Мартин_Блик написал 09.03.2010 22:36:59: Не (и)щите камн(ей) (на) дне росы (и) не п(о)днимайте, ибо камни л(е)гки в в(о)де и не (подъ)емны (на) (по)верхн(ости), а (по)влекут (на) дно с г(о)л(о)вой... Дабы (о)чисти(ть) росы, затвори(те), в(о)ду п(у)стит(е) (на) нивы. И (об)нажат(ся) камни и (прочие) (на)носы... И буд(ет) труд тяж(ел), (но) благ(о)дарен...
Предположительно, текст наставления из Весты, 25 – 23 тысячелетие до н.э.
| |
Мартин_Блик написал 09.03.2010 14:57:48: Вместо \"Аффтар Жжош! Пешы исчо!\" следует писать:
В душе моей огонь горит прекрасный,
Его зажгли Вы - автор слов бесценных.
Перо в руке, чернила, шарф атласный...
Пишите дальше, радуйте нас бренных.
| |
Мартин_Блик написал 27.01.2010 21:55:47: 5 февраля стартует лыжный поход 'Тёплый ключ', 10 дней по живописнейшим местам Горного Алтая и Хакасии с купанием в тёплом ключе (Я40 оС) Ст-ть: 5000 руб.
|
Русские традиции: деревянное зодчество |
Волшебный Талдом | |
Среди наличников Талдомского района выделяются своей красотой и выразительностью наличники двух различных канонов. Один из них может быть представлен благороднейшими наличниками Зверева, Талдома и Сорокина (фото 5, 6, 7). Деревня Зверево формально находится в Тверской области — всего в километре от границы с Талдомским районом, но канон не признает букву административных границ, он питается духом! Такой тип конструкции встречается в России повсеместно, а своеобразие этому талдомскому канону придают размещенные на классической основе резные мотивы (растительные и зооморфные) и неповторимый изобразительный стиль, в котором они выполнены. Над двускатной частью карниза, в навершии, расположились фантастические ужи-«господарики» — хранители дома, любимейший мотив в самом Талдоме и в окрестностях. Похожих ужей-«господариков», но уже огнедышащих, мы видим на богатейших наличниках дома в деревне Сорокино (фото 8). Иногда эти существа увенчаны общей короной, как в деревнях Юркино и Зверево (фото 9). Неизвестно, есть ли где-нибудь еще в России подобные примеры, — на каждом из 14 наличников сорокинского дома помещалось 8 резных изображений фантастических существ! По обеим сторонам треугольного фронтона мы видим полочки над своеобразными капителями. На каждой полочке наличника сорокинского дома стояло по две небольших птички, а между ними красовались крылатые огнедышащие существа. К сожалению, это относится только к прошедшему времени. Для того, чтобы поднять с земли последний уцелевший экземпляр, нам пришлось вырвать с корнями из земли почти метровый куст крапивы, проросший сквозь отверстия этой детали (фото 10). Это излюбленные талдомские мотивы, значение которых невозможно понять, не погружаясь в глубины славянской и угро-финской мифологии. Именно там находится ключ к пониманию смысла всей системы декора традиционного русского дома. Но чаще, на полочках таких наличников можно видеть берегинь, как и во многих других областях России. Упрощенные изображения то ли женской фигуры, то ли «древа жизни» в разных воплощениях и начертаниях (фото 11). Тот же многоликий образ берегини мы находим в декоре повсюду. Изысканная ажурная вязь приставных боковых деталей, казалось бы не несет в себе иной функции, кроме чисто декоративной (фото 12а,б,в). Ан-нет, оказывается,что их форма похоже, произошла от изображений все тех же ужей-«господариков», как на наличнике этого талдомского дома (фото 13). Другой талдомский канон не менее популярен (фото 14, 15, 16). Почти плоская конструкция несущей основы чрезвычайно проста, даже грубовата. Силуэт наличников во многом определяют диковинные приставные боковые детали, которые и не собираются скрывать, что выпилены из обычной длинной прямоугольной доски. Здесь нет изощренных криволинейных композиций из завитков, как в первом каноне. Часто незамысловатый рисунок создается скупыми узкими прорезями в доске. И, тем не менее, наличники этого канона обладают ярким своеобразием. Очарование и поэтичность им придают резные мотивы, которые помещены в навершии с обязательной ступенькой посредине — один мотив в центре на ступеньке, а симметричные мотивы — на боковых полочках. Среди этих мотивов — загадочные фантастические существа и целые композиции, очевидно, обладавщие священным для наших предков, но пока так и нерасшифрованным до конца смыслом. Часто имеется также накладной резной мотив в центре навершия. Среди этих мотивов нередки разнообразные изображения двуглавых орлов (фото 14). Очень часто на средней полочке помещен диковинный мотив двух водоплавающих существ с поднятыми хвостами, соединенных то горизонтальными линиями, то подобием общей короны над их головами, то каким-то небольшим вертикальным мотивом между ними (фото 17а, б). Гораздо чаще головы отвернуты друг от друга (фото 17а), но бывает и наоборот (фото 176). На боковых полочках — неимоверное разнообразие птиц, крылатых и хвостатых существ (фото 18) — от вполне натуралистически переданных петухов (фото 18а) до крылатых драконов с поднятой лапой (фото 18в). Изредка на полочках попадается мотив, напоминающий известную из народной вышивки «птичью ладью», такие мотивы можно увидеть в деревнях Григорово, Карачуново и Нушполы (фото 19а). Исключительный интерес представляют мотивы этого типа, обнаруженные нами в деревне Бабахино, но птицы там больше похожи на драконов — они огнедышащие, и на голове у каждой маленькая корона! (фото 196). Вспомнить о народной вышивке и известных из этнографии сведениях о животных-оборотнях заставляет симметричная композиция из двух четвероногих зверей с маленькими острыми ушами, повернувшихся к своим хвостам (фото 19в). И опять мы видим нечто вроде общей короны над их головами. Помимо рассмотренных групп наличников очень много и таких, которые классифицировать сложно. И, конечно, огромную часть наличников, как и везде по России, составляют аскетические образцы советского времени. Прервана связь времен, и современные попытки использовать традиционный резной декор в новом строительстве, к сожалению, обесценены примитивным декоративизмом, необдуманными дисгармоничными пропорциями частей и целого, игнорированием объемной структуры наличника и декора в целом, а главное — отсутствием общего замысла и цельной образной системы, которая была настоящей сердцевиной искусства прошлого. Данная статья написана по материалам экспедиционной работы в Талдомском районе, предпринятой авторами в 2008-09 гг. по собственной инициативе. Богатейшее культурное наследие талдомского края должно быть, наконец, осмыслено. Должны быть приняты всесторонние меры по сохранению и реставрации еще существующих памятников и пропаганде талдомского искусства деревянного зодчества. Изумительная гармония прошлого должна ожить в постройках нового времени, а также в представлениях о прекрасном ныне живущих и будущих поколений. Бакирова Ольга, Тимофеев Юрий
Журнал "Живописная Россия" Фотографии О.И. Бакировой Ссылка на источник
|
Рубрики: | Славянская культура Разное Сделай сам Мой дом |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |