Давайте разберемся.
Я могу сказать, что качество продукции – как товаров народного потребления, так и высокотехнологичной (кстати, это может быть и бытовая техника, это и машиностроение, особенно в оборонно-промышленном комплексе) оставляет желать лучшего.
По большому счету, чем сложнее продукция, тем сложнее добиться высокого качества, поскольку при изготовлении этой продукции прослеживается большая цепочка операций, и на одно изделие работает 10, 20, 100, а то и 1000 предприятий. Мы говорим - то предприятие по-настоящему хорошо, которое полностью внедрило систему менеджмента качества: внедрены процессные подходы, весь персонал вовлечен и понимает, что он делает, а возврат продукции где-то около нуля, так вот если бы все предприятия были именно такие, то тогда сложный объект был бы качественным.
Сегодня к продукции нашего оборонно-промышленного комплекса претензии предъявляют и Индия, и Китай…и претензии партнеров именно к качеству. Ибо ту продукцию, которую мы продаем сегодня, мы еще вчера делали для себя, и она на самом деле была достойна: она имела успех на рынке оборонной продукции.
Но те процессы, которые происходят в стране: хромает мотивация, велик процент сокращения высококвалифицированных рабочих инженеров, качество образования… Это целый «букет» вопросов, который привел к тому, что мы теряем тот престиж, который у нас был.
Выход? Не расслабляться! Надо внедрять системы менеджмента качества, проводить и свои внутренние аудиты, и приглашать специалистов со стороны, с тем, чтобы выявить и искоренить недостатки. Мы обречены делать продукцию высокого качества. Потому что не сегодня, так завтра Россия вступит в ВТО, и там, если мы не будем конкурентоспособны, нас никто не спасет.
Законы рынка нас буквально «выдавят» из общемирового торгового пространства.
Естественно, возникает вопрос: «А с какой проблемой нужно бороться в первую очередь»?
Здесь поступает много предложений.
Например, на сегодняшний день 80% износа основных фондов. Безусловно, со станков, которые эксплуатируются уже 20-30 лет, качественную продукцию не снимешь. Ибо техника требует других мощностей, другого класса обработки и т.д. Значит, можно сказать, что для того, чтобы выпускать качественную продукцию, надо поменять оборудование. Это, безусловно, так, но это не все.
Допустим, мы поменяли оборудование. А кто будет на нем работать? Мне рассказали пример в Ростовской области, когда они приобрели самый современный комбайн и с большим трудом нашли одного человека, который смог им управлять. А если бы они закупили 100, 1000 комбайнов? Где найти таких специалистов, которые смогли бы работать на новом оборудовании? Их просто нет. Значит, вторая задача – подготовка кадров. Это и ПТУ, и техникумы, и вузы. Но и это еще не все.
Мы поменяли оборудование, получили кадры. Встает вопрос о качестве разработок и качестве технологий. Мы как-то об этом забываем. Если мы будем писать технологии под старое оборудование, а конструкторы делают разработки, зная, что у нас на заводах слабое оборудование, то получится замкнутый круг. Таким образом, необходимо повышать качество научных конструкторских разработок, потому что все начинается с проекта, а потом уже все остальное. Во эти три кита должны быть на уровне, иначе ничего не получится.
Но и это не все. А что же все? Вот здесь я уже несколько лет подряд проповедую одну философию, потому что бывает даже на хорошо оснащенных предприятиях и вроде кадры неплохие, но когда я говорю о нравственных аспектах, на первое место, хотя и можно было бы поставить образование, но если мы хотим иметь на выходе качественный продукт, то все-таки на первое место ставлю воспитание осознанных людей, чтобы они осознанно внедряли новое, не «из-под палки», не из боязни, что их уволят, надо, чтобы это было их потребностью. Вот если мы воспитаем таких людей, неважно, это рабочие, инженеры или еще кто-то, то тогда все совпадет. Тогда наступит счастливая эра расцвета нашего качества. Но тут надо трудиться и трудиться. Ибо те задачи, которые ставит перед нами государство до 2020 года – я не знаю, как они будут выполняться. Я не уверен в этом, поскольку задачи колоссальные. И надо столько специалистов…а у нас их нет.
Замшелый пример. Все домохозяйки говорят о нашем машиностроении. Ну чего вам не хватает? Ну возьмите «Мерседес», разберите его по частям, посмотрите, ну и сделайте! Не можем. Высший пилотаж – «Калина». И это все, на что мы способны. Есть такие четкие понятия, как школа. Есть школа выпуска или ее нет. У нас была отличная школа авиастроения. Мы на самом деле делали хорошие самолеты. Эта школа разрушена. И то, что сейчас принимаются меры путем создания корпорации, холдинга, и так далее, я считаю, они недостаточны, а в отдельных случаях просто вредны. Во-первых, мы сами рождаем монополистов. В то время, как говорим о том, что ведем антимонопольную борьбу. Парадокс! Создавая, к примеру, судостроительную корпорацию, мы должны понимать, что внутри корпорации монополии не будет. Если раньше «яковлевцы», «туполевцы», «иловцы» соревновались между собой, и тем самым мы шли семимильными шагами вперед, теперь всех их объединили, назвали корпорацией. Вопрос: они будут конкурировать? Нет. Потому что руководство будет единое. Поэтому я лично против создания таких корпораций. Корпорацию можно создать под решение одной конкретной задачи. А все остальное они должны делать сами, конкурируя между собой. Но эту задачу должно ставить государство, а все остальное они должны все делать сами.
Более того, объединяя отдельные предприятия в корпорации, мы видим, что большая часть заводов распродается, поскольку они сейчас не загружены. А это беда. В перспективе надо мощности развивать, а на каких площадях? Надо строить новые заводы, а на каких площадях? Я считаю, что надо модернизировать предприятия.