*********************************************
*******************************************
Правительство Москвы готово внести в Госдуму базовый законопроект «О бездомных гражданах».
Текст этого документа составлен таким образом, что после его принятия сложившиеся правила социального поведения во всем обществе могут быть пересмотрены.
Содержащаяся в законопроекте правовая градация по социальному признаку на условные категории «бездомных» и «бродяг» можно распространить на широкие слои российского общества. Поэтому от выбора вектора обсуждения этого законопроекта в Госдуме могут зависеть перспективы правового общества в России: пока потенциал направления его развития варьируется от либертарианства до фашизма.
Законопроект представил начальник отдела социальной помощи бездомным гражданам департамента социальной защиты населения Москвы Андрей Пентюхов. Судя по его должности, можно предположить, что чиновник имеет самое полное представление о насущных проблемах и потребностях бомжей. Однако никаких документальных подтверждений этому (в виде результатов опросов или детальной статистики) пока предоставлено не было.
Впрочем, целью законопроекта, скорее всего, является не столько повышение качества жизни бомжей, сколько, собственно, включение их в поле действия законов. Без такого базового документа программы регулирования отношения лиц без определенного места жительства так и будут продолжать меняться вместе с руководителями ведомств, зачастую противоречат друг другу.
Бездомные
Авторы законопроекта определяют «бездомных» как людей желающих «изменить свою ситуацию»: при этом не имеет значения, действительно ли они лишены жилья или же имеют его, но не могут по каким-либо причинам в него вернуться. В любом случае, действующее законодательство препятствует их социализации, поскольку реализация прав гражданина сегодня привязана к месту постоянной регистрации.
«Московское правительство предлагает создать специальную структуру, которая будет заниматься учетом бездомных граждан на добровольной основе. Вставшим на учет будет выдаваться специальная справка бездомного, по которой можно будет, например, голосовать по месту учета или устраиваться официально на работу, оформлять другие документы», сообщается в СМИ.
Идеальным сценарием буквальной реализации законопроекта (т.е. наделения бомжей документами) может стать постепенная замена на рынке неквалифицированного труда гастарбайтеров на российских бомжей. Стоимость такой рабочей силы еще дешевле, проблем с правоохранительными и контролирующими органами существенно меньше, а уровень гражданской самооценки и моральной поддержки окружающих – и вовсе несопоставим (особенно в нынешних условиях роста националистских настроений в обществе).
Впрочем, обратной стороной принятия закона в нынешнем его виде может стать потеря рычагов управления миграционными плотинами: новый поток неподконтрольной миграции грозит хлынуть под видом бездомных как из-за рубежа (в первую очередь, стран Средней Азии), так и внутри страны – в т.ч. из республик Кавказа в столицы.
30 миллионов «бездомных»
Если проект закона будет принят в нынешней формулировке, то в будущем его действие вполне можно будет распространить на маятниковых мигрантов, гастарбайтеров, потенциальных жертв ювенальной юстиции и другие социальные группы, закрепив за ними особый правовой статус.
Фактически законодательное закрепление статуса «бездомный» нивелирует смысл существования института регистрации. Такое решение можно рассматривать как первый шаг к внедрению в России реальной свободы передвижения.
Подобная трактовка закона позволит вывести из тени маятниковых мигрантов. По данным демографа Татьяны Малевой, сегодня при 70 миллионах общей численности трудоспособного населения примерно 30 миллионов не значатся ни в числе работающих, ни в безработных. Очевидно, большая часть этих «невидимок» составляет потоки суточной и недельной миграции: люди приезжают на работу в крупные города из окрестных населенных пунктов, возвращаясь вечером или на выходные. Обычно заработок таких мигрантов нигде не учитывается, они не платят налогов и лишены большинства социальных гарантий.
Пока не будет прописан особый правовой статус таких работников, государственные органы не получат реальную информацию, чем занимается население, как оно получает деньги, каков уровень жизни каждой конкретной семьи. Это бьет как по финансовой системе, по бюджету, так и по возможности справедливого распределения социальных благ.
В такой ситуации неконтролируемых законами и властью миграционных процессов чиновник просто вынужден строить свою работу по коррупционным шаблонам: изобретая фальшивые социальные концепции своего региона (ведь реальной информации у него нет), выбивая под нее субсидии и осваивая финансовые потоки (все равно ведь пустить их на стратегическое развитие региона и социальную помощь невозможно, потому что наиболее активная часть населения по своим правам и статусу приравнена к бездомным и соответствующим образом неподконтрольна).
Бродяги
Тех, кто по собственному желанию хочет жить на улице и вести маргинальный образ жизни, предлагается именовать «бродягами». Авторы законопроекта признают закрепленное в Конституции РФ право гражданина самому выбирать себе место жительства. Однако они намереваются усовершенствовать главный закон страны, официально ограничив действие этого права «соблюдением прав других граждан».
Помогать с документами «бродягам» не будут, вместо этого их поставят на обязательный учет и отправят на обязательное медицинское обследование. После прохождения лечения или вывода врачей о том, что «бродяга» здоров, будет выдана специальная медкнижка, на основании которой он получает право жить на улице в течение полугода. По истечении этого срока «бродяге» надо будет пройти повторное медобследование.
В случае отказа от обследования правительство Москвы предлагает ввести новый вид административного наказания в виде помещения в спецприемник на срок от 60 дней до 1 года.
«Бродяги» вместо «экстремистов»
Другими словами, под густым соусом благих намерений заботы о качестве жизни простых граждан и здоровье маргиналов мы имеем проект нового репрессивного аппарата. Не сложно заметить, что структура законопроекта выстроена по шаблону закона о регистрационном учете (отличие в том, что покупку билетов на поезд раз в три месяца теперь заменяет медосмотр). Милиционеры давно превратили его в коррупционный инструмент по сбору «дани» с мигрантов.
Если законопроект «О бездомных гражданах» позволяет человеку легально существовать без регистрации, назвав себя «бездомным», то вторая часть нивелирует это «достижение». Ведь полицейский вполне может усомниться в таком статусе и потребовать проверки – не «бродяга» ли перед ним.
Легко можно представить как вооруженные законом «о бездомных» полицейские будут останавливать «маргиналов», предлагая им альтернативу: проследовать с ними (причем замена «проверки документов» на «проверку здоровья», в силу неопределенности процедуры последней будет звучать еще более угрожающе), либо откупиться на месте.
«Маргиналами» в данном случае, наряду с бомжами и наркоманами, вполне могут стать богемные художники (в первую очередь акционисты – действия которых теперь можно будет трактовать не только как хулиганство: закон о бродяжничестве имеет потенциал лайт-версии 282-й статьи УК), православные странники, перепившие рабочие или даже бедно одетые граждане.
Хуже животных
Сегодня бомжи находятся во внеправовом поле. Фактически они занимают социальное положение ниже бродячих животных, поскольку за последних вступается множество правозащитников и организованных активистов. Например, российская ячейка Animal Liberation Front даже поджигает витрины магазинов, где торгуют шубами, выпускают из лабораторий подопытных животных, воюют с цирками с помощью митингов и граффити. Не говоря уже о тысячах бабушек и романтических дев, подкармливающих бродячих животных.
Случаи жестокого обращения с животными вызывают всеобщее возмущение. Все большую роль играет процесс антропоморфизма: даже авторы законов приравнивают чувства и страдания животных к человеческим. Параллельно в российском обществе набирает обороты процесс растождествления жителей крупных городов с бомжами. Даже представители самых нижних социальных ступенек все реже воспринимают бомжей как людей, и тем более не считают их равными себе.
Такой негласный «гражданский консенсус», причисляющий бомжей к нежелательным элементам, «отбросам общества», позволяет практически беспрепятственно их ликвидировать. Избиение и убийства бомжей превратилось в популярную подростковую забаву.
Социологи и криминалисты отмечают, что за последние годы резко возрос уровень агрессии «благополучных» граждан по отношению к маргиналам, все чаще бомжей поджигают, травят, забивают прямо в подъездах домов проживающие там люди.
С другой стороны, безразличие сотрудников правоохранительных органов к судьбе бомжей превращает последних в идеальную рабочую силу для преступных группировок.
Между бомжами и депутатами
Согласно опросам Левада-центра, помочь бомжам выказывает желание не более 13% граждан – примерно столько же, сколько призывают милицию любыми средствами очистить город от бомжей (9%). Т.е. число настоящих «гуманистов» и «фашистов» в нашем обществе примерно равное: поэтому успех распространения той или иной ролевой модели на пассивное гражданское большинство зависит во многом как раз от государственного статуса бездомных.
В работе российских законодателей все чаще проскальзывает неотрефлексированное желание написать отдельный свод законов для каждого социального слоя: чиновникам и крупным бизнесменам позволительно пользоваться достаточно широким сводом прав и уходить от ответственности по целому ряду действующих в отношении простых граждан законов. В то же время бездомным и бродягам предлагается существовать также по особому своду правил, цель которых – оградить «маргиналов» от «нормальных» людей.
Здесь мы сталкиваемся не только с парадоксальностью мышления законодателей (права человека-то никто не отменял), но и с непоследовательностью правозащитников и гражданских активистов. Соглашаясь на правила, позволяющие очищать жизненное пространство простых граждан от бомжей, непонятно на каком основании они требуют отменить «мигалки», а также материальный барьер на пути доступа в определенные места и к важным лицам.
А ведь для общественного комфорта вовсе не обязательно специально гонять бродяг. Достаточно правильно сформулированных законов. Например, в Нью-Йорке за нарушение запрета лежать на станциях метро на полу, на сиденьях в поездах аресту может быть подвержен как бродяга, так и любой обеспеченный гражданин. Вход в городской парк бродягам в Нью-Йорке не запрещен, однако за попытку переночевать там, также как за загрязнение парка, улицы или другого общественного места, аресту подвергнется любой человек, хотя, понятно, что ориентированы эти запреты именно на бродяг.
Два десятилетия мы бьемся головой о стену, пытаясь строить правовое общество сверху. Между тем, зарубежный опыт показывает, что гораздо проще процесс внедрения правовых институтов идет снизу. Если для бродяг и простых граждан будут действовать единые законы и применяться они будут вне зависимости от социального статуса нарушителя, то, возможно, вскоре такая же ситуация сложится и в отношении простых граждан и депутатов, чиновников, бизнесменов.
Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