В начале декабря столица Южной Кореи Сеул и еще несколько городов этой страны примут первые в мировой истории World Cyber Games – всемирные соревнования кибератлетов, молодых людей, занимающихся пока еще диковинным для современной цивилизации, но быстро набирающем невиданную доселе в мире популярность компьютерным спортом.
Официальных дисциплин в WCG - шесть: уже привычные слуху обывателя Quake III, Unreal Tournament, Counter-Strike и Starcraft: BroodWar, а также более экзотичные с точки зрения киберспорта Age of Empires II: The Conquerors Expansion и FIFA 2001.
Спортивный принцип и дух «олимпизма» во главу угла
Уже доподлинно известно, что участникам турнира придется «распилить» между собой самый внушительный за всю историю киберспорта премиальный фонд «весом» в 300000 долларов США. По какому принципу этот фонд будет распределен пока неизвестно, но, как заявляют близкие к организаторам игр лица, судя по всему, на первый план выйдут Q3, CS и, вполне вероятно, BW, который ультрапопулярен в Корее
В проведении этих без сомнения этапных символических для мирового кибератлетизма соревнований весьма важен тот момент, что отбор на финальную стадию сеульских игр проходил не по «финансовому» («упругости» кошелька киберспортсмена или его спонсора), а именно по спортивному принципу: примерно в 30 странах мира национальные федерации проводили специальные отборочные турниры на которых и определялись лучшие из лучших. Дорогу на Киберолимпиаду, визу в страну – хозяйку игр, а также проживание спортсменов на этот раз оплатят спонсоры WCG, среди которых самыми ярким и внушительным выделяется имя гиганта мировой электронной индустрии фирмы Sumsung.
В нашей стране отборочные соревнования проходили в два этапа. На первом из них в 18 крупнейших российских города отбирались финалисты. А второй этап, точнее сама финальная часть отборочного цикла завершилась в Москве, где на Андреевском спуске, в специально сооруженном «с оказией» павильоне встретились около 300 российских киберспортсменов.
По итогам российского отборочного этапа на финал в Сеул отправятся три дуэлянта «квакера» и команда – «клан» «М-19» в составе - Козловский Алексей (Nook), Хан Вячеслав (Rider), Терентьев Юрий(Alarik), Починкин Виталий (MadFan), Грибов Александр (KaLaGrib), выигравшая соревнования по Counter Strike 5x5.
Кроме World Cyber Games Tournament, в это же время и в том же месте будут проходить еще два мероприятия: выставка компьютерных игр (World Cyber Games Exhibition) и конференция для разработчиков этих игр (World Cyber Games Conference). Никто не сомневается в том, что и эти мероприятия корейцы проведут со свойственным им ответственностью, размахом и щедростью.
Еще одной интригой для посвященных станет то, что Оргкомитет WCG, ставящий своей целью сделать компьютерные игры официальной дисциплиной уже более столетия существующих современных Олимпиад, подспудно противопоставляет свою организацию самой в настоящий момент авторитетной в киберспорте CPL – профессиональной лиге кибератлетов, центральный офис которой находится в американском г. Даллас, штат Техас. Как известно, харизматический лидер CPL Анджело Мунз вовсе не брезгует любительскими состязаниями и кибератлетами, но основную ставку все-таки делает на профессиональный компьютерный спорт и профессиональных игроков. А это, между прочим, очень даже противоречит самим идеям олимпийского движения, цель которого не в зарабатывании денег профессиональными спортсменами, а в объединении народов мира.
Что же получается: CPL, в случае успешного проведения сеульских игр (а я лично в этом не сомневаюсь), получает мощнейшего конкурента, который будет в дальнейшем поддерживаться не только богатейшей в мире организацией (такой как Международный Олимпийский Комитет), но еще и одной из самых влиятельных в политическом плане. Вспомним, что не член МОК, то обязательно либо принц, либо принцесса, либо кто еще в том же духе. А с принцами и принцессами воевать – себе дороже.
Впереди планеты всей
Однако спустимся на ступеньку вниз и посмотрим, что делается на родных просторах.
А здесь, как известно, всегда есть место подвигу! Один из них, между прочим, совершила Федерация Компьютерного Спорта России. Зарегистрированная лишь в марте 2001 года она уже в конце июня имела на руках просто фантастический для подобного рода предприятий документ - приказ Госкомспорта РФ за №449 «О введении видов спорта в государственные программы физического воспитания», в котором, помимо всего прочего, есть следующие слова:
«В соответствии с постановлением Комитета РФ по физической культуре от 9 июня 1993 г. №2/3-1, ПРИКАЗЫВЮ: Включить в перечень видов спорта для введения в государственные программы физического воспитания населения и рекомендуемый для развития в РФ компьютерный спорт, как (дисциплину) вид спорта».
А это, между прочим, означает очень многое: и государственную поддержку национального кибератлетизма, и введения системы присвоения званий, и льготное налогообложение и т.д. и т.п.
Такой документ, между прочим, вообще принят в мире пока в единственном числе! Надо же, сколько всего разом сошлось: и либеральное правительство России, мечтающее придать своей физиономии «хайтек-привлекательность» и лоббизм известных предпринимателей и спортсменов, и общий просто бурный подъем клубного компьютерного движения в стране.
О последнем. На мой взгляд клубное игровое компьютерное движение в стране принимает просто гипертрофированные размеры – число клубов плодиться с невероятной скоростью. Не буду слишком далек от истины если предположу – для мужчин младше 30 лет скоро будет просто плохим тоном не иметь в своем распоряжении какого-нибудь клуба. Так «комков» на 40-50…
Но это шутка.
Вовсе не шуткой является тот факт, что подавляющее число компьютерных клубов существуют сейчас кое-как и кто-где: незаконно, пользуясь нелицензионными программами, нарушая требования всех госслужб, в подвалах, на чердаках, чуть ли не погребных ямах. О царящей там специфической атмосфере тоже уже многие говорят.
Ясно, что подобное явление не может быть терпимым и будет преодолеваться. Где-то с помощью госорганов, силой, а где-то нормально-естественным путем: внедрением в эту сферу больших денег и неизбежной в таких случаях цивилизованности.
Подобное уже происходит. Если вы, например, зайдете на сайт сети клубов «Полигон» (
www.poligon.ru ), то можете прочесть о том, что эта сеть уже не просто предлагает поиграть и посоревноваться, а налаживает так называемую систему франчайзинга, т.е., грубо говоря, «толкает» на рынок свой брэнд, свою систему работы, свои программные технологии и системы подготовки кадров для вновь открывшегося бизнеса.
Понятно, что «Полигон» вряд ли узурпирует этот бизнес по всей стране и у него будут не менее достойные конкуренты. Но само явление характерно – клубный компьютерный спорт с «колесниц и колясок» переходит на более мощные технологические рельсы своего развития.
Особенно актуальным для России, да и киберспорта в целом, станет следующий год. Скорее всего системы унификации, стандартизации и сертификации соревнований по киберспорту уже будут разработаны и очень активно внедряться и адаптироваться в кибератлетическую среду. Все в целом: бизнес + государственная поддержка + методология, без сомнения привнесут в этот мир новое качественное содержание.
Наравне с Россией всей!
В нашем любимом Череповце киберспорт находится тоже уже не в зачаточном состоянии. Первые крупные мероприятия по компьютерным играм проводились еще с 1996 года, а сейчас, по разным подсчетам, на одну тысячу жителей Череповца, включая глубоких стариков и грудных детей приходиться хотя бы один клубный компьютер, предназначение которого – играть.
Уже несколько лет в городе существует т.н. «квэйк –лига» и «старкрафт – лига», регулярно выявляющая сильнейших в этих разновидностях компьютерного спорта. В июне отделом по работе с молодежью города проводиться открытый городской турнир, снискавший популярность далеко за пределами Череповца. Некоторые чреповецкие провайдеры мечтают создать внутреннюю городскую сеть для геймеров и что-то даже делают в этом отношении. Ряд компьютерных клубов (не все, конечно!) в финансовом отношении вообще процветают. Причем цифры доходов, падающие на один компьютер, кое-где превышают цифру 250 рублей в день. Существует масса предпринимателей готовых вложить свои денежки в эту сферу, а также ряд уже готовых команд, готовых эти денежки «проглотить» на основе, между прочим, профессионально сделанных бизнес-планов, составленных помимо разного рода городских агентств развития, но чрезвычайно толковых и продуманных.
Чего еще желать?
В размещенном на одном интернетовском сайте «Программе стратегического развития г. Череповца» я с удивлением прочитал репризу одного из авторов этого «фолианта» о том, что Череповец не может в ближайшие годы стать «городом высоких технологий».
- Ну-ну. – подумал я еще. – Когда подобные «стратегии» пишутся на небесах, абсолютно без понимания реальной ситуации и реально существующих возможностей, конечно, тогда «ничего и никогда».
Слава богу, высокие технологии рождаются помимо людей сидящих себе в крепостях из слоновьей кости. Большие Идеи, вовремя подхваченные, сегодня порой до неузнаваемости преобразуют мир в течении максимально короткого промежутка времени. А деньги имеют обыкновение «липнут» к тем, кто их действительно хочет, а не пугает словосочетаниями типа «никогда, потому что никогда». Впрочем, если ты чувствуешь себя ослом, то …это бывает и навсегда.
Ноябрь, 2001 г.