Александр Панкратов-Черный. Актер, режиссер, поэт... |
Сегодня ему исполняется... 64. Он получил свою фамилию от первого мужа своей матери, чтобы остаться "не запятнанным", а "полупсевдоним" - чтобы его не путали с другим. Он стал актером, потому что простаивал без работы как режиссер, но одно время был профессиональным поэтом. Он не жалует журналистов, не ощущает своего возраста и до сих пор не верит, что ему удалось столько прожить на этой земле...
Александр Васильевич Панкратов.
Он родился на Алтае, куда его предков со стороны матери сослали "за казачество и неприятие советской власти". Собственно, и по линии отца он тоже казак, но черниговский (мама была из донских).
Панкратов - фамилия первого мужа матери Александра. Ее-то - как не запятнанную (ибо человек пропал без вести в японскую войну) - и было решено дать мальчику, дабы оградить его от лишних неприятностей с советской властью. По родному же отцу Александр мог бы быть Гузевым.
Семья была большая - четверо детей. Но до совершеннолетия дожили только двое - Александр и его сестра Зинаида.
Мама видела сына военным. Он же не мыслил себя без сцены, без клоунады, без кино. Отучившись в школе-семилетке, он поступил в Горьковское театральное училище, а по его окончании три года работал в Пензенском драматическом театре. А дальше отправился покорять Москву - поступать во ВГИК на режиссерское отделение.
Его дипломная работа заинтересовала Андрона Кончаловского, который пригласил молодого режиссера к себе в ассистенты на съемки Сибириады (1978). Помимо этой "должности" Александру посчастливилось получить и небольшую роль Сашки в картине, которая была удостоена специального приза на Каннском фестивале.
Его первой самостоятельной режиссерской картиной стал фильм Взрослый сын (1979), где, к слову, он выступил сразу в двух ипостасях - актер и режиссер.
Но его режиссерский талант слишком долго ждал своего часа - после дебюта Александру удалось снять только три фильма: Похождения графа Невзорова (1983), Салон красоты (1985), Cистема "Ниппель" (1990).
За неимением возможность полностью реализовать одну свою мечту, Александр вспомнил о другом своем детском увлечении. Помимо режиссерского кресла он мечтал стать... поэтом. Вот в смутные 1990-е, когда кинематограф был на грани развала (как и вся страна), Александр профессионально занялся поэзией.
*** Дом бревенчатый y леса, На обрыве, y реки... Два окна из-под навеса, Как глаза из-под руки, Смотрят молча на дорогу Днем и ночью, каждый год. - Ждут кого? - Известно Богу, Дa тому, кто там живет. А живет в дому у леса Одинокая вдова - Ее писал один повеса Очень нежные слова... Поздним вечером, к закату, Ветер лесом зашумит, И она ему, как брату, Тихо шепчет: "Он убит?"- И заплачет, так заплачет! Что не выразят слова... Так вдова живет, тем паче - Молодая - в двадцать два. |
*** Мама, милая, дорогая... Как печально мне без тебя...- И погода у нас такая Снегом кружится и, слепя, Видеть улицу и дорогу Не позволит ни в ночь, ни в день. Ветер ставнями бьет тревогу - В дом, как в колокол, как в мишень, В душу гонит тоску по каплям... - Грусть слезами готова течь, И мерещится месяц саблей, Будто звездная в небе сечь. И в ночи не хватает свечек, Чтобы тени ушли к углам... От простуды укрыться нечем - Не хватает душе тепла... Вот погода у нас какая, Мама, милая, дорогая... |
Ему принадлежит авторство молитвы, которая была положена на музыку Луизы Хмельницкой и в 1996 году была исполнена Иосифом Кобзоном на открытии Храма Христа Спасителя (с благословения Синода).
Господи! Дай же мне волю! – Рощу с березовым соком, Песню с печалью и болью О птице, парящей высоко, О маме, дождавшейся сына, О сестрах, встречающих брата – А не о вдовах, застывших у тына, Убитых бессмертьем солдата… Господи! Дай же мне волю! – Солнце, горящее в синем, Звезды на черном с луною Но не войны над Россией, Но не стрельбы надо мною… Дети, смотрящие в небо, Пусть удивляются птицам, Запаху свежего хлеба И улыбнувшимся лицам… Господи! Дай же мне волю!.. |
На его счету более 90 фильмов и несколько спектаклей. Он снимался в мюзикле Мы из джаза (1983), совершенно не умея играть ни на одном музыкальном инструменте. Он ворвался в кино и мгновенно влюбил в себя добрую половину зрителей благодаря своей улыбке... Однако сам актер всегда говорил, что он - как и положено комедианту - в душе невероятно грустный человек...
Рубрики: | TV. Кино и Подмостки |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |