-Метки

Власть агитация алкоголь англия армия афганистан белоруссия биография большевики великая отечественная война видео война вторая мировая война выборы геноцид геополитика германия гражданская война деградация общества демография демократия дети евреи запад израиль инновации интервью информационная война история история россии итоги казаки квачков китай книга кризис манипуляция сознанием медведев мигранты мир мировое правительство митинг москва наука и техника николай ii новости новый мировой порядок образование память первая мировая война плакаты победа польша православие прогнозы продовольствие промышленность пропаганда развал армии революция регионы религия российская империя россия русофобия русская культура русские русские песни русские солдатские песни русский народ русский флот русский язык русско-японская война русь сайт санкт-петербург свиной грипп сербия сионизм сми снг сравнение ссср сталин статистика суд сша толерантность увольнение украина фальсификация истории фильм фото хх век царская россия цитаты экономика экстремизм юбилей япония

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в barmaley-evich

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 4030


Российская империя в цвете

Понедельник, 30 Марта 2009 г. 09:59 + в цитатник
veinik.by/

История фото
То, что процесс изготовления цветной фотографии в начале ХХ века был сложным и многоступенчатым, совсем не смущало российских фотохудожников. Скорее наоборот. Творческое вмешательство в этот процесс на любой из стадий открывало широкие возможности для художественного самовыражения. Кроме того, с каждым годом усилиями химиков и оптиков возрастало и качество фоторабот. Появились анастигматы, рисующие изображение с необычайной резкостью, фотометры, точно определяющие время экспозиции, ортохроматические пластинки, безошибочно «берущие» цветовые соотношения, разнообразные позитивные бумаги, позволяющие передать необычайное богатство деталей.

Параллельно с этим шел и обратный процесс, когда фотохудожники как бы боролись с техническими достижениями. Оптически совершенные объективы они заменяли крошечным отверстием (так называемым «стенопом»). Для получения мягкого рисунка пользовались некоррегированной линзой или моноклем, а то и просто наносили слой вазелина на оптику. Смело печатали на бумаге, хромированной гуммиарабиком, примешивали краски, и даже прибегали к различным комбинациям «масляной» печати. Словом, самовыражались, как могли. Причем когда дело от эксклюзива доходило до тиража, то к их услугам в одной только северной столице был не один десяток «художественных фотоцинкографий». Самая же «продвинутая» из них находилась на Большой Подьяческой улице в доме №22. Ее хозяин, Сергей Михайлович Прокудин-Горский, мог удовлетворить любой каприз фотохудожника, тиражируя их работы трех- и четырехцветной печатью.

Одним словом, цветная фотография в Российской Империи развивалась по-русски бурно и с широким размахом: от традиционного реализма в работах химика Прокудина-Горского, генерала Вишнякова и фотографа Штейнберга, до смелых импрессионистических фотополотен Петрова и Трапани, в фотографическом происхождении работ которых сомневались несведущие в столь тонком деле обыватели.

История цветной фотографии связана с реализацией двух методов цветовоспроизведения: прямого (объективного) и непрямого (субъективного).

В прямом методе при формировании цветного изображения ученые стремились создать условия непосредственно воспроизводящие цвета окружающих нас объектов. Уже первые исследователи химического действия света заметили, что хлористое серебро получает оттенки, в зависимости от того, какого цвета свет действовал на него. В 1839 году английский ученый Гершель получил отпечаток солнечного спектра с красным и зеленым цветами. Желтый цвет ему получить не удалось. Через 9 лет на полированной серебряной пластинке, обработанной хлористым серебром, француз Беккерель получил качественный отпечаток уже всех цветов спектра. Однако изображение было нестойким и сохранялось лишь в темноте. Зафиксировать его так и не удалось. Поэтому Беккерель хранил свою историческую пластинку в черном ящике на замке и в темной комнате. После открытия Беккереля многие ученые десятилетиями работали над проблемой непосредственной фиксации цвета на фотопластинках. Наконец более или менее удачно решил эту задачу Липпман в 1891 году.

Непрямой метод получения цветного изображения основан на трехцветной теории цветового зрения. Для выделения каждого из трех основных цветов английский физик Максвелл применил цветные оптические фильтры. В 1861 году он впервые продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зеленого и синего диапозитивов.

