Российская империя в цвете |
История фото
То, что процесс изготовления цветной фотографии в начале ХХ века был сложным и многоступенчатым, совсем не смущало российских фотохудожников. Скорее наоборот. Творческое вмешательство в этот процесс на любой из стадий открывало широкие возможности для художественного самовыражения. Кроме того, с каждым годом усилиями химиков и оптиков возрастало и качество фоторабот. Появились анастигматы, рисующие изображение с необычайной резкостью, фотометры, точно определяющие время экспозиции, ортохроматические пластинки, безошибочно «берущие» цветовые соотношения, разнообразные позитивные бумаги, позволяющие передать необычайное богатство деталей.
Параллельно с этим шел и обратный процесс, когда фотохудожники как бы боролись с техническими достижениями. Оптически совершенные объективы они заменяли крошечным отверстием (так называемым «стенопом»). Для получения мягкого рисунка пользовались некоррегированной линзой или моноклем, а то и просто наносили слой вазелина на оптику. Смело печатали на бумаге, хромированной гуммиарабиком, примешивали краски, и даже прибегали к различным комбинациям «масляной» печати. Словом, самовыражались, как могли. Причем когда дело от эксклюзива доходило до тиража, то к их услугам в одной только северной столице был не один десяток «художественных фотоцинкографий». Самая же «продвинутая» из них находилась на Большой Подьяческой улице в доме №22. Ее хозяин, Сергей Михайлович Прокудин-Горский, мог удовлетворить любой каприз фотохудожника, тиражируя их работы трех- и четырехцветной печатью.
Одним словом, цветная фотография в Российской Империи развивалась по-русски бурно и с широким размахом: от традиционного реализма в работах химика Прокудина-Горского, генерала Вишнякова и фотографа Штейнберга, до смелых импрессионистических фотополотен Петрова и Трапани, в фотографическом происхождении работ которых сомневались несведущие в столь тонком деле обыватели.
История цветной фотографии связана с реализацией двух методов цветовоспроизведения: прямого (объективного) и непрямого (субъективного).
В прямом методе при формировании цветного изображения ученые стремились создать условия непосредственно воспроизводящие цвета окружающих нас объектов. Уже первые исследователи химического действия света заметили, что хлористое серебро получает оттенки, в зависимости от того, какого цвета свет действовал на него. В 1839 году английский ученый Гершель получил отпечаток солнечного спектра с красным и зеленым цветами. Желтый цвет ему получить не удалось. Через 9 лет на полированной серебряной пластинке, обработанной хлористым серебром, француз Беккерель получил качественный отпечаток уже всех цветов спектра. Однако изображение было нестойким и сохранялось лишь в темноте. Зафиксировать его так и не удалось. Поэтому Беккерель хранил свою историческую пластинку в черном ящике на замке и в темной комнате. После открытия Беккереля многие ученые десятилетиями работали над проблемой непосредственной фиксации цвета на фотопластинках. Наконец более или менее удачно решил эту задачу Липпман в 1891 году.
Непрямой метод получения цветного изображения основан на трехцветной теории цветового зрения. Для выделения каждого из трех основных цветов английский физик Максвелл применил цветные оптические фильтры. В 1861 году он впервые продемонстрировал цветное изображение, полученное от одновременного проецирования на экран красного, зеленого и синего диапозитивов.
В 1869 году Дюко дю Орон в своей книге «Цветная фотография. Решение проблемы» высказал идею совмещения в одном фотоматериале всех трех цветоделящих светофильтров в виде трехцветного растра и проведения в одном эмульсионном слое анализа и синтеза цвета.
В 1892 году такой растр был создан и запатентован английским ученым Джоли. Первые же растровые (автохромные) стеклянные фотопластины выпустила в продажу в 1907 году фирма братьев Люмьер. Сделавшая то же самое в 1916 году немецкая фирма «Агфа» пошла дальше, и в 1932 увидела свет первая в мире цветная фотопленка.
Однако при всех этих достижениях цветное изображение по-прежнему можно было увидеть лишь в потоке света, проходящего через эти фотоматериалы, или же при проецировании изображения на экран. Для того, чтобы сделать цветное фото доступным рядовому потребителю, оставалось сделать последний шаг – создать многослойную пленку.
Это важное событие свершилось в 1936 году, когда фирма «Агфа» начала промышленный выпуск многослойной цветной фотопленки «Агфаколор». После этого цветные фотоматериалы стали массово изготавливаться в США («Кодак», 1942), СССР (ДС-1, 1946), Италии («Феррания», 1949), Великобритании («Илфорд фото», 1957), Японии («Коника», 1957), ГДР («Орвоколор», 1964), Венгрии («Фортеколор», 1971) и Чехословакии («Фомахром», 1972). Интересно, что часть второй серии фильма «Иоанн Грозный» была снята Сергеем Эйзенштейном уже на цветной пленке.
***
К началу ХХ века фотография сильно дифференцировалась. Прошло время первых универсалов, которые делали все сами. Ученый химик, фотохудожник, прекрасный организатор, патриот и коммерсант Сергей Михайлович Прокудин-Горский оказался исключением из этого правила. Он был не только автором популярных книг и пособий по фотографии, но и издателем-универсалом. Открыв в Петербурге на Большой Подьяческой, 22, типографию-лабораторию, специализирующуюся на цветной печати, Прокудин-Горский, в отличие от других издателей, все в ней делал сам. Сам фотографировал, сам изготавливал печатные формы, сам печатал сигналы и следил за качеством тиража и сам же распространял продукцию! В рекламных объявлениях его типографии значилось: «Работа в красках. Трех- и четырехцветная печать. Изготовление художественных плакатов и открытых писем в красках с натуры. Печать золотом. Точное воспроизведение в цвете всевозможных картин».
Неудивительно, что когда в Министерстве Императорского Двора возникла идея напечатать высококачественные репродукции с картин русских художников из собрания Музея Александра III (ныне Русский музей), то обратились не к кому-нибудь, а к Прокудину-Горскому. Напечатав такую коллекцию российских живописцев от Семирадского до Нестерова, Сергей Михайлович не отказывал в своих услугах и начинающим художникам. Печатал он и репродукции полотен модных живописцев. Пусть они и не обладали высокими художественными достоинствами, однако пользовались большой популярностью у широкой публики. Тиражировал серии цветных иллюстраций для книг и периодических изданий.
Но более всего Прокудин-Горский горел идеей создания и распространения широкомасштабного фотообозрения всей Империи, с ее многочисленными народами, памятниками архитектуры и истории, с разнообразием пейзажей и технических достижений. Много путешествуя и фотографируя в цвете, он в 1907 году издал на свои личные средства серию «открытых писем в красках с натуры» с видами Российской Империи. Серия этих цветных открыток насчитывала 89 сюжетов. Это были Новый Афон и Сайменский канал, Ялта и Кисловодск, Средняя полоса России и Карелия, виды Санкт-Петербурга и Крыма. Были среди них и жанровые сцены: «Сиротки», «Крестьянские дети», «У околицы», «Девочки с ягодами».
Цветную фотографию в то время можно было увидеть или проецируя на экран или печатая типографским способом, как это делал Прокудин со своими открытками. Существующей сегодня цветной химической фотопечати тогда еще не было. Да она и не нужна была Прокудину-Горскому. Русский ученый хотел, чтобы «святую матушку-Россию» видели в цвете и бесплатно учащиеся всей Империи. Его же открытые письма (открытки) хоть и расходились хорошо, но были малы и продавались пусть не за большие, но все же за деньги.
Другое дело проецирование на большой экран в школьной аудитории… Но стоимость специальной пластины для цветной фотографии была очень высокой. Прокудин-Горский же мечтал о тысячах снимков! А стоимость тиражирования пластин? А проецирующие аппараты с непростой системой линз и зеркал? Все это, пожалуй, смутило бы любого другого, но не этого человека! Сергей Михайлович, засучив рукава, взялся за дело. А что из этого вышло в 1909 году, можно узнать из серии наших книг «Российская Империя в цвете».
Рубрики: | История России Биографии Российская Империя Николай II |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |