День за днем исповедуемъ грехи наши.
«И прости намъ грѣхи наши, ибо и мы прощаемъ всякому должнику нашему». (Лук. 11, 4).
Часто, прощая обиды, мы въ глубинѣ души питаемъ все же нѣкоторое отчужденiе отъ обидѣвшаго насъ; но въ такомъ случаѣ мы должны ожидать того же отъ Господа: «какою мѣрой мѣрите, возмѣрится и вамъ» [Матѳ. 7, 2], говоритъ Господь. Если мы думаемъ при этомъ про себя: «я бы хотѣлъ простить, но не могу», мы не достойны приступить къ Господу съ молитвой о прощенiи. Лучше оставь все, твою молитву, твой трудъ, и прежде помирись вполнѣ, всецѣло со всѣми, и тогда обратись снова къ Богу; берегись, чтобы Господь не сказалъ тебѣ, какъ худому рабу: «злой рабъ! весь долгъ тотъ я простилъ тебѣ, потому что ты упросилъ меня, не надлежало ли и тебѣ помиловать товарища твоего?» [Матѳ. 18, 32-33]. Намъ будетъ прощено настолько, насколько мы прощаемъ. Сила Креста Господня можетъ одна избавить насъ отъ злопамятства, и дать намъ возможность прощать также цѣльно, какъ насъ прощаетъ Господь.
«Богъ во Христѣ примирилъ съ Собою мiръ, не вмѣняя людямъ преступленiй ихъ, и далъ намъ слово примиренiя». [2 Кор. 5, 19]. «Если исповѣдуемъ грѣхи наши, то Онъ, будучи вѣренъ и праведенъ, простить намъ грѣхи наши и очиститъ насъ отъ всякой неправды». [1 Iоан. 1, 9].
Въ первыя времена христiанства жили въ Антiохiи два друга: священникъ Саприкiй и мiрянинъ Никифоръ. По какому то случаю они поссорились и перестали видѣться. Между тѣмъ открылось гоненiе на христiанъ, схватили Саприкiя и предложили ему принести жертву Богамъ, или идти на смертную казнь, Саприкiй избралъ послѣднее, и его повлекли на смерть. Никифоръ, который уже и раньше искалъ примиренiя, поспѣшилъ проститься съ мученикомъ и, встрѣтивъ его на пути палъ къ ногамъ его, умоляя: «мученикъ Христовъ, прости меня». Саприкiй ничего не отвѣчалъ и отвернулся, что повторилось нѣсколько разъ во время пути. Никифоръ послѣдовалъ за осужденнымъ до мѣста казни, и тутъ еще настоятельно просилъ прощенiя; но Саприкiй оставался пепреклоненъ. И чѣмъ же кончилось?
Въ самую послѣднюю минуту, испугавшись казни, Саприкiй отрекся отъ Христа и согласился принести жертву идоламъ. Исполнились на немъ слова Апостола Iоанна: «кто ненавидитъ брата своего, тотъ находится во тьмѣ... и не знаетъ, куда идетъ, потому что тьма ослѣпила ему глаза». [1 Iоан. 2, 11].
Недолго спустя, Никифоръ безстрашно исповѣдовалъ христiанство и принялъ мученическiй конецъ и вѣнецъ.