-Метки

8 марта а. кураев а.с. пушкин анекдот антропология атн афоризмы б. гребенщиков б. обама барби британские ученые в контакте в.с. высоцкий великий пост гоблин гомосексуализм гравюры грипп д. быков дети е. евтушенко женщины идиотизм интервью интернет кино китай комиксы кризис л. парфенов любовь м. жванецкий м.е. жидко мужчины мультфильм н.в. гоголь наука нацизм новая волна новый год п. мамонов патриарх московский и всея руси кирилл i педагогика пелевин политический выбор половой шовинизм поэзия православие православная психология притча проповедь психология психология семьи психотерапия птица гоголь р-1 р. виктюк реклама с. дали свадебное пиршество свадьба в живописи свиной грипп святейший патриарх кирилл сексистский юмор спам тест толерастия украина феминизм феминофашизм финансовый кризис фото харьков цитаты чулки шарлатанство ю. шевчук юмор юмор психологов ющенко

 -Музыка

 -Битвы

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Максим_Жидко

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

антропогенез антропология архаические практики бизнес-консультирование духовные практики гендерная психология история секретных служб amway мировые религии первобытные культуры политическая психология православие психология пола психология сексуальности психология психотерапия сексология символика сексопатология христианская психотерапия этнография

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5754


Православная психология в помощь подрастающему поколению

Понедельник, 25 Мая 2009 г. 19:22 + в цитатник
psyjournals.ru/psynews/d20158.shtml

Метки:  

ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 25 Мая 2009 г. 20:21 (ссылка)
гы)))
там слово "психология", слава Богу, вообще не встречается)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Судя по формулировке, это слово связано для Вас с чем-то нехорошим?

Понедельник, 25 Мая 2009 г. 22:26ссылка
Кстати, есть много книг и фильмов, которые классифицируются, как "психологические", хотя тоже не содержат слово "психология":))
Перейти к дневнику

Понедельник, 25 Мая 2009 г. 22:29ссылка
Максим_Жидко, да, много.. к сожалению, сочетают "православие" и "психология"...
это всё - небритость по Оккаму)))
Перейти к дневнику

По Вашему православие и психология несочетаемы?

Понедельник, 25 Мая 2009 г. 22:39ссылка
И уж позвольте вольность: небритость - одна из отличительных черт православного духовенства
Перейти к дневнику

Понедельник, 25 Мая 2009 г. 23:18ссылка
Как мировоззрения - абсолютно несочетаемы. Так же как и небритость у психологов - отнюдь не отличительная черта)))
Перейти к дневнику

Позвольте поинтересоваться, каковы аргументы в пользу Вашей непримиримой позиции?

Вторник, 26 Мая 2009 г. 08:26ссылка
И как быть с теми словами в поддержку научной психологии, которые, например, мы можем прочитать из уст авторитетных представителей РПЦ на сайте "Православие и мир" ? Как быть с конференциями православных психологов и психотерапевтов, которая проходят с духовного благословения? За что же Вы меня своими словами выставили за двери храма,а?
Перейти к дневнику

Вторник, 26 Мая 2009 г. 10:48ссылка
ничего против тебя не имею, и не знаю, "как быть с теми", и уж тем более - в храм всем дорога открыта...
просто интересно, как искусственно сочетается несочетаемое: ведь сама психология возникла как атеистическое стремление рационалистически заменить духовника, например, или таинство исповеди.
И психолог, сам просто как православный, как любой другой православный, каждого, обратившегося к нему с душевными проблемами может только - направить в храм, к священнику...
Перейти к дневнику

Ну, слава Богу, что я за одну лишь принадлежность к профессии не был лишен тобой возможности спасения:))

Воскресенье, 31 Мая 2009 г. 11:16ссылка
Не хотелось бы читать здесь лекций, но психология в своем становлении как наука прошла много этапов, в том числе и религиозный. И сам термин "психология" был ввведен в монахом в середине семнадцатого века. Поэтому насчет атеистического стремления кого-то как-то заменять - извини, ты несколько погорячилась.
Равно как и насчет того, что может делать православный психолог. Не имея необходимой компетенции скажу, что православное учение достаточно четко разделяет проблемы духовные, душевные и психопатологические. Если психолог лезет решать проблемы духовные - это недопустимо; но и решать проблемы психопатологические духовными способами - ни один здравомыслящий батюшка этого не поддержит. Об этом, кстати, неоднократно высказывались самые разные иерархи РПЦ.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 31 Мая 2009 г. 13:58ссылка
всё это - понятно)
наука - обычная светская наука - рациональна и никакого отношения к вере не имеет. Генетику, например, тоже монах основал , и от этого генетика в ее нынешнем состоянии не стала духовнее)
И интересно - что именно такого может вылечить))) обычный психолог (не клинический, и не психиатр), что не подвластно священнику? Например?
Комментарий удален
Перейти к дневнику

Как известно, красота спасет мир:))

Понедельник, 25 Мая 2009 г. 22:18ссылка
А вот в чем Вы увидели пафос, честно говоря, не сильно понял
ORION1   обратиться по имени Как прожить на 2 процента? Среда, 27 Мая 2009 г. 00:10 (ссылка)
Подобная тема о культурно-нравственном воспитании молодежи уже обсуждалась на страницах Вашего ЖЖ, Максим Евгеньевич.
Там мы пришли к выводу, что для воспитания в молодежи культурных и духовно-нравственных ценностей необходима государственная программа, которой, к сожалению, какраз и нет - все спущено на самотек.

"Воспитатели" и преподаватели в школах жалуются: все интересы школьников замыкаются на мобильниках и компьютерах, а далее - наркота, алкоголь, нецензурщина и т. д. и т. п.

А по выходу "в люди" основная масса их становится ЛАВОЧНИКАМИ, для которых высокие материи к одному месту.

И патриарх Кирилл что-то путает, когда заявляет: "наш высокоинтеллектуальный век требует от людей постоянной работы ума".

Анекдот в тему.

Встречаются двое - бывшие отличник и двоечник.
Двоечник на мерсе, отличник еле концы с концами сводит.

Отличник двоечнику: "Вася, ну как вот ты живешь, что у тебя все есть?".

Двоечник: "Ну как? Покупаю за S1 - продаю за S3. Так вот и живу на эти 2 процента".

Комментарии, как говорится, излишни.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Уважаемый Николай Григорьевич!

Воскресенье, 31 Мая 2009 г. 13:43ссылка
Выступления Святейшего Патриарха Кирилла я внимательно слушаю и читаю уже несколько лет (еще со времен передачи "Слово пастыря"), в том числе еще с тех времен, когда был человеком очень далеким от церковной жизни. И тогда и сейчас он производит на меня впечатление мудрейшего и очень грамотного человека, чьи мысли заставляют меня основательно задумываться, а ораторские приемы и широчайшая эрудиция вызывают искреннее восхищение попытки перенять опыт и привнести в собственную педагогическую деятельность. Я никогда не скрывал тот факт, что многие сведения и рассуждения, которые использую в своих лекциях или печатных работах, я почерпнул именно у Святейшего. Поэтому Ваше предположение о том, что он "что-то путает" я не могу принять ни умом, ни сердцем.
Не имея права и компетенции интерпретировать речь Патриарха, я могу сказать, как сам понял ее. На мой взгляд там говориться о времени, которое безжалостно бросает вызов людям, живущим в нем и этот вызов "думайте, думайте, думайте, что вы делаете, чувствуете и говорите". Если мы не будем этого делать, то, как это было не раз в предыдущем веке, за нас подумает кучка людей (тогда - революционеров, сегодня - олигархов), которые, возможно, дадут нам небывалый уровень комфорта жизни и удовлетворения животных потребностей, но взамен возьмут наши души. И чтобы этого не произошло Патриарх призывает к "постоянной работе ума".
Комментарий удален
Перейти к дневнику

Уважаемая Виктория!

Воскресенье, 31 Мая 2009 г. 13:28ссылка
Любопытно и характерно, что из всех толкований пафоса Вы избрали именно такое (не самое, кстати, удачное).
В древнегреческой мифологии Пафосом, по одной из версий, звался сын скульптора Пигмалиона и его ожившей скульптуры Галатеи, отец Кинира; по другой версии, это была девушка по имени Пафа, родившая от Аполлона Кинира. В научный лексикон это понятие (традиционно более понимаемое как pathos – страдание, отсюда берут свое начало патопсихология, психопатология и прочие составные термины, имеющие в себе эту частичку) вошло как обозначение страдания, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных понятий эстетики: смерть или другое трагическое событие, происходящее с героем произведения, вызывает у зрителя сострадание или страх, которые разрешаются затем в катартическом переживании. Об этом же, кстати, упоминается и в той статье Википедии, откуда Вы взяли кусок статьи; если помните, там есть продолжение: "Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой прием, при котором эстетика повествования передается через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные. В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий".
Не думаю, что в этом контексте речь Патриарха может быть формально и содержательно оценена как пафос. Насколько я могу судить, высшее богословское образование в гуманитарном плане значительно лучше, чем современное университетское, так что вряд ли пафос как риторический прием использовался бы в тексте несколько иной стилистики.
А вот Вы, как мне показалось, употребляли это понятие несколько в ироническом значении, нет?
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 00:08 (ссылка)
А вот у меня вопрос к многоуважаемой психологической публике! Чем, скажем, православная психология, отличается от католической, а тем более от протестантской? А ведь есть еще и возможность выделять психоллогию по политическому пристрастию. Например, чем либерально-демократический психоанализ отличается от фашистского или национал-социалистического, а уж тем более (и не приведи Господь) от большевистского. И вот когда будет получен вразумительный ответ на сию проблему, мне кажется, можно будет лучше понять друг друга. Ведь всякая наука начинается с определения неповторимости предмета своего исследования А по сему потрудитесь определить, что есть предмет првославной психологии и чем он (она) принципиально отлична от других методов?
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Попробую высказать свои мысли на этот счет

Вторник, 02 Июня 2009 г. 11:42ссылка
В идеале наука в ХХI веке должна стоять особняком как от любой религии, так и от любой социально-экономической формации. Но это только в идеале, т.к. до сих пор добиться этого нигде и никогда не удавалось. Ведь наука (уж простят меня собратья-ученные) это всегда паразит в богатом обществе или рабочая лошадка в бедном. Соответственно тот, кто кормит, определяет и объем работ и их содержание и даже подход к решению возникающих этических проблем. Раньше казалось, что это в большей степени касается гуманитарных дисциплин, но с возникновением атомной бомбы, генной инженерии и пр. стало понятно, что точным и естественным наукам также не избежать этого.
Поэтому каждая социально-экономическая формация определяет свои приоритеты в науках и в разработках научных проблем - своего рода научный заказ. Мало того. каждая формация формирует свой особый тип личности (более подробно об этом можно почитать в работе фрейдо-марксиста Э. Фромма "Человек для себя"). В этом - образно-обобщающем - смысле можно говорить о коммунистической науке, национал-социалистической науке и т.д.
Теперь еще об одном. Каждое политическое или экономическое учение (равно как и вера) предполагает свой образ мира и человека в нем - антропологию. Антропология определяет методологию - что именно и какими именно инструментами будет измеряться, а также с каких позиций будут интерпретироваться результаты. В этом смысле есть расхождения по пунктам вероучения между православными и католиками; католиками, православными и протестантами; соответственно, некоторые коррективы в антропологии ведут к коррективам в методологии (скажем, ценность труда является в протестантизме абсолютной, в то время как в православии - относительной; см. М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"). Более подробно и компетентно об этом Вам смогут объяснить батюшки.
Точно также различается методология национал-социалистического психоанализа (как известно, фашисты одобрительно относились к работам швейцарского арийца Карла Густава Юнга, писавшего о коллективном бессознательном с архетипами) от демократического психоанализа (того же З. Фрейда или Э. Фромма, писавших о травмах детства, связанных с родительскими и социальными психотравмами).
Исходя из всего вышесказанного постараюсь сформулировать свое, частное (идиотическое), понимание предмета православной психологии (только, пожалуйста, не закидывайте сразу гнилыми помидорами и презрительными репликами; я прекрасно знаю несколько сайтов и имею дома три книги, откуда мог бы спокойно переписать одобренное определение): православная психология - раздел богословия, который интерпретирует научные данные и изучает возникновение, становление, структуру, принципы и механизмы психики и психической жизни человека с позиций святоотеческой антропологии (и в целом - православной веры).
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Июня 2009 г. 14:03ссылка
Аноним
Исходное сообщение Максим_Жидко
Исходя из всего вышесказанного постараюсь сформулировать свое... понимание предмета православной психологии:
православная психология - раздел богословия, который интерпретирует научные данные и изучает возникновение, становление, структуру, принципы и механизмы психики и психической жизни человека с позиций святоотеческой антропологии (и в целом - православной веры).


Спасибо, всё проясняется. Но давайте разберём ваше определение. В Средние века вся наука считалась служанкой богословия. И сейчас, пожалуй, так можно сказать о любой науке.

"...изучает возникновение, становление, структуру, принципы и механизмы психики и психической жизни человека" - это можно отнести к психологии вобще, т.е. к психологии любого направления.

Что имеем в остатке?
- православная психология интерпретирует данные полученные обычной психологией с позиций православной веры.

Но ведь велосипед-то остался велосипедом! А трехколесный он, двухколесный, деревянный, дамский или спортивно-кроссовый - это ведь не столь существенные признаки.

Разве предмет "православной психологии" принципиально отличается от предмета иных "психологий"? Да и методы "православной психологии" так же представляются ничем не отличными от иных психологических. Речь, насколько я понял, идет лишь о толковании полученных наукой результатов. Можно спросить иначе: есть ли такие методы у "православной психологии", которые не может использовать психолог иного направления и именно потому, что он не православный психолог? Если нет, то определение "православная" в сочетании с психологией не более, чем вспомогательное , по типу: буржуазная, советская, польская, американская и тд.
Перейти к дневнику

Похоже. ничего не прояснилось:))

Вторник, 02 Июня 2009 г. 18:22ссылка
Скажите, откуда Вы взяли, что в Средние века наука была "служанкой" богословия? Не более, чем сейчас или ранее - "служанкой" философии, политики и т.п.
Остаток Вы подсчитали правильно. Что касается сравнения с велосипедом, извините, оно не очень корректно: взгляд на велосипед бизнесмена, конструктора и рекламиста будут разными (вспомните старый советский мультик об измерении удава количеством попугаев:))) ).
Православная психология отличается от "иных" (по Вашему выражению) психологий именно предметом - тем, куда нацелен взгляд исследователя и методами. Православный психолог не станет учить любви себе, как это делают многие американские поведенческие тренинги; не станет копаться в комплексе неполноценности (как индивидуальная психология), особенностях психосексуального развития (ортодоксальный психоанализ) или адаптации к бессмысленности бытия (экзистенциальная психология). Точно также психоаналитики не воспримут как метод молитву, покаяние и т.д.
Точно также по-разному будут пониматься диагностика и лечение, например, многообразие зависимостей.
А то, что прилагательное "православная" указывает на ее прикладной характер - безусловно. Точно также, как существует социальная психология, юридическая психология, этническая и т.д.
Перейти к дневнику

Но проясняется...

Среда, 03 Июня 2009 г. 12:01ссылка
Аноним
1. Мысль о «служанке богословия» достаточно банальна для Средневековья. Обычно ее возводят к Фоме Аквинскому, но наверняка подобное высказывалось и до него. Фома же в «Сумме теологии» утверждал, что богословие (теология) «…может взять нечто от философских дисциплин, но не потому, что испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости преподаваемых ею положений. Ведь основоположения свои она заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение. Притом же она не следует другим наукам как высшим по отношению к ней, но прибегает к ним, как к подчиненным ей служанкам».
Что касается современности, то для верующих взгляд на науки вряд ли изменился.

2. Еще о велосипедах.
Некорректно, скорее ваше возражение моему примеру. Велосипед – есть механическое средство передвижения. И таковым остается и для бизнесмена, и для конструктора, и для рекламного художника, если они собираются на нем покататься, т.е. использовать по прямому назначению. Другой вопрос, что бизнесмен может рассматривать велосипед как ТОВАР, а художник как ОБРАЗ для рекламного плакатика. Но тогда вступают в силу другие объекты и определения. Т.е. гвозди можно забивать и фотоаппаратом, но он не станет от этого молотком.

3. В вопросе о «прилагательных» мы с вами смотрим не одинаково, но как бы в одну сторону. Вы говорите «что прилагательное "православная" указывает на ее (психологии) прикладной характер». Я же более категорично утверждаю, что упомянутое прилагательное вообще не несет сущностной нагрузки. И по этому поводу еще вопросы. Все приведенные вами примеры о том, что не станет делать «православный психолог» живо напомнили мне «советскую психологию», которая также не учила любви к себе на тренингах; не заныривала в психоанализ, не признавала бессмысленности бытия и, конечно же, не воспринимала как метод молитву и покаяние. Вопрос, однако, в другом. Почему, вы считаете, что «православный психолог» не может использовать, например, изучение особенностей психосексуального развития. Это ведь почти автоматическое исключение метода из разряда научных. А на каком основании? Мы по какому-то «символу веры» будем определять научность методов? Но ведь наука и вера – суть разные вещи. О чем еще Фома Аквинский говорил. И уже поэтому, я полагаю, что прилагательное «православная» применительно к психологии, весьма и весьма условно и должно указывать даже не на прикладной ее характер, а просто на ящичек, где подобраны карточки с трудами психологов православного вероисповедания.
Перейти к дневнику

Давайте проясним

Среда, 03 Июня 2009 г. 18:58ссылка
1. Сергей, извините заранее за вопрос, но Вы читали всю "Сумму теологии" Аквината или только данную выдержку? И на каких научных источниках строиться Ваше представление о культуре Средневековья?
И что касается современности: знаете, я привел выше примеры людей, которые признаются глубоко верующими людьми и при том являются учеными с мировыми именами. Так же, хоть это и не совсем репрезентативно, я могу сказать о себе и моем круге общения с духовенством: никто и никогда мне не высказывал даже подобия мысли, что наука должна быть служанкой богословия.
2. Все-таки буду настаивать на корректности своего сравнения. Дикарь, глядя на механическое средство передвижения в виде велосипеда увидеть волшебство и будет вполне успешно пользоваться им и даже ремонтировать, считая это проявлением магии; инженер может рассказать устройство с точки зрения механики; а художник или актер в детском садике расскажет про зайчиков и белочек, которые вращают колеса. В нашей дискусси вопрос состоит не столько в том, как и кем используется психология (велосипед, фотоаппарат), сколько в том, с каких позиций интерпретируется содержание и процесс. Именно это и определяет взгляд, о котором я писал выше.
3. Насчет советской психологии аналогия совершенно верная. Сексуальность и молитва отвергались по идеологическим (в данном случае синонимично - духовным0 соображениям, точно также поэтому, признавая научность (если наука признала научность этих методов по своему методологическому критерию), предполагаю, православный психолог займется более важными для него вопросами.
Вера и наука - действительно разные способы постижения и осмысления реальности. Как и художественный способ. Но это ведь не значит, что не может быть психологии искусства или арт-методов в психологии и психотерапии?:))
Перейти к дневнику

ну, вот уже пунктиком меньше

Четверг, 04 Июня 2009 г. 00:23ссылка
Аноним
1. Не совсем понимаю причину и смысл этого вопроса. Вы спрашивали об истоках фразы «наука и философия – служанки богословия». Я привел вам один из средневековых первоисточников ее происхождения. Читал ли я всю «Сумму теологии» от корки до корки? Разумеется, нет! Да и к чему мне? Я не богослов, я историк. Довольно и того, что я знаю, что таковая «Сумма» есть и в ней говорится о том-то и на такой-то примерно странице. И поверьте, мое представление о культуре Средневековья достаточно научно. 
Однако, указывая на Фому Аквинского, я хотел на самом деле обратить внимание на иное время. Любой гуманитарный исследователь (а стало быть, и психолог) вольно и невольно ангажирован в идеологию и политику окружающего общества. Любая наука, т.о., служит какой-нибудь идеологии. Большинство это не замечают, некоторые это скрывают, другие наоборот. Если вы хотите заявить о своем православном служении и подходе в психологии, то для этого не надо выдумывать новое направление в науке. Для этого вполне достаточно карточки в ящичке.

2/3 или прощай «велосипед».
Я понял ваш подход и даже его разделяю. Но есть логика, которой любая научная классификация вынуждена подчиняться. Если бы вы заявляли о «психологии православного человека» - здесь предмет исследования определен, а методы не ограничены и разнообразны. Это наука! И такое определение, я думаю, не вызывало бы никаких недоуменных вопросов. Но когда вы провозглашаете «православную психологию», то ее предмет и особенно методы должны быть приведены в соответствие с догмами Православия, чтобы никаких там «филиокве» и тп.! Но, во-первых, это уже будет не наука, а идеология. А во-вторых, в этом нет никакой необходимости. Потому что ни богословие, ни тем более Православная вера не нуждаются в такой помощнице, ибо «основоположения свои она (теология и Вера) заимствует не от других наук, но непосредственно от Бога через Откровение».
Перейти к дневнику

Мне кажется, что наши разногласия вообще минимальны

Четверг, 04 Июня 2009 г. 10:07ссылка
Сергей, я недаром предварительно извинился перед вопросом - никоим образом не ставя по сомнение Ваши эрудицию и образование, я тем самым хотел уточнить, насколько совпадают наши знания и представления об этом историческом периоде. Я тоже не богослов, и моя модель Средневековья сформирована и ограничивается курсом советской школьной истории, культурологии, религиоведения и истории философии в университете, а также самообразованием, нерегулярно осуществляемым в течение постстуденческой жизни:)) Еще раз извините; надеюсь, теперь Вы меня правильно поняли.
Что касается идеологической заангажированности науки - целиком и полностью согласен и, кстати, сам писал об аналогичном выше - см. пост за вторник, 02 Июня 2009 г. 11:42. Не совсем понимаю, почему Вы решили, что я выдумываю новое направление в науке: если посмотреть внимательно на мое определение - "православная психология - РАЗДЕЛ БОГОСЛОВИЯ, который интерпретирует научные данные и изучает возникновение, становление, структуру, принципы и механизмы психики и психической жизни человека с позиций святоотеческой антропологии (и в целом - православной веры)"; в качестве части науки она может изучаться в антропологии, философии, истории психологии, этики и т.д. Кроме того, предполагаю (поскольку точно не знаю), что именно такая психология преподается в духовных семинариях.
Что касается того, насколько богословие нуждается в такой помощнице как психология - рассуждать не буду, т.к. не имею соответствующего образования и. по роду деятельности, далек от актуального богословия. Тем более было бы глупой наглостью с моей стороны обсуждать, в чем нуждается Православная вера. По моему личному мнению сегодня есть большая и острая потребность в украинском и российском обществах в профессиональных психологах, которые несли бы в своей душе и практической деятельности ценности и смыслы православной веры. Вот, собственно говоря, та причина, по которой я поддерживаю эту дискуссию.
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Июня 2009 г. 14:54ссылка
Удивтельно, как святоотеческое богословие веками обходилось без Фрейда, Вебера, Фромма, Юнга...
А поводу определения - тоже вопрос, если позволите и Вас не затруднит - как "с позиций святоотеческой антропологии (и в целом - православной веры)" можно проинтерпретировать воинствующих атеистов Макса Вебера - с его расколдовыванием мира и освобождением человека от суеверий и власти чуждых и непонятных человеку сил, астролога и алхимика Юнга , Фромма с его развитием догмы Христа… зачем они – православному богословию?
Перейти к дневнику

В нелюбимой Вами психологии считается, что сила неприятия прямо пропорциональна степени эмоциональной травматизации личности

Вторник, 02 Июня 2009 г. 18:41ссылка
По-моему я нигде и никоим образом не предлагал как-либо интегрировать в святоотеческое богословие Фрейда, Вебера, Фромма, и Юнга. Это откровенно глупо по замыслу и некорректно с методологической точки зрения. т.к. каждый из них родился, рос, в течении жизни интересовался и, в определенной степени, впитал в себя и в свои научные построения "дух" иудаизма, протестантизма, буддизма и т.п.
Вы упорно отказываетесь понять о чем я говорю: давайте, с одной стороны, разграничим сферы науки и религии и не будем заниматься бесплодными нападками, с другой - не будем отказывать православию в том, чтобы иметь свою аутентичную форму интерпретации научных данных (в том числе выявленных перечисленными Вами мировыми учеными; хотя, хочу обратить Ваше внимание, что кроме них существуют и другие психологи). Хотя да, Вы же считаете, что православной вере по определению не нужна наука психология вообще, а православным - помощь психологов:))
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Июня 2009 г. 19:02ссылка
Ах, Ваши интерпретации и диагнозы просто прелесть! А с какой уверенностью) Чего только Вы мне не приписываете, а на самом деле - это Ваша проекция, а я тут просто белым листом, на котором Вы видите свой рисунок) Да, для Вас это травматичная тема, но стоит только отделить Божий дар от яичницы - как всё как рукой снимет)
И позвольте спросить - и где я хоть раз обмолвилась о нелюбви - хоть к педагогике, хоть к психологии? Я - исключительно про любовь - к психологии, и к богословию, и даже - к педагогике. Психология как наука - объективна, а теология - в этом смысле, с точки зрения рационализма и экспериментального подтверждения истины - не наука, и не вид познавательной деятельности.
Зачем смешивать килограммы и километры?
Перейти к дневнику

Ну, этот вопрос я задал Вам первым и в самом начале:))

Вторник, 02 Июня 2009 г. 19:17ссылка
Дальнейшую дискуссию, повторяю, сворачиваю, т.к. вежливо и внятно Вы говорить все-таки начали, а обмениваться колкостями в эпистолярно-виртуальном жанре с человеком, имеющим психологию подростка, меня не особо тянет.
Что касается Вашего выпада о моих проекциях - что ж, протокол нашей переписки доступен любому читателю, пусть желающие сами определят, кто и где что смешивал, отделял, приписывал, видел, ставил диагнозы и проецировал:))
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Июня 2009 г. 23:48ссылка
Да уж, пожалуйста, не удаляйте)))
Перейти к дневнику

За год с лишним существования моего ЖЖ такой инцидент был только один раз

Среда, 03 Июня 2009 г. 08:24ссылка
С одним читателем, который позволил себе хамские и унижающе достоинство женщин высказывания.
Так что - не надейтесь:))
ZnichKa   обратиться по имени Понедельник, 01 Июня 2009 г. 10:03 (ссылка)
Исходное сообщение Максим_Жидко
Дальнейший текст не комментирую и в продолжении диалога смысла особого не вижу - с самоутверждающимися подростками истина в нем не родится.


Ну почему бы подростку немного не самоутвердиться? Это психологически закономерно)

Исходное сообщение Максим_Жидко
В надежде все-таки на то, что разум преобладает над эмоциями и амбициями даю вполне конкретный четкий ответ на поставленный вопрос: у священника сфера его деятельности - душа, у врача - тело (включая и головной мозг), у психолога - психика и все многочисленные ее производные (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, интеллект, личность, темперамент и т.п.; общество, культура, нелюбимое Вами обучение и воспитание и т.д.).


вот, спасибо! Разум победил эмоции. Наконец-то я поняла:
сфера деятельности православного психолога - православная психика и все многочисленные её производные (православные ощущения, православное восприятие, и так далее по списку... православный интеллект ... и тд.)
хотя общество, культура, обучение и воспитания как "производные психики" еще остались непонятны... но главный вопрос - прояснился, еще раз благодарю, спасибо за терпение и извините великодушно за нанесенные обиды.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

А Вы старались нанесли обиды?

Понедельник, 01 Июня 2009 г. 20:37ссылка
Психологически закономерно, но не логично: на мой взгляд, у подростков есть много более привлекательных мест для самоутверждения, чем данный ЖЖ:))
Стебную интерпретацию моих слов о деятельности психолога оставляю на Вашей совести.
ORION1   обратиться по имени А слона-то я и не приметил. Вторник, 02 Июня 2009 г. 00:26 (ссылка)
Люди добрые, да опуститесь вы, наконец, с заоблачных высот на нашу грешную Землю!

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла посвящено самой животрепещущей теме: воспитанию подрастающего поколения, которым никто не занимается.

Проблеме падения нравов и духовно-культурных ценностей среди молодежи - вот чему посвящено выступление Святейшего.
Его выступление изложено просто и доступно всем, без всяких выспренных и карколомных терминов типа: пафос, риторика, сентименты и пр. пр.
Вы ушли от обсуждения проблемы, поднятой Патриархом, даже не начав его.

Ну подумайте сами: кому нужна вышеизложенная словестная эквилибристика, не имеющая к теме никакого отношения?
Не сомневаюсь, что это интересно, но не здесь же дискутировать на эту тему.

Проблема молодежи: сквернословие, курение, алкоголь, наркотики - вот лейтмотив выступления Святейшего.

А вы зацыклились на никому не нужных, в данном случае, терминах - извините.

Впрочем, это мое личное мнение - возможно я и ошибаюсь.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Критику признаю

Вторник, 02 Июня 2009 г. 11:20ссылка
но считаю ее несколько однобокой.
По-моему, в отношении важности проблемы "брошенного" подрастающего поколения мы с уважаемой оппоненткой в мнениях не расходимся. Мало того, горячность, с которой ведется диалог, косвенно свидетельствует о том, что эта проблема лично нам отнюдь не безразлична и позволяет предположить, что каждый, на своем месте и в силу имеющихся возможностей, пытается ее решать. Принципиальное же разногласие состоит в том, КТО и КАКИМ ОБРАЗОМ может и должен это делать. Насколько я понимаю, уважаемая оппонентка отказывает в это праве психологам (особенно имеющим специальное - педагогическое - образование), утверждая, что они являются весьма низкокачественными суррогатами священнослужителей. Я же придерживаюсь точки зрения о том, что у каждого в этом комплексном процессе своя функция и только совместный труд (кстати, очень тяжелый и неблагодарный) способен приостановить это фатальное падение.
Может быть для Вас это не очень интересно, но я считаю подобную, не очень удачную, дискуссию тем не менее необходимой, так как с подобными антипсихологическими настроениями, замешанными на неразборчивом энтузиазме юности, приходилось сталкиваться неоднократно.
В конце концов это не только абстрактный вопрос, но и вполне реальный имеет ли моя профессия право на существование?:))
Перейти к дневнику

Наука и религия.

Среда, 03 Июня 2009 г. 00:46ссылка
При всем своем уважении к Вам, Максим Евгеньевич, позвольте кое с чем не согласиться.

Во первых: наука и вера - понятия не совместимы.
Второе: определение "православная психология" понятие "сырое" и не утвердившееся в научном мире - у него столько же сторонников, сколько и противников.

http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/1274/

Ваше утверждение, что многие ученые были людьми глубоковерующими, тоже вызывает большое сомнение.

Приведу свою же цитату из диспута с одним из блоггеров.

"...Вот что об этом утверждает оксфордский профессор Ричард Докинз в своей книге "Бог как иллюзия":
"...Альберт Эйнштейн использовал слово "Бог" в качестве метафоры для загадочности Вселенной".

По всей видимости, то же самое имел в виду Исаак Ньютон, когда на вопрос: кто же заставил двигаться планеты вокруг Солнца по своим орбитам, сказал - Бог".

Желаю успеха в нелегком для Вас диспуте.
Перейти к дневнику

Если честно - не могу сказать, что диспут для меня нелегкий:))

Среда, 03 Июня 2009 г. 08:07ссылка
т.к. общаться с самоутверждающимися разными способами подростками - одна из неотъемлемых частей той професии, которой я занимаюсь уже более 10 лет.
Конечно же, не соглашайтесь со мной: по-моему, я никогда не использовал ЖЖ и людей, которые являются его ПЧ, в качестве места для собственного возвеличивания и поддержки.
Насчет несовместимости понятий науки и веры - тезис весьма относительный. Действительно, как способы познания и виды знания наука и вера сегодня не смешиваются (хотя давайте не забывать, что основы многих наук родились в монастырях или кабинетах богословах), однако в человеческой душе, на мой взгляд, они могут достаточно гармонично уживаться. В качестве примера мне незачем ходить "за семь морей": мы можем вспомнить основателя всей российской науки М.В. Ломоносова, выдающися хирургов Н. Пирогова и Л. Войно-Ясецкого, конструктора космических кораблей С.П. Королева, работы, посвященные исследованию генезиса веры отца Александра Меня (который достаточно широко пользуется багажом биологического знания, связанного с его светским образованием), равно как и многих священослужителей, пришедших к вере из среды академической науки, где они являлись успешными и признанными научным сообществом, людьми. Это только те отечественные фамилии, которые мне "навскидку" пришли в голову, поэтому наверняка этот список можно многократно дополнить.
То, что понятие "сырое" - полностью согласен. Мало того - часто путанное: даже Вы даете ссылку на статью, в которой в заголовок вынесено понятие не психологии, а психотерапии; моя уважаемая оппонентка тоже все время говоря о православной психологии, требовала от меня ответа о границах и возможностях психотерапевтического вмешательства (если бы я хотел "послать ее в нокаут", повторяю, я просто бы отослал ее к книге "Православная психотерапия", изданной в 2004 г. в издательстве Троицко-Сергиевой Лавры по благословению Святейшего Патриарха Алексия II). Это неудивительно для нашего общества, где психология на протяжении семидесяти лет была не гонимой (как генетика и кибернетика), но "лишенческой" (по выражению выдающегося российского социального психолога А.В. Петровского) наукой. Низкий уровень религиозной и психологической культуры, увы, приводит к подобным последствиям. Но, с другой стороны, это - нормальный этап становления любого понятия; для того, чтобы понятие оформилось и стало четким (особенно междисциплинарное) без такого диалога просто не обойтись.
Что касается приведенной Вами цитаты из книги Ричарда Докинза, сразу скажу, что читал эту и еще одну книгу, выходившую на русском языке - "Эгоистичный ген". Как ученый и полемист он блистателен, именно поэтому я рекомендую их как обязательные для прочтения своим студентам. Однако в приведенном Вами источнике он, как добросовестный ученый, на основании анализа текстов всего лишь предполагает, а не утверждает, т.к. что творилось в голове А. Эйнштейна, когда он писал те ил иные свои работы - никому не известно и вряд ли будет известно.
Возвращаясь к началу: вот с положениями книги Р. Докинза поспорить - действительно нелегкая задача:))
Перейти к дневнику

Вторник, 02 Июня 2009 г. 14:47ссылка
ах, и я извиняюсь, ORION1, простите Бога ради, с Патриархом-то все согласны, и послание - замечательное, но я, по своей недалекости и необразованности, не могу понять, почему послание это - посмотрите заголовок - причислено к "православной психологии", и вот, тут мне объясняют...
Разве заголовок такой - не слон?
Перейти к дневнику

Каждому свое.

Среда, 03 Июня 2009 г. 01:20ссылка
Уважаемая Znichka, действительно заглавие с текстом статьи несколько не стыкуется и придумал его, скорее всего, не Патриарх, так как в его выступлении доминирует не этот злополучный термин.

Являясь противником понятия "православная психология", Вы имеете свою позицию, но в диспуте с оппонентом необходимо быть более тактичным все же.
Перейти к дневнику

Среда, 03 Июня 2009 г. 11:16ссылка
Так я уже извинилась и исправилась, разве - нет?
Перейти к дневнику

Внутренне признавая неудачностью заголовка, я, как добросовестный ученый, в разделе "Ссылки" дал точное название

Среда, 03 Июня 2009 г. 08:19ссылка
Такова уж, извините, у меня выработавшаяся "профессиональная деформация":))
ZnichKa, какие же сильные у Вас вызывает чувства тот простой факт, что психологический ресурс - "портал психологических изданий" - опубликовал на своих "страницах" избранные цитаты из выступлений Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с молодежью, а, заметьте, не полез на православный ресурс со своим научными материалами. Не здесь, не для меня, а сами для себя задумайтесь - что за ними стоит?
ZnichKa   обратиться по имени Среда, 03 Июня 2009 г. 11:15 (ссылка)
Вот, для себя - думаю следующее:
«Православная психология» - действительно «путаное понятие», субъективная истина, с точки зрения богословия - это классический пример «сведения Небес на землю», а с точки зрения науки – умозрительная бездоказательная демагогия. Ничего удивительного нет в том, что журналисты светского портала в лучших традициях постмодернизма используют этот надуманный термин применительно к речи Патриарха, такое у них субъективное вИдение.
Еще пример постмодернистского релятивизма – Вы говорите о том, что «наука и вера сегодня не смешиваются <…>, однако в человеческой душе, на мой взгляд, они могут достаточно гармонично уживаться».
И вот – ответом на это, и как раз о том же: «Для философии постмодерна не существует никаких ценностных систем, которые могли бы претендовать на то, чтобы быть истинными системами. Это создает релятивистский подход человека к восприятию информации». «Там, где существует нравственный релятивизм, нет нравственности».
Так что, я думаю - «постепенно сатанеем», наступает «фатальная евротолерантность». Да и просто с позиций логики бритва Оккама к этому туманному термину вполне уместна - не нужно множить сущности без необходимости.
PS. Да уж – и про подростков… «Я думаю, что ошибки нашей педагогики и сводятся к неизменному патернализму. Мы смотрим сверху вниз, любим постоянно критиковать, очень любим поправлять, очень любим требовать»
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Чтобы то ни было, а все-таки толк от нашей воспитательной беседы есть - Ваш дискурс совершил трансгрессию:))

Среда, 03 Июня 2009 г. 18:17ссылка
А если серьезно, то прежде чем прикрывать новой яркой латкой "Постмодернистский релятивизм" прорехи в собственной аргументации. вспомните сказанные Вами же выше слова о проекции и т.п. и евангельскую истину о бревне в своем глазу.
Кроме того, чтобы не продолжать этот многословный диалог рекомендую показать его любому, авторитетному для Вас, преподавателю философии с просьбой дать оценку знаниям и умению ими пользоваться с обеих сторон. Кроме того, надеюсь, он Вам объяснит азы культуры диалога: если Вы позволяете себе цитирование, то хорошим тоном считается указывать автора, источник и, желательно, контекст.
От себя добавлю, что данный коммент рассматриваю как применение "тяжелой артиллерии" - когда своих сил в дискуссии не хватает, зовем в песочницу старшего брата, чтобы он "показал всем":))
Перейти к дневнику

Среда, 03 Июня 2009 г. 18:46ссылка
Вы опять обсуждаете меня и себя, и ничего - по существу.
Ах, "Старшим братом" тут выступает Патриах - это как раз цитаты из его выступления, которое послужило поводом всех наших дискуссий, и которого, как я понимаю, Вы и не читали просто кинули ссылку на цитаты.
В такой ситуации - зачем указывать автора, источник и контекст? Одним из азов культуры вообще является как минимум прочтение текста перед обсуждением.
Перейти к дневнику

А Вы просто попробуйте выйти за пределы самоуверенности и увидеть "существо":))

Среда, 03 Июня 2009 г. 19:02ссылка
Конечно же, я читал текст и узнал высказывания. Просто Вы не сообразили, что я таким образом мягко намекал, что не очень приличествует такой ревностной хранительнице "чистоты веры" цитировать Святейшего, "случайно" забывая его упомянуть. Кроме того, не совсем воспитанно предлагать собеседнику в качестве собственного ответа на его вопросы слова Патриарха - Вы предполагали, что в аналогичном Вашему подростковом запале я брошусь спорить с ним?:)))
Перейти к дневнику

Среда, 03 Июня 2009 г. 20:48ссылка
А Вы попробуйте отвлечься – ненадолго, от своих проекций и профессионально-педагогических деформаций… Не надо делать оценку, ставить отметку и учить жизни, воспитывать; расслабьтесь, не надо свою мнительность кормить подозрениями в подвохе – тут его нет, не надо бояться подростков и ревнителей чистоты веры – это пишут не они; и успокойтесь: тут нет никакого запала – кроме Вашего. При этом хорошо бы не забыть, что мы говорим не о Вас, и не обо мне, а о «православной психологии». Представьте, перед Вами – просто текст, написанный с цитатами из всем, и в том числе и Вам, известного выступления. И попробуйте ответить, если сможете… Спокойнее)
Итак, еще раз

Исходное сообщение ZnichKa
Вот, для себя - думаю следующее:
«Православная психология» - действительно «путаное понятие», субъективная истина, с точки зрения богословия - это классический пример «сведения Небес на землю», а с точки зрения науки – умозрительная бездоказательная демагогия. Ничего удивительного нет в том, что журналисты светского портала в лучших традициях постмодернизма используют этот надуманный термин применительно к речи Патриарха, такое у них субъективное вИдение.
Еще пример постмодернистского релятивизма – Вы говорите о том, что «наука и вера сегодня не смешиваются <…>, однако в человеческой душе, на мой взгляд, они могут достаточно гармонично уживаться».
И вот – ответом на это, и как раз о том же: «Для философии постмодерна не существует никаких ценностных систем, которые могли бы претендовать на то, чтобы быть истинными системами. Это создает релятивистский подход человека к восприятию информации». «Там, где существует нравственный релятивизм, нет нравственности».
Так что, я думаю - «постепенно сатанеем», наступает «фатальная евротолерантность». Да и просто с позиций логики бритва Оккама к этому туманному термину вполне уместна - не нужно множить сущности без необходимости.
PS. Да уж – и про подростков… «Я думаю, что ошибки нашей педагогики и сводятся к неизменному патернализму. Мы смотрим сверху вниз, любим постоянно критиковать, очень любим поправлять, очень любим требовать»
Перейти к дневнику

Недолго мучалась старушка:)))

Среда, 03 Июня 2009 г. 21:25ссылка
перед тем как снова свалится в дешевый популизм.
Давайте еще раз постараюсь объяснить Вам на таком языке, раз он Вам ближе и привычнее: есть такой старый анекдот о том, что в Париже, в мужском туалете, над писсуаром висит надпись - не льсти себе, подойди ближе".
Перейти к дневнику

Среда, 03 Июня 2009 г. 21:29ссылка
ну, уж если Вас с писсуарами проблемы - то это специфически мужское, это уже не ко мне)))
Перейти к дневнику

И это пишет человек, который чуть раньше рекомендовал мне "попробовать отвлечься – ненадолго, от своих проекций"?:))

Среда, 03 Июня 2009 г. 21:53ссылка
ZnichKa, в данном жанре Вам удается парировать еще хуже, чем в предыдущем.
Может, все-таки бросите заниматься умничанием и словоблудем? Если для Вас, как для подростка, так важно, чтобы последний пост остался за Вами - извольте:))
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку