Размещено Катерина Перхова25 Июнь 2009
Уже более двадцати лет я дружу с Лайзой Холлинсхед. Красивая и образованная девушка много рассказывала о странном месте, в котором она живёт. На карте — это самый северо-восточный кусочек Шотландии. Называется — Финдхорн.
Вообще-то Финдхорн — это маленькая рыбацкая деревушка. А удивительное экопоселение, расположенное на её территории, называется Финдхорн Фаундейшн (Findhorn Foundation).
МАГИЯ МЕСТА
Когда я в Эдинбурге или Лондоне спрашивал про Финдхорн, все очень значительно смотрели на меня и рекомендовали съездить туда. При этом мне постоянно встречались люди, которые совсем недавно приехали из Финдхорна или снова собирались в поселение.
Заинтригованный магией этого места, я поехал автостопом из Глазго навестить красавицу Лайзу и, наконец, разобраться, что такое Финдхорн Фаундейшн.
Позади уже были мили дорог по западному побережью Шотландии, десятки красивейших островов и вся Каледонская цепь озёр. Желание побыстрее попасть в Финдхорн даже перебороло мечту повидать лохнесское чудовище, и, переночевав на берегу озера Лох-Несс, к обеду я приехал в Финдхорн.
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
После величественных безлюдных холмов Шотландии сразу бросилось в глаза огромное количество туристических машин, детей и эксцентричных людей. Большинство посетителей оказались «хипповского» вида: в фенечках и забавных одеждах. Как правило, многие из них — типичные буржуа на отдыхе, вот и оригинальничают. И, конечно, их легко заметить среди скромных провинциальных шотландцев.
Один из солидных «мерседесов» оказался внутри этаким диким лесом: с шишками и травой на полу, хвойными ветками вокруг окон и похожими на наши банные веники букетами. Оказалось, что владельцы машины считают, что нужно сократить до минимума визуальное и тактильное общение с пластмассой.
Багажник авто был забит картошкой, морковкой и капустой. «Это — экологически чистые овощи», — сообщил мне хозяин «экомерседеса» с немецким акцентом. Его беременная жена грызла экологически чистую морковку и посмеивалась над моим смятым гамбургером. «Это отчен нихт полезно», — сказала она, ткнув в него морковкой, и предложила капустный лист.
Пара оказалась из Гамбурга, и мы стали соседями по палаточному лагерю. Овощи они тащили через всю Европу из Германии. Смысл русской пословицы «Ехать в Тулу со своим самоваром» мои новые знакомые-вегетарианцы поняли, когда за обе щеки уплетали финдхорновскую вкуснятину в местном симпатичном кафе.
КАК НАЧИНАЛАСЬ КОММУНА
Собственно само поселение началось в 1962 году, когда Питер и Эйлин Кэдди (Eileen Caddy, Peter Caddy) и Дороти Маклин (Dorothy Maclean) устроили среди местных песчаных дюн маленький огород.
Население этой удивительной страны вначале прирастало тремя сыновьями. Территория была ограничена размером небольшого огородика. Жили первые поселенцы в автоприцепах и палатках.
Поскольку изначальный импульс переселения был духовным, ничего странного в том, что первые овощи, чудом вызревшие на шотландском ветру и на песчаной и твёрдой почве, назывались ангелами и дэвами (в индуизме дэвы — мистические сущности и связаны с огнём, воздухом, дождём и растениями).
Местное же население по большей части занималось рыболовством. Поначалу они с недоверием посматривали на первые грядки и хрустели местной капустой. Однако, постепенно слух о необычных переселенцах-альтернативщиках стал помаленьку разноситься по Шотландии. Оказалось, что подобный образ жизни интересовал многих.
В середине семидесятых начинались рыночные реформы, и жизнь в городах для многих стала невыносимой. Рост цен, засилье рекламы, общий меркантильный настрой общества и социальное расслоение разрушали привычные ценности. С тех пор на территории поселения остался магазинчик «вредных» продуктов. В память о Маргарет Тэтчер он называется «Мэггис шоп». Только там на территории поселения можно купить алкогольные напитки.
ЧЕМ ЖИВУТ КОММУНАРЫ
Я с симпатией вспоминаю художника-керамиста Брайана Ноббса. Когда-то он был монахом соседнего бенедиктинского католического монастыря, но позже переехал в Финдхорн. В коммуне у него приличная мастерская на несколько печей, и всю посуду для поселения делают именно там. Одновременно это и учебный процесс, и культурный досуг коммунаров: сидят по вечерам, лепят горшки и поют песни.
Из местных архитектурных достопримечательностей славятся дом, сделанный из огромной бочки из-под виски, и специальный дом для медитаций, где нет ни одной параллельной линии и прямого угла.
К «понаехавшим» гостям в коммуне очень меняется отношение после того, как те пройдут недельную инициацию. Считается, что после этого гости становятся «своими». «Экспириенс» заключается в совместной медитации, держась за руки (так называемый опыт постижения друг друга), в совместном мытье посуды и коллективной медитации на компост. До этого у меня был духовный опыт «постижения ближнего» c соседями в московской коммуналке и коллективной медитации в советских очередях. Так что адаптация к Финдхорну для меня прошла легко.
Вообще, бытовая часть жизни в коммуне не стоит на месте. Единственное, что строго выдерживается — вегетарианство. В коллективной столовой огромный выбор вегетарианских блюд, приготовленных в духе кришнаитско-индийской кухни.
ПИЩА ДУХОВНАЯ
Не экохлебом единым были сыты коммунары. В 1967 году вышла первая книга Эйлин «Бог говорил со мной» (God Spoke to Me). В это время шло формирование движения нью-эйдж, и британский основоположник новой философии сэр Джордж Тревельян (Sir George Trevelyan), шотландский эзотерик Огилви Кромби (Ogilvie Crombie) и «человек-дерево»
(одним из первых в мире начавший бороться против уничтожения лесов для нужд промышленности и сельского хозяйства) Ричард Бейкер (Richard St Barbe Baker) присоединились к общине.
У них стали появляться единомышленники со всего мира. В 1970 году американец Дэвид Спенглер (David Spangler) организовал так называемый «Университет Света», где и сейчас преподают эзотерические науки.
В конце 70-х годов в коммуне появился свой театр, а также было издано большинство из книг основателей поселения.
Внимательно слушать себя, сотрудничать с природой и служить миру — это три кита, на которых стоит полный оптимизма Финдхорн Фаундейшн.
ЭКОСЕТЬ
Глобальная сеть экопоселений (Global Ecovillage Network, GEN) — всемирная сеть сообществ (поселений), которые проповедуют жизнь с учётом будущих потребностей. Они ищут способы так использовать природные ресурсы, чтобы они могли восстанавливаться, чтобы природа могла получать больше, чем у неё забирают. Как правило, внутри экосети активно развит обмен информацией и технологиями.
Сеть включает в себя несколько типов поселений:
— экогорода: Ауровиль в Южной Индии, Федерация Даманхур в Италии и Нимбин в Австралии;
— деревенские экопоселения: Gaia Asociación в Аргентине и Huehuecoyotl в Мексике;
— пермакультурные поселения (так называемое перманентное сельское хозяйство): Crystal Waters в Австралии, Cochabamba в Боливиии и Barus в Бразилии;
— проекты городского возрождения: Los Angeles EcoVillage и Христиания в Копенгагене;
— образовательные центры: наподобие Findhorn Foundation, Centre for Alternative Technology в Уэльсе и Ecovillage Training Center в Теннесси.
МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ
Близ Финдхорна есть так называемый русалочий остров Иона. С ним связано одно из самых ярких моих впечатлений от поездки. Там тоже есть представительство коммуны, и коммунары постоянно ездят на остров медитировать.
Считается, что остров святой. На нём находится самое старое в Британии аббатство: с него началось крещение Британии. По легенде, к острову приплыл католический монах Колумба на корове и крестил пустынные холмы. В местном музее есть древние гравюры и манускрипты о его лирических отношениях с русалкой.
Нас с женой занесло в одну из пещер на побережье острова во время отлива. Когда мы выбирались наружу через ледяные океанские буруны, было ощущение чего-то тёплого перед нами. С трудом мы доползли по скале до песчаного пляжа.
После этого происшествия мы решили сходить в местную церковь. Во дворе монах расщеплял слюдяные брикеты на плоские куски — делал черепицу. Я стал расспрашивать об этой пещере. Оказалось, она открывается один раз в десять дней и считается очень опасной. На вопрос, что же такое тёплое было перед нами, он с улыбкой ответил: «Это была русалка. Их тут много, и они всегда помогают тем, кто в беде. В память о святом Колумбе». Он нацарапал наши имена на черепице со словами «Чтобы Бог всегда вас видел».
PS
Устройство жизни коммунаров заслуживает отдельного описания. Поселенцы освоили альтернативные источники энергии — огромную ветряную мельницу и солнечные батареи. Этой энергии оказалось достаточно для вызревания в теплицах даже экзотических ананасов. Сам образ жизни коммунаров постепенно стал меняться. Появились экодома и мощное тепличное хозяйство — так называемая живая машина.
Живая машина — это сложнейший инженерно-биологический комплекс с автономным энергообеспечением. В неё входят 4 ветряных генератора, вентиляция, солнечные батареи, органические удобрения, производство компоста, тепличное хозяйство.
Сейчас Финдхорн Фаундейшн является активным участником Global Ecovillage Network — международной сети экопоселений. Свободный и духовно наполненный Финдхорн становится очень прибыльным и престижным бизнесом. В настоящее время в 90 экодомах живет более 320 членов общины. Размеры поселения растут, и люди уже просто селятся рядом с коммуной.
Энергетическая компания Wind Park производит с помощью ветра 750 кВт энергии. Тысячи туристов обслуживает компания Findhorn Bay Holiday Park.
В коммуне существует внутренняя валюта, есть свой банк. Существует собственная инвестиционная компания Ekopia.
Кроме того, Финдхорн входит в Департамент общественных связей ООН.
Очень сильна программа коммуны в сфере образования: от театрального и ремесленного до строительства экопоселений и экотуризма.