-Я - фотограф

Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Dmitry_Shvarts

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 134438


“...так, как это было вчера”

Понедельник, 19 Июля 2010 г. 13:05 + в цитатник

от: Elizaveta

Струнное трио Гидеона Кляйна (1919 –1945). Написано трио в 1944 году в гетто Терезин. Это последнее произведение, созданное композитором. Документы сохранили точную хронологию написания всех трех частей произведения.


Первая часть будет дописана в мае 1944 года.
Вторая будет закончена к 21 сентября.
Третья завершена к 7 октября.

Через девять дней – 16 октября 1944 года - его депортируют.

//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Гидеон Кляйн - композитор, пианист, музыкальный критик, родился в 1919 году в городе Пршерове (Моравия). Для начала музыкального образования хватило местной школы.


Детская фотография

А затем, с 11 лет уже понадобилась Прага. Пока – не переезд, но ежемесячные визиты. В консерватории Пражской он будет учиться в классе проф. Розаны Корзовой.


Студенческие годы

Максималистом он был. Требовать от себя многого хотел и умел. Консерватория будет делить Гидеона с двумя (!) пражскими университетатами: с университетом Чарльза - там Гидеон будет изучать композицию и музыковедение, и с Карловым университетом, его философским факультетом.

Композиторским тайнам Кляйн будет учиться под наблюдением Алоиса Габы, кому современная чешская музыка обязана, фактически, своим устоявшимся местом на музыкальной карте Европы.

Да, учитель у Кляйна был смельчаком. Именно Габа в 1929 году предложит фирме Förster изготовить фортепианную клавиатуру, включающую четверть-тоновые клавиши. Попытка будет совершена, правда, на ниве европейской музыки не приживется, отставив за музыкой других широт привилегию этой тонкой пограничности расстояний и различий между звуками.

Можно, конечно, было бы подстраиваться к энциклопедическим перечислениям, но достаточно одного слова.
Прага.
С её концертными залами, с её боготворением светил музыкальных - собственных или заезжавших - ненадолго ли, оседавших ли...А ведь период Кляйна в Праге – это и период исполнения, если не первого, но второго после Вены точно, произведений композиторов Нововенской школы.

Кляйн много выступал и до оккупации Праги. Как-то не стало водоразделом в его творческой биографии это событие. Он просто сменит свое имя на сценический псевдоним – Карл Вранек, и лишь немного подстроит географию концертных площадок под новую реальность.

Если это будут домашние концерты –прекрасно. Если это будет театр
комика Буриана – великолепно. Ведь главное, ты творишь, и музыка звучит.


Власта Буриан

Кстати, Власта Буриан был первым, кто воплотил в кинематографе образ Кисы Воробьянинова ( правда, под другой фамилией) в экранизации 1933 года знаменитого романа Ильфа и Петрова, который в чешской версии назывался «Dvanáct křesel»







//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Но вернемся к Кляйну. Современникам в свой последний преддепортационный год Кляйн запомнится таким:

“Я встретила Кляйна в Праге в 1940 году. Высокий, стройный, черноволосый. Очень живой, прекрасно владеющий собой. Самый талантливый, по общему признанию. Знал языки, быстро их схватывал. Французский, английский, греческий, латынь, фантастичская образованность поражала всех. В нем была магия” (Труда Солар, пианистка)

В тот же- 1940-й - год попытка Гидеона Кляйна выехать в Лондон, куда он будет приглашен по инициативе Королевской музыкальной академии, успехом не увенчается...

//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Как свидетельствует хроника гетто Терезин, первым мероприятием, организованным Отделом Досуга ( был и такой в гетто, ведь Терезину нацисты отвели роль “потемкинской деревни” в общении с общественностью, интересующейся аспектами еврейской политики Гитлера, и, следовательно, культурная жизнь обитателей гетто должна была не затихать ни на минуту.) был концерт, состоявшийся в комнате номер 69 Судетских казарм. Концерт был дан в честь новоприбывших в гетто на транспорте АК 2. Кляйн был среди пассажиров этого состава.


Прибытие депортированных в гетто Терезин


Фамилия Кляйна среди фамилий других деятелей искусств в списке Отдела Досуга гетто Терезин

Инструменты будут попадать на территорию гетто разными путями. Но вот разбитый рояль остался после вынужденного ухода из этого военного городка местного населения. Заброшенный, оставленный на чердаке, он очень скоро повстречал того, кто искал этой встречи, кто доверил ему всё накопленное.

Была такая актриса в Израиле. Звали Нава Шён. Вообще-то, её звали Вава. Вава Шенова.

И была она когда-то узницей гетто Терезин. И на том чердаке, на концерте Гидеона - она тоже была.

“ На чердаке тьма. Лишь несколько свечек на пианино освещают приподнятую над клавиатурой, внутренно собранную фигуру Гидеона Кляйна. Все окошки закрыты, все щели заткнуты – чтобы ни звука не проникло вовне. Мы, друзья Гидеона, сидим на полу около пианино. Мы взмокли, в нас пылает жар куда более сильный, чем если бы мы были в концертном зале. Это крещение искусством.”


Работа Йосефа Спира, сделанная в Терезине

Если мы захотим узнать, что звучало на том концерте, нам в помощь будет стихотворение Михаила Флаха* “Концерт на чердаке бывшей школы”.

Мы в плену у белых пальцев слуги Б-жьего.
Полстолетия на этом пианино никто не играл так, как это было вчера.

Призраки рук,
Тихие звуки,
Удары во всю горловую мощь.
Лоб человека этого тяжел, как небо перед грозой.

И все пружины жизни забывают скрипеть в безвучном волнении.
Полстолетия на этом пианино никто не играл так.

Наш добрый друг – время –
Улетело из всех циферблатов,
Будто пчела, долго прожившая
и много принесшая меду,
чтобы сидеть вот так и греться на солнце.

Так всегда с глазами закрытыми сидит иной человек
И глядит, не открывая глаз, на клавиши,
Как на вены, в которых спокойная кровь течет,
Пока не коснется их нож поцелуем поющим.

А этот человек перерезал вчера свои вены,
Открыл свою грудь и все трубы органные.
Всех птиц подкупил, чтобы пели и пели...

И мы в ловушке у белых пальцев слуги Б-жьего.
Склонялись каждый по своему перед финалом Бетховена.

Тяжел был твой лоб, как небо перед грозою.

(цитирую по книге Елены Макаровой “Крепость над бездной”, перевод Инны Лиснянской )

Можно лишь предполагать, о каком бетховенском финале идет речь в этом стихотворении. Я решилась на свою версию разгадки. Буду рада, если кто- то захочет поделиться собственным видением.

Финал бетховенской 17-й сонаты, известной также под названием “Буря”
Исп. Вильгельм Кемпф


Об игре Кляйна сохранились и отзывы коллег.


Виктор Ульман

Профессиональный, чуткий взгляд композитора Виктора Ульмана ( 1898-1944), отмечал вот что:

"Гидеон Кляйн – несомненно очень значительный талант. Его прохладный объективный стиль игры очень импонирует молодым пианистам. Не случайно в репертуаре Кляйна соната такого композитора как Яначек. Ведь и Яначек, даже когда холоден, мощный личностный автор.”

Здесь - "In the Mists" Яначека, третьей величины, после Дворжака и Сметаны в списке музыкальной доблести Чехии...


//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Гидеон Кляйн в Терезине писал музыку и писал о музыке.
Известны его многочисленные обзоры-рецензии, на происходившие в гетто музыкальные события.

“ Если бы люди, никогда здесь не жившие, увидели недельные музыкальные программы отдела досуга, они были бы сражены обилием и выбором исполняемой музыки. На население менее 30 000 человек здесь приходится по 7 сольных, инструментальных или камерных концертов в неделю, а также три оперы в концертном исполнении, исключительно сложные вокальные произведения, а также "Реквием" Верди или оратория Мендельсона "Илия", не говоря уже о концертах старинной и современной музыки.”



Что интересно, скидок на ситуацию, на обстоятельства он не делает.
Кляйн пишет о "титанических усилиях, прикладываемых дабы держать исполнительский уровень на подобающей высоте.”
И это в условиях постоянной “пропажи” музыкантов.
В условиях, когда неизбежна смерть, он опасается “неизбежности дилетантизма.”
Критически взирает на спешку при выпуске спектаклей и программ, как-будто своей неспешностью пытаясь протовостоять ритму смерти, заданному совсем не им.

От чего Кляйн- музыкант страдает в гетто Терезин?
И об этом он напишет:

"Мы страдаем прежде всего от отсутствия контактов с внешним миром, мы оторваны от процессов, происходящих в свободном музыкальном и исполнительском мире. За время пятилетней изоляции (статья написана в 1944 году-прим. моё) публика исчерпала резервы критического мышления. Концертирующий творческий музыкант здесь теряет куда больше, чем публика – он не может принимать участия в конкурсах, ему неоткуда получать новые творческие импульсы.
В нашем положении недостатки качества компенсируются за счет энтузиазма и приверженности своему ремеслу – этим зачастую подменяется истинно оригинальное и интенсивное творческое выражение.” ( из статьи "Заметки по поводу музыкальной культуры Терезина")

О подмене этой, мучительной для любого творящего, пишет человек, написавший в гетто(!):

4 пьесы для струнного квартета.
Дуэт для скрипки и альта, дуэт для скрипки и виолончели
Дивертисмент для 8 духовых инструментов
Мадригалы для хора на слова Вийона и Гельдерлина
Фантазия и фуга для струнного квартета
Соната для фортепиано
Трио для струнных

Аранжировки народных песен для хоров
Цикл “ Чума” ( не сохранился.)

В гетто Терезин Кляйн напишет ещё одну статью.
“О так называемом политическом воспитании поколения”.
Что мог предложить он, музыкант в этой сумятице мнений, в этой переменчивости настроений...
Он просто писал хоры на ивритские тексты. Ведь язык – это уже полдела.

"Куда полетишь ты, мой паренек...?"
Для женского хора на стихи Яакова Шимони, 1942 год.


рукопись автора

 


//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Его полет оборвался в лагере Фюрстенгрубе, на угольных шахтах, которые надо было пробуждать от 20-летнего бездействия.

Один из заключенных вспоминает:

"Мы стояли в очереди на медосмотр совершенно голые. В абсолютно пустой комнате стояло пианино, и охранник СС , которому видно стало скучно, спросил, кто умеет играть. Голый Кляйн подошел к пианино и сыграл что-то из своих сочинений. Если бы Кляйн сыграл для СС вальс, а еще вернее, марш, - тот мог бы зачислить музыканта в лагерную самодеятельность. Но Гидеон этого не сделал. Противостояние художника –вечного ребенка – озверевшему плебсу закончилось трагически. Кляйн умер в конце января 1945 года, за несколько дней до освобождения лагеря.”

“Прижми свои ладони к сердцу
Окаменевшему и пой!
Ему помогут отогреться
Твои слова и голос твой.”

Ицхак Каценельсон, 1944 год, лагерь Виталь (Франция)


Это была вторая часть из Струнного трио, последнего произведения Кляйна в переложении для струнного оркестра. Писав это, думается мне, не случайно он использовал форму вариаций, представляя нам тему старой моравской колыбельной. Это такой взгляд в полоборота назад, к началу, к истокам, уже без динамики столкновения противоположностей,
лишь констатация фактов, как и подобает вариациям...

//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Первый послевоенный концерт из произведений Гидеона Кляйна состоится в в Праге уже 6 июня 1946 года в Праге, в концертном зале РУДОЛЬФИНУМ. Инициатором будет сестра композитора, Элишка Кляйнова. (1912-1999).


Брат и сестра, довоенная фотография

Перед депортацией Гидеон оставит своей давней подруге Ирме Земской ноты всего написанного в Терезине. Оставит и наказ – передать всё это его сестре.


Рукопись трио

Элишку депортировали в Освенцим ранее, чем брата. Но, почему-то, Гидеону казалось, что сестра – это верный выбор. И он рассчитал судьбу правильно. Лиза Кляйн (или Элишка Кляйнова) была пинисткой, музыковедом, писала много для детей, занималась музыкальным редактированием. Свою жизнь посвятила увековечиванию творчества брата.

Вещь надо разучить до блеска, потом очень долго ее не играть. Совершенно забыть, после чего разучить снова”
Это Гидеон Кляйн, написал в гетто в качестве напутствия коллегам-музыкантам.
Нечто похожее произойдет и с его произведениями. Лишь в 90-е годы возникнет вторая волна интереса к его музыке.

 

//i053.radikal.ru/0909/35/75db7d9c6be6.gif

Примечания:
*Флах родился во Львове в 1920 году. Учился в Остраве и Брно. Затем на юридическом факультете в Карловом университете в Праге. После оккупации вынужден был прекратить учебу. В Терезине воглавлял один из 17 Домов ребенка L318. Прошел Освенцим. После освобождения уехал в США (1946 год). Юрист, педагог, поэт. ( из книги Елены Макаровой "Крепость над бездной")

"Виктор Ульман, композитор, погибнет в ОСвенциме:
"Если гением называется тот, кто ведет борьбу за самоосуществление - борьбу ангела с демоном в самом себе, вместо того, чтобы вести ее против других, то мистиком называется тот, кто выходит из этой борьбы победителем..."

Источники фотографий:
1, 2, 5, 11, 12, 14 - здесь., 9, 3, 4,

место публикации здесь

 

Рубрики:  Мемориал
Музыка на века
Кумиры
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 1 пользователю

herodot_10   обратиться по имени Понедельник, 19 Июля 2010 г. 20:04 (ссылка)
Сильный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку