Цитата сообщения Валера_Богуславский
Манифест 17 октября 1905 года
17 (30 по новому стилю) октября 1905 года был издан Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" - создание Государственной Думы
17 октября 1905 г., под давлением революционной атмосферы и главы правительства С.Ю. Витте, был издан царский Манифест о Государственной Думе – выборном законодательном органе, имевшем возможность влиять на решения правительства. Переработанные Основные Законы несколько ограничили права монарха – в частности, бюджетными полномочиями Думы. Законопроекты могли превратиться в законы лишь после утверждения обеими палатами: Думой и Государственным Советом (существовал с 1810 г. как законосовещательный орган). И хотя правительство по-прежнему назначалось Царем – все же монархия превратилась в конституционную, а народ получил широкие политические свободы, которых десятилетиями добивались либералы и буржуазия.
Однако политические партии использовали свободу не для того, чтобы вместе с верховной властью способствовать государственному строительству, а чтобы эгоистично бороться за власть. Этому способствовало избирательное право, более либеральное, чем в некоторых западноевропейских странах того времени. Поэтому первые две Думы в 1906-1907 гг., вместо гашения революционных волнений лишь подливали масло в огонь – и были распущены Государем Николаем II после нескольких месяцев "работы".
«Им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия» – эти слова премьер-министра Столыпина стали афоризмом. Прогресс же у большинства партий непременно отождествлялся с тем или иным западным учением: от либерализма до марксизма – при отрицании русской традиции. На этой основе возник своеобразный "орден русской интеллигенции", который (по позднему признанию одного из его представителей) отличался «идейностью своих задач и безпочвенностью своих идей». Вместо личной нравственности и христианского подвижничества культивировался героический активизм с самолюбованием и стяжанием общественного признания. Вместо ответственного реализма – утопичный фанатизм вплоть до пожертвования не только своими, но и чужими жизнями. Религия отрицалась как "мракобесие", в ранг же новой религии возводился утилитарный морализм ради достижения "народного счастья". Но абсолютизация борьбы вела лишь к разрушению того, что народ уже имел...
Л.А. Тихомиров справедливо порицал учреждение Думы по образцу западного парламентаризма вместо воссоздания Земского Собора. Он писал, что подражательство западному парламентаризму – разрушительно для России, что «представительством могут пользоваться только гражданские группы, а не элементы антигосударственные, как ныне. В законодательных учреждениях не могут быть представительства ни от каких групп, враждебных обществу или государству...». Под должными гражданскими группами имелись в виду не политические партии и организации, а сословно-корпоративные.
В 4-й Думе (1912-1917) даже в годы войны так называемый "Прогрессивный блок", в котором объединилось большинство депутатов (236 депутатов на основе кадетов, прогрессистов и октябристов), не хотел сотрудничать с монархом, требуя собственного "правительства доверия"... Либеральное ядро этого блока – кадеты – не хотели рвать свои связи с крайне левыми партиями и вели совместную пропагандистскую кампанию против Царя (напр., П.Н. Милюков заявил 1 ноября 1916 г. о якобы готовившемся Царем сепаратном мире с Германией: "глупость или измена?").
Видя такое отношение, Царь тоже игнорировал требования Думы. Ров между властью и "прогрессивной общественностью" углубляла и "прогрессивная печать"... Позже кадетка-февралистка А.В. Тыркова-Вильямс писала: «Когда упала корона, многие с изумлением заметили, что... на ней держался центральный свод русской государственности... Заполнить опустошение оказалось не под силу кадетам» ("Из воспоминаний о 1917 годе").