-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Авигаль

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5210


Арнольд Шёнберг.

Воскресенье, 12 Июля 2009 г. 14:27 + в цитатник
Цитата сообщения определить_ограничить Шёнберг - прототип Адриана Леверкюна, главного героя "Доктора Фаустуса " Томаса Манна. Мой любимый роман моего любимого писателя.  (300x400, 27Kb)
АРНОЛЬД ШЁНБЕРГ
(1874–1951)
Он считал себя Моисеем в музыке, проповедуя своим ученикам законы музыки, открытые им в сверхчувственном опыте. Из прошлого он брал только те музыкальные приемы, которые считал необходимыми для будущих творений. Шёнберг утверждал, что, только строго следуя его инструкциям, верующий сможет достичь Земли Обетованной идеально упорядоченных гармоний, мелодий и диссонансов.


Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 г. в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина, уроженка Праги была учительницей фортепиано. Отец Самуил, родом из Братиславы, был владельцем магазина. Арнольд - в основном музыкант-самоучка, бравший только уроки контрапункта у Александра фон Цемлинского, своего первого шурина. Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь» ор. 4 (1899). Это произведение пользуется заслуженной известностью в силу искренности музыки, изысканной гармоничности и образно-поэтической манеры выражения, что говорило о Шёнберге тех лет как о романтике. Вопрос о заработке стоял в то время на первом плане и часто служил помехой творчеству. Шёнберг дирижировал хорами и мелкими оркестрами, пытался, но неудачно, сочинять легкую музыку. Из нужды Шёнберг брал работу по оркестровке чужой театральной музыки, причем его соавторство не раскрывалось, занимался переложениями - словом, рад был всякой работе. С 1904 он давал частные уроки гармонии, контрапункта и композиции.
Весной и летом 1906 года Шёнберг сочинил свое переходное произведение - Камерную симфонию, в которой едва ли не впервые в современной музыке был резко выдвинут принцип экономии инструментальных средств выражения и оркестр был сведен к 14 солирующим инструментам. Струнный Квартет был в первый раз исполнен в Вене квартетом Розе 5 февраля 1907 года. В том же году Шёнберг принялся за сочинение Второго струнного квартета и. окончил его летом 1908 года. Кардинальные изменения стиля Шёнберга принято приписывать событиям, происходившим в его личной жизни. Летом 1908 жена Шёнберга, Матильда, оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля. Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. После некоторого времени Шёнберг создаёт первые свои атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907–1908), где в финале он добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.15 (1909), он впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie). Затем от создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. Летом 1910 он пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о Гармонии» («Harmonielehre»).
В начале 1920-х гг. Шёнберг, чувствуя, что исчерпал традиционные концепции мелодии и гармонии, разработал метод музыкальной композиции, названный позже «12-тоновой системой» или «додекафонией». По мнению Шёнберга, каждый тон обладает собственным экспрессивным значением, не зависящим от традиционных гамм или мелодических образов. Композитор считал, что повышенная экспрессивность достижима только через комплексное понимание горизонтального и вертикального взаимодействия музыкальных линий всегда в контексте единого целого. Шёнберг искал интеллектуальный метод музыкального управления, регулирования с максимальной точностью музыкального решения по форме, которую должна иметь пьеса. По его мнению, только с помощью такой жесткой техники можно достигнуть самой интенсивной экспрессии. Целью Шёнберга стало воплотить свои художественные принципы в крупной форме. Так были созданы "Духовой квинтет", "Сюита для фортепиано, малого кларнета, бас-кларнета, скрипки и виолончели", "Вариации для оркестра", Третий и Четвертый струнные квартеты, скрипичный и фортепианный концерты и опера "Моисей и Аарон", написанная на сюжет из Ветхого завета. В опере противопоставлены человечность и варварство, добро и зло. Это самое большое из додекафонических сочинений автора. Слом классической тональности отражал соответствующий перелом в обществе. Слушатели могли проникнуть в произведения прошлого. Чаще всего было легко понять — даже на поверхностном уровне, — что пытались сказать классические композиторы. Однако воспринимать музыку Шёнберга сложно, ухо человека настолько привыкло к тональной системе звучания, что любой отход от неё кажется фальшью и характеризует несостоятельность композитора, а чаще - исполнителя. Дети, которым "медведь наступил на ухо", порой воспроизводят атональные пассажи.
Шёнберг всегда испытывал суеверный страх перед числом 13. Он умер 13 июля 1951 (19—5—1=13) года в возрасте 76 лет (7+6=13), за тринадцать минут до полуночи: (11:47; 1+1+4+7)

Из запасов моей музыки, Шёнберг:




Статья о Шёнберге

Источники:
почти Википедия
угадаете о ком?

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку