А_Гусев обратиться по имени
Среда, 12 Февраля 2014 г. 20:30 (ссылка)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ СТУДЕНТКИ 1 КУРСА - ОЛЬГИ
«Школа ЗЛОСЛОВИЯ»
Первое сентября. Мальчики в аккуратных костюмчиках с бабочкой сжимают в руках букеты цветов, девочки с белыми бантами нервно накручивают подолы юбок на пальчики. Праздничная суета, улыбки родителей, поздравления, всеобщее ликование. «В первый раз в первый класс»! Это, пожалуй, самый волнующий момент в жизни малыша, который, по мнению родителей, воспитает самостоятельного, образованного человека, который будет конкурентно способным на рынке труда и самодостаточным по жизни. Родственники поздравляют ребёнка, приговаривая, что «наконец-то начался самый счастливый период в его жизни, которая больше никогда не будет прежней!». Не могу не согласиться! С того момента, как ребёнок впервые переступает порог школы, его жизнь уже больше НИКОГДА НЕ БУДЕТ ПРЕЖНЕЙ.
Принято считать, что школа - это заведение, в котором воспитываются нравственные ценности человека, развиваются навыки общения, формируются интересы и личность. Общепринято, что только школа способна дать необходимые каждому человеку знания и навыки. Общественное мнение об этом заведении шаблонно хорошее и инакомыслие пресекается. Обучение в школе стало обязательным, необходимым. При мысли о том, что ребёнок не будет получать образование, как и подавляющее большинство, у родителей от ужаса «шевелятся волосы на голове». В наши дни едва ли кто-то может представить жизнь ребёнка, которая не проходит за школьной партой. Правильно такое отношение или нет? Сомневаюсь, что этот вопрос волнует людей, каждый день отправляющих своих детей в учебное заведение, потому что так принято по социальным нормам. Это навязанное мнение, которое нельзя нарушить, иначе последует осуждение со стороны общества. Однако стоит задуматься, так ли прекрасна школа для наших драгоценных чад?
Давайте поговорим непосредственно о главном предназначении школы – знаниях. В каждом учебном заведении, за редким исключением, идёт стандартный набор предметов. В начальной школе, это математика, родной язык, природоведенье и иностранный язык. Есть ещё предметы, направленные на развитие творческого потенциала ребёнка, на которых даётся задание рисовать, клеить, лепить или петь одно и то же. При этом проявление инициативы, иной подход к заданию, импровизация пресекаются, а иногда и караются плохими оценками со стороны учителя. Ребёнок рисующий звёздочку, когда ему говорят рисовать кружёчек, не имеет права выйти за рамки предложенного, а если и выходит, то вскоре его родители услышат от учителя то, что так боятся слышать. Ведь им будет высказано мнение «эксперта»! Их ребёнок не в состоянии понять задание, не способен делать то, что ему говорят и вообще он плохо рисует, а значит его развитие на нуле. Какой ужас! Родители, полные решимости, бегут домой после собрания с целью устроить своему малышу грандиозный скандал, ведь задето их самолюбие. «Ты должен рисовать лучший кружёк в классе, а ты делаешь непонятно что!» Да, у ребёнка началась новая жизнь, где про воображение и оригинальность можно забыть. Самое печальное, что маленький человек уже ущемлён, так как его мироощущение не было понято. Таким образом, начальная школа формирует первые комплексы. Впервые ребёнок узнаёт, что он оказывается не умеет танцевать, «не чувствует ритм», плохо пишет, медленно читает или считает. Всё должно соответствовать стандартам. Ребёнок должен читать сто слов в минуту. Если он читает шестьдесят – это не приемлемо. Никого не интересует, что малыш может уверенно пересказать отрывок из текста, высказать мнение и описать свои чувства. Начальная школа много чего даёт детям, например, чувство страха и боязнь проявить себя. Ребёнок никогда не будет петь, танцевать, собирать конструктор посреди урока или на перемене, ведь придёт осознание того, что проявление себя, своих желаний – это что-то из ряда вон выходящее. Впервые ребёнок учится подавлять своё «Я». Вы скажете, что в начальных классах малыша научать считать, писать и читать. Но ведь любой родитель всегда сможет обучить своего ребенка этим основам самостоятельно. Помню, что весь первый класс я проболела и не могла посещать школу, однако мои родители прошли всю школьную программу со мной дома. В итоге экзамены за первый класс я сдала на много лучше остальных. Я никогда не отличалась гениальностью и невероятными умственными способностями, просто ко мне был проявлен индивидуальный подход. Мне объясняли с той скоростью, с которой мой мозг мог спокойно усваивать информацию, мне повторяли столько, сколько было необходимо. Именно подобного индивидуального подхода так не хватает при обучении в школе. Ведь малыш уже в возрасте семи лет отличается от других детей, имеет свои таланты, способы восприятия информации, а к нему относятся абсолютно так же, как и к другим. В пять – шесть лет ещё нет разделения на умных и глупых, оно появляется именно школе. Если вашего малыша «записали» в группу глупых, то, скорее всего, это клеймо останется с ним на всю жизнь и разобьет множество мечтаний и надежд.
В средней школе появляются совершенно новые предметы, направленные на расширение кругозора подростков. Дети знакомятся с историей, географией, с естественными науками. Казалось бы, что все эти предметы одинаково важны, однако на деле получается иначе. Школьники изначально уверенны в том, что такие предметы как история – это лишь трата времени. Этика – зачем она нужна? Культурология – лишь повод подольше задержать детей в стенах школы. Формируется негативное отношение к этим предметам, так как весь упор идёт на математику и естественные науки. Детям внушают, что математика – это главный предмет, а затем идёт химия и физика. Тем временем никто даже и не задумывается над тем, что в жизни физика и химия понадобится далеко не каждому, а вот история нужна всем, так как человек не знающий истории, не может считать себя образованным. Закончив школу, вспомните, сколько раз вы обращались к историческим фактам, а сколько раз к знаниям, полученным на уроках биологии за десятый класс. Вы вряд ли помните, что такое таламус и гипоталамус, если вы конечно не биолог или врач. В детей «вкачивают» огромное количество информации, которая тут же вылетает у них из памяти, так как никогда и нигде не используется. Вы скажете, что в старших классах во многих школах появляется разделение на физика - математические, биохимические, языковые классы и т.д., и у подростков появляется выбор, что изучать. Да, такие классы появляются, однако в большинстве случаев, друг от друга они отличаются только названием и уровнем интеллекта учеников. Самых умных – в физмат, «средних» – в биохим, а «слабоватых» – в языковой. Может подросток и в самом деле испытывает страсть к языкам, осознанно идёт в языковой класс. Какого будет его разочарование, когда он поймёт, что попал в обычный общеобразовательный класс, да ещё и с низким уровнем успеваемости.
В школьном образовании есть ещё один пробел. Ученик не в состоянии уделить внимание тому, что ему по-настоящему нравиться. Каким образом, подросток, который увлечён анатомией, может расширить свои знания, если помимо этого ему надо ещё изучать десять предметов? Если школьник настроен на хорошие оценки в своём табеле, то у него просто не останется времени на своё увлечение, которое в последствии может сделать из него настоящего профессионала. Приходится выбирать. Либо хорошо учится по всем предметам и меньше времени уделять своим интересам, либо изучать то, что действительно нравиться и терпеть постоянную критику от учителей, одноклассников и родителей. Ещё один пример. Наверное, у каждого в классе был хотя бы один человек с очевидным талантом в спорте. Давайте же вспомним, через что проходил этот бедный школьник. Постоянные вызовы родителей с разговорами о том, что учёба на первом месте, а спорт на втором, и что нельзя тренироваться в ущерб занятиям. Создается впечатление, что люди просто не могут рассмотреть вариант, в котором этот ученик станет великим спортсменом и в последствии востребованным тренером наслаждаясь тем, что у него получается лучше всего. Система говорит: «Нет!». Все должны изучать одинаковые предметы, иметь хорошие оценки, уделяя время лишь учёбе. Оригинальность снова отходит на второй план. Ученику не дают права выбора, не дают возможности заниматься делом приносящим счастье. А ведь человек в праве свободно выбирать то, чем ему зарабатывать на жизнь. Почему надо ставить «палки в колёса» тому, кто просто хочет быть, например, парикмахером. Потому что это звучит недостаточно амбициозно? Никто не учитывает тот факт, что если человек делает свою работу с большим удовольствием, то он определённо добьётся успеха и в последствии будет удовлетворён своей жизнью. Вы можете себе представить, как чувствует себя человек, который мечтал стать актёром, играл в театре имея успех, но, закончив школу, пошёл учиться на экономиста просто потому, что так посоветовали учителя, родители и вообще – это «мейнстрим». Неужели он будет счастлив? Я очень в этом сомневаюсь. Проблема кроется в том, что общество отказывается принимать тот факт, что каждый может заниматься тем, чем хочет и за это его никто не в праве осуждать.
Теперь поговорим о социальном факторе школьной жизни. Смею заявить, что если ребёнок имеет физические недостатки, или его поведение отличается от поведения других детей, то стоит ему посочувствовать, ибо он попал в самый настоящий ад. Я помню, что в первом классе со мной училась девочка, которая постоянно читала, везде и всегда. Она была мечтательным ребёнком, предпочитала держаться в стороне, к тому же заикалась. В первом классе дети ещё не способны на «травлю», поэтому одноклассники просто её не замечали. Однако за дело взялась учительница, которую поведение девочки явно раздражало. Впервые дети видят, как кого–то прилюдно унижают, впервые осознают, что это довольно увлекательный процесс. Учителя – это самые обычные люди, которые, к несчастью, не всегда достаточно умны. И эти самые обычные люди начинают управлять поведением большой группы детей, которые впитывают всю информацию как губки. В собственной семье ребёнок слышит сплетни, осуждения, клевету, оскорбления и такие фразы: «Ты не будешь с ним дружить. Он из бедной семьи». Многие родители совсем не следят, что они говорят в присутствии своего чада, а зря, ведь ребёнок копирует поведение родителей и учителей. Школьники начинают понимать, что осуждать кого-то за то, что он не такой как все – это нормально и даже весело. Фраза «против кого дружите» - это не шутка, это реальность.
Многие предполагают, что «травля» в школе – это совершенно нормальное явление, которое проходит и не приносит никому вреда. Детство – это период формирования личности человека. В этот период психика особенно неустойчива. Ребёнок не может противостоять оскорблениям, он всё «принимает на свой счёт». Так зарождаются страдания и рождаются новые убеждения - «я толстый и некрасивый, я глупый, меня никто не любит потому, что я хуже остальных». Таким образом, школьник становиться жертвой, изгоем. Так впервые человек узнаёт, что такое душевная боль и несправедливость. Очень часто, чтобы противостоять злу, человек сам становится злым и жестоким, либо старается быть незаметным. К сожалению, комплексы, рождённые в раннем детстве, очень часто остаются с человеком на всю жизнь и от них очень сложно избавится. Однако страдают не только те, над кем издеваются, но и те, кто издевается. Подростки, которых вроде бы признали, панически бояться отличаться чем-то от своих «друзей», ведь они знают, что за этим последует. Таким образом, дети начинают копировать поведения и привычки друг друга. Тот, кто отделяется от группы, рискует стать «белой вороной». Так люди теряют свою индивидуальность и превращаются в «серую массу». Если рассмотреть поведение определённого человека из этой массы, то мы увидим персонажа из рассказа А.Чехова «Человек в футляре», которого волнует только один вопрос – «как бы чего не вышло?». Больше всего такие люди боятся осуждения со стороны окружающих, боятся оказаться в центре внимания. Они делают только то, что им говорят. Что касается лидеров, им, пожалуй, повезло больше всего. Но им то же приходится находиться в постоянном напряжении, следить за своими словами и поступками. Их жизнь – сплошной театр, игра на публику. Таким образом, они тоже теряют своё «я». К тому же с любого пьедестала можно упасть, никто от этого не застрахован. Конечно, не во всех классах и не во всех школах есть открытая «травля». Однако едва ли можно поспорить с тем, что в школах присутствует презрение и недоброжелательное отношение к тем, кто отличается от большинства. Так же в любом классе есть лидеры мнений и их последователи. Эти три группы проявляются всегда и везде.
Школьная жизнь – это определённо одно из самых сложных испытаний. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что эти девять – двенадцать лет оставляют в наших сердцах и хорошие воспоминания. Например, весёлые моменты, прожитые вместе с друзьями, приключения, первую любовь. Каждый должен взвесит все «за» и «против» и решить, стоит ли отдавать своего ребёнка в школу. Может лучше самому заняться его обучением и воспитанием? Если вы боитесь, что ребёнок, обучаясь на дому, не будет иметь друзей, то не волнуйтесь. Для этого есть различные кружки и секции, где он сможет найти «братьев по разуму». Каждый сам решает, что лучше для ребёнка, но в своём выборе надо быть осторожным, ведь решается то, кем в последствии станет ваше дитя.