-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134335


Pусский живописец Михаил Нестеров.

Пятница, 18 Октября 2013 г. 18:04 + в цитатник

78_M

18 октября 1942 года умер русский и советский живописец Михаил Нестеров. Его картины отличаются проникновенным лиризмом, поисками и находками национально-русской темы. В них сквозит тонкая интеллигентность и глубокий внутренний мир художника; лирический пейзаж, фольклорные сюжеты, религиозные сценки, портреты и исторические полотна – все в его творчестве пропитано свойственной Михаилу Васильевичу нежной и мягкой атмосферой. «Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал «стиль Нестерова», и тот стиль никогда не повторится», — сказал как-то Розанов В.В. в одном из интервью…

Автопортрет

Автопортрет


Характер Нестерова в полной мере отражается в его работах, — точно таким же мягким и лиричным был и сам великий живописец. После революции он никак не мог ужиться с властями – ему запрещали рисовать в излюбленной им манере, и Михаилу пришлось практически полностью перейти на написание портретов; тем не менее сила его произведений была настолько велика, что непризнанными они остаться просто не могли. За год до смерти Нестерову присвоили самое почетное на тот момент звание Лауреата Сталинской премии первой степени, а Заслуженным деятелем искусств РСФСР он стал посмертно…

«Русские обычаи: смотр невест»

«Русские обычаи: смотр невест»


Сегодня мы вспоминаем самые известные работы Михаила Васильевича. Каждая из них производит совершенно особое впечатление, надолго задерживая взгляд, заставляя задуматься о многом, а может быть, и вернуться к ней еще раз. Давайте посмотрим их вместе?

«За приворотным зельем»

«За приворотным зельем»


На полотне «За приворотным зельем» (1888 г., Русский музей, Санкт-Петербург) мы видим совсем юную русскую красавицу, пришедшую к избушке колдуна за вожделенным средством. На ее лице написаны смущение и тоска: девушка прекрасно понимает, на что идет, но любовь превозмогла разум, и вот она здесь… Контраст драматического сюжета, веселых, ярких одеяний барышни и цветущей природы подчеркивает глубокую безысходную скорбь, которой пропитана картина.

«Видение отроку Варфоломею»

«Видение отроку Варфоломею»


Знаменитое полотно «Видение отроку Варфоломею» (будущему Сергию Радонежскому; 1889–1890 г.г., Третьяковская галерея) Михаил до самой смерти считал лучшей своей работой. Чувством чудесного проникнуты и фигуры, и среднерусский пейзаж на картине, вызвавшей самые противоречивые мнения и ставшей сенсацией XVIII Передвижной выставки.

«Богоматерь с младенцем»

«Богоматерь с младенцем»


«Богоматерь с младенцем» (1890 г.) с первого взгляда выглядит практически как икона, но только почти. Присмотритесь, — лица хоть и одухотворенны, но в глазах их тревога и нечто земное, едва уловимое. Великий художник считал, что быть иконописцем ему не под силу, хотя не мог не рисовать религиозные сюжеты – Михаил Васильевич был глубоко верующим человеком…

«Великий постриг»

«Великий постриг»


За картину «Великий постриг» (1898 г., Русский музей, Санкт-Петербург) Михаил Нестеров получил звание академика. Девушка в черном облачении, поддерживаемая двумя монахинями, в этой разворачивающейся печальной процессии завершает свое пребывание «в миру». Вскоре она станет одной из монахинь. Идущая впереди послушница со свечой в руке олицетворяет собой образ неумирающей надежды на будущее спасение души в молитвах… Произведение полно тонкой поэзии и созвучия нотам внутреннего состояния его героев.

«Две гармонии»

«Две гармонии»


Самой светлой, лиричной и романтичной картиной живописца является полотно «Две гармонии» (1905 г.). Мастер проводит видимую параллель: двое влюбленных – и двое лебедей. Иван-царевич и Василиса Премудрая? Сюжет явно навеян русскими сказками, а идеей является «Верность навсегда», — Михаил так и остался верен своей любимой жене, умершей в родах…

«Душа народа»

«Душа народа»


Грандиозное полотно «Душа народа» (1916 г.) является самым большим из всех работ мастера, и включает в толпу людей — «очарованных странников» фигуры Достоевского, Льва Толстого и Владимира Соловьева. Огромная, напряженная толпа четко контрастирует с мягкостью пейзажа, — люди идут «искать правду». «Душой» становится бегущий впереди крестьянский мальчик, которого Нестеров рисовал с собственного сына Алеши.

«Девушка у пруда»

«Девушка у пруда»


«Девушка у пруда» (1923 г.) разительно отличается от остальных барышень и женщин, которых когда-либо изображал художник. В ее лице нет смирения, мягкости и нежности, за классическими чертами лица угадывается твердый, страстный и даже властный характер. Н.М.Нестерова (а перед нами именно она) вся – порыв, движение, кажется, что она лишь на мгновение присела, поддавшись желанию собраться с мыслями…

«Портрет академика И.П.Павлова»

«Портрет академика И.П.Павлова»


За «Портрет академика И.П.Павлова» (1935 г., Третьяковская галерея) Михаил был награжден Сталинской премией первой степени. Это одна из последних его работ, ведь после революции художник практически не рисовал. Любимые им религиозные темы не признавались и допускались только «на экспорт», военный жанр он не признавал принципиально. «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью», — говорил Михаил Васильевич. Ему оставались только портреты. А премию он получил всего за год до смерти…

«Портрет скульптора Веры Мухиной»

«Портрет скульптора Веры Мухиной»


Без «Портрета скульптора Веры Мухиной» (1940 г., Третьяковская галерея) наш обзор был бы неполным. Композиционным центром работы является ярко-красная брошь, держащая ворот белой блузы. Сосредоточенность Мухиной Нестеров противопоставляет стремительному динамизму, отчаянному порыву, который она передает в своем творении. Благодаря такому эмоциональному контрасту картина получает особую выразительность, активную внутреннюю жизнь, тем самым раскрывая сложный характер самой Веры Игнатьевны – автора множества известных произведений, в т. ч. знаменитой группы «Рабочий и колхозница», представленной на всемирной выставке в Париже в 1937 году.



Юлия Хожаенко

Рубрики:  Пером и кистью.
Метки:  

Процитировано 18 раз
Понравилось: 23 пользователям

shirokovskaja   обратиться по имени Shirokovskaja Пятница, 18 Октября 2013 г. 18:25 (ссылка)
Спасибо Дмитрий за хороший пост о Великом русском художнике.
Ответить С цитатой В цитатник
rinagit   обратиться по имени Пятница, 18 Октября 2013 г. 18:33 (ссылка)
Dmitry_Shvarts, Спасибо!Очень впечатляет!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку