В мышиной школе была переменка. Мышки были переполнены энергией. Под присмотром мыша-учителя они прыгали, бегали, пищали, словом, отлично проводили время.
Вдруг все замерли. Огромная черная тень упала на площадку, где они играли. На них пристально смотрел, готовясь к прыжку, страшный кот.
Быстро, как молния, мышь-учитель кинулся к мышатам и встал между ними и котом, перегородив тому путь. Глядя ему прямо в глаза, он громко закричал: “Брысь! Брысь! Пошел отсюда! Вон!”
Кот, не ожидавший такого отпора, повернулся и с растерянным видом поплелся восвояси.
– Запомните, – обратился учитель к своим маленьким ученикам, – хищник – это всего– навсего такой стереотип поведения и он не существует без стереотипа жертвы! Не поступайте как жертва, и хищник не сможет поступать как хищник. Не думайте как жертва, и он перестанет думать как хищник. Выбросьте из себя жертву, и хищник исчезнет.
Учитель посмотрел в восхищенно-влюбленные глаза учеников, вздохнул и тихо, как бы про себя, закончил:
– Не будучи ни хищником, ни жертвой, мы становимся недоступными для внешнего мира и только тогда мы свободны.
Прошло около двух месяцев, мышата подросли и научились всему необходимому для самостоятельной жизни. Однажды один из них обратился к учителю с вопросом:
– Учитель, я устранил из своего сознания стереотип поведения жертвы, скажите, достиг ли я свободы и недоступности, могу ли я также сказать коту: «Брысь!»
Мышь-учитель немного подумал и сказал:
– В принципе, можешь. Но что ты будешь делать, если этот кот достиг еще большей свободы и недоступности?