство в построении композиции Суриков продемонстрировал в работе «Переход Суворова через Альпы» – вертикальный формат был абсолютно нехарактерен для батальных произведений. Кроме того, сцена построена так, будто лавина солдат обрушивается прямо на зрителя. «Главное у меня в картине – движение, храбрость беззаветная», – пояснял Суриков.



 
В. Суриков. Боярыня Морозова, 1887

В. Суриков. Боярыня Морозова, 1887

Одной из самых известных работ Сурикова стала «Боярыня Морозова». Картина имеет такую же сложную и динамичную композицию, как и предыдущие. Кроме того, она проникнута скрытым диалогизмом – внешне не связанная ни с кем из толпы боярыня Морозова, смотря поверх голов, как будто ведет скрытый диалог с каждым из присутствующих и с самим Богом.



 
В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком, 1895

В. Суриков. Покорение Сибири Ермаком, 1895

По мнению критиков, «Суриков создал самобытную художественную систему – четкий арифметический расчет и непревзойденный колорит создают ощущение соучастия в живой жизни ушедших эпох». Художник создал революционно новую технику письма, своеобразную математику живописи, о которой И. Грабарь писал: «Тут нет ни одного цветового пятна, не приведенного в гармонию с ближайшими по соседству и со всеми дальними. Тут нет ни одного миллиметра «пустой живописи». Все насыщено цветом с такой расточительностью, которая по плечу только гениям».



 
В. Суриков. Степан Разин, 1906

В. Суриков. Степан Разин, 1906

 
В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря, 1912

В. Суриков. Посещение царевной женского монастыря, 1912
 


источник         

Рубрики:  Пером и кистью.
Метки:  

Процитировано 12 раз
Понравилось: 21 пользователям

Ира_Ивановна   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2016 г. 13:33 (ссылка)
Очень понравился пост! Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Zapoj   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2016 г. 13:37 (ссылка)
Спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Светлана_Крымская   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2016 г. 14:19 (ссылка)
спасибо, Дмитрий! суриков - художник ВЕЛИКИЙ и раньшге мы- ученики начальных классов все эти картины видели в своих УЧЕБНИКАХ. Это входило в методику национально-патриотического воспитания ВСЕХ детей средствами ИСКУССТВА, будоража детские ЭМОЦИИ. К сожалению, за годы застоя и гниения системы в 70-80х годаж всё это было утрачено массовой серостью самих учитедей и в первую очередь, - ЧИНОВНИКОВ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТ КУЛЬТУРЫ. А без восстановления этих связей ничего невозможно вернуть!!задумался!

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
ЖАРКАНДИЙ   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2016 г. 17:27 (ссылка)
Исходное сообщение Светлана_Крымская
спасибо, Дмитрий! суриков - художник ВЕЛИКИЙ и раньшге мы- ученики начальных классов все эти картины видели в своих УЧЕБНИКАХ. Это входило в методику национально-патриотического воспитания ВСЕХ детей средствами ИСКУССТВА, будоража детские ЭМОЦИИ. К сожалению, за годы застоя и гниения системы в 70-80х годаж всё это было утрачено массовой серостью самих учитедей и в первую очередь, - ЧИНОВНИКОВ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТ КУЛЬТУРЫ. А без восстановления этих связей ничего невозможно вернуть!!задумался!

(Добавил ссылку к себе в дневник)


Браво, Светлана!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 19 Марта 2016 г. 17:39ссылка
если бы вы только знали: сколько и где только я не кричала об этом и не писала, начиная с конца 60-х годов! Как в ватную стену...Тогда я даже сама не понимала в чём было дело... Потом поумнела и осознала, что всё упирается в номенклатурный принцип непотопляемости. Ведь в культуру, а потом и образование попадали только те, кто успел завалить все остальные направления в стране.
vasily_sergeev   обратиться по имени Суббота, 19 Марта 2016 г. 20:01 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, спасибо! :))
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку