Ветреная госпожа мода в Петербурге |
"Для того, чтобы одеваться хорошо, надобно прежде всего иметь утонченный, образованный вкус. Не имеющим вкуса не пособят описания мод и модныя картинки. Разрядиться по моде, по последней картинке не значит еще одеться со вкусом. Люди светские никогда не одеваются по картинке, ни в Париже, ни в Лондоне, ни в Петербурге, - нигде". /Современник, 1847/
Петербург – город-мечта, город-миф. Созданный когда-то вопреки природе и человеческой разумности, он вобрал в себя всю красоту и духовность. История Петербурга соткана из мифов и легенд, и разыграна в потрясающих архитектурных декорациях. Неужели действительно правы те, кто утверждает, что Петр I и его приемники воспринимали Северную столицу как театр? Тогда эта пьеса уникальна. Потому что каждый в определенное время ее слышит по-своему. Главные герои сменяют друг друга, оставляя после себя костюмы и реквизит давно забытые ветреной госпожой Модой. Хотя если ее хорошо попросить, то она может многое нам рассказать. Ведь она властвовала в этом городе с момента его основания.
Если нововведения Петра I перевернули общественный уклад жизни в России, то Петербург начал с чистого листа. Здесь русские бояре сразу начали носить европейское платье, брить бороды, вывозить своих жен и дочерей в бесстыдно-открытых плaтьях нa aссaмблее, где женщины сaдились рядом с мужчинaми и даже танцевали иноземные танцы (до этого было не принято показывать женщин посторонним).
Демаков Евгений Александрович Петр I и Евдокия Лопухина |
Дворец Меньшикова. Университетская набережная, 15
Когда-то здесь произошла первая Петровская ассамблея – предшественница знаменитых русских балов – парадов европейских нарядов и модных причесок. Кстати, в Петербурге на балах старались одеваться по английской манере в белые туалеты, в Москве — пестрее и свободнее.
Но не все так просто. Европейскую моду Петр I ввел в обиход, но при этом поощрял своих подданных покупать одежду именно в России, а не за границей. Можно сказать, что Петр I создал отечественную текстильную индустрию и пригласил европейских мастеров с тем, чтобы они открывали в России магазины и обучали русских мастеров искусству западной кройки и шитья.
Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916). Ассамблея при дворе Петра I |
К середине XVIII века русская аристократия уже привыкла к европейской одежде. Тем более, что русские мастера научились не хуже европейских создавать уникальные экземпляры.
Магазин офицерских вещей. Владимирский проспект, 4
Но мода в мужском городе, как ни странно, начинается не с гражданской одежды, а с форменной. Как известно, в 1722 году Петр I ввёл “Табель о рангах”. С тех пор положение человека определялось не знатностью происхождения, а местом в государственной или военной службе, где для каждого рода была своя форменная одежда.
Практически все российские императоры в России носили только военную форму. Ее шили портные, специализировавшиеся на производстве военного обмундирования. Для сшитой военной формы требовалось еще множество элементов: головные уборы, погоны, аксельбанты, сапоги и т. д. Все это приобреталось в так называемых магазинах офицерских вещей. Хозяин магазина офицерских вещей - фабрикант И. Скосырев. Семейное дело существовало с 1812 года.
Ателье и магазин “Норденштрем Н.” Невский проспект, 46
Это одна из старейших столичных фирм, специализировавшейся на изготовлении военных мундиров. Основал ее Николай Иванович Норденштрем, приехавший в Петербург из Швеции в 1821 году.
Кирасир B.C. Трубецкой писал в воспоминаниях: "Ежедневно я после учений ездил в Петербург, где первым долгом посещал почтенного Норденштрема – знаменитого петербургского военного портного… там я без конца примеривал офицерский колет, сюртуки, вицмундиры, кителя, пальто, николаевскую шинель, короткие и длинные рейтузы и чахчиры с лампасами для парада, для гостиных и для повседневной жизни".
Магазин “Генри”. Большая Морская, 18
Здесь продавали морскую форменную и гражданскую одежду. Владел магазином гражданин Швейцарии Генри Фолленвейдер. Здесь можно было приобрести сюртуки, жилеты, брюки, смокинг, пальто, теннисные костюмы и даже велосипедные штаны. В этом же магазине чистили, ремонтировали и подгоняли одежду по фигуре.
Комната для заказов в роскошном магазине "Генри" в Санкт-Петербурге (Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга) |
Мастерская “Госпожа Ольга”. Миллионная улица, дом Черткова, № 25–27, квартира 13.
Русские аристократки стремились привозить костюмы из Парижа или шить по модным европейским образцам... Однако российские модельеры были готовы поспорить с французскими...
Ольга Николаевна Бульбенкова (Суворова) родилась в 1835 году в Нижнем Новогороде в семье священника. Когда девочке исполнилось девять лет, ее привезли в тетке, купхиче Бутановой, в Петербург. Тетка владела галантерейным магазином на Невском проспекте. Девочку отдали на обучение портновскому делу в придворную мастерскую. Когда хозяйка мастерской уехала из Петербурга, дело перешло к Ольге Николаевне. Сначала ее мастерская “Госпожа Ольга” находилась на Мойке, а потом переехала на Екатерининский канал. Ольга Николаевна шила парадные женские костюмы для императорской семьи. Ее туалеты носили три императрицы: Мария Александровна, Мария Федоровна, Александра Федоровна.
Платье парадное придворное императрицы Александры Федоровны Мастерская О.Н. Бульбенковой, Санкт-Петербург Россия. Конец 19 - начало 20 вв. Шелк репсового переплетения, искусственный жемчуг, бахрома; вышивка. Дл. лифа 39 см, дл. юбки 103 см, дл. |
Мастерская Бульбенковой в 1880-х годах находилась по адресу: Миллионная ул., д. Черткова, № 25–27, кв. 13.
Сохранился счет от марта 1881 года, который императрица Мария Федоровна оплатила Бульбенковой: "Г-жа Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы: платье белое Фан с двумя лифами (атлас 50 руб.; канаус 28 руб.; аграмант 49 руб.; кружево 21 руб.; волан 7 руб.; приклад 10 руб.; фасон 35 руб.)".
Золотошвейные работы для Ольги Николаевны исполнялись в мастерской И. А. Васильева, которая находилась на Екатерининском канале, а также в Новодевичьем монастыре в Москве.
Магазин тканей в Петербурге, расположенный в престижном торговом районе на Невском проспекте |
Юсуповский дворец. Набережная реки Мойки, 94
Самые роскошные балы давали в этом Юсуповском дворце. Однажды княжна Юсупова прислала графу Федору Петровичу Толстому и его дочери, приглашение на свой бал, подготовка к которому началась за год до его начала. Вот как дочь графа описывает эту подготовку: “В этом трудном деле нам помог француз, m-r Lenormand, который разъезжал в те времена по Петербургу со своими товарищами. За ним сейчас же послали, и у него тетушка выбрала для меня прелестную материю на бальное платье, костюм мой вышел точно не заурядный и не такой, как у всех. Платье мне сделали из бледно-голубого серебристого газа, а чехол под него из голубого муаре, так что волны муаре, сквозя из-под газа, изобразили из себя речную воду. Прибавлю к этому, что газ на юбке в нескольких местах подобрали букетами водяных лилий (ненюфаров). Ну, и вышла из меня какая-то ундина. Отец мой как художник одобрил вкус своей кузины, и она от похвалы его пришла в неописанный восторг. Про меня и говорить нечего, я была на седьмом небе”.
Но не только с волшебными балами, c этими непревзойденными показами мод, связан Юсуповский дворец. Не ошибусь, если предположу, что у вас или у вашей дамы на туалетном столике стоит №5. А может №22 или Cuir de Russie? Если да, то следующая тропинка должна привести нас в Юсуповский дворец, что на Мойке. Какая связь? В этих ароматах дух русской аристократии начала XX века. Если бы не то злодеяние в декабре 1916 года в Северной Венеции, то Великого князя Дмитрия Павловича Романова не выслали бы из страны и неизвестно, чтобы с ним тогда произошло. А благодаря ссылке, он через несколько лет в Венеции познакомился с Великой Мадмуазель. Страстный роман, длившийся всего год, открыл русский дух в мире парфюмерии. Ее проводником был бедный русский эмигрант-парфюмер Эрнст Бо.
Валентин Серов Портрет князя Феликса Юсупова. 1903 |
Магазин “Калина”. Большая Морская, 27
В самом центре роскошного торгового района находился магазин “Калина”, клиентами которого были фабриканты, акционеры, директора крупных предприятий. Его владелец – австриец Леопольд Калина, который приехал в Петербург как закройщик в фирму “Генри”. Вскоре он уже сам отрыл свое дело. В 1905 году на него работало около двадцати работников.
Швейники спят на полу мастерской, 1890-е годы. Очерки истории Ленинграда. Т. II. С. 209. Коллекция Библиотеки конгресса |
Модный Дом Бризака. Малая Конюшенная, 8
Можно сказать, что это был первый Дом высокой моды в нашей стране, который просуществовал почти 50 лет и был закрыт декретом Ленина в 1918 году. Модный дом был основан родителями Альбера (Августа Лазаревича) Бризака – любимого модельера императрицы Александры Федоровны. Жена Альбера Бризака, М-me Brizaak, тоже была модельером и работала в фирме наравне с мужем. Их сын, Рене Бризак, в своих воспоминаниях пишет, что "императрица очень любила мою мать, она относилась к ней с большим доверием и часто советовалась с ней относительно своих детей".
Мадам Бризак была великолепным психологом и маркетологом. Одна из ее современниц вот что пишет о ней: “Это была высокая смуглая женщина. Всякий раз, как она появлялась, чтобы проследить за примеркой, я указывала ей на дороговизну ее услуг. Бриссак сначала смотрела на меня с обиженным выражением лица, затем с заговорщицким видом шептала: "Прошу Ваше Императорское Высочество не кому не говорить об этом в Царском Селе, но для вас я сделаю скидку”. Позднее Алики рассказывала мне о том, как она посетовала на чересчур высокие цены, на что мадам Бриссак ответила: “Прошу Вас, Ваше Императорское Величество, никому об этом не сообщать, но я всегда делаю скидку для Вашего Величества”. Мы с Алики от души расхохотались! Вот старая пройдоха! Она так хорошо на нас заработала, что могла жить на широкую ногу в собственном особняке в Петербурге”.
Платье из шелкового атласа. Торговый дом "Бризак", Петербург, 1900-1905 |
В Доме мод Бризака работало около 200 человек, среди них только 60 портных.
Ресторан Палас-театра (Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии), Итальянская, 13
В годы Первой мировой войны стало трудно и дорого привозить наряды из Европы. Чтобы привлечь внимание модниц Петербурга к отечественному производителю в 1916 году здесь прошел первый в России показ отечественной моды – “Вечер моды”. Первые столичные красавицы стали в этот вечер моделями. Среди них была известная балерина Тамара Карсавина, которая показала модель красного вечернего платья по эскизу Бориса Анисфельда.
Ольга Глебова-Судейкина - одна из профессиональных русских манекенщиц показала модель красного манто по эскизу своего мужа, художника Сергея Судейкина.
А еще одна балерина Мариинского театра Людмила Бараш-Месаксуди продемонстрировала наряд из старинных русских набивных платков по эскизу князя Александра Шервашидзе.
Николай Богданов-Бельский (1868 – 1945) "Портрет Людмилы Бараш-Месаксуди". 1916. Холст, масло. Собрание Тверской картинной галереи. |
Пассаж. Невский проспект, 48
Дворцы, выставки, история – это все замечательно. Но разве мы можем прожить без шопинга? Насмотревшись на наряды прошлого, возникает желание примерить современные наряды. Петербург уникален тем, что здесь можно совместить шопинг и посещение исторических мест.
Еще великий Растрелли задумал и начал строить Большой Гостиный двор, что на Невском проспекте, 35. А закончили его в 1785 году. Тогда это был главный торговый комплекс Петербурга.
Рядом с Большим Гостиным двором в 1848 году на манер европейских торговых улиц по проекту Р. А. Желязевича был построен “Пассаж”. Идея постройки торговой галереи принадлежала графу Якову Ивановичу Эссен-Стенбок-Фермору. Первый этаж складской, второй – торговый, третий – жилой. В “Пассаже” также были и мастерские, и гостиницы, и кофейни, и бильярдные, и анатомический музей, и музей восковых фигур, и даже концертный зал.
Кстати, “Пассаж” был первым местом работы Надежды Ламановой. Наверно, это самый известный создатель одежды для императорской семьи. Окончив курсы кройки и шитья О.А. Суворовой, она вскоре поступила закройщиком в мастерскую мадам Войткевич в "Пассаже". Уже через несколько лет Надежда Ламанова открыла свое ателье в Москве. Интересно то, что она не умела рисовать. Ламанова пользовалась только булавками, не следуя никаким стандартам.
В 1910 году, в период работы над портретом Г.Л. Гиршман, К.А. Сомов в одном из писем подробно описывал ее костюм от Ламановой: "Сидит она в белом атласном платье, украшенном черными кружевами и кораллами, оно от Ламановой, на шее у нее 4 жемчужных нитки, прическа умопомрачительная". |
Эрмитаж. Дворцовая площадь, 2
Платья от Надежды Ламановой сейчас хранятся в Эрмитаже.
В коллекции Эрмитажа находится бальное платье мастерской Ламановой периода 1890 года, выполненное по заказу императорского двора |
Здесь также можно увидеть модные наряды и драгоценности за всю историю Петербурга.
Ювелирный магазин “Фаберже” (“Яхонт”). Большая Морская, 24
В Эрмитаже мы уже видели коллекцию Фаберже. Хотите побывать в доме Фаберже, что на Большой Морской? Правда, там уже давным-давно другие хозяева. Но в доме существует ювелирный магазин “Яхонт”. Может быть, там мы встретимся с духом знаменитого ювелира?
И вот мы обладатели прекрасных ювелирных украшений, которым просто необходим новый наряд! И он непременно должен быть единственным и неповторимым! Но тогда только шить! Тем более, что в советские времена, чтобы следовать моде, было принято шить одежду. Успехом пользовались частные портные.
В 1920-30-е годы в Ленинграде самой известной портной была Варвара Ивановна. До Октябрьского переворота она шила для актрис Петербурга. Многие ее клиентки жили в других городах, присылая ей фасоны, ткань и мерки по почте. Даже у частных обувщиков в Ленинграде было немало клиентов.
Ленинград, 1946 г. Заслуженная артистка Ленинградского театра музыкальной комедии Л.А. Колесникова в модном платье с подкладными плечами |
Фабрика “Трибуна”. Ленинградская область, город Тосно, улица Боярова, 2
В 1933 году была открыта артель “Фандориз”, где шили корсетные изделия. Позже, в 1956 году, артель выросла в Ленинградскую швейную фабрику “Трибуна”. Фабрика “Трибуна” существует и сегодня.
“Ленинградодежда”- ЦЕНТР СЕРВИС-МОДА. Набережная реки Мойки, 3
К услугам советских модниц было объединение “Ленинградодежда”. В 1935 году было образовано Управление индивидуальных заказов. В 1938 году оно преобразовано в Ленинградскую государственную швейную фабрику индивидуальных заказов. А в конце войны на базе этой фабрики был организован Ленинградский государственный трест индивидуального пошива "Ленинградодежда".
В 1962 году трест переименовали в трест индивидуального пошива и ремонта одежды "Ленинградодежда". А через пять лет его реорганизовали в Управление индивидуального пошива и ремонта одежды "Ленинградодежда" Министерства бытового обслуживания населения РСФСР.
И потом только через 20 лет, в 1988 году его снова реорганизовали в Территориальное производственное объединение индивидуального пошива и ремонта одежды "Ленинградодежда". А в 1993 году это уже было Государственное предприятие "Центр-сервис "Мода".
ЦЕНТР СЕРВИС-МОДА, как и “Ленинградодежда”, находятся в здании так называемого Круглого рынка. Это один из самых старинных рынков города, который был построен в 1790 году по проекту Джакомо Кваренги. Недалеко от рынка находилась финская церковь, поэтому этот рынок сначала называли Финским.
Ателье № 20. Гражданский проспект, 92
Ателье № 20 принадлежало "Ленинградодежде". Это было ателье 1 разряда и было очень популярно.
Дом мод на Петроградской. Каменноостровский проспект, 37
Это здание для Дома мод было построено в 1968 году. В то время Дом мод был вектором на рынке бытового обслуживания модной одежды.
Многие коллекции Дома Мод ТПО "Ленинградодежда" были авторскими. Правда, об авторах (Лавровой, Семеновой, Басалаевой, Королькова и других) мало кто знал. Все ателье города шили по лекалам Дома мод. Цены были весьма приемлемы и практически не отличались от фабричных швейных изделий.
В 1970-80-е годы в Дом мод были большие очереди. Бывало, что перед праздниками Дом мод работал круглосуточно. Клиентами Дома мод на Петроградской были Мария Пахоменко, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха и многие другие.
А мы поставим здесь многоточие…
Ветреная госпожа полетела дальше. Нам не угнаться за ней. Да и не стоит. Как говорила Коко Шанель: “Мода уходит, а стиль остается.” Загадочный и неповторимый стиль Петербурга поселился здесь навсегда.
Эльмира Мустафина "Ночное кафе" |
Рубрики: | Обо всем |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |