Суриков черпал вдохновение в далеком прошлом и спасался от депрессии в Сибири |
Мастер исторических полотен: почему Василия Сурикова называли композитором, а его работы – математикой живописи
Сегодня исполняется сто лет со дня смерти выдающегося русского художника Василия Сурикова. Его знаменитые работы «Утро стрелецкой казни», «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», «Степан Разин» знают все, но мало кому известно, почему Суриков черпал вдохновение в далеком прошлом и как спасался от депрессии в Сибири, и что заставляет критиков говорить о революционной технике художника, прозванного за это «композитором».
Василий Суриков родился в Красноярске, его род ведет начало от донских казаков, чем художник всегда очень гордился. Острое ощущение собственных корней, генетической связи с предыдущими поколениями, поиск в событиях прошлого ответов на вопросы современности, лирическое воспевание народных традиций и национальной истории – вот те черты, которые были присущи творчеству Сурикова на протяжении всей его жизни.
Василия Сурикова по праву считают мастером исторической живописи. О своем творческом кредо он заявил уже в первой прославившей его работе – «Утро стрелецкой казни» (1881). Это первая часть исторической трилогии, посвященной эпохе Петра. Кроме этой работы, в трилогию входят картины «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова». Уже в этой работе проявились основные черты авторского стиля – повышенное внимание к колористике и сложная динамичная композиция. Именно увлеченность построением изысканной композиции заставила соучеников Сурикова по Академии художеств прозвать его «композитором».
Роковым событием в жизни художника, переломным моментом, разделившим ее на две части, стала смерть его жены Елизаветы Шаре после тяжелой болезни в 1888 г. Это повергло Сурикова в состояние глубокой депрессии. Он бросил занятия живописью и уехал из Москвы на родину, в Красноярск, предполагая остаться там навсегда. Не первый раз родная земля и ощущение своих корней стали спасительными для художника. Брат живописца убедил его приступить к работе над картиной «Взятие снежного городка». На ней изображена старинная сибирская народная забава – игра, популярная в казачьей среде в прощеное воскресенье масленичной недели. Эта картина излечила Сурикова от тоски. «Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез», – признавался художник.
Виртуозное мастерство в построении композиции Суриков продемонстрировал в работе «Переход Суворова через Альпы» – вертикальный формат был абсолютно нехарактерен для батальных произведений. Кроме того, сцена построена так, будто лавина солдат обрушивается прямо на зрителя. «Главное у меня в картине – движение, храбрость беззаветная», – пояснял Суриков.
Одной из самых известных работ Сурикова стала «Боярыня Морозова». Картина имеет такую же сложную и динамичную композицию, как и предыдущие. Кроме того, она проникнута скрытым диалогизмом – внешне не связанная ни с кем из толпы боярыня Морозова, смотря поверх голов, как будто ведет скрытый диалог с каждым из присутствующих и с самим Богом.
По мнению критиков, «Суриков создал самобытную художественную систему – четкий арифметический расчет и непревзойденный колорит создают ощущение соучастия в живой жизни ушедших эпох». Художник создал революционно новую технику письма, своеобразную математику живописи, о которой И. Грабарь писал: «Тут нет ни одного цветового пятна, не приведенного в гармонию с ближайшими по соседству и со всеми дальними. Тут нет ни одного миллиметра «пустой живописи». Все насыщено цветом с такой расточительностью, которая по плечу только гениям».
Рубрики: | Пером и кистью. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Светлана_Крымская
спасибо, Дмитрий! суриков - художник ВЕЛИКИЙ и раньшге мы- ученики начальных классов все эти картины видели в своих УЧЕБНИКАХ. Это входило в методику национально-патриотического воспитания ВСЕХ детей средствами ИСКУССТВА, будоража детские ЭМОЦИИ. К сожалению, за годы застоя и гниения системы в 70-80х годаж всё это было утрачено массовой серостью самих учитедей и в первую очередь, - ЧИНОВНИКОВ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ И ОТ КУЛЬТУРЫ. А без восстановления этих связей ничего невозможно вернуть!!задумался!
(Добавил ссылку к себе в дневник)
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |