-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валерий_Колесов

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Артур_Махныкин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 567


МЫ ЖИВЕМ НЕ В ВАКУУМЕ.Урок 19 ч.3

Среда, 21 Января 2009 г. 10:56 + в цитатник
Третьей формой инвазионного контакта является инвазия через атрибуцию. Это процесс приписывания человеку черт и свойств, в том числе совершенно ему не присущих. (Вы можете обратиться к материалам четырнадцатого урока.)
Вновь процитирую Ланга. "Сделать так, чтобы кто-то стал тем, кем мы хотим (независимо от того, хочет он этого или нет), это не значит просто отдать приказ. Вместо того чтобы говорить ему, кем он должен быть, следует сообщать ему, кто он есть. Такая атрибуция в соответствующей ситуации значительно эффективнее приказов, принуждения и уговоров... Создается впечатление, что большинство первичных инструкций мы получаем в виде атрибуции. Кому-то говорят, что он (или она) хороший мальчик (или девочка). Действительно, не стоит убеждать человека, каким он должен быть, лучше дать ему понять, что он уже таковым является". Родители могут Вам говорить, что Вы невежливы, поскольку не выполняете чьих-то просьб. То, что Вам говорят о Вас, производит более сильное впечатление, чем то, что Вам велят сделать. Говоря кому-то, что он невежлив (глуп, наивен, неуклюж...), мы проводим атрибуцию и посредством ее лишаем человека возможности сделать то, что ему необходимо. Понимаете? Если Вы невежа, то, естественно, не можете вести себя, как следует воспитанному человеку. Если Вы — глупый, трусливый, безразличный, от Вас трудно ожидать мудрых решений, смелых поступков и активных действий, не правда ЛИ?

УПРАЖНЕНИЕ 5. Ты осел, неудачник... или вежливая девочка?
Этот журнал содержит ряд заданий, вызывающих боль, грусть, разочарование. Однако невозможно избавиться от напряженности и ощущения бессилия без эмоциональных потерь и значительных усилий, связанных с работой по изучению механизмов, управляющих нашей жизнью. Как и в остальных упражнениях, создайте себе оптимальные условия, позволяющие правильно использовать полученные результаты. Предлагаю Вам не сыпать соль на раны, а понять, откуда они взялись, и не использовать их в качестве прикрытия собственной пассивности.

Такое длинное предисловие необходимо, поскольку упражнение предполагает схватку с... атрибуциями, которыми одарили Вас еще в детстве значимые для Вас взрослые.
В присутствии Попутчика, приняв удобное положение, попробуйте припомнить как можно больше оборотов и определений, которые Вы получали, будучи ребенком. Вспомните и расскажите о вербальном и невербальном общении всех важных для Вас взрослых.

Закончив этот этап упражнения, отдохните. Затем побеседуйте. Какие из атрибуций вызвали у Вас напряжение, а какие — удовольствие? Какие надолго "приклеились" к Вам, а какие так и не вошли в структуру Вашего Я-образа? Что все это значит для Вас сегодня?
Как справиться с этой угрозой — угрозой инвазионных контактов, ведущих к подчинению вплоть до утраты ощущения внутренней свободы? Лекарством может быть близкий, полный понимания контакт, оставляющий индивиду свободу принятия решений и выбор образа жизни. Такой контакт возможен с людьми, которые достигли эмоциональной зрелости и сами остаются внутренне свободными, проявляя самостоятельность и эмпатию.
Люди, вызывающие здоровое ощущение принадлежности, доброжелательные, они ис-кренне заботятся о других, верят в человеческие возможности, замечают Ваши досто-инства. Они уважают чужую индивидуальность, не жаждут власти, не манипулируют, не руководят. Такое отношение позволяет нам открыться им в наших чувствах и стремлениях. У нас есть свобода принятия решений. Между нами остается большое свободное пространство.

Здоровая принадлежность базируется на эмпатии — кто-то разделяет Ваше эмоциональное состояние, понимает его и сообщает о своем. Мы убеждаемся, что нами действительно интересуются, понимают и принимают. Мы не обязаны кем-то притворяться, мы такие, какие есть. Здоровую принадлежность, лишенную инвазии и закрепощенности, мы строим вмести с теми, кто умеет быть собой, сохранять свою независимость. Это вызывает наше доверие. Если же в Вашем окружении, в группах, к которым Вы принадлежите, есть люди, достигшие высокого уровня индивидуального развития, это способствует Вашей работе над собой. Следует также ответственно подойти к выбору групп, в которые Вы стремитесь попасть, или к которым уже принадлежите. Остерегайтесь порабощения и принадлежности к тому, кто уже при первом знакомстве вызывает у Вас сомнения. А если жизненные обстоятельства заставляют Вас поддерживать связи с труппами, не способствующими Вашему развитию, Вы должны постараться сохранить чувство независимости и подыскать альтернативную социальную среду.

УПРАЖНЕНИЕ 6. Катализаторы и ингибиторы (друзья и враги) нашего развития
Понаблюдайте за важными для Вас людьми. Призовите на помощь самые ранние воспоминания. Составьте список значимых для Вас людей и разделите их по категориям: одних запишите в колонку А — диктаторы, холодные, объективные, носящие маски; других — в колонку Б — открытые, эмпатичные, самостоятельные. С какими из этих людей Вам удалось установить отношения доверия, понимания, взаимного интереса, а с какими Вы не чувствовали себя в безопасности, испытывали страх, стыд, смущение, вину? Как строилось Ваше общение, можете ли Вы определить его стиль? Принимали ли когда-нибудь Ваши контакты с важными взрослыми форму активного диалога? А когда были обменом монологами?

Определите соотношение между катализаторами (друзьями) развития (А) и ингибиторами (врагами) (Б) и постарайтесь выразить его в цифрах. Если соотношение неблагоприятно, то, не обвиняя никого, ищите в своей взрослой жизни добрые, разумные, оздоравливающие контакты. Теперь уже Вы сами несете ответственность за свою сознательную жизнь.

Помните, что, несмотря на негативный опыт контактов с другими людьми, Вы способны развить чувство принадлежности, лишенное черт порабощения. Поговорите об этом с Попутчиком. А какой характер носят Ваши отношения с ним?

Нехорошо оставаться в одиночестве и позволять это делать другим. Не следует возводить стену хронической изоляции. Нет причин быть одиноким. Будем встречаться, общаться, получая от этого радость и энергию и не теряя чувства внутренней свободы.

Позаботимся о высоком качестве наших контактов. Постараемся, чтобы они не носили инвазионного характера. Выберем принадлежность без порабощения.

А теперь поговорим немного о чувстве принадлежности как результате социально-психологического приспособления. Такой подход позволит Вам лучше разобраться в вопросах, связанных с группами отнесения.

ПРИМЕР
О Для тропических растений средой полного климатического приспособления является субтропический климат; в умеренном климате они еще могут выжить, а вот в арктическом — погибнут. Поэтому вопрос относительно приспособленности тропического растения к окружающей среде может иметь двойственный и внешне противоречивый ответ в зависимости от того, о какой среде мы будем вести речь. То же самое относится и к людям с учетом их психических потребностей. О каждом из них можно сказать, что он одновременно и приспособлен и не приспособлен, имея в виду полезную для него или вредную среду. С учетом приобретенных в процессе социализации навыков любой из нас приспособлен (в смысле конформизма поведения) к одним ролям и культурным установкам и одновременно не приспособлен к другим. Иногда говорят, что любой конформизм является нонконформизмом, и наоборот.

Каким образом определенная среда становится важной системой отнесения?
Следует ли важной системой отнесения делать среду, в которой индивид оказался случайно, или среду, в которой он пребывает в настоящий момент? (Подумайте о путешественниках, о людях, часто меняющих место работы в связи с ее спецификой, а также и место проживания...) И почему не сделать такой системой среду абсолютно вредную, к которой никто не может приспособиться, или среду, где преуспевал бы каждый? И кто, собственно, определяет критерии индивидуальной приспособленности? Заметьте, что общественная оценка может отличаться от нашей самооценки. Мы сами можем считать, что хорошо приспособились, а окружающие воспринимают нас как неадаптировавшихся.

К кому мы должны приспособиться? К родной семье или нынешней — супружеской? К профессиональной среде или к дружеской? Что важнее для жизненной адаптации — сохранение хороших отношений с соседями или конфликт с ними, если их интересы противоречат нашим? И к чему следует приспосабливаться — к тому, что было, к тому, что есть, или к тому, что произойдет в будущем? Ведь все вокруг нас постоянно меняется... Хорошо ли иметь натуру хамелеона?

Может также возникнуть серьезный конфликт, например, между личностными потребностями и социальными ожиданиями и обязанностями. Это нетрудно понять: достаточно вспомнить противоречие между потребностью женщины в самореализации и необходимостью выполнять обязанности домохозяйки К счастью, подобные противоречия могут быть совместимы. К этой теме мы еще вернемся при рассмотрении проблемы принятия требований социальных ролей

Конкретное поведение часто оценивают как адаптированное в одном контексте и одновременно неадаптированное в другом.

ПРИМЕР
а Яркое проявление религиозных чувств на разных географических широтах трактуется и как проявление неприспособленности, и как свидетельство высокой приспособленности. Индивид с сильным стремлением к независимости может чувствовать себя абсолютно неприспособленным, если общество ожидает от него подчинения. Несколько лучше он может выглядеть в этой роли под руководством терпеливого шефа с демократическим стилем общения. Уголовник-рецидивист прекрасно приспособлен к тюремной среде и очень плохо к жизни на свободе. Его группой отнесения, следовательно, является группа заключенных.

Полагаю, что интуитивно Вы уже смогли бы выделить характерные черты референтной
ГРУППЫ.

Следует также иметь в виду, что существует и предельно вредная среда, приспособление к которой может привести к исчезновению определенных потребностей человека, разрушению цельности его личности, потере индивидуальности. Что это за среда? Например: лагерь военнопленных, концентрационный лагерь, религиозная секта. Попробуйте дополнить этот список примеров. Были ли Вы когда-нибудь в таких условиях? А Ваши близкие? Что Вы знаете о том, как они вели себя в подобных ситуациях?
Рубрики:  Психология
Метки:  

Процитировано 1 раз

Укры   обратиться по имени Среда, 28 Января 2009 г. 13:06 (ссылка)
Кто автор текста? можно узнать?
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку