-Цитатник

смешной морж - (0)

Морж издаёт смешные звуки

Северное сияние в Норвегии - (0)

Северное сияние в Норвегии

ретро-песни - (0)

Концерт ретро-музыки-2 (Шансон-106 песен) Слушайте ранее: Концерт ретро-музыки-1 (Ретро-Бэнд)

песни о Великой Отечественной войне - (0)

Любимые песни о Великой Отечественной Войне Марк Бернес - Темная ночь Эдуард Хиль - На без...

советы медиков - (0)

Как определить болезни человека по его рукам (Советы медиков) //i066.radikal.ru/1005/82/1b0...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в русалка_2008

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 248


Воронеж Мандельштама

Среда, 11 Июня 2008 г. 01:27 + в цитатник
Цитата сообщения Ирина_Бебнева Воронеж Осипа Мандельштама


 



 


http://botinok.co.il/node/38785


 



 


Главная » Блоги » Блог: Santana


Ботинок Ботинок


«…Отдай меня, Воронеж!»


"Мы живем, под собою не чуя страны,


Наши речи за десять шагов не слышны,


А где хватит на полразговорца,


Там припомнят кремлевского горца"…


С этих строк началось скитание Мандельштама по ссылкам и лагерям. 1934-37 годы он провел в Воронеже, в наказании изгнанием. «Изолировать, но сохранить», - такое распоряжение поступило с самого верха. Сегодня я гуляю по мандельштамовским местам Воронежа.


 


 


 



 


 


 


Лишив меня морей, разбега и разлета


И дав стопе упор насильственной земли,


Чего добились вы? Блестящего расчета:


Губ шевелящихся отнять вы не могли.


 


 


Купленные в Воронеже простые школьные тетради заполнялись быстро ложившимися строками стихов.


 


 


Где больше неба мне – там я бродить готов,


И ясная тоска меня не отпускает


От молодых ещё, воронежских холмов –


К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане.


 


 


Анна Ахматова навестила поэта в феврале 1936 года:


 


 


А в комнате опального поэта


Дежурят страх и Муза в свой черед,


И ночь идет,


Которая не ведает рассвета.


 



 


Особенно тревожно стало Мандельштаму в январе 1937 года. Он задыхался…


 


 


О, этот медленный одышливый простор –


Я им пресыщен до отказа!


И отдышавшийся распахнут кругозор –


Повязку бы на оба глаза!


 


 


И тогда же - это - страшное - о Воронеже и воронежцах:


 


 


Куда мне деться в этом январе?


Открытый город сумасбродно цепок...


От замкнутых я, что ли, пьян дверей? -


И хочется мычать от всех замков и скрепок.


 


 


И переулков лающих чулки,


И улиц перекошенных чуланы -


И прячутся поспешно в уголки


И выбегают из углов угланы...


 


 


И в яму, в бородавчатую темь


Скольжу к обледенелой водокачке


И, спотыкаясь, мертвый воздух ем,


И разлетаются грачи в горячке -


 


 


А я за ними ахаю, крича


В какой-то мерзлый деревянный короб:


- Читателя! советчика! врача!


На лестнице колючей разговора б!


 



 


Гораздо тяжелее, чем безработицу и неустроенность быта, воспринимал Мандельштам свою вынужденную изоляцию. Жена поэта вспоминала: "О.М. мучительно искал, кому бы прочесть стихи... Однажды он отправился со мной к какому-то воронежскому писателю, кажется, к Покровскому. Покровского дома не оказалось, а может, он со страху спрятался, что было вполне естественно" (угланы спрятались поспешно в уголки!). Однажды Мандельштам кинулся к телефону-автомату и читал новые стихи следователю НКВД, к которому был прикреплен: "Нет, слушайте, мне больше некому читать!"


 


 


В апреле 1937 года Мандельштам писал Чуковскому: "Я поставлен в положение собаки, пса… Меня нет. Я – тень… Нового приговора к ссылке я не вынесу. Не могу".


 


 


Я около Кольцова


Как сокол закольцован…


 


 


****


Я семафор со сломанной рукой


У полотна воронежской дороги…


 


 


В маленьком одноэтажном домике по ул. Линейной удобств никаких не было. Две кровати, стол, какой-то нелепый длинный чёрный шкаф и старая, обитая дерматином кушетка:


 


 


Это какая улица?


Улица Мандельштама.


Что за фамилия чортова –


Как ее ни вывертывай,


Криво звучит, а не прямо.


Мало в нем было линейного,


Нрава он не был лилейного,


И потому эта улица


Или, верней, эта яма


Так и зовется по имени


Этого Мандельштама...


 


 


Кстати, улицы Мандельштама в Воронеже до сих пор нет. Улица Линейная, на которой жил поэт и которую он в стихотворном завещании видел названной своим именем, была-таки переименована. В улицу Швейников. Назвать ее именем Мандельштама власти отказались, сославшись на отсутствие средств.


 


 


Холодными осенними сумерками иногда вдруг попадаешь в Воронеж Мандельштама. Словно навстречу тебе идет немолодой человек среднего роста с прямой, почти военной выправкой, голова несколько закинута назад, на руке висит неизменная палка, на которую он никогда не опирается. Он необъяснимо элегантен в старом неотглаженном костюме. Вид у него независимый и непринужденный. .«Меня преследуют две-три случайных фразы»…


 


 


Пусти меня, отдай меня, Воронеж:


Уронишь ты меня иль проворонишь,


Ты выронишь меня или вернешь,-


Воронеж - блажь, Воронеж - ворон, нож...


 


 


Не отпускает…


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Метки:  

stomatshab   обратиться по имени Среда, 11 Июня 2008 г. 23:38 (ссылка)
знакомые места:)!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку