-Рубрики

 -Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сальвадора

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) ParadizeArt Выгляди_на_100 Плейбой This_is_Erotic

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.03.2008
Записей: 3749
Комментариев: 177
Написано: 4011


Мир и Дъявол

Четверг, 26 Февраля 2009 г. 14:16 + в цитатник

«Хорошее Я» и «Плохое Я», ангел и бес - в жизни и в Таро.

 

  Что такое «хорошо» и что такое - «плохо»?

  Рассуждения о том, что такое хорошо и что такое плохо, где искать Бога и как зовут черта, захватили наши умы с незапамятных времен. Однако к консенсусу по этим вопросам человечество так и не пришло. К тому же, и позитивная наука нанесла существенный урон устойчивости мировоззрения. Оказалось, что на небесах нет доброго старичка, его симпатичного сына, приветливой невестки и дрессированного голубя. А в недрах земли, куда любопытная наука тоже сунула свой нос, так и не обнаружили сковородок с грешниками и штаб-квартиры козлоногого руководителя мировой гадости. Но сами понятия Добра и Зла все-таки свойственны человеку, так как велика в нем потребность в Божественном, в единении с Чем-то Большим, будь то Царь Света или Князь Тьмы. И чего бы ни достигла позитивная наука, выгоняя отовсюду наши божества, ей не добраться до человеческой души. И хитроумное человечество надежно укрепило Бога в самой сердцевине естества своего. Но на присутс твие в недрах души дьявола оно все-таки не согласилось, упорно отводя ему Сей Мир.

  Мы не будем замахиваться на высокие цели религиозного просвещения, соглашаясь, что тем, кто благословлен Божьей Верой, лучше знать, где Бог, а где - Дьявол. Пусть служители религии объясняют нам это, а мы - будем верить. А здесь позвольте лишь обсудить психологические фигуры Добра и Зла, так сказать, описать лишь те отражения, которые мы улавливаем в себе, поскольку сам предмет - непознаваем.

  Итак, в последнее время разговоры о Мировом Зле и такого же размаха Добре особенно актуальны. Уже давно «продвинутые» в оккультных науках или особо религиозные граждане намекали в приватных кухонных беседах о том, что не за горами решающая битва добра со злом. Сейчас создается впечатление, что Армагеддон уже в разгаре.

  В вихре страстей, погони за материальными благами, а также под наркозом разнообразных псевдо-религиозных течений, «оздоровительных» программ и политических игрищ понятия добра и зла удивительно сплелись, смешались, взаимно переходя друг в друга, Бог и дьявол оказываются как бы двумя ликами Януса. Люди растерялись, многие изверились, идеология нашего общества заметно ослабла, а это, если вспомнить историю, - первый звонок, возвещающий о гибели. Назрел кризис, революционная ситуация: уверенно делить мир на две половины мы уже не можем, беззаветная вера в Божественное растерялась. В черта мы также очень пытаемся не верить, но боимся, а выработать конструктивное отношение к незримым силам различной направленности пока не умеем. Вот и растут суеверия, магическое восприятие действительности (что свойственно детству и регрессивно для взрослого), засоряя умы еще больше, парализуя не только критическую мысль, но и целительную для психики В еру. Может быть, стоит более вдумчиво, без налета кликушества и резонерства, изучить сами понятия Бога и дьявола, их истоки, структуру, место в человеческой психике?

  Начнем с дьявола как с более изученной фигуры. Его образ имеет огромное значение для людей, являясь воплощением всяческого зла и порождая неосознанные страхи. По поводу его материального существования мнения различны, но нельзя не согласиться, что черта каждый из нас упоминает по сотне раз на дню, когда что-то не ладится, а от такой популярности его удельный вес в информационном поле огромен. Вопрос: «Есть дьявол на самом деле или нет, бояться или не надо?» - так или иначе возникал у всех. Взглянем на проблему с позиции известного немецкого психолога К. Г. Юнга, который считал образ сатаны персонификацией неких психических сил, утверждать о метафизическом существовании которых было бы самонадеянно в той же мере, как и считать, что этот образ просто «выдуман». Издавна люди верили - если узнать имя дьявола, можно освободиться от власти темных сил. Вот это мы и собираемся сделать.

  Рассмотрим образ врага рода человеческого как одно из интересных психических явлений, ознакомимся с его истоками и влиянием на умы людей.

  Были времена в истории человечества, когда дуализма добра и зла не существовало, разделение мира на две половины начало формироваться в психике во многом под влиянием прогресса, в связи с постепенным совершенствованием человеческого мозга. Левое полушарие постепенно становилось преобладающим, а оно отвечает за понимание различия, противоположности, конфликта. Правое же воспринимает мир единым, оно обобщает, а не детализирует. Проще говоря, с тех пор, как у рода людского во всю силу заработали оба полушария, одна половина человечества считает, что надо «все обобщить», а другая - хочет «все поделить». К. Г. Юнг утверждает, что бессознательное не делает различия между добром и злом. У нашей психики есть свойство - более «молодые» структуры подавляют появившиеся ранее, вытесняют их из поля сознания. Вот почему говорят: «Подавленные впечатления детства». Так и общественное сознание постепенно выместило в область коллективного бессознат ельного многие этапы психического развития человечества. Человек отдалялся от природы, от созерцания, ощущения своего единства с окружающим миром, свойственных правому полушарию, так как меняющиеся условия среды требовали от него другого: умения завоевать у других племен более плодородные земли, согреться в холода, построить жилище. Родство с животным и растительным миром не только забывалось, но и стало восприниматься как проявление чуждое, страшное, малопонятное и к тому же властное и неистребимое. Но это в большей степени проявилось уже в христианские времена, а мы пока познакомимся с более простыми и архаичными механизмами формирования злого божества, углубимся в истоки возникновения образа дьявола. Возможно, что все началось с очень простого и всем нам знакомого и поныне принципа: «Мое - хорошее, а у соперника - дурное». Так при падении матриархального уклада богини плодородия, имевшие большое значение, отступают на задний план. Их место занимают боги-мужчины, обязатель но победившие некое чудище, часто в женском обличье, например, шумерский Мардук, убивший грозную богиню Тиамат. Мужчины, вырвавшись из-под руки материнского строя, принялись увлеченно воевать. Вот так, постепенно, при нарастании борьбы между народностями, формируется образ врага. Так перешли в разряд демонов совершенно нейтральные боги, например, Баал-Зебуб филистимлян стал Вельзевулом в интерпретации иудеев, враждовавших с филистимлянами, а с победой христианства приобрели злокозненность языческие боги. Единственно, тут надо упомянуть одну особенность - языческие боги довольно часто требовали кровавых жертв, и только воцарение Ветхозаветного Закона освободило людей от этой ужасной повинности. И ничего удивительного, что кровожадные языческие божки стали прототипом дьявола.

  Даже внешний вид дьявола говорит о его родстве с многими древними божествами: Пан, античный божок лесов, покровитель охотников и пастухов, козлоног и мохнат, славянский Велес, бог-пастух, рогат. Эти боги и правда, не отличались мягким нравом. Вообще интересно, что у многих совершенно разных по культуре народов в образах нехорошего божества есть много сходного. У Вельзевула и у Шивы три лица, скандинавский скандалист Локи, Сатана и австралийский страшный Тумана - хромые. И практически у всех злых богов есть одна особенность - их тяга к противопоставлению себя другим богам, революционный настрой и вообще - склонность к противоречию.

  Стонало, переживало человечество под игом дьявола (по мнению христиан, но человечество об этом не знало), и вот долгожданный мессия - Христос - искупил все грехи, дьявол был посрамлен. Вроде бы должно было полегчать, ан нет. Никогда на Земле не было столько речи о сатане и не боялись его так, как в искупленном христианском мире. Самая гуманная религия, которая проповедовала Любовь, под влиянием имевших к ней призвание психически нездоровых людей приобретает антиприродный, антибиологический оттенок. Презрение к женщине заразило умы христиан. Вся сила мужской ненависти за материнские шлепки, подкрепленная психическим инфантилизмом, сконцентрировалась на борьбе со всем живым и жаждущим жить. Недаром прекрасное название утренней звезды, исконно женского символа, - Люцифер стало именем дьявола. Фанатики видели в природе лабораторию и царство сатаны. Умерщвляли свою плоть, считая, что тело - орудие нечистого, но напрасно! Созданный ими враг из глубины подсознания продолжал терзать свои жертвы. И даже вожаки, руководители церкви не были застрахованы от козней лукавого. Например, Мартин Лютер в процессе перевода Библии не раз швырял чернильницей в дьявола, являвшегося ему. Страх дьявола, поселившийся в простом народе, был еще и экономически выгоден: уже в 811 году Карл Великий в одном из своих капитулариев обвинил священнослужителей, что они запугивают прихожан дьяволом и адом с целью выжимать этим обманом деньги и захватывать имущество суеверных простаков. А вот совершенно «психиатрический» пример борьбы с врагом рода человеческого, описанный в Патерике IV века: некий монах притащил в келью гниющий труп своей умершей любимой и мучил себя его смрадом во искупление совершенного греха. Вот так преуспели подвижники в борьбе с дьяволом. А инквизиция?! Вот уж правда, заставь дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет. И ладно, если бы только себе - а то и другим.

  Надо отдать должное Русской Православной Церкви - она боролась с нечистым менее извращенными и сумасшедшими методами.

  А теперь поговорим о контактах нечистого с людьми. Выше уже говорилось, что дьявол, так же как и Бог, трехлик. Изучая исторический и этнографический материал, можно выделить следующие ипостаси его проявления:

1) страшный, злобный, уродливый монстр;

2) смешной незадачливый черт, иногда добрый, весельчак, прямой потомок языческой нежити;

3) красавец-демон, гонимый, печальный и очень привлекательный.

  Несмотря на запугивания со стороны церкви и страхолюдность образа, с дьяволом очень многие не прочь были пообщаться, страх лишь подогревал интерес. Это сношение могло возникнуть как невольно, например, при одержимости, так и по желанию - у ведьм и колдунов. В наше время многие тоже испытали на себе «радость» подобных встреч. Вот что пишет об этом известный исследователь необъяснимого А. К. Прийма: «По данным контактеров, прикосновение монстра - одно из самых незабываемых и неприятных переживаний». Также он отмечает, что для ситуации контакта характерно ощущение пронизывающего холода. К этому можно добавить (на основании данных психиатрии), что галлюцинаторные образы, вызванные многими состояниями (не обязательно психическими заболеваниями), могут быть очень сложны, включая визуальный образ и звуки, и ощущения. Изменения, фиксированные на месте контакта рамками, конечно, возможны, что и неудивительно: просто там находился объятый у жасом человек и вероятно, что на тонком уровне информация об этом сохранилась. Наши эмоции имеют свойство «колебать атмосферу», парапсихологами такие вещи доказаны.

  Образом дьявола также давно и серьезно интересуются психологи. Они предположили, что наш общий враг - порожденный человеческой психикой символ ненависти, зла. Многие пытались выяснить, каким образом и откуда этот образ возникает в подсознании каждого человека, почему обладает такой властью над душой? По мнению В. Райха: «Дьявол - это репрезентация бронирования, которое приводит к извращению и деформации жизненных сил». К. Г. Юнг считал: «Антихрист будет соответствовать тени самости, то есть темной половине человеческой целостности». С. Гроф отмечал, что в его экспериментах с ЛСД испытуемые часто ощущали себя втянутыми именно в сатанинские оргии, и сделал вывод, что эти образы и чувства так близки нам из-за своей тесной связи с ощущениями, возникающими в процессе биологического рождения. В последние годы широкому кругу читателей была представлена еще одна интересная концепция дьявола, прозвучавшая в книгах Г. Климова. Дьявол там пр едставлен как персонификация процесса вырождения человечества, а его сынами и пособниками названы люди с явными поломками в бессознательных программах, например: склонные к убийству и самоубийству, к разрушению своего или чужого здоровья, неспособные иметь потомство, страдающие излишним мистицизмом. Свое утверждение автор аргументирует изречением из Евангелия: «Плевелы - сыны лукавого, враг, посеявший их, есть дьявол». К этому остается лишь заметить, что поиск врагов, разделение на «зерна» и «плевелы», обличение и травля несчастных и непохожих - это и есть побуждения, породившие дьявола.

  И здесь надо отметить, что наибольший расцвет противостояния между добром и злом пришелся на уходящую ныне эпоху Рыб. Рыбы - знак двойной, поэтому вполне понятно, почему мировосприятие людей так расщепилось. Возобладало левое полушарие мозга, а правополушарные люди, воспринимающие мир в единстве, не видящие идейных врагов, считались дурачками, юродивыми. Но наступила эпоха Водолея - время постепенного выявления истинной сущности многих вещей и раскрытия многих секретов психики.

  А в итоге мне хотелось бы предоставить слово настоящему специалисту в обозреваемой области и привести еще несколько цитат из книги, которая последнее время стала моей настольной - книги «Слово пастыря», написанной Митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, а ныне он уже - Патриарх (чему я, между нами, несказанно рада). Все высказывания о зле и о дьяволе и грехе в этой книжке удивительно психологически верны. «По учению отцов Церкви зло не является сущностью само по себе. Зло есть некое искажение первоначального замысла Творца». После грехопадения Адама и Евы, после изгнания из Рая «произошло разъединение (...) не только между человеком и Богом, не только между человеком и природой, но и внутри самой человеческой личности». То есть, разрушилась внутренняя гармония, внутренняя целостность в человеческой душе, ощущение стройности мироздания ушло! Причем, особенно замечательно, как автор «Слова пастыря» замечательно объ ясняет саму историю с яблоком, когда змей сулил Адаму и Еве - «будете, как боги». «Но вот что удивительно: а не к тому же, собственно, призвал и Господь человека, создавая его по образу и подобию Своему? (...) Человек призван развить все свои внутренние силы, для того, чтобы уподобиться Богу, стать, как Он. (...) Бог призывает достичь этой цели через развитие и самосовершенствование. (...) И Бог помогает человеку на этом пути: подает ему Свою благодать, свою энергию, делится с ним даром Своей Божественной жизни. Тогда как диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека и не зависящий от воли Божией. Ибо вкусить от плода - означает прибегнуть неким силам и средствам действующим магически, помимо Бога, и не исходящим от Него». Все сразу становится понятно! Как только вам обещают «вернуть любовь» или «привлечь деньги» или «снять любую порчу», «избавить от всех психологических проблем» за некоторую плату и без всяких усилий с вашей стороны - кто это старается, угадайте с трех раз? J

  Любовь и Свет почему-то не вызывают такого обезьяньего интереса, как Зло и Тьма. Очевидно потому, что предполагают некоторую работу со стороны человека. Но происхождению, источнику Веры в Бога, в Абсолютное, посвящено не меньше произведений выдающихся умов. Сразу оговоримся, что понятия Бога и Добра смешивать нельзя: Абсолютное Божество на то и абсолютное, что вмещает в себя все. Считается, что идея единобожия принадлежит сынам Израилевым. Однако вспомним, что лишь в годы вавилонского пленения Яхве стал един и выместил другие божества. В общей беде люди объединились вокруг Яхве. Это было необходимо, чтобы сохранить целостность, племенную и религиозную общность. И при этом Яхве считался единым самостоятельным божеством мира, объемлющим и Добро, и Зло. Мы уже отмечали, что «выгонялись» с небес, становились «злыми» божества-революционеры или побеждались и также становились враждебными боги-реакционеры. Заметим, что и те, и друг ие оказались невыгодными для наилучшего выживания вида. Первые несли беспорядок, а вторые препятствовали прогрессу. А то божество, которое считалось могущественным, как правило, несло порядок. Ведь, вступая на престол, любой бог первым делом устанавливает Закон. Закон, свод табу, обеспечивает сохранение и умножение популяции, не допускает вредных, разрушительных форм поведения, регулирует рождаемость.

  Скорее всего, в антагонизме Добра и Зла выразилось одно из основных противоречий совместной жизни людей и Земли - Хаос и Космос. Неживые системы, как правило, стремятся максимально упростить свою структуру, «разобраться» на составные части, там постоянно возрастает энтропия (недостаток связности, порядка). А вот живые системы стараются постоянно упорядочивать себя и окружающую среду, не дают энтропии расти. Правда, иногда как взглянешь на некоторые «разумные» организмы, валяющиеся под забором, да что уж, - посмотришь на беспорядок в собственной квартире, и понимаешь силу мировой энтропии. И если принять, что Добро - это порядок во всем (прежде всего, в душе), а Зло - разрушение и беспорядок, то все значительно упрощается. Психологи отмечают, что символы психической, внутренней целостности нередко совпадают с символами Бога. Вот что говорит по этому поводу К. Г. Юнг: «Самость есть образ Бога; по крайней мере, она неотличима от него . Духу раннего христианства не было чуждо знание об этом, - иначе вряд ли Климент Александрийский сказал бы, что тот, кто знает самого себя, знает и Бога. <...>любая неуверенность по поводу образа Бога причиняет самости глубокое беспокойство, <...> за разрушением образа Бога следует уничтожение человеческой личности».

  Оккультно-философские источники в один голос твердят: человеческая душа - часть Абсолюта, Мировой Души. Она сохранила «воспоминания» о прежнем единстве и стремится слиться с Абсолютным вновь. И в те моменты наивысшего экстаза, когда человек будто бы чувствует присутствие Божественного Начала в себе, - душа приближается к вожделенному Единству, но лишь на мгновения.

  А теперь отвлечемся от рассуждений о том, что находится вне Человека Как Такового, оставим гордыню, и рассудим на нашем «микрокосмическом» уровне. Откуда могли взяться у человека отчетливые воспоминания о былом единстве? Сейчас, когда парапсихология считает, что на клеточном уровне тоже есть своеобразный разум, как-то организованная информация, вполне естественно предполагать, что наш «информационный блок» хранит «воспоминания» о единстве с организмом матери, прежде всего. Итак, сначала мы сознания не имеем и находимся в пределах бессознательного мира, а там ощущения границ нет, ни времени нет, ни пространства - понятий нет таких. Ориентиров нет - Вечность, Бесконечность, Абсолют. С. Гроф связывал экстатические состояния, ощущение единства с переживаниями плода в утробе матери и процесса родов. И от того, какие программы были сильнее у матери в это время - агрессивные, разрушительные или созидательные, любящие, охраняющие жизнь, - зависит, с какой частью Абсолюта захочет слиться в экстазе будущий человек. Духовные отцы всех мировых религий постоянно намекают нам, что окрашенная обидой, ненавистью эгоцентрическая молитва пойдет не по тому адресу, который вы «пишете на конверте». В этом отношении восторг телесной любви, если он чист и направлен на созидание, размножение, дает гораздо больше вероятности увидеть Божий Лик.

  И еще напоследок, хочется отметить - верующие знают, а неверующим - в качестве совета: нейрофизиологи выяснили, что во время молитвы создается равномерный благоприятный фон биоэлектрической активности мозга. Молитва, Вера - объективно целительна для психического мира. Конечно, наиболее пытливым товарищам ужасно хочется знать, но, уверяю вас, Вера в Бога человеку объективно нужна. И самое лучшее - группироваться вокруг ваших традиционных этнических конфессий, а не вокруг сект. Как известно - широкая дорога всегда к городу выведет, а узенькая тропка - в болото заведет.

  На этом позвольте отвлечься от теологических размышлений и вернуться к Таро. В нашей системе карта Дьявол будет отражать дезорганизующие, нарушающие внутренний порядок психические силы, рождающие страх и дискомфорт, а карта Мир - упорядочивающие тенденции, дающие покой и уверенность в себе.

 

Архетип зла в Таро:

Cтарший Аркан XV. Дьявол

 







Расшифровка символа: «Темная сторона»

  В раскладах ХV Аркан отражает зависимость поведения человека от стихийных желаний, страстей, жизнь в плену иллюзий, стремление лгать самому себе и окружающим. Отражает степень зависимости человека от того, что разрушает его внутреннюю гармонию. Видя Дьявола в раскладе, можно сказать, что в данный момент поступки и мысли клиента направлены на дезорганизацию психики. В этот момент человек находится как бы во власти темной стороны своей натуры.

  В личном раскладе с гармоничными Младшими Арканами Дьявол говорит о том, что негативные тенденции пока не очень выражены. Сохранен самоконтроль. Пока человек способен управлять своими негативными качествами и эта способность к самоконтролю является рецептом его успеха - нужно опираться именно на это качество.

  С отрицательными Младшими Арканами - возможно, что в настоящее время человек находится во власти какого-то соблазна, вынужден лгать или разрушает свое здоровье. Возможно, человеком управляет чувство вины, и именно этим чувством могут быть продиктованы его поступки.

  Дьявол с блокирующими Младшими Арканами - наихудшее сочетание. При этом проявления разрушительных тенденций скрыты, не осознаются человеком и могут выходить на поверхность в виде импульсивных, неразумных поступков. Возможно, что окружающие уже почуяли это, и стали сторониться клиента, относиться к нему с агрессией. С блокирующими Младшими картами Дьявол обостряет такие качества, как недостаток критики к себе, стремление не прорабатывать, а скрывать от себя недостатки.

  В раскладах на ситуацию эта карта предупреждает об опасности попасть в неприятное положение, связанное с соблазнами, ложью. Если Дьявол выпадает с позитивными Младшими Арканами - «каверзы» собственного «плохого Я» человеку удастся вовремя распознать и противостоять им. Негативные и блокирующие Младшие Арканы советуют отказаться от задуманного дела - подсознание определенно дает оценку «вредно, не нужно!»

 

Архетип добра в Таро:

Старший Аркан XXI. Мир





Расшифровка символа: «Гармония, завершенность.»

  Старший Аркан Мир в раскладах отражает степень целостности, гармоничности психического пространства, степень адаптации к себе самому.

  В личных раскладах с положительными Младшими Арканами эта карта говорит о внутренней гармонии, упорядоченности психических процессов. Это состояние ощущается как душевное равновесие, доброе, приветливое отношение к окружающим, чувство причастности к чему-то Большому и Важному, будь то дело, которому человек служит, или семья, дети. Такое положение Мира может говорить о приходе вдохновения у творческих личностей, периоде счастья и взаимопонимания у влюбленных пар.

  При негативных Младших Арканах в личных раскладах Мир свидетельствует о том, что в настоящий момент душевное равновесие нарушено, клиент ощущает одиночество, тревогу, беспокойство. Он как бы оторван от себя самого: может быть разочарован в чем-то, а может быть - находится во временном «раздрае» связанном с переменой жизненных ориентиров. Такой расклад может быть, когда клиент устал, истощен, не может сосредоточиться. Тут один совет - перетерпеть такое состояние души. Как рассуждал один китайский мудрец: «Что сделать, чтобы мутная вода в стакане стала чистой? - Надо оставить воду в покое!»

  С блокирующими Младшими Арканами Мир свидетельствует о том, что в данный момент клиент по какой-то причине не желает (или не может) пользоваться резервами «Хорошего Я», закономерно, что в такой ситуации клиенту трудно будет судить - что для него хорошо, а что - плохо, его внутреннее видение мира как бы задернуто пеленой. В этом случае не стоит слишком доверять своим суждениям и оценкам.

  В раскладах на ситуацию Мир с положительными Младшими Арканами говорит о возможности успешного завершения любого дела, настроенность на гармоничное взаимодействие с другими людьми.

  С отрицательными Младшими Арканами - клиент испытывает много беспокойства в связи с данной ситуацией, боится трудностей, не уверен в своих силах. Возможно, что он будет поставлен в условия эмоционального отторжения, не будет принят участниками ситуации.

  С блокирующими Младшими Арканами Мир говорит, что как бы ни сложилась ситуация, она не принесет удовлетворения, так как спрашивающий пока не может оценить - что же он хочет в связи с ситуацией, истинны ли те мотивы, которые он высказывает?
 

Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку