Дилижансы |
*A Paris Diligence*
НЕБОЛЬШАЯ СПРАВОЧКА:
Дилижанс (от французского carosse de diligence, «проворный экипаж») – междугородный общественный транспорт, многоместная карета на конной тяге, перевозившая пассажиров и почту. Почтовые дилижансы получили наибольшее распространение в конце XVIII – начале XIX века, их средняя маршрутная скорость составляла всего 9–10 км/ч. Например, поездка по маршруту Париж – Базель занимала 60 часов. Ехали дилижансы днём и ночью, и остановки делались только на покушать в тавернах и для смены лошадей. С появлением железных дорог их значение резко упало, но последние дилижансы использовались ещё в начале XX века, когда их сменили автобусы (например, в Нидерландах последний маршрут дилижансов действовал до 1915 года).
В России первое дилижансное общество было организовано в 1820 году: маршрут от Санкт-Петербурга до Москвы преодолевался за 4–4,5 суток. В 1838 году открылась линия дилижансов от Гатчины до Царского Села, в 1841-м дилижансные линии связали столицу с Ригой и Варшавой, с 1852-го открыто регулярное движение почтово-пассажирских дилижансов по линии Москва – Харьков.
В фильмах дилижанс кажется вполне комфортным средством передвижения, но на деле внутри царила чудовищная теснота. Четверо пассажиров сидели на двух относительно удобных сидениях лицом к лицу, остальные четверо – на откидных сиденьях на дверцах. Нередко из-за ненадежности замков дверцы открывались – и пассажиры выпадали на ходу.
При таком весьма относительном комфорте стоимость проезда в рейсовом дилижансе доступной назвать было никак нельзя… На первороссийском маршруте от Санкт-Петербурга до Москвы (напомню, время в пути – 4–4,5 суток) цена билета составляла 20 целковых серебром за одного пассажира – на современные российские это порядка 40 000 рубликов.
Поезда несколько исправили положение – в начале 1850-х годов пассажирский поезд преодолевал расстояние от Петербурга до Москвы за 22 часа, причем цена проезда сократилась: в вагоне I класса – 19 рублей серебром, во II классе – 13 рублей, в III – 7 рублей (впрочем, совсем простой народ ездил в товарных вагонах и на открытых платформах за 3 рублика). Тоже, конечно, недёшево – поскольку, например, в 1853 году в Российской империи средняя зарплата составляла 23 рубля и 5 копеек серебром, и на эти деньги тогда можно было купить 1152 кг картошки.
Любопытно, что первые железнодорожные вагоны по внешности и устройству были фактически дилижансами, поставленными на рельсы. Сами посмотрите на английский пассажирский вагон I класса на линии Ливерпуль – Манчестер:
*All Right, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*
*Going Shooting; a Postillion and Pair with a Game Cart*
*A London Cab*
*London to Bristol and Bath stage coach*
*The Olden Time, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by J. Harris*
*Changing Horses, from ‘Fores Coaching Recollections’, engraved by John Harris*
James Pollard *The Liverpool and London Royal Mail Coach (1812)*
James Pollard *Coaching scene*
James Pollard *Kidd’s Omnibus to Turnham Green at the Angel Inn*
James Pollard *Hyde Park Corner *
James Pollard *A Royal Mail Coach on a flooded road*
James Pollard *The Approach to Christmas (1849)*
James Pollard *Quicksilver Royal Mail passing the Star and Garter at Kew Bridge (1835)*
James Pollard *The London-to-Brighton Coach at Cheapside, 18th July 1831*
James Pollard *A Barouche drawn by Four Greys passing a Jacobean Mansion (1830)*
James Pollard *The Elephant and Castle on the Brighton Road (1826)*
James Pollard *The Exeter Royal Mail on a country road*
James Pollard*The Mail Coach in a Thunderstorm, engraved by R.G. Reeve (1827)*
Henry Thomas Alken *Coaching Scene*
Jan Brueghel, the Elder *River Landscape*
Hyde Park Corner, after James Pollard, published by Ackermann (1836)
David of York Dalby *Horse and Carriage*
Herbert Jones *A Four-in-Hand Race at the Five Bells Tavern, New Cross*
John Frederick Herring, Sr *The Edinburgh to London Royal Mail Coach*
John Frederick Herring, Sr *Roundheads at an Arundel Church*
John Frederick Herring, Sr *Barnet Fair*
John Frederick Herring, Sr *’Confidence’, drawing a gig driven by a groom (1842)*
Henry Thomas Alken *The Dover to London Coach: In Winter*
Thomas Musgrave Joy *Travelling Past 1760, ‘Your Money or Your Life’ (1861)*
J.C. Maggs *Changing Horses outside the Plough Inn, Cheltenham*
Frederic Sorrieu *View of ‘La Belle Jardiniere’ department store and the Pont Neuf*
Joseph Highmore *Pamela leaves Mr B’s house in Bedfordshire, from `Pamela: or Virtue Rewarded’ by Samuel Richardson*
James Tissot *The Bridesmaid *
John Ritchie *Summer Day in Hyde Park*
Briston-London Stagecoach
Antoine Charles Horace Vernet *Hunt meeting, engraved by Philibert Louis Debucourt*
Antoine Charles Horace Vernet *Napoleon on a hunt in the Compiegne Forest (1811)*
Abraham Solomon *The Departure of a Diligence from Biarritz (1862)*
Thomas Hosmer Shepherd *Lower Regent Street, pub. by Ackermann*
William Powell Frith *A Stagecoach Adventure, Bagshot Heath (1848)*
Pierre-Denis Martin *The Inauguration of the Church of the Invalides by Louis XIV*
Maurice Delondre *On the Omnibus (1880)*
Albert Adam *English Horses (1874)*
Jean-Baptiste Edouard Detaille *London Street (1869)*
The Stage Arrives
Adam Frans van der Meulen *The Entry of Louis XIV*
Рубрики: | Пером и кистью. Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |