-Метки

Власть агитация алкоголь англия армия афганистан белоруссия биография большевики великая отечественная война видео война вторая мировая война выборы геноцид геополитика германия гражданская война деградация общества демография демократия дети евреи запад израиль инновации интервью информационная война история история россии итоги казаки квачков китай книга кризис манипуляция сознанием медведев мигранты мир мировое правительство митинг москва наука и техника николай ii новости новый мировой порядок образование память первая мировая война плакаты победа польша православие прогнозы продовольствие промышленность пропаганда развал армии революция регионы религия российская империя россия русофобия русская культура русские русские песни русские солдатские песни русский народ русский флот русский язык русско-японская война русь сайт санкт-петербург свиной грипп сербия сионизм сми снг сравнение ссср сталин статистика суд сша толерантность увольнение украина фальсификация истории фильм фото хх век царская россия цитаты экономика экстремизм юбилей япония

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в barmaley-evich

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 4030


Кавказская депортация

Суббота, 24 Мая 2008 г. 22:45 + в цитатник

Кавказская депортация
Как это ни странно, но до сих пор, несмотря на геноцид русского населения в Чечне и чудовищные зверства, совершенный боевиками, в российском обществе, в его либеральной части, продолжает существовать комплекс вины по отношения к чеченцам. Выходит, не будь той сталинской депортации, - и нынешние вооруженные сепаратисты жили бы в мире и согласии с русскими, подобно аварцам, осетинам или кабардинцам. Те, у кого плохо с исторической памятью, охотно повторяют эту версию, списывая все преступления боевиков на дурную "наследственность".
Однако терские казаки очень хорошо знают историю своего края. Помнят они и про насильственную депортацию: но не 1944 года - о ней сказано много; нет, речь идет о совсем другой депортации, которая была осуществлена по прямому указанию председателя СНК В.И. Ульянова-Ленина и сопровождалась массовым насилием. О ней нужно знать всем и, в первую очередь, российским солдатам и офицерам, занятым наведением порядка на этой мятежной территории России.
С крушением Империи в 1917 году, интересы большевиков и кавказских сепаратистов полностью совпали. Главный удар врагов России был нанесен ими по терскому казачеству. Станичников нельзя было "социализировать", их можно было только уничтожить или силой заставить покинуть родною кавказскую землю. Что и было осуществлено. После победы в Гражданской войне большевики были вольны в своих действиях, не опасаясь возмездия.
Как отмечал генерал А.И. Деникин, "еще в конце декабря (1917 года - авт.) чеченцы с фанатическим воодушевлением крупными силами обрушились на соседей. Грабили, разоряли и жгли дотла богатые, цветущие селения, экономии и хутора Хасав-Юртовского округа, казачьи станицы, железнодорожные станции: жгли и грабили город Грозный и нефтяные промыслы".
И далее: "В союзе с чеченцами ингуши приступили к вытеснению казачьих станиц (большинство мужского населения которых находилось на фронте - авт.) Сунженской линии, для чего еще в ноябре в первую очередь подожгли со всех сторон и разрушили станицу Фельдмаршальскую".
Подобные действия встречали горячее одобрение большевиков. По заявлению члена Кавказского краевого комитета РКП (б) С. Кавтарадзе, "здесь (то есть на Северном Кавказе - авт.) национальная борьба почти совпадает с классовой". Правильной политику Советской власти следует признать только в том случае, "если она опирается, а если и не опирается, то должна опираться на ингушей и чеченцев".
Откровеннее и не скажешь.
Казаков эти национал-марксисты именовали не иначе как "народ-помещик". Это определение указывало в первую очередь на оседлость казачества, на его крепкие корни. Оно было пущено в оборот чеченским шовинистом Асламбеком Шериповым и очень полюбилось кавказским коммунистам.
"Вождем" местных большевиков являлся Самуил Буачидзе - "грузинский еврей (по свидетельству, опубликованному в журнале "Вопросы истории", 1993 год, №10), начавший свою революционную деятельность еще в 1905 году ограблением Квирильского казначейства: Насаждая и поддерживая материально горские национальные советы, большевики начали тщательно вытравлять остатки казачьего самоуправления: Совдепами снаряжались целые экспедиции для поголовного разрушения станиц. За разоружением следовало полное истощение реквизициями и грабежом, насилиями и убийствами".
На пути большевиков стоял терский атаман Михаил Караулов. Его необходимо было убрать любой ценой,чтобы натравить горцев на казаков, а затем взять власть в свои руки.
Из досье "Спецназа"
Караулов Михаил Александрович. Родился в 1878 году в станице Тарской. Окончил Петербургский университет. В 1905 году вышел отставку в чине подъесаула. Основал журнал "Казачья неделя". Участвовал в создании "Общества любителей казачьей старины".
Был депутатом Государственной Думы II и IV созыва от Терской области. Входил в Бюро особой крестьянской группы. При заполнении анкеты, в графе "партийная принадлежность" Караулов написал: "Я ни к какой партии или фракции не принадлежу. Я - то, что должен представлять собой всякий, истинно любящий свою Родину, - я монархист-демократ".
Несмотря на занятость, Караулов не оставлял своей научно-исследовательской деятельности, собирал старинные сказания и песни, принял деятельное участие в археологических раскопках, в основании Терского Войскового музея и Войсковой библиотеки.
В дни Февральской революции Караулов вошел в состав Временного комитета Государственной Думы, а потом был назначен на Терек представителем масонского Временного правительства. 27 марта (по ст. стилю) Терский Войсковой Круг избрал казака-депутата атаманам. В этом качестве он пытался остановить закипающую волну насилия, способствовал образованию Терско-Дагестанского правительства. Однако переломить ситуацию в целом ему так и не удалось. Атамана обвиняли, и, видимо, справедливо, в небрежном отношении к охране русских поселений и в попустительстве горским экстремистам.
После Октябрьского переворота в Петрограде Караулов стал "одним из главарей контрреволюции на Тереке".
В декабре 1917 года Караулов приветствовал в Пятигорском отделе 1-й Волгский казачий полк, прибывший с фронта. Его сопровождали брат Владимир, хорунжий Белоусов и депутат Круга Султанов. 26 декабря вагон атамана задержался на станции Прохладная, ожидая поезда в сторону Владикавказа. Его окружила толпа вооруженных солдат. Подстрекаемые большевистскими агентами, они стали требовать объяснений по поводу непрекращающихся нападений ингушей и чеченцев на русские села. Вскоре угрозы переросли в открытое столкновение. Возбужденные солдаты оттащили вагон от станции на расстояние 500-600 метров и расстреляли его из винтовок. Помощь из станицы пришла слишком поздно. Атаман Караулов и его спутники погибли. Убийцы содрали с них одежду и надругались над трупами.
В мае 1918 года Совнарком т.н. "Терской Советской республики" принял решение о выселении казаков из станиц Сунженской линии и о передаче "освободившихся" земель ингушам. А в августе большевики организовали нашествие ингушских боевиков на станицы Аки-Юртовскую, Сунженскую, Тарскую и Тарские хутора. При выселении у казаков отобрали имущества на сумму 120 миллионов золотых рублей. Главным вдохновителем и инициатором этой акции Серго Орджоникидзе и нарком внутренних дел красного правительства во Владикавказе Яков Фигатнер.
"Товарищ Серго", любимец партийной интеллигенции 60-х годов. О его кровавых делах на Северном Кавказе предпочитали не вспоминать.
После передачи части казачьих земель ингушам терский Совнарком (его возглавлял Ф.Ж. Булле) по предложению "товарища Серго" обратился с подстрекательским обращением к осетинам: "Целый ряд казачьих станиц вклинивается в Осетию: И если казаки не согласны добровольно и по постановлению Пятигорского съезда уступить вам принадлежащие по праву революции земли, то с оружием в руках, подобно братьям-ингушам, предложите станицам, осевшим на нашей родной земле, разоружиться и выселиться:"
Но этим планам не суждено было свершиться в отведенные северокавказскими большевиками сроки. Вскоре после убийства атамана Караулова казаки взялись за оружие. Целый год они сражались с врагами, находясь в полном окружении. Путем неимоверных усилий им удалось выстоять, продержаться до прихода в начале 1919 года помощи с Кубани - корпуса генерала Ляхова.
Все это время существовал Терский Войсковой Круг с председателем П.Д. Губаревым, а непосредственной защитой станиц, отбивавших нападение со всех сторон и осуществлявших опустошительные рейды на территорию противника, руководил атаман Г.А. Вдовенко.
Из досье "Спецназа"
Губарев Петр Дементьевич. Родился около 1875 года в станице Ессентукской. По профессии медицинский фельдшер. После переворота 1917 года был избран Терского Войскового Круга. Организатор восстания против большевиков. В тяжелое время, когда казакам приходилось обороняться и от большевиков, и от горцев, Губарев был председателем Народного Собрания. Выступал за боевое сотрудничество с Добровольческой армией генерала Деникина. В начале 1920 года попал в руки красных и 28 февраля был ими расстрелян в станице Урухской.
Вдовенко Герасим Андреевич. Родился в 1865 году в станице Государственной. В 1918 году по народному избранию стал Терским Войсковым атаманом. С 1920 года эмигрант. Проживал в Югославии. В 1944 году, будучи в преклонном возрасте, не ушел из Белграда на Запад и, по одной версии, был повешен после вступлению в Белград советских войск, по другой - умер в тюрьме.
В начале 1919 года терские казаки включились в общеказачий фронт борьбы с большевиками и сообща прошли тяжелый путь побед и поражений. Те, кто оказался в эмиграции, устроили свою жизнь на чужбине; остальные испытали на себе все прелести жизни в Советской России.
В 1920 году на Тереке вновь объявился Орджоникидзе. В директивном разговоре, состоявшемся по прямому проводу с председателем Терского областного ревкома В. Квиркелия, он прямо указал: "Политбюро ЦК одобрило постановление Кавбюро о наделении горцев землей, не останавливаясь перед выселением станиц:"
Первыми весною 1920 года опять были насильно вывезены три многострадальные казачьи станицы: Аки-Юртовская, Тарская и Сунженская. Эти земли оккупировали ингуши. Сопротивление казаков жестоко подавлялось. Насилие было санкционировано лично Орджоникидзе: "Если поднимется против Советской власти хотя бы один казак в одной станице, вся станица будет в ответе: вплоть до расстрела, до уничтожения". Документы подобного рода являются свидетельствами геноцида. От них не открестишься. Эти строчки на документе сочатся кровью и слезами людей.
"Член РВС Кафронта тов. Орджоникидзе приказал: первое - станицу Калиновскую сжечь; второе - станицы Ермоловская, Закан-Юртовская, Самашкинская, Михайловская - отдать: всегда бывшими подданными Советской власти нагорным чеченцам. Для чего все мужское население вышеозначенных станиц от 18 до 50 лет погрузить в эшелоны и под конвоем отправить на Север для тяжких принудительных работ, Стариков, женщин и детей выселить из станиц, разрешив им переселиться в хутора и станицы на Север.
Командвойск Надтеречной линии продкому Скудре назначить комиссию под председательством комштаба группы войск тов. Гегечкори в составе двух членов, по своему усмотрению, которой: все население выселить".
Непосредственно руководство этой карательной экспедицией осуществлял комиссар Кимен. По сообщению командующего Трудовой армией Иосифа Косиора, "выселению подлежало 9000 семей, значительная часть казаков была направлена на принудительные работы в шахты Донецкого бассейна".
Геноцид казачества санкционировал лично глава советского правительства В.И. Ульянов-Ленин. В собственноручно написанном им проекте постановления Политбюро ЦК РКП (б), которое было принято 14 октября 1920 года, говорится: "По вопросу аграрному признать необходимым возвращение горцам Северного Кавказа земель, отнятых у них великорусами, за счет кулацкой части казачьего населения и поручить СНК немедленно подготовить соответствующее постановление".
Не стоит заблуждаться по поводу "кулацкой верхушки". В переводе на нормальный язык этот пассаж означает, что репрессиям подлежат все казаки. Непонятно, правда, два момента: во-первых, почему горцам "возвращают" земли? Во-вторых, причем здесь великорусы? По извращенной ленинской логике получается, что злобные великорусы завоевали земли и, чтобы они не достались горцам, заселили их казаками. История же свидетельствует о другом. Предки казаков проживали на Северном Кавказе уже в очень отдаленные времена, и тому есть многочисленные исторические свидетельства, подтвержденные археологами. Вероятно, профессор императорской Академии Генерального штаба В.И. Баскаков имел в своем распоряжении весьма основательные данные, когда утверждал: "Казаки Кавказа, во всяком случае, должны считать давность поселения не позже других туземцев края, к каким они и должны быть причислены".
Но какое дело "вождю мирового пролетариата" до настоящей истории, до интересов России? Приговор казакам был подписан и обжалованию не подлежал.
"Мы определенно решили выселить 18 станиц с 60-тысячным населением по ту сторону Терека", - с радостью объявил Орджоникидзе. И подвел итог этой акции: "Станицы Сунженская, Тарская, Фельдмаршальская, Романовская, Ермоловская и другие были освобождены от казаков и переданы: горцам - ингушам и чеченцам".
Как происходило это "освобождение от казаков", видно из свидетельства казачки, опубликованного в 1990 году в журнале "Дон".
"Нашу станицу разделили на три категории. "Белые" - мужской пол был расстрелян, а женщины и дети рассеяны, где и как могли спасаться. Вторая категория - "красные" - были выселены, но не тронуты. И третья - "коммунисты". Включенным в первую категорию никому ничего не давали, "красным" давали на семью одну подводу, на которую можно было брать все, что желали. А "коммунисты" имели право забрать все движимое имущество. Дворы всей станицы поступили чеченцам и ингушам, которые и задрались за наше добро между собою :"
Насилие приняло столь массовые масштабы, что Сталин был вынужден признать, что политику большевиков "горцы поняли: так, что теперь можно терских казаков безнаказанно обижать, можно их грабить, отнимать скот, бесчестить жен".
Впрочем, Сталин также несет персональную ответственность за репрессии против казачества, что видно из следующей секретной телеграммы: "РВС Терской группы. Копия РВС Кавфронта. Грозный. 30.10.20. Предписывается Вам произвести в срочном порядке переселение казаков Асиновской станицы за Терек. Член РВС Республики Сталин. Член РВС Кавфронта Орджоникидзе".
На территорию, принадлежавшую ранее казакам, переселилось двадцать тысяч чеченцев, получивших в свое распоряжение 98 тысяч десятин земли.
Охотно пользуясь плодами большевистской политики, сами горцы к большевизму относились крайне отрицательно. Это особенно откровенно проявилось во время Второй мировой войны, и Сталину пришлось в 1944 году применять против "неблагодарных" чеченцев и ингушей репрессии, опробованные ранее на казаках. Советская власть дала им и земли, и скот, и имущество - все это было реквизировано у казаков. Взамен же значительная часть чеченцев, и тому имеются документальные подтверждения, ударила в спину Красной армии. То есть, по логике Кремля, заплатила черной неблагодарностью.
Но все это произошло гораздо позже, а в начале 20-х годов большевики продолжали усиленно проводить на Северном Кавказе политику "расказачивания". Неоднократные обращения депортированных казаков с просьбой вернуться в районы своего прежнего, исконного проживания оставались без ответа.
В марте 1922 года Малый Президиум ЦИКа Горской АССР принял "историческое" постановление. Оно закрепило "зачищенные" от казаков станицы за Чеченским и Ингушским округами.
Вот когда были заложены мины, рванувшие на излете "перестройки" и принесшие столько горя жителям этого замечательного края.
1991 год. Приход к власти в Грозном чеченских шовинистов, избравших своим знаменем генерала Дудаева.
Геноцид русского населения:
Создание в республике криминально-бандитского режима периода раннего феодализма. Полевые командиры - они же феодалы, подчиняющиеся номинальному главе "республики".
Воровство нефти и изготовление полукустарным способом "бензина", фальшивые банковские авизо, похищение людей, контрабанда наркотиков, торговля оружием, угон скота с сопредельных территорий, криминальный разбой и бандитизм - визитная карточка режима, существовавшего в Чечне в 1991-1999 годах и столь любимого до последнего времени на Западе.
Экспансия религиозного экстремизма, прикрывающегося знаменем "чистого ислама". Явление на Северном Кавказе вахабизма.
Превращение территории Чечни в базу международного террористического подполья, плацдарм агрессии против России.
Вторжение в Дагестан отрядов Басаева и Хаттаба.
Итак:круг замкнулся. Чтобы исключить повторение прошлого, политическое руководство в Кремле должны принять то единственное решение, которое обеспечит прочные позиции России на южном направлении. Необходимо как можно быстрее воссоздать Терское Казачье Войска в качестве реальной военной и правоохранительной силы. Казаки были и являются искренними проводниками имперской политики Москвы в этом огнеопасном регионе. Они кровно заинтересованы в сильной руке Москвы, которая их не предаст, не променяет на политическую лояльность чеченских тейповых вождей. А уж казаки за Россию-Матушку всегда постоят.
Материал подготовлен при участии Антитеррористического казачьего центра МКО.
Федор Бармин
Источник: «Спецназ России», № 8 (47) август 2000 г.

Северный Кавказ: есть ли выход из тупика?
Постоянный читатель “Станицы”, вероятно, обратил внимание: из номера в номер мы последовательно излагаем свою точку зрения на происходящие на Северном Кавказе события. Развитие их грозит в недалеком уже будущем не просто новыми кровавыми столкновениями на этнической основе, но и окончательной потерей для России этого региона. Срочно нужен выход из этого тупика, в который завели российскую государственную политику на Кавказе большевицкое предательство и последние годы безвластия (приведшие к конечному торжеству ленинской идеи о “праве наций на самоопределение” в сталинско-хрущевских “национальных” границах).
Вкратце повторим: наше предложение сводится к необходимости создания нового субъекта Российской Федерации, включившего бы в себя районы, некогда отторгнутые от Ставропольского края и подаренные национальным образованиям – Чечено-Ингушской республике и Дагестану. Районы, где наиболее активно идет (а кое-где уже завершено!) вытеснение русского коренного населения, некогда составлявшего здесь до 80 % и более. В состав нового субъекта Федерации можно было бы включить и Курский район Ставрополья, переживающий сегодня схожие проблемы, а столицей сделать один из исторических центров терского казачества – Кизляр. Это одно из немногих мест, где, несмотря на постоянное давление, сохраняется еще более-менее организованная русская община и казачий отдел. А Терек должен стать тем естественным рубежом, что может еще (если не поздно…) остановить этническую агрессию кавказских этносов в славяно-тюрский ареал населения юга России.
Переданная в 1957 году Ингушетии Сунжа уже практически полностью лишена коренного русско-казачьего населения и являет собой образец того, какими вскоре могут стать ближайшие районы надтеречной части Чечни, Дагестан и часть Ставрополья. Методы, коими осуществлялось изгнание потомков казаков, мы хорошо знаем. С первых дней после переворота 1917 года расказачивание и передача станиц ингушам стали целью большевиков на Северном Кавказе.
Разумеется, предлагаемая мера должна сопровождаться целым рядом конкретных шагов по укреплению власти федерального центра и закона, восстановлению их авторитета в глазах русского населения, защите и помощи тем, кто захочет вернуться в родные края. Мы особенно рады отметить, что наша позиция постепенно встречает все большую поддержку – и среди самых различных общественных объединений страны, и среди политиков. Почти все, говорящие о возможности создания нового субъекта Федерации, при этом говорят о Терской области. Что-ж, название, что называется, напрашивается. Это и дань истории, памяти предков, и указание на конкретный природный рубеж.
При этом в получаемых нами откликах и обращениях, помимо чисто эмоциональных оценок ситуации и оснований для принятия предлагаемого решения, излагается и набор мер, без которых осуществить его будет невозможно. Приведем несколько примеров.
В письме к Президенту России от Донской станицы в Москве обращается особое внимание на то, что В.Путин, побывав несколько раз в Чечне, нашел время лишь для встречи с местным чеченским населением, но не с местными русскими и казаками. Между тем, по мнению авторов обращения, только восстановление казачьего войска на этих землях даст возможность установить здесь порядок. Предлагается, в частности – вывести Шелковской и Наурский районы из под контроля чеченской администрации, установив там казачье правление (под прямым управлением центра); полностью разоружить некоренное население и выслать за Терек всех чеченцев, проживавших до начала 90-х годов южнее, а также тех, кто был замечен во враждебном отношении к местному населению и российской власти; сохранить здесь армейские гарнизоны; перераспределить средства, направляемые на восстановление республики, в интересах возвращения коренного населения (в том числе на финансирование специальной программы поощрения возврата славянского населения); разместить казачьи комендантские формирования в каждом населенном пункте, вооружив огнестрельным оружием всех мужчин-переселенцев. И лишь после осуществления указанных мер речь может идти о создании полноценной Терской области.
В письме указывается, что в случае потери Россией своего естественного этнического и геополитического рубежа по Тереку дальше придется “катиться” до Астрахани и Волгодонска – на пути кавказской экспансии больше нет естественных рубежей!
Собственно говоря, в этом и подобном ему обращениях речь идет о необходимости скорейшего введения на равнинных территориях Чечни некоего особого режима, поощряющего закрепление и возвращение сюда русского населения, с элементами прямого президентского правления – при максимально более строгом режиме поддержания правопорядка.
На необходимость возвращения на свои земли русскоязычного населения (в том числе в Грозный) указывают астраханские казаки. В подготовленных ими письме и справке говорится о необходимости строительства и восстановления казачьих поселений с восстановлением элементов казачьего уклада жизни и службы, использованием всех основных средств на восстановление хозяйства через русские общины. Особо подчеркивается необходимость учета в государственной политике на Кавказе местных обычаев, родовых отношений, опыта казачьей народной дипломатии. Подчеркивается также роль, которую в укоренении русского населения здесь может сыграть Русская Православная Церковь и, особенно, стойкие сплоченные старообрядческие общины. Следует активизировать работу органов МВД, направленную на вытеснение чеченской и других кавказских этнических преступных группировок из экономики. При этом обращается внимание, что выдавливание коренного населения из традиционных сфер экономики (рыбодобычи и переработки, сельхозпроизводства, торговли и обслуживания) активизируется и в самой Астраханской области…
Мы знаем, что подобные приведенным обращения получают не только органы федеральной власти в центре и на местах, но и депутаты Госдумы, средства массовой информации. Остается надеяться, что рано или поздно они найдут свое отражение в их деятельности, повлияют на формирование общественного мнения и принятие соответствующих законов. И лучше бы рано – хотя на самом деле во многом мы все уже опоздали. Неужели депутаты и журналисты не понимают, что отсидеться не удастся никому, что речь идет о будущем их собственных детей и внуков, которых позиция равнодушия всех ветвей власти обрекает на жизнь в качестве граждан второго сорта в их же собственной стране?..
Даже Хожахмед Нухаев – бывший руководитель дудаевской разведки, воевавший против федеральных сил – недавно заявил буквально следующее: “Я считаю, что Чечню нужно разделить на два условных района – равнинную и горную. Равнинная Чечня, возможно, будет строить свою жизнь примерно по той модели, которая существует в России…”
Лидеры ряда мусульманских радикальных движений в большом письме Президенту РФ, обвинив его в осуществлении имперской политики и насильственной русификации национальных республик, пишут буквально следующее: “У нас нет аллергии к русскому народу, но его безразличие к своей судьбе и судьбе соседей поражает любое нормальное воображение”. Что правда – то правда! Если мы сами так безразличны к себе – то почему хотим какого-то иного, более уважительного отношения со стороны других народов (привыкших, к тому же, за десятилетия советской власти относится к русским не как к народу, а как к бездушным винтикам громадной государственной машины)? Только при таком вопиющем равнодушии к собственному будущему и может происходить наш исход с Северного Кавказа, совершаться все новые преступления против русского населения и захват господствующих высот в экономике теми, кто еще недавно с оружием в руках сражался против российских войск…
Ю.Крапивин
Источник: Общеказачья газета "Станица" №36


Общественное и революционное движение
на Дону и Северном Кавказе
в начале XX века

Нерешенность острых социально-экономических и политических проблем, накапливавшихся в России в течение длительного времени, привела в начале XX в. к назреванию крупномасштабного общенационального кризиса. Накал политической обстановки в стране способствовал усилению общественного и революционного движения не только в центре, но и на окраинах, в частности, на Дону и Северном Кавказе.
Именно в этот период происходило размежевание общественных сил. В регионе были представлены организации и движения всего политического спектра – от крайне левых до черносотенно-монархических.
Большую роль в предреволюционный период сыграло рабочее движение, приобретавшее новые формы, о чем свидетельствовали события Ростовской стачки 1902 г. Усилилось движение крестьян и горцев, вызванная малоземельем, притеснением со стороны беков и русской администрации. По-прежнему одной из крайних форм протеста оставалось абречество.
В начале XX в. в крае происходило возникновение организаций революционных и национальных партий, развитие либерального, а также черносотенного движения. Нараставший общественно-политический подъем, охвативший разные слои населения, свидетельствовал о приближении революционного взрыва – событий первой российской революции 1905-1907 гг.


Развитие рабочего движения накануне первой российской революции
На рубеже века в массовом рабочем движении наблюдался переход к политической борьбе. Первомайские выступления 1900 г. рабочих Петербурга, Варшавы, Одессы, Киева, мощная демонстрация в Харькове, августовская стачка пролетариев Тифлиса, демонстрация в Екатеринославе – все это свидетельства крупных политических событий. На Дону и Северном Кавказе также наблюдались новые явления в борьбе пролетариата. Если с 1895 по 1900 гг. здесь не произошло ни одного политического выступления рабочих, забастовки имели экономический характер, отличались недостаточной организованностью, стихийностью, общее число стачек не превышало трех десятков и география их была ограничена в основном крупными металлургическими и угольными предприятиях Дона (исключение составили Садонские рудники Терской области, где в 1897 г. состоялась большая забастовка), то уже начиная с 1900 г. передовые рабочие под руководством социал-демократии вступили в политическую борьбу за свои права. В 1900-1901 гг. стачечные выступления рабочих региона мало чем отличались от предыдущего пятилетия. Они продолжали быть стихийными, неорганизованными, носили экономический характер.
Отдельные стихийные неорганизованные забастовки рабочих были и в последующие годы. И все же не они определяли теперь направление борьбы пролетариата, которая все более приобретала политический характер. Начиная с 1900 г. в городах Дона и Северного Кавказа рабочие стали отмечать праздник 1 мая маевками.
О заметном изменении форм борьбы свидетельствовали политические демонстрации 19 февраля 1902 г. в годовщину отмены крепостного права, 30 марта и 1 мая 1902 г. Они не были случайным, изолированным явлением, а являлись частью той революционной волны, которая прокатилась в это время по России. По данным Ю. И. Кирьянова, всего по стране с 1901 по 1904 гг. произошло 432 демонстрации; из них на Дону и Северном Кавказе – 10. Это сравнительно небольшое число, но демонстрации имели огромное агитационное значение, свидетельствовали о развитии рабочего движения в регионе, связи общероссийских революционных событий с местными, о влиянии крупных промышленных центров на окраины. Это еще более наглядно показали ноябрьская стачка-демонстрация 1902 г. в Ростове и одновременные революционные выступления рабочих ст. Тихорецкой и Новороссийска.
В 1903 г. новая форма борьбы рабочих – политическая демонстрация – получила дальнейшее развитие. 2-го марта состоялась многотысячная демонстрация пролетариев по улицам Ростова, 23 марта – учащейся молодежи города, в ноябре – рабочих Таганрога, но переход к демонстрациям в этот период явственно определился только в Ростове и Таганроге, в остальных же городах Дона и Северного Кавказа эта форма борьбы вплоть до революции 1905 г. не получила значительного распространения. Вместе с тем возросло число экономических и политических стачек. Только за 1903 г. на Дону и Северном Кавказе состоялось до 30 стачек.
Характерной чертой рабочего движения в регионе являлась крайняя неравномерность выступлений пролетариата. В 1904 г. на Дону уже единичные забастовки, а на Кубани в первой половине года стачки проводили рабочие екатеринодарских заводов Аведова, Пуйденко, Штейнгеля, макаронной и консервной фабрик, винного склада. В сентябре отмечены забастовки рабочих каретного цеха во Владикавказе, железнодорожных мастерских и депо ст. Минеральные воды. В декабре вновь начались волнения на екатеринодарских заводах Штейнгеля, Аведова, Галан и др. Под влиянием Бакинской стачки 26 декабря вспыхнула забастовка на грозненских нефтепромыслах “Ахвердов и Ко”, длившаяся в течение двух недель.
Рабочие разных национальностей, работавшие на промышленных предприятиях вместе с русскими пролетариями вступали в революционную борьбу. Но в целом большая масса, как русских, так и особенно нерусских рабочих была еще в стороне от революционного движения.


Ростовская стачка 1902 г.
Ростовская стачка началась как экономическая. Ее непосредственным поводом явился конфликт между рабочими котельного цеха Главных мастерских Владикавказской железной дороги и администрацией цеха, вызванный снижением расценок и издевательствами мастера. 4 ноября 1902 г. рабочие-железнодорожники по предложению представителя Донкома И. И. Ставского предъявили администрации следующий пакет требований: 9-часовой рабочий день, короткий рабочих день по субботам и перед праздниками (до 14 час.) с сохранением полной оплаты, повышение расценок на 50%, полная отмена штрафов, вежливое обращение мастеров с рабочими и увольнение ненавистных мастеров, устройство бесплатной школы для детей рабочих.
Стачка продолжалась, к ней примкнули рабочие плугостроительного завода “Аксай”, табачной фабрики Асмолова и др. Массовые митинги стали проводиться первоначально в самих мастерских, а затем в Темерницкой (Камышевахской) балке. 10 ноября на сходе уже участвовало около 30 тыс. чел., включая представителей от других городов (Таганрога, Новочеркасска, Армавира и др.). Здесь читались и обсуждались листовки Донкома, которые выпускались каждый день в количестве 1 500-2 000 экземпляров. Активное участие в стачке принимали женщины-работницы.
Ростовские власти вынуждены были обратиться за помощью к войсковому начальству и из Новочеркасска были подтянуты казачьи части. 11 ноября полицейские и казачьи подразделения попытались рассеять толпу. В ходе столкновения был открыт огонь на поражение, 8 человек было убито, 23 – ранены. Это еще больше ожесточило бастующих. По предложению Донкома они решили стоять до конца. Но в ночь на 15 ноября войска заняли Темерник и овраг. Часть участников восстания была арестована, но и администрация пошла на уступки – отменила снижение расценок и уволила нескольких мастеров. 26 ноября, после 23 дней, счтака была прекращена.
Одновременно с ростовской стачкой, под ее влиянием и в непосредственной связи с ней проходили выступления тихорецких и новороссийских рабочих. 15 ноября произошла забастовка в Тихорецких железнодорожных мастерских. К ней присоединились рабочие депо и электростанции. В течение этого и последующего дней стачечники собирались на митинги, где выработали требования для предъявления администрации, аналогичные ростовским: сокращение рабочего дня до 9 часов, увеличение зарплаты на 20 %, увольнение двух мастеров и др.
17 ноября по приказу атамана Кавказского отдела генерала Гетманова казаки произвели дикую расправу над собравшимися на митинг рабочими – открыли стрельбу по безоружным людям. В результате, как говорилось в листовке Донкома, “на месте сходки, как на поле битвы ... лежали раненые и убитые, последних было несколько человек, раненых - около сотни”. Митинг прекратился, но работы не возобновились. В донесении от 21 ноября начальник Кубанского областного охранного отделения сообщал, что только “некоторая часть благоразумных рабочих депо, всего лишь несколько человек, ограждаемая войсками как на работах, так и на дому, работает”.
В солидарность с ростовскими и тихорецкими рабочими 18 ноября началась стачка в железнодорожных мастерских Новороссийска, к ним присоединились работники депо, элеватора, электростанции, цементных заводов. 19 ноября стачка распространилась на рабочих пристаней и мелких заведений. В последующие дни остановились все предприятия города, прекратили погрузку 23 парохода, стоявшие в порту. На многочисленных митингах обсуждались события в Ростове и Тихорецкой. В отчете Черноморского губернатора по поводу происходивших событий говорилось: “Нельзя не прийти к заключению, что движение носит политический характер, явилось результатом пропаганды революционного кружка и находится в прямой связи с ростовскими и тихорецкими событиями. Перепуганные власти стянули в город дополнительные военные части из Ростова, Тихорецкой, Екатеринодара. Губернатор объезжал бастующие предприятия и уговаривал рабочих прекратить стачку. Митинги разгоняли казаки. Они арестовали 102 “подстрекателя” стачки. 62 рабочих были уволены, часть из них выслана из Новороссийска. 23-го ноября большинство стачечников приступили к работам.
События Ростовской стачки 1902 г., которые несколько дней держали весь Ростов буквально на военном положении, высоко оценивались российскими социал-демократами. Г.В.Плеханов писал, что “ростовские события составляют эпоху в истории нашего рабочего движения... Они открыли собой новую эпоху, эпоху массовых демонстраций”. В. И. Ленин утверждал, что именно с этого события рабочее движение перешло на качественно новую ступень: “Пролетариат впервые противопоставляет себя как класс всем остальным классам и царскому правительству”.


Крестьянское и горское движение в крае в начале XX века
Основная масса донского и северокавказского была достаточно инертной, но вести о революционных событиях в городах страны, в том числе и находившихся по соседству, в которых иногда работали и односельчане, разными путями проникали в селения. Причины развития крестьянского движения были те же, что и во второй половине XIX в.
Докладные записки и отчеты жандармских управлений в начале X X в. буквально пестрят сообщениями о росте недовольства крестьян.Участились случаи поджогов помещичьих и кулацких хозяйств в станицах и селах Дона, Кубани, Черноморья, Терека; увеличилось число потрав полей, были и отдельные случае открытых выступлений крестьянства.
В 1902 г. на Кубани и в Ставрополье под влиянием выступлений крестьян Харьковской и Полтавской губерний усилилась борьба крестьянства и сельскохозяйственных рабочих. Крупные волнения сельскохозяйственных рабочих начались в мае на Кубани. Летом 1902 г. движение охватило целый район Кубанской области, около 20 станиц, расположенных вдоль железнодорожной линии от Тихорецкой до Екатеринодара и Майкопа В борьбе участвовали до 10 тыс. сельскохозяйственных рабочих.
Были случаи, когда косари разбивали сельскохозяйственные машины, бросали их в Кубань, били землевладельцев. Движение носило стихийный, неорганизованный характер.
В некоторых станицах Кубани начало проявлять признаки недовольства и казачество. В корреспонденции “Искры” № 23, от 1 августа 1902 г. из ст. Владимирской сообщалось, что постепенное уменьшение земельных наделов, недороды и, наряду с этим, увеличение расходов на снаряжение казаков все чаще и чаще заставлял кубанцев роптать на свою горькую нужду и на несправедливость “начальства”.
Особенно обострилась в этот период борьба горского крестьянства, которая хотя и оставалась стихийной и неорганизованной, но приняла массовый характер. По-прежнему, одной из крайних форм протеста являлось абречество.
Об упорности и массовости горского крестьянского движения свидетельствуют события, развернувшиеся в 1900-1902 гг. в осетинском селении Дур-Дур, где крестьяне оказали дружное сопротивление помещикам Тугановым, у которых арендовали землю, и царской администрации, защищавшей землевладельцев. Не менее остро проходило выступление крестьян села Гизель Терской области весной 1902 г., известие о котором широко распространилось по России. Гизельское восстание из обычного столкновения с сельским старшиной вылилось в вооруженную борьбу со всей администрацией и общественным порядком и приняло массовый, всеобщий характер.
Не переставали волноваться из-за безземелья, нехватки пастбищ, всевластия администрации, непомерных налогов кабардинцы, балкарцы, жители Адыгеи и других мест. В 1900 г. в селении Кадар Темирханшуринского округа Дагестана произошло вооруженное столкновение крестьян с беком, захватившим их лучшие земли и заставлявшим их выполнять повинности. В 1904 г. крестьяне этого селения вновь отказались от выполнения повинностей. В 1903 г. раяты ряда селений Кагайто-Табасаранского округа отказались от несения натуральных повинностей, а жители села Янги Кент распахали часть земли Зубаир-бека Тарковского на площади в 160 десятин. Столкновения между крестьянами и беками происходили в Дагестане осенью 1904 г. В районе Дербента были вырублены бекские леса, чтобы на освободившейся земле распахать пашни и посадить сады. Борьба крестьян не была безрезультатной. По данным, приведенным в “Истории Дагестана”, крестьяне 27 селений с десятитысячным населением с 1883 по 1907 г. полностью или частично освободились от несения повинностей бекам, казне или другим сельским обществам.


Абречество в начале XX в.
В начале ХХ в. активизировалось абреческое движение. Исследователи А. И. Хасбулатов и А.К.Джанаев определили абречество, как разновидность крестьянского движения, направленного против социального и национального угнетения. Абреки выступали против произвола беков, князей, царской администрации, защищали бедных крестьян. Власти называли абреков разбойниками, бандитами, посылали против них карательные экспедиции.
Наибольшую известность получил последний в дореволюционный период абрек чеченец Зелимхан Гушмузукаев из сел. Хорочой (близ Ведено). Он начал свою борьбу в 1901 г. За его голову русская администрация назначила большую награду, которая все время росла на протяжении 13 лет, пока Зелимхан был неуловим для властей. В 1908 г. Зелимхан убил даже начальника Веденского округа Галаева .Целый ряд чеченских аулов были обложены большими штрафами за укрывательство абрека, несколько селений пострадало от карательных экспедиций, но никто из крестьян Зелимхана не выдал. Только лишь в 1913 г. нашелся предатель, который сообщил властям о его местонахождении. Тяжелобольного Землимхана окружили и убили около сел. Шали.


События в селе Гизель в 1902 г.
События 1902 г. в осетинском селе Гизель получили всероссийскую известность. Здесь местные жители обратились к начальнику Терской области с жалобой на притеснения со стороны старшины селения Кундухова., который самовольно увеличивал повинности крестьян и злоупотреблял своим положением. Русские власти объявили жалобу необоснованной и 28 апреля из Владикавказского округа прибыл начальник участка штабс-капитан Степанов. Однако его объяснения не устроили крестьян и возмущенные крестьяне выгнали участкового начальника. В тот же день штабс-капитан вернулся с отрядом казаков и стал арестовывать участников волнений. В ответ на это крестьяне ударили в колокол и начали собираться на площади. Всего на площадь вышли 300-400 чел. Когда Степанов приказал им разойтись и выстрелил в воздух крестьяне обезоружили его и избили. Казаки против горцев оружие не применили, сделав лишь несколько выстрелов в воздух. На следующий день, 29 апреля сотня казаков под командованием начальника Владикавказского округа Вырубова окружила селение и к 3 мая подавила восстание, арестовав 58 чел., в том числе руководителей восстания – учителей Уруйманова и Цаллагова.


Возникновение в крае революционных организаций
В условиях складывающейся в стране предреволюционной ситуации, роста выступлений рабочих и крестьян активизировалась и деятельность революционных организаций и партий.
К этому времени во многих городах Дона и Северного Кавказа имелись социал-демократические кружки и группы. Ведущая роль в социал-демократическом движении этого огромного региона принадлежала Донскому Комитету РСДРП, созданному в 1898 г. Большое влияние на Северном Кавказе имела Бакинская организация. В 1902-1903 гг. в городах и местностях Дона и Северного Кавказа, как грибы после дождя, росли социал-демократические кружки и группы. По данным Л.А. Карапетяна, накануне революции 1905-1907 гг. только на Кубани действовало около 20 сельских социал-демократических ячеек. Вместе с тем не следует преувеличивать их революционную деятельность в руководстве борьбой пролетариата. Несмотря на крупные выступления в ноябре 1902 г. - маре 1903 г и др., в целом рабочее движение в регионе не достигло размаха выступлений пролетариата южных городов России, в чем наряду с другими факторами сказывалась слабость самих социал-демократических организаций, которые не были еще достаточно оформлены, идейно и организационно укреплены и в ряде случаев отставали от размаха рабочего движения.
После раскола РСДРП в 1903 г. на большевиков и меньшевиков в ряде комитетов, в том числе Донском, в руководстве оказались меньшевики. На Северном Кавказе во второй половине 1903 г. и 1904 г. происходило организационное оформление социал-демократических групп, создаются объединенные комитеты – Кубанский и Терско-Дагестанский, в них входили большевики и меньшевики. Руководство в комитетах было меньшевистским.
Одной из крупных дореволюционных партий России явились эсеры. Оформление этой партии относится к 1902 г. На Дону и Северном Кавказе к тому времени также имелись небольшие, разрозненные группы социалистов-революционеров в Ростове, Таганроге, Новороссийске, Владикавказе и ряде других городов и сел, например, в Северной Осетии в селе Христиановском. Эсеровские группы иногда выпускали небольшое количество листовок, пытались участвовать в революционном движении трудящихся, например, в ноябрьских событиях 1902 г., но в целом их деятельность в регионе до революции 1905-1907 гг. была незначительной.
Широкий резонанс в стране приобрели выступления студентов и учащихся средних учебных заведений в ряде городов, в том числе в Ростове, Ставрополе, Владикавказе. По сообщению газеты “Искра”, в Ставрополе в ноябре 1901 г. и особенно в ноябре 1902 г. “происходило сильное брожение” в реальной и классической гимназии. Тогда же (в ноябре 1902 г.) на почве неудовлетворительных условий ... отвратительная пища и скверное обращение с учащимися” прошли волнения во Владикавказском реальном училище. За влияние на учащихся вели борьбу различные политические силы: социал-демократы, социалисты-революционеры, либералы.
Еще в начале X X в. в городах Дона - Ростове, Таганроге, Новочеркасске и др. - среди учащейся молодежи возникли революционные кружки, которые в 1902 г. по инициативе Донского комитета РСДРП объединились в “Южнорусскую группу учащихся средних школ”. К лету 1903 г. в Ростове насчитывалось до 30 кружков молодежи. “Южнорусская группа” также поддерживала связь с кружками учащихся 11 городов Юга страны.


Национальные партии на Дону и Северном Кавказе
В начале XX в. в регионе происходило также конституирование национальных партий и организаций, в основном левого, революционного толка.
Еще в 1890 г. в Тифлисе возникла армянская национальная партия неонароднического направления Дашнакцутюн (армянский революционный “Союз”), кружки и группы которой в начале XX в. оформились и на территории региона в местах проживания армян. Например, в Моздоке, Кизляре, Владикавказе, в некоторых кубанских городах и селах. Небольшие группы дашнаков были на Дону. В 1903 г. дашнаки выступили с массовыми протестами и против царского закона о конфискации имущества армянской церкви и закрытия армянских школ. Тогда же они объявили себя социалистической организацией.
По данным Л. А. Карапетяна в конце 1904 г. - начале 1905 г. в Армавире и Екатеринодаре возникли первые группы армянской политической партии “Гнчак” ( в переводе с армянского - “Колокол”), более активная деятельность которых развернулась в 1905 г.
В 1900 г. в Харькове образовалась Революционная Украинская партия (РУП), выступавшая за культурно-национальную автономию Украины в составе России. В 1901-1903 гг. на Кубани возникли кружки РУП. Их организаторами являлись активные деятели партии С.И.Эрастов, С.В.Петлюра, Г.Е.Ткаченко и др. Кружки РУП функционировали в Екатеринодаре, Армавире, ряде сельских местностей, они печатали на гектографе в довольно большом количестве листовки, обращения и распространяли среди населения. В результате арестов деятельность РУП в конце 1903 - 1904 г. очень ослабла, сократилась численность ее организаций.
В первые годы XX в. в городах региона создавались кружки и группы различных по направлению еврейских организаций: Бунд ( до 1903 г. входил в РСДРП), “Паолей-Цион” (“Рабочие Сиона”) - организация “пролетарского сионизма”, СЕРП - Социалистическая еврейская рабочая партия неонароднического характера. Группы и кружки этих партий были малочисленны, их деятельность крайне ограничена, и тем не менее они упоминались в ежегодных отчетах жандармских управлений.


Либеральное и черносотенное движение на Дону и Северном Кавказе в начале XX в.
Оживление либерального движения накануне революции 1905-1907 гг. было связано с банкетной кампанией, которая проводилась по решению 2-го съезда “Союза освобождения” по случаю 40 летнего юбилея судебной реформы. Целью банкетной кампании являлось привлечение внимания правительства к необходимости проведения новых политических реформ. В 34 городах страны либералы провели около 120 собраний, на которых присутствовало до 50 тысяч человек.
Банкеты организовывались и в городах Дона и Северного Кавказа. В них принимали участие меньшевики, которые часто приводили с собой рабочих. Большевики, напротив, отрицательно относились к банкетной кампании, критиковали ее.
5-го декабря 1904 г. в Ростовском коммерческом клубе состоялся банкет местной присяжной адвокатуры. Здесь же присутствовали меньшевики и небольшая группа рабочих. С речью от либералов выступил С. Сватиков, закончивший ее призывом единения либералов и социал-демократии. 11 декабря на банкет в Екатеринодаре собралось до 200 человек представителей от либералов и меньшевиков. Приглашенные рабочие, в ответ на речи либералов, их требования конституционной монархии, равных выборов выкрикнули: “Долой царя!”, “Да здравствует демократическая республика!” На банкетах в Пятигорске составлялись петиционные телеграммы на имя министра внутренних дел.
Картина общественного и политического подъема была бы неполной, если не упомянуть о существовании еще в первые годы XX в. в городах региона отдельных разрозненных групп черносотенцев. Часть их принадлежала к “Русскому собранию” – одной из первых правых организаций, возникшей в С.-Петербурге в конце 1900 г. и имевшей отделения в ряде южнороссийских городов. В адресе Николаю II от 31 декабря 1903 г. представители “Русского собрания” заявляли, что Россия должна строиться на основах православия, самодержавия и народности, на укреплении русского духа. Они отрыто выступали против растущего революционного движения с этой целью создавали дружины. Кроме последовательного монархизма, черносотенцев отличал крайний антисемитизм, они уже тогда являлись организаторами еврейских погромов.

Рубрики:  История России
Казаки
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку