Накануне арабских завоеваний (в начале VII века н.э.) основными религиозными культами, исповедуемыми предками таджикского народа, были зороастризм, манихейство, буддизм и индуизм, а также христианство несторианского толка. Во многих крупных городах был широко распространен иудаизм.
Все названные выше культы были постепенно вытеснены исламом. К середине XI века процессы исламизации населения были практически завершены.
Уже в VII веке н.э., вскоре после смерти пророка Мухаммада, в исламе возникло несколько направлений или сект, главными из которых, существующими и в настоящее время, являются суннизм и шиизм. Подавляющая часть таджиков исповедует ислам суннитского толка.
Последователи шиизма - шииты (от арабского "шиат Али" - "партия Али") - признают законным преемником пророка Мухаммада только четвертого халифа Али ибн Абу Талиба (656-661 гг.; двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада) и его потомков. Уже в VIII веке шииты раскололись на несколько сект. Из них на территории Таджикистана, преимущественно в Горном Бадахшане, наиболее распространена секта исмаилитов ("исмаилийа"). Свое название она получила от имени Исмаила (умер в 762 году), сына шестого имама - главы шиитской общины, Джафара ас-Садика. Главой - имамом общины исмаилитов в настоящее время является принц Карим Ага-хан IV (родился в 1936 году в Женеве, в Швейцарии; постоянно проживает во Франции).
Важную роль в распространении ислама сыграла деятельность проповедников-суфиев, принадлежащих к различным мистико-аскетическим направлениям ислама ("тасаввуф" или суфизм). Уже в ХI-ХП веках возникают суфийские братства или ордена, во главе которых стояли пиры и ишаны. Некоторые из этих орденов существуют и действуют и в настоящее время. Из них наибольший след в истории ислама в Таджикистане и других государств Центральной Азии составили ордена: накшбандия, кубравия, кадирия, ясавийа.
Проживающие в Таджикистане русские исповедуют православие - одно из главных направлений в христианстве, окончательно оформившееся еще в 1054 году.
Источник текста
фото
НА КАРТЕ