-Приложения

  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • Перейти к приложению Календарь биоритмов Календарь биоритмовЭтот бесплатный калькулятор биоритмов Вы можете разместить у себя в блоге или на своей домашней странице. Это позволит Вам или вашим друзьям не терять время в Сети в поисках программы биоритмов, а сра
  • Перейти к приложению Включи свою музыку Включи свою музыку84 канала потокового радио с тематической музыкой. Выбери свою музыку и слушай
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Пульс блогосферы Пульс блогосферыПульс блогосферы.Держите руку на пульсе

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Альфред_Грибер

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая
Общая
12:49 06.12.2008
Фотографий: 1

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 6) Наш_Израиль Gallery_Modern_Art ЛиРу Уголок_Святой_Земли Сама_овца Israel
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Культура_речи

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 7426


ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЛУННО – СОЛНЕЧНЫМ КАЛЕНДАРЁМ И МУЗЫКАЛЬНОЙ МАЖОРНОЙ ГАММОЙ ?

Среда, 04 Июля 2012 г. 17:23 + в цитатник
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЛУННО – СОЛНЕЧНЫМ КАЛЕНДАРЁМ И МУЗЫКАЛЬНОЙ МАЖОРНОЙ ГАММОЙ ?

А. Грибер

Что такое лунно-солнечный календарь? Это такой календарь, в котором лунный счёт времени согласовывается с солнечным, то есть смена лунных фаз согласовывается с годичным движением Солнца.

Как это происходит? Счёт месяцев ведётся по Луне, а счёт годов – по Солнцу. В идеале начало каждого месяца должно совпадать с новолунием.

Известно, что лунный год (354 дня) короче солнечного года (365,5 дней) более чем на 11 суток. Поэтому время от времени приходится вводить добавочный 13-й месяц к каждому году, когда накапливается 30 и более дней разницы. Год с 13 месяцами считается високосным.

Первый такой лунно-солнечный календарь был составлен в Древнем Вавилоне где-то в III тысячелетии до нашей эры. Со временем этот календарь послужил прообразом при разработке календарных систем многих народов Передней Азии.

Находясь в вавилонском плену (586-539 годы до нашей эры), древние иудеи познакомились с лунно-солнечным календарём. Обобщив опыт египтян и вавилонян, они создали свой лунно-солнечный календарь. На основе точного расчёта високосных лет был выстроен так называемый «секрет прибавления» дополнительных месяцев. Впервые эта система была обнародована в 359 году нашей эры Гиллелем Вторым.

В настоящее время лунно-солнечный календарь принят в государстве Израиль.

По какому же принципу рассчитываются високосные годы в таком календаре?

В основе еврейского календаря лежит 19-летний цикл, который называется у евреев «махзор» («кругооборот; цикл, период»). Он содержит 7 високосных лет (по 13 месяцев), которые называются «ибур» («оплодотворение; добавление месяца»).

Именно наличие 7 високосных лет в каждом 19-летнем цикле обеспечивает через каждые 19 лет возврат к тем же звёздным координатам, а также «плавающую» привязку еврейских праздников к временам года.

Вставка 13-го месяца производится в високосные годы, которые приходятся на 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы цикла. Эта последовательность лет нам с вами ещё понадобится. Поэтому запомните её хорошо.

А теперь перейдём к музыке.

Вряд ли в современном обществе найдётся человек, который не знает следующие названия: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Эти названия соответствуют звукам, которые извлекаются при нажатии на белые клавиши фортепиано. Это основные ступени музыкального звукоряда.

Весь музыкальный звукоряд делится на октавы. Началом октавы принято считать звук ступени «до». Каждая октава делится на 12 равных частей – полутоны. Такой музыкальный строй называется «темперированным строем».

Тот, кто видел фортепианную клавиатуру, конечно, обратил внимание на то, что между белыми клавишами расположены также и чёрные клавиши. Хотя встречаются две пары белых клавиш, между которыми нет чёрных клавиш.

Так вот, между звуками любых двух соседних клавиш (считая чёрные) образуется расстояние полутон – наименьшее расстояние по высоте в 12-звуковом темперированном строе. Два полутона составляют целый тон.

А теперь давайте рассмотрим музыкальные расстояния между основными ступенями звукоряда. Между белыми клавишами «до» и «ре» находится целый тон, так как между ними имеется чёрная клавиша. То же самое мы наблюдаем и между белыми клавишами «ре» и «ми», «фа» и «соль», «соль» и «ля», «ля» и «си». А вот между белыми клавишами «ми» и «фа», «си» и «до» расстояние всего полутон, так как между ними нет чёрной клавиши.

Таким образом, в последовательности от звука «до» одной октавы до звука «до» следующей октавы мы наблюдаем следующие соотношения: «до» - тон – «ре» - тон – «ми» - полутон – «фа» - тон – «соль» - тон – «ля» - тон – «си» - полутон – «до». То есть, структуру этой последовательности можно выразить так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон.

Именно по такой структуре образуется мажорная гамма.

Некоторые читатели могут задать мне вопрос: «А к чему нам этот урок музыкальной грамоты?»

Всё дело в том, что мажорная гамма полностью соответствует 19-летнему циклу еврейского лунно-солнечного календаря.

Порядок этих лет соответствует последовательности интервалов между звуками мажорной гаммы. Разрыв в два года соответствует интервалу в целый тон, а разрыв в один год - интервалу в полутон.

Звук "до" соответствует 19-му году цикла.

Так как между звуком "до" и звуком «ре" находится целый тон, отсчитываем два года (1-й и 2-й).

Нота "ре" соответствует 3-му году цикла.

Так как между звуком "ре" и звуком "ми" находится целый тон, отсчитываем два года (4-й и 5-й).

Нота "ми" соответствует 6-му году цикла.

Так как между звуком "ми" и звуком "фа" находится полутон, отсчитываем один год (7-й).

Нота "фа" соответствует 8-му году цикла.

Так как между звуком "фа" и звуком "соль" находится целый тон, отсчитываем два года (9-й и 10-й).

Нота "соль" соответствует 11-му году цикла.

Так как между звуком "соль" и звуком "ля" находится целый тон, отсчитываем два года (12-й и 13-й).

Нота "ля" соответствует 14-му году цикла.

Так как между звуком "ля" и звуком "си" находится целый тон, отсчитываем два года (15-й и 16-й).

Нота "си" соответствует 17-му году цикла.

Так как между звуком "си" и звуком "до" находится полутон, отсчитываем один год (18-й).

И снова нота "до", которая соответствует 19-му году цикла.

Какие же високосные годы содержатся в еврейском лунно-солнечном календаре? Это 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й годы.

Как видите, полное совпадение.

Таким образом, каждый високосный год еврейского лунно-солнечного календаря может называться своей нотой.

И всё-таки изначально жизнь была задумана в мажоре!

Серия сообщений "А. Грибер. Евреи были, есть и будут всегда.":
Часть 1 - ПЕСНЯ "од авИну хай"
Часть 2 - ПЕСНЯ "Эрэц завАт халАв у-дваш"
...
Часть 21 - КАК ВОСПРИНИМАЛИСЬ КОРОТКИЕ ПРОМЕЖУТКИ ВРЕМЕНИ В РАЗЛИЧНЫЕ ЭПОХИ ?
Часть 22 - КАК В ДРЕВНОСТИ ОПРЕДЕЛЯЛИ ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЛУННОГО МЕСЯЦА?
Часть 23 - ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЛУННО – СОЛНЕЧНЫМ КАЛЕНДАРЁМ И МУЗЫКАЛЬНОЙ МАЖОРНОЙ ГАММОЙ ?
Часть 24 - У КОГО СКОЛЬКО СУББОТ В НЕДЕЛЕ ?
Часть 25 - КТО ИЗОБРЁЛ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ?
...
Часть 38 - СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ СУДНОГО ДНЯ
Часть 39 - СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ ЕВРЕЙСКОГО НОВОГО ГОДА
Часть 40 - СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА СУКОТ

Серия сообщений "А. Грибер. О музыке и вокруг неё.":
Часть 1 - ГРАМПЛАСТИНКА "ЗВУЧИТ ЭСТРАДИН". ИСПОЛНИТЕЛЬ - АЛЬФРЕД ГРИБЕР.
Часть 2 - ДОКЛАД Я.ТЕНЕНБАУМА И А.ГРИБЕРА.
...
Часть 10 - ПСЕВДОНИМЫ ЕВРЕЕВ - МУЗЫКАНТОВ СССР
Часть 11 - МУЗЫКА И ТЕМПЕРАМЕНТ ЧЕЛОВЕКА
Часть 12 - ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЛУННО – СОЛНЕЧНЫМ КАЛЕНДАРЁМ И МУЗЫКАЛЬНОЙ МАЖОРНОЙ ГАММОЙ ?
Часть 13 - ПЕСНИ НА ИВРИТЕ. Выпуск № 1. «hэвЭну шалОм алЭйхэм»
Часть 14 - ПЕСНИ НА ИВРИТЕ. Выпуск № 2. «hинЭ ма тов у-мА наИм шЭвэт ахИм гам йАхад»
...
Часть 26 - "ЗВУЧИТ ЭСТРАДИН".  ГЛЕНН МИЛЛЕР.  "ЧАТТАНУГА-ЧУЧУ" ИЗ КИНОФИЛЬМА "СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ"
Часть 27 - "ЗВУЧИТ ЭСТРАДИН".  РЕЙ КОЛИНЬОН. "ФАНТАЗИЯ"
Часть 28 - "ЗВУЧИТ ЭСТРАДИН". АРИЭЛЬ РАМИРЕС - ФЕЛИКС ЛУНА. "ЖАВОРОНОК (ПАЛОМНИЧЕСТВО)" ИЗ КАНТАТЫ ДЛЯ ХОРА "РОЖДЕСТВО ГОСПОДНЕ"

Рубрики:  Евреи - национальность и народ./Евреи и музыка
Евреи - национальность и народ./Интеллект евреев
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку