В колонках играет - Мой костер))
09.01.2007
«Жил-был кусок дерева. Однажды мастер Вишня подарил своему другу столяру Джепетто удивительный кусок дерева. Он плакал и смеялся, как ребенок. Джепетто вырезал из него чудеснейшего деревянного человечка. Он умел плясать, фехтовать, а также кувыркаться в воздухе. Его можно было назвать великим озорником и лентяем, а можно добрым мечтателем. Звали его Пиноккио.»
24 октября исполняется 180 лет одному из самых великих сказочников последних столетий. Его имя осталось в веках благодаря одной книге – «Приключения Пиноккио», чей «потомок» или, если хотите, близкий родственник Буратино очень неплохо чувствует себя на российской почве. А создал непослушного деревянного мальчишку с длинным носом итальянец Карло Коллоди.Кто ты, папа Пиноккио?
Он родился во Флоренции. Там же и умер в возрасте 75 лет 26 октября 1890 года. В различных энциклопедиях пишут, что Коллоди был участником национально-освободительного движения, в частности революции 1848 г., а также добровольцем в армии Тосканы во время освободительной войны 1860 г. Он был участником Рисорджименто - движения за объединение раздробленной на мелкие части Италии в единое национальное государство.Коллоди – псевдоним, настоящее имя писателя и журналиста - Карло Лоренцини. Его мать Анджолика Ордзали родом из маленького городка Коллоди. Когда мальчик подрос, родители - слуги в доме богатых флорентийцев (папа Доменико служил поваром у маркиза Джинори) - отправили его учиться в семинарию. Но духовная карьера была не для Карло, и он поступил на работу в издательство. В честь родного городка матери писатель взял себе псевдоним в 1856 году. Тогда же вышел его первый получивший известность роман «Пар» («Роман в паровозе: историко-юмористический путеводитель по дороге из Флоренции в Ливорно»). Это первый в истории путеводитель - книгу для чтения в поезде, которую выдавали вместе с билетом. Роман был рассчитан на 3 часа чтения - именно столько шел в те годы поезд по маршруту Флоренция - Ливорно. С этого времени писатель активно начал сотрудничать с газетами. Он писал рассказы, публицистические очерки, комические сценки, издавал сатирические журналы «Фонарь» и «Перестрелка». Но всемирную известность получила его детская повесть «Приключения Пиноккио, история марионетки». В ней переплетаются мотивы итальянских народных сказок и реальная жизнь. Кстати, изначально книга называлась «история бураттино» ( итал. burattino — кукла, марионетка). Ее по частям публиковали во флорентийской «Газете для детей» (Il Giornale dei Bambini) под названием «Приключения Пиноккио». Пиноккио означает на тосканском наречии «сосновый орешек». Написать детскую книгу предложил писателю редактор газеты. Идея так увлекла Карло, что замысел созрел почти мгновенно, и он сочинил историю за одну ночь! Утром он отправил рукопись в редакцию. 7 июля 1881 г. появилась первая история из жизни Пиноккио. Редакция платила Карло по 20 чентезимо (самая мелкая итальянская монета) за строку, поэтому повесть и печаталась с продолжениями и довольно долго — почти год. Несколько раз Коллоди заканчивал повесть, но его и редакцию атаковали письмами маленькие читатели, требуя новых приключений. В 1883 г. флорентийский издатель Феличе Паджи собрал все главы и выпустил книжку отдельным изданием. А нарисовал деревянного человечка соотечественник писателя художник Энрико Мацанти. Иллюстрации к сказке, созданные Мацанти и Маньи, считаются классическими, и они на долгие годы продиктовали образ мальчика, вырубленного из полена. Первый получасовой фильм о приключениях «соснового орешка» в 1912 г. снял итальянец Джулио Антомаро. Роль Пиноккио исполнял известный клоун. В конце XIX века Ватикан запрещал «Пиноккио» Карло Коллоди, потому что живое существо там сотворил мастеровой, а не Бог.А сейчас огромной популярностью пользуется у детей Парк Пиноккио, раскинувшийся у тосканского городка Пеше, на родине писателя. Там даже установлен бронзовый памятник деревянной кукле и Мальвине работы скульптора Эмилио Греко. На памятнике высечена надпись: "Бессмертному Пиноккио - благодарные читатели в возрасте от четырех до семидесяти лет".По всей стране нет отбоя от посетителей у тратторий под названием «Красный рак» (это аналог придуманной Алексеем Толстым харчевни «Трех Пескарей»), где когда-то ужинали Лиса Алиса и Кот Базилио. Итальянская ассоциация рестораторов выпускает ежемесячный журнал «Красный рак»— трибуну итальянского кулинарного искусства. А еще изображение маленького деревянного человечка стало товарным знаком Италии – аналогом советского «знака качества». По данным ЮНЕСКО, книга Коллоди переведена на 87 языков, ей сочинили 27 продолжений и 400 раз воплощали на сцене и на экране. По другим данным книгу перевели на 260 языков. В разных странах его ожидали новые приключения: в Японии он попадает к драконам; В Англии появляется лейбористский Пиноккио; персонажа диснеевского мультфильма называли образцом американской порядочности; у себя на родине, в Италии, он побывал в облике и фашиста (в 30-е годы) и бойскаута (в 40-е годы). Но, наверное, самые замечательные превращения его ожидали в нашей стране.
Российская ария итальянского гостя
В России книга впервые была опубликована в 1908 году издательством М. О. Вольфа, причем было указано, что перевод сделан с 480-го итальянского издания! Издание вышло с классическими иллюстрациями итальянских художников Мацанти и Маньи в обеих столицах. Почти одновременно издатель Саблин выпускает в Москве книгу Коллоди под названием «Приключения паяца». В 1924 году берлинское издательство «Накануне» публикует сказку Коллоди в переводе Нины Петровской под редакцией (!) Алексея Толстого. А в середине 30-х газета «Пионерская правда» начала печатать историю о вырезанном из полена мальчишке под названием «Золотой ключик, или Приключения Буратино». «Советский граф» Толстой использовал берлинский опыт и опыт газетной публикации Коллоди. Слово «буратино» моментально вошло в лексикон советской ребятни. Его именем называли лимонад и детские сады, кукольные театры и бани, пионерские лагеря, детские кафе и кинотеатры, соевые батончики, кубики и переводные картинки, ставили спектакли, исполняли оратории, радиопьесы и оперетты. При этом многие оригинальные находки Карло ушли из текста Толстого. Например, растущий от вранья нос.Алексей Николаевич умудрился не упомянуть автора сказки. «Когда я был маленький, — писал он в предисловии, — читал одну книжку: она называлась «Пиноккио, или Похождения деревянной куклы». Я часто рассказывал моим товарищам занимательные приключения Буратино. Но так как книжка потерялась, то я рассказывал каждый раз по-разному, выдумывая такие похождения, которых в книге совсем и не было». Ну не мог Толстой читать эту сказку в детстве! Итальянский он еще не знал, а на русский книжку перевели, когда писателю было под тридцать. Однако ряд существенных переделок писатель сделал не потому, что его мучила совесть, а потому, что это были реалии времени. Папа Карло назван так в честь Коллоди. В оригинале было имя Джепетто, в честь другого знаменитого плотника — святого Иосифа, что было непозволительно в стране Советов. Мальвина – имя, которое в России, носили героини тогдашних бульварных и сентиментальных романов. То есть она олицетворяло мещанство с мытьем рук, учебой и соблюдением хороших манер. Артемон в слегка измененной форме позаимствован у Куприна: в рассказе "Белый пудель" пса зовут Арто. Труднее всего было с Карабасом. У Коллоди его имя – Манджафуоко - "пожиратель огня". И появляется Карабас Барабас. Карабас – по-казахски «черная голова»; в Северном Казахстане, к югу от Караганды, и по сей день существует железнодорожная станция Карабас. Этимология Барабаса сложнее. Может, он происходит от соседней с Северным Казахстаном Барабы (Барабинской степи). А может, от немецкого «Bramarbas» – бахвал, хвастун. Под страшным Карабасом современники узнали деспотичный характер режиссера Мейерхольда. А стихи плаксы-Пьеро: «Мальвина, Мальвина, Мальвина моя, Мальвина бежала в чужие края...» - читались как прозрачная пародия на пьесу Блока «Балаганчик». В харчевне «Три пескаря» кот Базилио заказывает себе «шесть штук самых жирных карасей и мелкой рыбы сырой на закуску». Вполне русский заказ: жареные караси в сметане и мелкая свежепосоленная рыба – не изысканная, но доступная по цене и вкусная закусь, обычное меню придорожных трактиров.
Пиноккио жил на самом деле!
О том, что и у итальянского деревянного человечка был живой прототип, долгое время не подозревал никто. Это невероятное открытие сделала на рубеже ХХ и ХХI веков группа американских археологов из Бостона, проводивших раскопки в районе кладбища, где покоится прах сказочника. Во время осмотра их заинтересовало, что через три ряда похороненных рядом с писателем сограждан есть надгробная плита некоего Пинокко Санчеса. Сверили даты жизни и смерти, и выяснилось, что оба жили в одно время.Американцы добились разрешения на эксгумацию захороненного в 1834 г. Пинокко. Экспертиза дала заключение, что Санчес был по пояс... деревянным! Точнее, он был с невероятным мастерством протезирован деревянными конечностями, кроме того, имел деревянную же вставку носа, а кишечник несчастного инвалида заменял искусственный вживлённый пищевой тракт коровы. Своего у него было только что голова, сердце, лёгкие да почки с печенью. На одном из полуразложившихся протезов обнаружили клеймо – на нём стоял вензель с инициалами мастера Карло Бестульджи. Удалось найти и чудом сохранившиеся церковные записи: Пинокко родился в 1790 г. и был карликом. Несмотря на это, в 18 лет его "забрили в солдаты", где он прослужил 15 лет барабанщиком, пока не превратился в полного калеку. Только тогда Санчеса освободили от воинской повинности. Судьба столкнула его с гениальным Бестульджи, сделавшим ему ряд операций, после которых Пинокко смог прожить ещё десять с лишним лет. За выступления в балаганах и на ярмарках он получал неплохие "гонорары". А смерть не была связана с операцией или последствиями трансплантаций – он попросту совершил ошибку во время исполнения очередного трюка и разбился.
Интересные факты
В конце 70-х годов во Флоренции прошел громкий судебный процесс, где знаменитую марионетку по имени Пиноккио обвинили в нарушении общественной морали "за постоянное вранье". К облегчению детей всего мира деревянный человечек был оправдан.В турецкой школьной программе, согласно новым версиям ста произведений классической литературы, книжные герои приняли ислам. Так, например, в книге, помеченной грифом министерства образования Турции, Пиноккио обращается к своему создателю папе Карло со словами: "Дай мне немного хлеба, ради Аллаха". Чуть позже он говорит: "Слава Аллаху". Реджеп Премьер-министр Турции, призвал немедленно принять меры в отношении издателей, а министерство образования пригрозило судебными действиями против любого издательства, которое продолжит выпускать подобные книги. 60-летний итальянский миллионер, владелец строительной фирмы Федерико Бертола купил в Коллоди заброшенную виллу Гарцони, для того чтобы открыть на ней «Музей мечты», посвященный истории Пиноккио. Идея создать музей возникла у миллионера в 2002 году, когда он впервые посетил виллу, на которой по легенде был создан Пиноккио. «Я был сельскохозяйственным рабочим, окончившим только начальную школу, для которого главной книгой мечты была история Пиноккио. - рассказал Бертола, - И я смог сделать так, чтобы мои мечты стали реальностью, так же, как это сделала маленькая деревянная кукла". Ранее вилла 17 века принадлежала графине Гарди, "скромно жившей в нескольких комнатах, пока дождь, протекавший через дыры в крыше, разрушал сотни пустых комнат вокруг нее". В городке Коллоди действует "Национальный фонд Карло Коллоди". В его библиотеке хранятся почти 5 тысяч томов и три тысячи из них - переводы знаменитой книжки на языки народов мира. "Только Библию переводят на иностранные языки чаще, чем "Пиноккио", — говорит секретарь Фонда Даниэле Нардуччи.
Олег ФОЧКИН
2 комментария
10.01.07 Джузеппе Сизый
Про Пинокко Санчеса - это просто жесть!
А насчет Буратины - наткнулся в интернете на интересную ссылку на недавно вышедшую книгу с совсем недетским названием.
"Веста Арсений. Буратино на ступенях масонского храма. Множество чб илл. М. АРС 2005г. 136с. Твёрдый переплёт.
Цена 298 руб.
Сказку А.Толстого «Золотой ключик» по современной терминологии можно отнести к форме талантливого римейка. Неужели писателю, создавшему к 1936 году такие шедевры как «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», «Аэлита» не хватало «романа» о приключениях деревянной куклы, чтобы в 1937 году стать членом Верховного Совета СССР? Что двигало пером легендарного «красного графа» при создании им новой версии сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио» вместо того, чтобы своим авторитетом способствовать её переизданию? Арсений Веста открывает перед нами эту, казалось бы, прекрасно известную книгу, и знакомые с детства страницы превращаются в... магическую колоду карт Таро, с которой не расстаются гадалки, адепты секретных масонских учений, а также маги и мистики всех времён и народов. Возьмём же и мы книгу А.Весты, чтобы своими глазами убедиться в том, что: «все совпадения с реальными лицами и событиями не случайны!».
Во как! :) Хотя кто его знает, а вдруг?...
10.01.07 Олег Ф.
Что касается массонских и прочих заговоров и карт Таро, то где же их еще искать, как не в книге о кукловоде и послушных марионетках? А если еще вспомнить, в какие времена создавалась книга "красного графа", и кто был главным кукловодом...
В целом же, если тщательно покопаться в интернете и старых подшивках, в различных интерпретациях популярной сказки, то мжно найти массу интересных и необычных вещей и сравнений. Буратино и Пиноккио давно уже живут собственной жизнью, даже в картинках нашего любимого Леши Меринова.