Легенда: Замок коварства и любви
|
В четырех километрах от озера в глубокой каменной лощине бежит шумливая речка Аликоповка, здесь она делает причудливый поворот, и над нею появляются причудливые скалы, напоминающие древний замок с зубчатыми стенами и башнями. Свое поэтическое название "Замок коварства и любви" эти скалы получили благодаря легенде, которая повествует: "Когда-то жил здесь богатый и жестокий князь Аликонов. Сердце его было подобно куску ржавого железа. Не знал он любви и жалости ни к далеким, ни к близким, только единственную дочь свою, выросшую одиноким цветком среди диких скал и серых камней, звездоглазую Дауту, князь любил и лелеял. Любил, но берег от чужого глаза и держал взаперти. В своих детских играх Даута знала лишь одного мальчугана - сына старого чабана. Быстро бегущие годы превратили подростков в веселых, стройных как тополи юношей и девушку. И тогда, в бурливые весенние дни родилась страстная любовь. Родилась любовь, но принесла она с собой и горе. Не отдаст чабану князь Аликонов свою любимую дочь. Узнает, убьет чабана не знающий пощады Аликонов, в каменный мешок запрет дочь. Для богатого и знатного рода берег князь Аликонов свою дочь Дауту - свет его хмурых дней. И вот уже у стен его медные трубы. За Даутой приехал богатый и знатный жених.Помертвел молодой чабан. Побледнела Даута. Приходит конец. И решили они: смерть лучше разлуки! Умрем вместе. На отвесной скале прозвучало над пропастью слово прощанья. Взглянув последний раз в светлые очи любимой, юноша крикнул: "Прощай! Умирать с любимой не страшно". Прыгнул юноша в жуткую пропасть, в объятия смерти. А Даута? Дочь жестокого князя испугалась, кинулась назад, к дому отца со словами: "Нет, я не буду умирать!" У замка гремела музыка. Богатый жених ждал Дауту. Мертвый чабан не слышал трубных звуков и голосов знатных гостей. Не слышал он и слов коварной Дауты". С той поры скалы эти и стали называть Замком коварства и любви. |
Легенда: Рождение Кавказа
|
|
Фантастическая горная цепь, протянувшаяся на полторы тысячи километров от Черного до Каспийского морей, с вершинами, покрытыми вечными льдами и снегами, издавна привлекала внимание народов населяющих побережья Средиземного и Черного морей, равнинные просторы Европы. Непроходимые ущелья, отвесные скалы, таинственные пещеры становились для них пристанищами страшных горных духов, драконов, мифических животных. Выдающиеся поэты и писатели многих стран использовали их в своих произведениях. Александр Дюма, который совершил путешествие по Кавказу в 1858-1859 гг. в своих записках "Кавказ" приводит услышанную легенду об образовании современного горного края... В стародавние времена жил да был на самой высокой из гор Кавказа - тогда еще гряды ровных, зеленых холмов - Отшельник. И повадился к нему ходить в гости Дьявол. Безжалостно мучила нечистая сила старца - не было у Отшельника ни дня покоя. И обратился Отшельник за помощью к Богу, и разрешил ему Бог проучить хорошенько исчадие ада. Отшельник раскалил на огне добела клещи и стал ждать, когда появится Дьявол. Как только Дьявол подошел к хижине и, как всегда, просунул в нее голову, чтобы испугать своим мерзким видом Отшельника, ловкий старец сотворил крестное знамение и схватил нечистую силу за нос раскаленными клещами. Дьявол взвыл от боли и принялся в ярости топать ногами и хлестать все вокруг хвостом. И такой величины был у него хвост, что вздыбил он всю землю от Анапы до Баку. Каждый удар хвоста, обезумевшего от боли Дьявола, прокладывал в некогда аккуратных, ухоженных Богом холмах пропасти и стремнины, разрезал расщелинами плодородные долины и вздымал до небес целые горы. Таким - в полнейшем и живописном беспорядке - остался Кавказ во веки веков, вплоть до наших дней.
|
Легенда: Озеро Тамбукан.
|
|
С прекрасными местами Пятигорья, озером Тамбукан и вершиной Золотой Курган связана красивая легенда. В давние времена на берегу озера, рядом с селением Нартов, лежал огромный камень. И однажды послышался шорох. Из камня родился железноглавый богатырь. Назвали его Сосруко, то есть "рожденный из камня". Имел он силу трех горных обвалов и хитрость умнейшего из Нартов. И вот как-то на берегу озера встретился нарт с исполином Тенгреном из племени эмегенов, питавшихся человеческим мясом. Не успел Сосруко приготовится к бою, как раздвоенным копьем Тенгрен сбросил его с лошади. Падая, Сосруко прочертил локтями глубокие лощины в земле и решил хитростью бороться с врагом. "Эй, Тенгрен, крепко у тебя копье, но ум короток. Ты не знаешь игр нардов и не умеешь в них играть", - крикнул нарт эмергену. А тогда по вей земле гремела слава о необычных играх Нартов. "Научи!" - взмолился Тенгрен. "Учись! - сказал Сосруко. - Нарты любят отталкивать лбом камень так, чтобы закатился он на вершину горы". И скатил Сосруко с вершины Золотого Кургана громадный камень. Тенгрен лбом отбросил камень обратно на место и засмеялся: "Хорошая игра. У меня даже голова перестала болеть. Еще учи!" "Нарты любят ртом ловить стрелы, пущенные из лука, и жевать их", - говорит Сосруко. Широко открыл свой рот Тенгрен, и зазвенели стрелы нарта. Выплюнул эмерген пережеванные стрелы и расхохотался: "Хорошая игра! У меня даже зубы перестали болеть. Еще учи". "Нарты любят глотать раскаленное железо", - уже с досадой крикнул Сосруко, накалил докрасна глыбу железа и кинул ее в рот Тенгрену. "Приятная для желудка игра!" - заметил великан, поглаживая живот, и пошел напиться воды к озеру. Тогда, взбешенный неудачей, с силою трех горных обвалов ринулся Сосруко на Тенгрена и столкнул его в озеро. В те времена под тихими водами озера находилось страшное дно, засасывающее все живое. Поглотило оно великана Тенгрена, который не знал ни каких болезней. И сейчас богатырское здоровья Тенгрена вместе с целебной грязью озера передается отдыхающим на Кавказских Минеральных Водах.
|
|
Легенда: Река "Архыз"
|
|
Давным-давно, когда по территории горного Кавказа проходил Великий Шелковый путь, существовал древний город Маас - центр христианства на Северном Кавказе. Сейчас о нем напоминают лишь развалины древних храмов, да одна старая легенда о том, что произошло в более сорока местных монастырях. Говорят, что несколько сот лет тому назад послушники монастырей обнаружили в горах некий источник с водой изумительного вкуса. Спустя непродолжительное время, однако, они стали замечать странные вещи в своем поведении, не приличествующие поведению монахов. Их мужская сила окрепла и они, не в силах бороться с собой, были вынуждены покинуть монастыри и отказаться от монашества. Город опустел, а чудотворные изменения, произошедшие с монахами, стали приписывать действию воды, которую они пили. Эта вода и получила название "Архыз" - в честь места, где она была обнаружена. |
Легенда: Нарзан - Бесценный дар.
|
В давние времена в благодатной солнечной долине среди гор жило трудолюбивое племя нартов. Прозрачная вода горных потоков орошала их поля, поила многочисленные отары овец. Но случилась беда. Из года в год повторяющаяся жестокая засуха высушила родники, выжгла тучные пастбища. Беда пришла в землю нартов. Усталый путник в это время из последних сил брел по Пятигорью, изнывая от жажды. Почти умирая, он упал на пороге горской сакли и попросил напиться. Чтя горские обычаи, хозяин сакли взял последний кувшин с водой, который он хранил для детей, и дал напиться путнику. - Ты дал мне самое драгоценное, что было в доме. Будет и тебе от меня награда, - сказал путник. Вышли они из сакли, прошли в горную долину, где ударил в землю своим посохом гость хозяина. Ударил ключ шипучей студеной воды. Приник нарт к живительному источнику, утолил жажду. Созвал своих соседей горец, рассказал им о чуде и хотел поблагодарить путника за чудесный дар. Но тот уже таинственно исчез. Так за оказанное гостеприимство получили нарты драгоценный ключ минеральной воды, который исцелял их недуги, давал силы, приносил радость. И с тех пор зовется вода нарзаном, что означает богатырский напиток.
|
Легенда: Софийские водопады
|
Редкий гость Архыза не побывал в прекрасной Софийской долине, где можно увидеть множество самых удивительных творений природы - уходящие в небесную синеву, заснеженные горные вершины, кристально прозрачные озёра, цветы, которые встречаются только здесь, у границы ранней, ещё снежной весны и цветущего жаркого лета. Но, наверное, самое замечательное в этом уголке Кавказа - водопады горы Софии, сверкающие многоцветной радугой брызг, звенящие, как гигантские гранитные арфы! |
|
Когда-то именно здесь, на вершине Софии, любили отдыхать древние божества и духи гор во главе с самым могущественным богом Тейри. Когда Тейри пролетал над Кавказом, он всегда радовался красоте этих мест. И повелел вождь богов своимподданным основать здесь святилище, где он мог бы переночевать и принять дары от поклоняющихся ему людей. Бог земли и гор Даулет поднял купол неприступной вершины и украсил его сияющим ледяным панцирем. Бог леса Мызетхо насадил вокруг горы тенистые пихты и серебристые берёзовые рощи, не пожалел самых роскошных луговых цветов и рассыпал по склонам ягоды. А покровитель овец и коз, добродушный и гостеприимный Аймуш, развел во всех сопредельных долинах бесчисленные стада, чтоб никто из богов никогда не нуждался ни в пище, ни в шкурах для одежды. Когда святилище было готово, решил Тейри устроить великий праздник с пиршеством и весельем.
Это был веселый и шумный праздник, никого он не оставил равнодушным. Золотые чаши были полны нектаром, гости танцевали, били в барабаны. Но не сразу заметили хозяева и гости, что нет с ними одного из самых могущественных повелителей - бога молнии Эпле. Давно спорили Эпле и Тейри, кто из них сильнее и страшнее, долго не могли они поделить власть над миром, но однажды все боги собрались вместе и решили, что нет на земле другого хозяина, кроме Тейри. Пришлось Эпле подчиниться этому решению, но в душе он так и не смирился. И вот теперь, когда Тейри опьянел и устал от веселья, решил Эпле, что настал его час. Стремительно спустился он к вершине горы на своей черной туче и воскликнул: ![Софийские Водопады. Архыз](http://zolskaya30lena.narod.ru/Sofiskie_vodopadi.jpg) - Выходи на поединок, Тейри, если ты не трус, сразимся в честном бою! И после того, как ты будешь повержен, я стану владыкой мира! - Ты слишком самоуверен, Эпле! Сначала победи меня, а потом будешь торжествовать и похваляться, - ответил Тейри. Встал Тейри, надел доспехи, которые подарил ему Бог-Кузнец, взял в руки тяжелый бронзовый меч. Но сразу же выхватил своё огненное копьё Эпле и метнул его в Тейри. Одним махом разрубил копьё на лету Тейри и сам нанес удар. Пошатнулся Эпле, лавиной полетели из-под его ног камни и глыбы льда, но он снова бросил молнию в бога богов. Долго шла битва. Небо сверкало ослепительными молниями, грохотал гром, горы содрогались от тяжелых шагов двух соперников. Наконец, всесильный Тейри могучим ударом сбросил недруга с вершины горы. Полетел вниз побеждённый Эпле, но зацепился за грозовую тучу, опустился на землю и, в бессильной злобе, стал разбрасывать вокруг себя небесный огонь, так, что вокруг загорелись леса. И тогда взмолился покровитель леса Мызетхо: - Спаси мои деревья и травы, могучий Тейри! И воскликнула богиня охоты Апсата: - Не дай погибнуть беззащитным зверям и птицам, непобедимый Тейри! Услышал их Тейри, разбросал чёрные тучи, который пригнал бог молний, и приказал Солнцу растопить ледяной панцирь, лежащий на вершине горы. Жаркие солнечные лучи быстро разогрели лед, хлынули с отвесных стен светлые струиводопадов, ринулись в долину и быстро усмирили огонь, бушевавший у подножия горы... С тех пор и поныне эти водопады шумят над Софийской долиной, давая начало звонкой речке Софии и сохраняя жизнь деревьям и травам, растущим на её каменистых берегах. И если вас когда-нибудь застанет гроза в Софийской долине, и вы увидите, как молния ударила в вершину горы, знайте - это Эпле снова пытается повергнуть своего вечного соперника - всесильного бога Тейри.
|