В 1869 году Дюко дю Орон в своей книге «Цветная фотография. Решение проблемы» высказал идею совмещения в одном фотоматериале всех трех цветоделящих светофильтров в виде трехцветного растра и проведения в одном эмульсионном слое анализа и синтеза цвета.

В 1892 году такой растр был создан и запатентован английским ученым Джоли. Первые же растровые (автохромные) стеклянные фотопластины выпустила в продажу в 1907 году фирма братьев Люмьер. Сделавшая то же самое в 1916 году немецкая фирма «Агфа» пошла дальше, и в 1932 увидела свет первая в мире цветная фотопленка.

Однако при всех этих достижениях цветное изображение по-прежнему можно было увидеть лишь в потоке света, проходящего через эти фотоматериалы, или же при проецировании изображения на экран. Для того, чтобы сделать цветное фото доступным рядовому потребителю, оставалось сделать последний шаг – создать многослойную пленку.

Это важное событие свершилось в 1936 году, когда фирма «Агфа» начала промышленный выпуск многослойной цветной фотопленки «Агфаколор». После этого цветные фотоматериалы стали массово изготавливаться в США («Кодак», 1942), СССР (ДС-1, 1946), Италии («Феррания», 1949), Великобритании («Илфорд фото», 1957), Японии («Коника», 1957), ГДР («Орвоколор», 1964), Венгрии («Фортеколор», 1971) и Чехословакии («Фомахром», 1972). Интересно, что часть второй серии фильма «Иоанн Грозный» была снята Сергеем Эйзенштейном уже на цветной пленке.
***
К началу ХХ века фотография сильно дифференцировалась. Прошло время первых универсалов, которые делали все сами. Ученый химик, фотохудожник, прекрасный организатор, патриот и коммерсант Сергей Михайлович Прокудин-Горский оказался исключением из этого правила. Он был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой, 22, типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».

Неудивительно, что когда в Министерстве Императорского Двора возникла идея напечатать высококачественные репродукции с картин русских художников из собрания Музея Александра III (ныне Русский музей), то обратились не к кому-нибудь, а к Прокудину-Горскому. Напечатав такую коллекцию российских живописцев от Семирадского до Нестерова, Сергей Михайлович не отказывал в своих услугах и начинающим художникам. Печатал он и репродукции полотен модных живописцев. Пусть они и не обладали высокими художественными достоинствами, однако пользовались большой популярностью у широкой публики. Тиражировал серии цветных иллюстраций для книг и периодических изданий.

Но более всего Прокудин-Горский горел идеей создания и распространения широкомасштабного фотообозрения всей Империи, с ее многочисленными народами, памятниками архитектуры и истории, с разнообразием пейзажей и технических достижений. Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской Империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов. Это были Новый Афон и Сайменский канал, Ялта и Кисловодск, Средняя полоса России и Карелия, виды Санкт-Петербурга и Крыма. Были среди них и жанровые сцены: «Сиротки», «Крестьянские дети», «У околицы», «Девочки с ягодами».

Цветную фотографию в то время можно было увидеть или проецируя на экран или печатая типографским способом, как это делал Прокудин со своими открытками. Существующей сегодня цветной химической фотопечати тогда еще не было. Да она и не нужна была Прокудину-Горскому. Русский ученый хотел, чтобы «святую матушку-Россию» видели в цвете и бесплатно учащиеся всей Империи. Его же открытые письма (открытки) хоть и расходились хорошо, но были малы и продавались пусть не за большие, но все же за деньги.

Другое дело проецирование на большой экран в школьной аудитории… Но стоимость специальной пластины для цветной фотографии была очень высокой. Прокудин-Горский же мечтал о тысячах снимков! А стоимость тиражирования пластин? А проецирующие аппараты с непростой системой линз и зеркал? Все это, пожалуй, смутило бы любого другого, но не этого человека! Сергей Михайлович, засучив рукава, взялся за дело. А что из этого вышло в 1909 году, можно узнать из серии наших книг «Российская Империя в цвете».

Рубрики:  История России
Биографии
Российская Империя
Николай II
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку