-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в А_Гусев

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.04.2008
Записей: 412
Комментариев: 10847
Написано: 19063


В Ы Б О Р ( из книги о Николае Гумилёве - продолжение)

Четверг, 06 Августа 2015 г. 09:21 + в цитатник

ЧЕРУБИНА2 (450x675, 75Kb)

  Циник!


Жестокий, безжалостный и … опасный.

Роковой сердцеед..

.
Такой приговор  наши читатели нередко выносят Гумилёву.
Нам кажется, пришла пора определиться, каков же воистину  этот сердцеед и каковы те женщины, с которыми он вступал в любовные «поединки».
  В самых «кровавых дуэлях»  образ «губителя» и коварного соблазнителя явно меркнет перед  дамами, что находились по другую сторону «барьера»..
И на поверку часто оказывается…
Он – доверчив, наивен, великодушен,  не способен к подлости, плетению интриг или обману..
Она – интриганка; коварна, лжива, двулична, вероломна, жестока…
Подтвердим это сравнение  рассказом лишь об одной   «показательной» любовной дуэли..
     Елизавету Ивановну Дмитриеву ( Черубину де Габриак) он встретил летом 1907 года в Париже. Двадцатилетняя Лиля (так звали её близкие) посещала Сорбонну. С детства тяжело болела, много лет была прикована к постели, осталась хромой на всю жизнь. Но при всём этом слыла чаровницей, умеющей завораживать мужчин.
      Спустя два года они увиделись в Петербурге, узнали друг друга.  Лиля уже закончила  Императорский женский педагогический институт, вела русскую словесность в женской гимназии,  была одарённой поэтессой…
    Роман  закрутился феерически – по-гумилёвски.
     – Тут же сразу мы оба с беспощадной ясностью поняли, что это «встреча» и не нам ей противиться, – признавалась Лиля.
      Околдованные друг другом любовники не расставались. Стихи, прогулки,  литературные вечера…
. Гумилёв, как обычно, был одержим бурной и разрушительной стихией страсти. Сказочное воображение поэта обратило Лилечку, гадкого утёнка, в волшебного лебедя:

          Не смущаясь и не кроясь, я смотрю в глаза людей,
          Я нашёл себе подругу из породы лебедей.
  
Преобразилась и Лиля. В привычной  галерее мистификаций, интриг, амурных игр  явилось ей нечто подлинное, забытое и… настораживающее. Любовные истории для неё всегда скрывали пугающую тайну, трагизм, безысходность и пагубу. Но Лиля любила и умела играть с огнём. Любила любовь.
     Она наверняка видела неизбежную обречённость так внезапно нахлынувшего счастья. Ведь, встречаясь с Гумилёвым, Лиля оставалась невестой инженера-мелиоратора В. Н. Васильева и в то же время мечтала покорить сердце поэта Максимилиана Волошина. Тщательно обдумывала каждое письмо к нему. 13 мая, находясь в полном здравии, сообщает: «Дорогой Макс, я уже три дня лежу, у меня идёт кровь горлом, и мне грустно. <…>  Хочется видеть Вас, милый Макс».
      Лгать она тоже умела и… любила.
     Столь  нежный зов милой девушки приносит плоды: Максимилиан Александрович приглашает Лилю погостить у него в Коктебеле. Любвеобильная и лукавая искательница приключений просит поехать с ней ничего не подозревающего Гумилёва, а Волошину пишет: «Гум <илёв> напросился, я не звала его, но т.к. мне нездоровится, то пусть. Уже больше писем не будет, а будет Коктебель. Я Вас оч<ень> хочу видеть и оч <ень> люблю. Лиля». 
     25 мая 1909 года Гумилёв и Лиля выехали в Москву. Там Николай Степанович встретился с  Брюсовым, представил ему возлюбленную. Дорогу от Москвы до Коктебеля она позднее будет вспоминать как «дымно-розовый закат». Ласково называет Гумилёва Гумми, он её – Лилей, утверждая, что это имя похоже на серебристый колокольчик. В Гумилёве она воображает своего доброго ангела-спасителя, которого можно  удачно использовать. Гумилёв, надеялась Лиля, пробудит в Волошине ревность, заставит его воспылать к ней бурной страстью. А на случай, если её чары  на упрямца Макса всё же не  подействуют,– Гумилёв останется её единственным избранником.. Такая вот незавидная роль отводилась Лилечкой верному и наивному Николаю Степановичу, её благородному рыцарю. Впрочем, роль для него – «обкатанная». Ведь и у Ахматовой, с её жгучей страстью к петербургскому студенту, к его дурацкой «карточке»,- Гумилёв  будет хаживать в «запасных вариантах».
     Чары, однако, подействовали. В Коктебеле Максимилиан Волошин с Лилей всё чаще уединяются, подолгу гуляют вдвоём. Гумилёва мучительно унижало не столько коварство измены, сколько её публичность: всё происходило на глазах других гостей – Алексея Толстого с женой и поэтессы П. Соловьёвой.
       – Здесь началось то, в чём больше всего виновата я перед Н. Ст. (Гумилёвым. – Авт.), – призналась Лиля.  – Судьбе было угодно свести нас всех троих вместе: его, меня и М. Ал. (Волошина. – Авт.), потому что самая большая моя в жизни любовь, самая недосягаемая,– это был Макс. Ал.  <…> Я узнала, что М. А. любит меня, любит уже давно, –  к нему я рванулась вся, от него я не скрывала ничего. Он мне грустно сказал: «Выбирай сама. Но если ты уйдёшь к Г-ву (Гумилёву. – Авт.) – я буду тебя презирать».
      Выбор уже был сделан, но Н. С. (Гумилёв. – Авт.) всё же оставался для меня какой-то благоуханной алой гвоздикой. Мне всё казалось, что хочу обоих, зачем выбор?
      В конце концов, ничего не объясняя, Дмитриева попросила Гумилёва уехать.
     Алексей Толстой своим рокочущим басом рассказывал тем временем всем желающим жуткую любовную драму .  О том, как стойко и даже с некоторой иронией встретил Николай Степанович очередной удар судьбы. 

- В продолжение недели, - зубоскалил Толстой,- наш обманутый Ромео занимался ловлей тарантулов. Его карманы были набиты пауками, посаженными в спичечные коробки. Он устраивал бой тарантулов. К нему было страшно подойти. Затем он заперся у себя в чердачной комнате дачи и написал замечательную, столь прославленную впоследствии, поэму «Капитаны». После этого он выпустил пауков и уехал.
    Трудно представить, что творилось в уязвлённой душе поэта. Проще оценить поступок Лили. Жесток, оскорбителен и беспощаден её выбор. Только вероломством и холодным расчётом можно объяснить предательство этой женщины, слабой и одновременно сильной, когда она жаждет перевоплотиться в Кармен, вернее – поиграть в неё: «любовь свободна… законов всех она сильней». Коварна и слишком уж театральна эта игра! И бедный Гумилёв явно не заслуживает в этом спектакле роли дона Хозе.
     Невозможно оправдать её замешенный на дешёвых интригах и холодных эгоистичных «выкладках» удар по человеку, который её любит, опекает, искренне привязан. Разве умная и чуткая Лиля не могла предвидеть, к чему приведут её расчётливые и фальшивые любовные игры, коими был так славен Серебряный век?! Конечно, могла. Более того – она же их и срежиссировала. Такой вот авантюрный характер! А если сказать погрубее и проще – стервозный!
Позднее она начнёт казнить себя…
«Почему я так мучила Н. С.? Почему не отпускала его от себя?» Придумает оправдание: «Это не жадность была, это тоже была любовь. Во мне есть две души, и одна из них, верно, любила одного, другая другого».
     Простую арифметику нарушила третья душа, сделавшая свой выбор. Это Иоганнес фон Гюнтер – прибалтийский немец, поэт, переводчик, драматург. Видимо, с его участием по Петербургу расползаются слухи: Гумилёв нелестно отзывается о Дмитриевой. Сам же Гюнтер устраивает встречу бывших любовников на квартире подруги Елизаветы Ивановны – Лидии Брюлловой, и сам же её подробно описывает: «Нас ожидали. На Дмитриевой было тёмно-зелёное бархатное платье, которое ей очень шло. Она страшно волновалось. Всё её лицо покрылось красными пятнами. Красиво накрытый стол тоже, казалось, рассчитывал на примирение. Лидия Брюллова, в чёрном шёлковом платье, приняла нас очень радушно.
     Но что произошло? Небрежно, я бы сказал, надменно ступая, Гумилёв приблизился к ним.
     – Мадемуазель, – начал он, ни с одной из них не поздоровавшись,– вы распространяете ложь, будто я собирался жениться на вас. Вы были моей метреской. На таковых не женятся. Это я хотел вам сказать.
     Роковой, презрительный кивок головы. И повернулся спиной. И вышел.  
     Таким был ответ на «хочу обоих».
     Алексей Толстой, считая, что этот поступок бросил тень на гумилёвскую репутацию рыцаря без страха и упрёка, позднее клялся: «Я знаю и утверждаю, что обвинение, брошенное ему, – в произнесении им некоторых неосторожных слов – было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог. Однако из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, когда же была устроена очная ставка, с ухмылкой подтвердил эту ложь». Здесь тоже весь Гумилёв: никогда не унижаться до самооправданий и покаяний! Даже в том случае, если на кону – жизнь.      .
     Слухи о скандале дошли до Волошина. 19 ноября он оказался в одной компании с Гумилёвым. Дело было в мастерской художника А. Я. Головина, располагавшейся на верхнем этаже Мариинского театра. Пол огромной мастерской был живописно завален декорациями к «Орфею», внизу, в театре, давали «Фауста». Шаляпин пел «Заклинание цветов». Дождавшись окончания арии, Волошин подошёл к Гумилёву и прилюдно дал ему пощёчину. Гумилёв отшатнулся и прохрипел: «Ты мне за это ответишь!», тут же вызвал обидчика на дуэль.
                                 ( продолжение следует)



Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

Livitalia   обратиться по имени Четверг, 06 Августа 2015 г. 17:33 (ссылка)
Какая г....ь сотворилась, вот оно пренебрежение любовьюА_Гусев
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Четверг, 06 Августа 2015 г. 17:38 (ссылка)

Ответ на комментарий Livitalia

А у кого ты здесь усмотрела пренебрежение любовью.
Ведь здесь вся пикантность ситуации в том, что все друг друга любят - правда, каждый по-своему и согласно своей морали.
В итоге - все несчастны и все обмануты- кем-то или в чём-то.
Ответить С цитатой В цитатник
Ludiko   обратиться по имени Четверг, 06 Августа 2015 г. 21:15 (ссылка)
Не думаю, что Лиличка любила. Поэты - люди чувственные и она это знает! Она из тех, кто влюбляет в себя, а потом со стороны ублажает свое тщеславие.... Это стиль ее жизни, ей повезло встретить в жизни таких гигантов!
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Пятница, 07 Августа 2015 г. 07:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Ludiko

Лиличка любила любовь и любила мистификации, игру в любовь..
Но Волощина она, по-моему, любила и пыталась добиться его любви, бросив в жертву Гумилёва...
Она говорила - Хочу обоих, зачем выбор?!
Я очень благодарен вам за отклик. И предлагаю творческую дружбу - будем писать друг другу комментарии. Делиться мыслями о написанном нами.
В общем- взаимо- ПЧ- итание:)
Успехов вам!
Ответить С цитатой В цитатник
Ludiko   обратиться по имени Пятница, 07 Августа 2015 г. 08:18 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Во-первых....Не думаю что она не любила Волошина больше. Просто Гумилев ей достался легче, а вот за Волошина ей пришлось немного побороться.... Тут уж все средства хороши, вот она и жертвует Гумилевым.
И во вторых, я думаю что любить невозможно больше или меньше..... Любить, так любить!!!!!
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Пятница, 07 Августа 2015 г. 08:43 (ссылка)

Ответ на комментарий Ludiko

По крайней мере, о том, что великая её цель - ВОЛОШИН, она сама пишет. У меня в тексте это есть.
И во-вторых для таких, как она, "любови" бывают разные. И здесь "больше-меньше" вполне уместно."Хочу обоих!" тоже работает. В этом вся Лиличка".
А Гумилёв...
Ведь они и на самом деле привязались друг к другу - любили.
Друг другу они достались - на равных.
Не спорю - любить, так любить!!!
Но... не все мы здесь одинаковы.
Диличка - яркое порождение своего игривого легкомысленного "маскарадного" Серебряного века...
Ответить С цитатой В цитатник
elalaza   обратиться по имени Суббота, 15 Августа 2015 г. 14:24 (ссылка)
Саша,я небольшой знаток мужских переживаний,эмоций и страстей,но мне кажется,что мужчинам всегда нравилось обманываться и завоевывать сердца недоступных дам.Наверное поэтому не стервозным доставались более умеренные в своих чувствах и страстях,спокойные мужчины.
А вообще-то любовь не может быть спокойной,она должна бороться и побеждать,или проигрывать,но обязательно с переживаниями,болью,разочарованиями и разлукой.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Суббота, 15 Августа 2015 г. 15:49 (ссылка)

Ответ на комментарий elalaza

Что ж, это твоё мнение, Эллочка,и я его уважаю:)
И всё-таки не понял - в чём я, по-твоему, не прав?
А в твоём рассуждении о любви готов подписать каждое слово!
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 14:05 (ссылка)
= Он – доверчив, наивен, великодушен, не способен к подлости, плетению интриг или обману..=

Это при живой жене, продолжающий свои любовные похождения – ай, какой удар судьбы, на этот раз не удалось покорить вершину:)
Мужские приёмчики, приёмчики женские – квиты.

Александр, Ваша книга открыла для меня другую сторону жизни поэта Гумилёва, привела меня к пересмотру его биографии и, возможно, к другому взгляду на его творчество.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 15:58 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

Я понимаю - в ваших глазах он - растленный тип. Кстати, в этом смысле не более, чем Пушкин. Тоже пересмотрите его биографию и творчество?
А Гумилёв прежде всего Заблудившийся" человек, как герой его стихотворения "Заблудившийся трамвай".
Одиночество, покинутость, неприкаянность - вот что сопутствует ему всю жизнь...
Очень благодарен вам за помощь и участие!
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Суббота, 03 Октября 2015 г. 21:08 (ссылка)
Поэтов сравнивают по их вкладу в литературу, а не по успехам любовных похождений.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 15:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

ВЕРНО!
НО ВЫ ЖЕ САМИ ГОВОРИТЕ О ПЕРЕСМОТЕ ВАШЕГО ВЗГЛЯДА НА ТВОРЧЕСТВО ГУМИЛЁВА: Ваша книга открыла для меня другую сторону жизни поэта Гумилёва, привела меня к пересмотру его биографии и, возможно, к другому взгляду на его творчество.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Воскресенье, 04 Октября 2015 г. 15:41 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Надеюсь, ваше отношение к творчеству Гумилёва всё же останется прежним...
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:19 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Исходное сообщение А_Гусев
Я понимаю - в ваших глазах он - растленный тип. Кстати, в этом смысле не более, чем Пушкин. Тоже пересмотрите его биографию и творчество?


Всё возможно, если напишите книгу ещё и о Пушкине:)
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:32 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

СОГЛАСЕН!
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:35 (ссылка)
Исходное сообщение А_Гусев
Надеюсь, ваше отношение к творчеству Гумилёва всё же останется прежним...


Моё отношение к творчеству Гумилёва было поверхностным, в школе его не изучали. Вы меня вдохновили узнать поглубже и я, надеюсь, что всё же литературная деятельность была его основным занятием. Вы даёте отдельные главы, поэтому допускаю, что у меня сложилось ложное впечатление, как отзывалась однажды Ахматова - любовные стишки для дамочек. Но я не останавливаюсь, продолжаю читать Вашу книгу, интересно, что дальше.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:37 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

[QUOTE]Исходное сообщение Cherry_LG

Это при живой жене, продолжающий свои любовные похождения

Не забывайте только, что "живая жена"живёт в это время с любовником в Париже...
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

ЕСЕНИН В ЭТОМ СМЫСЛЕ ЕЩЁ ПОКРУЧЕ...
А ПУШКИНИАНА В МОЁМ БЛОГЕ ДОВОЛЬНО ОБШИРНАЯ
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Ludiko

Исходное сообщение Ludiko
Во-первых....Не думаю что она не любила Волошина больше. Просто Гумилев ей достался легче, а вот за Волошина ей пришлось немного побороться.... Тут уж все средства хороши, вот она и жертвует Гумилевым.
И во вторых, я думаю что любить невозможно больше или меньше..... Любить, так любить!!!!!
Ей больше всего хочется другого - любить обоих. В этом она и сознаётся.
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:48 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Не забываю, я даже записываю отдельные моменты. Чужое зло не может быть оправданием собственного зла. На его месте, убедившись, что счастливый брак не получился, надо бы развестись и искать новые отношения. Или смириться - ложь к добру не приводит. А вообще, это его судьба, жил как хотел и как смог и совсем не важно, нравится это кому-то или нет.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:51 (ссылка)
ЗОЛОТЫЕ СЛОВА!
В конце концов они же развелись... И он женился на другой Аничке.
Читали главу "Никогда не женись, мой друг"?
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 16:55 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

Даже из тех стихов, что цитирую я по всей книге, уже может сложиться впечатление об его поэзии.
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:03 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Впечатление - глаза зелёные, глаза карие... и читатель подглядывают в чужую личную жизнь. Стихи о его гражданской позиции отсутствуют. Но я же не всю книгу читаю, только отдельные главы.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:11 (ссылка)
Вы читаете все главы подряд, только в сильном сокращении.
И я не могу позволить себе такую роскошь, чтобы копировать его "Капитаны", Жираф", "Заблудившийся трамвай". "Выбор" и другие общеизвестные вещи - все его стихи легко найти в интернете.
Я печатаю лишь те, что мало известны и помогают раскрытию замысла книги.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:21 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

ЛЮДМИЛА, не могли бы вы впредь помещать свои комментарии и размышления в мой последний пост - так мне удобнее вести с вами диалог. Буду очень признателен.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:23 (ссылка)

Ответ на комментарий Cherry_LG

Я вообще не делю стихи на гражданские и негражданские. ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ - только так!
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:23 (ссылка)

Ответ на комментарий А_Гусев

Это всё мои пробелы, при чтении я не могу подразумевать ранее известное. А С Вашей помощью я просвещаюсь, за что Вам благодарна. И стихи ещё почитаю.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:26 (ссылка)
Вот и умница:)))
А дальше по тексту будет ещё немало стихов.
Я рад вашим словам;)
Ответить С цитатой В цитатник
Cherry_LG   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:28 (ссылка)
Исходное сообщение А_Гусев
Я вообще не делю стихи на гражданские и негражданские. ПЛОХИЕ И ХОРОШИЕ - только так!


Но, если стихи лишь впечатления после его любовных похождений, то это определённый уровень и не для всех в удовольствие. Понимаю теперь почему его не показывали в программе школы.
Ответить С цитатой В цитатник
А_Гусев   обратиться по имени Понедельник, 05 Октября 2015 г. 17:33 (ссылка)
НЕ СОГЛАСЕН!!!
Не бывает стихов "после любовных похождений"...
Так можно докатиться до того, что "Я помню чудное мгновенье" или "Я вас любил" Пушкина тоже нельзя допускать в школу - ведь и они "адресные"..
Подобных стихов многие тысячи, и лучшие из них пришли в школу.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку