Ответы на вопросы газеты «Премьер» (Вологда)
2. Почему людям легче разместить просьбу о психологической помощи в сетях, нежели попросить ее, например, у родственников? Какие механизмы в голове при этом работают? Какие барьеры при этом стираются? А может, наоборот людям проще обратиться за помощью в сеть как раз из-за барьеров?
Если рассматривать просьбу о психологической помощи сквозь призму статистики, которой я, к сожалению, не видел, то подозреваю, что родственники гораздо чаще оказывают своим близким психологическую поддержку, чем профессиональные психологи. При этом порой они это делают мимоходом, по ходу дела, просто так, не претендуя на поощрение, как, скажем, те, кто дает консультации в психологических центрах или он-лайн.
Однако очевидно, что у родственников ресурс оказания психологической помощи весьма ограничен. И здесь речь не только о том, что они – не профессионалы. Проблема продуктивного психологического общения между родственниками заключается в том, что они могут в финансовом, материальном, культурном, половозрастном, социально-психологическом плане находиться в различных «силовых векторах». Чаще всего разница проявляется либо в форме непонимания мотивов поведения близкого человека («зачем он тратит столько денег», «почему она вечно конфликтует со всеми», «мы ходили в кедах и ничего, а ему кроссовки нужны»), мотивов, прямо противоположных им (он значит по девкам ходит, а я, как дура", "ага, она опять мечтает познакомить меня со своей мамочкой" и т.п.), осознаваемом или неосознаваемом желании добиться от родственника совершенно другой, чуждой ему стратегии поведения, желании вообще скрыть свои мысли и поступки ("взял кредит, если узнает убьет!") от тех, кто рядом. И эти опасения зачастую вполне обоснованы, т.к. раскрытие «тайны» прямо провоцируют жесткий конфликт между родственниками.
Не 100 процентный факт, но, в принципе, Интернет, точнее психолог, которого ищет потенциальный потребитель психологических услуг, обеспечивает некую гарантию анонимности, объективность оценки ситуации клиента, принятие человека таким, как он есть, со всем противоречивым, а порой и запутанным «клубком» проблем. Плюс, не будем забывать о наличии у него специфических профессиональных компетенций и жизненного опыта. Вы же, на горном серпантине (образ вашей души))) не доверите свою жизнь случайному встречному-поперечному и даже родственнику, во второй раз севшему за руль автомобиля. Так и здесь, по жизни надо «ехать», сверяя свой путь с теми, кто в этом деле «соображает» хорошо, а порой и очень хорошо.
Теперь о возможных мыслях, которые могут приходить в голову человеку в Сети, осознающему, что ему нужен не абы-кто, а профессиональный психолог. Не хочется обижать потенциальных клиентов, но в большинстве случаев, во всяком случае, пока, у них в голове «царствует» представление о психологе, как обычном продавце. "Какой мне попался первым на глаза, представился, тому, «немножко помявшись, и отдамся». Чуть более сложный вариант: «Кто больше мелькает в Интернете, тот и профи». В случае, если человек имел опыт общения с психологами, уже «продегустировал» эту услугу, имеет широкий культурный кругозор, то и подходы к выбору у него иные. Он понимает, что приобретает довольно сложную услугу, от качества которой зависит в дальнейшем и качество его жизни: дома, на работе, в отношениях с окружающими и т.п. Поэтому, прежде чем решиться обратиться к психологу он-лайн, он «изучает рынок», т.е. читает, советуется, присматривается, взвешивает все «за и против», среди которых, которых не только цена, но и квалификация и специализация, опыт решения подобных проблем, ну и, конечно, имидж, который складывается из разного рода визуальных (фото, видео), аудиальных (мелодика, тембр голоса) и текстовых (статьи, заметки, ответы на вопросы) сообщений. В идеале психолог должен обаять, заворожить клиента, внушить ему мысль о том, что «Я – это тот, который раскроет тебе глаза, передаст истину, сделает счастливым и успешным». Доверие – это главная вещь, в том числе и в Интернете, которая создается годами, а потеряться может секунды за три.
Интернет, социальные сети снимают огромное множество барьеров между клиентом и психологом (физических, информационных, межличностных и т.п.), но и создает новые. Ведь, например, психолог живет в конкурентной среде и на расстоянии клика «живет и здравствует» его потенциальный соперник. Малейшее «дуновение ветерка» и человек «загулял». Знаю таких клиентов, которые ведут переписку едва ли не с двумя десятками психологов, «питаясь» мудростью – и там, и там, и там. Вообщем, здесь есть о чем поговорить)).