Русский модельер Надежда Ламанова |
Валентин Серов. Портрет Н.П.Ламановой. 1911
Среди плеяды российских мастеров костюма рубежа веков первое место по праву принадлежит Надежде Петровне Ламановой, одному из самых талантливых русских художников-модельеров, человеку интересной судьбы, прожившему долгую творческую жизнь.
Родилась она в 1861 году в семье военнослужащего в Нижнем Новгороде.
В 1881 году она поступает в школу кройки и шитья О. А Суворовой в Москве. После её окончания Н. Ламанова несколько лет работает по найму в московской модной мастерской Войткевич, вскоре заняв здесь место ведущего модельера. А в 1885 году, когда ей едва исполнилось 24 года, открывает в Москве свою мастерскую.
Работы фирмы Н. Ламановой, благодаря исключительному таланту и высокому профессионализму её основателя, очень скоро завоевали признание заказчиков и приобрели большую известность как среди московской и петербургской знати, так и в театральном мире и в кругах русской интеллигенции.
В 1902-1903 годах Н.Ламанова, наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестёр Калло и др., с успехом участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Её мастерская в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке в доме Адельгейма.
До наших дней сохранилось очень незначительное число работ этого интереснейшего модельера. Самым богатым собранием костюмов Н. Ламановой владеет Государственный Эрмитаж, где хранятся четырнадцать платьев, принадлежность которых данной фирме подтверждается маркой в виде автографа мастера, напечатанной золотой краской на белой шёлковой ленте корсажа.
Трудно переоценить значимость этой коллекции для истории развития отечественного моделирования, тем более что в других музеях страны работы фирмы Ламановой представлены единичными экземплярами.
Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий – фонарик. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блёстками, по декольте и подолу – гирлянды искусственных цветов и бантов.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье визитное из сукна бежевого цвета.
Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Покроя «принцесс», приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья. Длинные рукава покроя «жиго» – очень густо собраны у плеча, узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой тамбурным швом цветным шёлком и блёстками в виде вертикальных полос и цветочных гирлянд.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле.
Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф 1 – притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до локтя, с широким воланом. Лиф 2 – притален, на косточках, со шнипом, очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена, по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом, вышивкой стальными блёстками разной формы и стразами орнамента из венков, лент и гирлянд.
В этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских – Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф.
Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из жёлтого бархата и шифона.
Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлинённый, притален, со шнипом, на драпированном поясе из жёлтого атласа, с небольшим напуском спереди. Рукава короткие, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле.
Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом, притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по тюлю и вышивкой блёстками и фасонными шишками цветочного узора.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны.
Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блёстками и стразами.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье парадное придворное из розового муара.
Лиф, шлейф, пелерина, юбка – реконструкция. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте, удлинённый, со шнипом, сильно притален, рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.
Платье вечернее (лиф и юбка) из зелёного атласа и чёрного шифона.
Лиф с небольшим декольте утлом, мягкий, без косточек, с напуском у талии. Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка – шёлковая бахрома и вышивка цветным шёлком и металлической нитью стилизованного в стиле «модерн» цветочного узора из хризантем, листьев и стеблей в виде завитков.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля.
Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие – кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шёлком в тон ткани растительного орнамента в стиле «модерн».
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона.
Лиф мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав короткий, покроя кимоно. Юбка узкая, прямая, спереди с тюником, по спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шёлком и серебряной нитью растительного узора, расположенного по границе соединения тканей.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и чёрного машинного кружева.
Лиф мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к лифу, с двумя тюниками. Один – из белого шифона с вышитой белым и чёрным бисером, стеклярусом и стразами широкой каймой из чередующихся ваз разной формы с букетами; второй – из чёрного кружева, сзади переходящий в шлейф.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913
Платье вечернее из лёгкого чёрного шелкового крепа и атласа.
Лиф мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая, собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках, спинка без кистей. Пояс отсутствует.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Платье вечернее чёрного машинного кружева с мелким растительным узором.
Лиф удлинённый, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка – вышивка чёрным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть спереди юбки.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и чёрного тюля на чёрном шелковом чехле.
Лиф мягкий, без косточек, свободный вверху, у талии заложен складками, двойной: нижний, из белого кружева и тюля – открытый, на лямках; верхний – из чёрного тюля, с декольте углом и рукавом покроя кимоно за локоть. Юбка из белого кружева, густо собрана по талии, на чёрном шёлковом чехле, с двойным тюником из чёрного тюля с неровной линией подола.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Т.Т. Коршунова. Русский модельер Надежда Ламанова. Каталог выставки. Издательство Государственного Эрмитажа. Спб., 2002
Валентин Серов. Портрет артистки М.Н.Ермоловой.1905
(Платье мастерской Н.Ламановой)
Константин Сомов. Портрет Е.П.Носовой. 1910-1911
(Платье мастерской Н.Ламановой)
Рубрики: | Интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |