-

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в фениста

 -Интересы

встречи с интересными людьми. журналистика. лики святых. музыка поэзия приглашаю на мою страничку на сайте путешествия религия и о религии шансон

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) axeeffect_ru Темы_дня Пиратов_Карибского_Моря ATIKVA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей: 2890
Комментариев: 1002
Написано: 4378


Люби, пока дано любить...

Суббота, 02 Февраля 2013 г. 02:30 + в цитатник
Цитата сообщения ЕЖИЧКА =Люби, пока дано любить...=

Е.Кунина.Синий чулок (2) (486x600, 82Kb)

Сальвадор Дали. Всадник по имени Смерть
Зряще мя безгласна
И бездыханна предлежаща,
Восплачите о мне, братие и друзи,
Сродницы и знаемии:
Вчерашний бо день беседовах с вами,
И внезапу найде на мя страшный час смертный…
Иоанн Дамаскин. Из стихиры 6 гласа на последнее целование (Чин погребения)

Сегодня позвольте поговорить с вами на тему печальную, но которая, увы, касается любого человека. Ведь единственное, в чем мы можем быть действительно уверены, так это в том, что наша жизнь, как и жизнь любого человека, когд-нибудь закончится. А многие из нас уже пережили потерю любимых, близких, просто знакомых людей.
Смерть для человека всегда была великой тайной, неизведанной страной, откуда никто не возвращался. Страх перед нею естественен для всякого, но страх этот неизъяснимым образом притягателен. С самого начала существования человеческой цивилизации смерть неразрывно связывалась с мыслью о существовании в мире ином, которое ждало человека за гранью жизни земной. Естественно, что искусство во все времена часто обращалось к теме смерти. Сегодня я хочу показать вам небольшую подборку стихов, картин и музыки, посвященных этой печальной теме.
Я не буду касаться произведений религиозной тематики, посвященных смерти – об этом нужно говорить отдельно. Но в этом посте мне прежде всего хотелось бы показать, как искусство отображает смерть в обыденной жизни – главным образом не самих умерших, а тех, кто остается в живых и их реакцию на печальное событие.
Восточная мудрость гласит: «Уходящий берет себе лишь треть боли от разлуки, две трети берет на себя остающийся». И при уходе близкого человека из жизни основная боль достается тем, кто остался. Вот почему вдовство и сиротство, горе от потери близких – частая тема творчества.
Как правило, многие деятели искусства творили на эту тему в связи с какими-то личными впечатлениями и потерями.

Е.Кунина.Синий чулок (2) (389x500, 44Kb)

Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Так, у художника Павла Андреевича Федотова была сестра Любинька, которая после смерти мужа осталась одна, без средств к существованию, да еще и ждала ребенка. Федотов, сам постоянно живший на грани нищеты, не мог особенно ей помочь. Но любовь к сестре вылилась в замысел его знаменитой картины «Вдовушка». Он написал ее в трех вариантах, сохранив во всех одинаковые сюжет и антураж.

Е.Кунина.Синий чулок (2) (477x600, 72Kb)

П.А. Федотов. Вдовушка. Первый вариант (этот вариант не устроил художника, так как лицо женщины показалось ему «простоватым»)
Художник создал в этой картине глубоко лирический, трогательный в своей беспомощности, образ молодой женщины - будущей матери, одинокой после смерти мужа офицера. Все имущество - мебель и посуда - опечатано за долги. На переднем плане стоит молодая вдова, облокотившись на комод. Вещей немного. Столовое серебро, наваленное в корзину и бесприютно выставленное прямо на пол. Стул, придвинутый к опечатанной двери. Крохотный столик на одной ноге. Постель, еле видная в темном углу. На стуле свеча, но не для света, а для того, чтобы греть на ней сургуч. На всем болтаются ярлыки с печатями.

Е.Кунина.Синий чулок (2) (600x578, 82Kb)

П.А. Федотов. Вдовушка. Второй вариант (здесь, наоборот, автору поза женщины показалась слишком кокетливой, особенно «изящно» оттопыренный мизинчик)
Только несколько вещей остались не опечатанными. Это комод красного дерева, а на нем портрет мужа (тут Федотов написал себя самого, только в гусарском мундире), образ Спаса, корзинка с яркими мотками ниток для вышивания, шкатулка, папка, из которой высовывается нотный листок, толстая книжка с закладкой, может быть Евангелие, да еще на полу прислоненные к комоду пяльцы с неоконченным вышиванием, бережливо обернутые чистой тряпицей.


Е.Кунина.Синий чулок (2) (444x600, 69Kb)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (502x600, 62Kb)

П.А. Федотов. Вдовушка. Третий вариант (здесь образ вдовушки наиболее возвышенный, видно сочувственное, нежное отношение автора к своей героине)
Вот еще несколько картин, посвященных вдовству и сиротству.

7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (427x600, 103Kb)Джеймс Тиссо. Вдова


7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (287x600, 69Kb)Джеймс Тиссо. Вдова и сирота


7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (354x600, 89Kb)Джеймс Тиссо (1836-1902)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (493x600, 99Kb)Пьер Эдуард Фрер. Молитва сирот
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x468, 92Kb)Кнут Эквал. Визит соболезнования
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x379, 64Kb)Ричард Бормейстер. Гибель шотландского охотника во время бури в горах
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (467x600, 86Kb)Чарльз Коуп. Утешение (Во время Крымской войны (1853-1856гг.) не только русские войска несли потери. На картине мы видим английскую женщину, перед которой на столе лежат карта Севастополя, газета со списком погибших и письмо с известием о гибели мужа. Маленькая дочка, не понимая, что осталась сиротой, старается утешить мать)
Смерть не щадит ни простых людей, ни царей. Вот картина придворного художника русского императорского двора Карла Осиповича Брожа (1836-1901)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x396, 103Kb)Похороны Александра III в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге.
А вот – стихотворение Пушкина, герой которого не может примириться с потерей любимой и призывает ее даже из загробного мира. На эти стихи уже в наше время композитором Юрием Шапориным написан прекрасный романс, который предлагаю вам послушать в исполнении Сергея Лемешева.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (393x600, 113Kb)Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (412x536, 50Kb)Юрий Александрович Шапорин (1887-1966)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (400x534, 106Kb)Сергей Яковлевич Лемешев (1902-1977)ЗАКЛИНАНИЕ

О, если правда, что в ночи,
Когда покоятся живые,
И с неба лунные лучи
Скользят на камни гробовые,
О, если правда, что тогда
Пустеют тихие могилы -
Я тень зову, я жду Леилы:
Ко мне, мой друг, сюда, сюда!

Явись, возлюбленная тень,
Как ты была перед разлукой,
Бледна, хладна, как зимний день,
Искажена последней мукой.
Приди, как дальная звезда,
Как легкой звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне всё равно, сюда! сюда!...

Зову тебя не для того,
Чтоб укорять людей, чья злоба
Убила друга моего,
Иль чтоб изведать тайны гроба,
Не для того, что иногда
Сомненьем мучусь... но тоскуя
Хочу сказать, что всё люблю я,
Что всё я твой: сюда, сюда!
Драматическую историю любви пережил Федор Иванович Тютчев.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (491x600, 61Kb)Федор Иванович Тютчев (1803-1873)
Поэт и дипломат, блестящий светский лев, Тютчев всегда был любимцем женщин. И вот в него влюбилась молоденькая девушка – Елена Денисьева, влюбилась и стала любовницей уже женатого (второй раз!) поэта, человека, который по возрасту годился ей в отцы, и матерью его троих детей.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (408x600, 55Kb)Елена Александровна Денисьева (1826-1864)
Это было по тем временам неслыханно смелым шагом. Отвержение общества, всеобщее осуждение, постоянное осознание греховности своей любви не могли не повлиять на здоровье бедной женщины. Она скончалась от чахотки, будучи еще молодой. Смерть ее буквально раздавила Тютчева. Даже его законная жена сочувствовала ему, - так велико было его горе. Своей любви к Денисьевой и ее трагической кончине Тютчев посвятил немало прекрасных стихов. Вот два из них.

* * *
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала - увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как все это я любила!»
. . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...
<Октябрь-декабрь 1864>
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (459x600, 81Kb)Гораций Верне. Ангел смерти
НАКАНУНЕ ГОДОВЩИНЫ
4 АВГУСТА 1864 г. (день смерти Е.А. Денисьевой)
Вот бреду я вдоль большой дороги
В тихом свете гаснущего дня,
Тяжело мне, замирают ноги...
Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею -
Улетел последний отблеск дня...
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали,
Завтра память рокового дня...
Ангел мой, где б души ни витали,
Ангел мой, ты видишь ли меня?

3 августа 1865
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x421, 89Kb)Хулио Ромеро де Торрес. Похороны
Пронзительный романс «Свидание» о безжалостной смерти, разлучившей влюбленных, написал композитор Петр Булахов на стихи поэта Николая Грекова. Послушайте его в исполнении Сергея Лемешева.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (462x600, 82Kb)Петр Александрович Булахов (1793-1835)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (400x535, 116Kb)Николай Порфирьевич Греков (1810-1866)
СВИДАНИЕ

В час, когда мерцанье звезды разольют
И на мир в молчаньи сон и мрак сойдут,
С горькою истомой на душе моей
Я иду из дому на свиданье к ней.

И свиданье это в тишине ночной
Видят до рассвета звезды лишь с луной,
Нет в нем ни лобзанья, ни пожатья рук,
И хранит молчанье мой прекрасный друг.

Не пылают очи у нее огнем,
В них разлит мрак ночи с непробудным сном,
И когда приду я, тихо к ней склонюсь,
Все ее бужу я и не добужусь.
Русский поэт Иван Саввич Никитин прожил нелегкую жизнь, полную борьбы и лишений. Вот два его стихотворения, посвященные теме смерти. Второе («Вырыта заступом яма глубокая…») выбито на надгробии его могилы в городе Воронеже, где родился и умер поэт.
МОГИЛА
Густой травой поросшая могила,
Зачем к тебе неведомая сила
Влечет меня вечернею порой?
Зачем люблю я с грустию немой
Задумчиво глядеть сквозь сумрак лунный
На свежий твой курган и крест чугунный?..
О, сколько раз от клеветы людской
Я уходил отыскивать покой
И отдыхать от горького сомненья
Подле гробниц, в обители забвенья!
Как много здесь сокрыто навсегда
Безвременно погибшего труда,
Надежд, забот, добра и преступлений
И, может быть, высоких вдохновений!
И кто теперь в кустах густой травы
Укажет мне забытые холмы,
Где вечным сном спят кости гражданина,
Иль мудреца, или поселянина?..
Здесь все равны. Здесь слава и позор
Окончили между собою спор
И не дают ответа на призванье;
Одно только изустное преданье
Бросает луч на их минувший век...
О, как велик и беден человек!..

между 1849 и 1853 гг.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (368x600, 45Kb)Иван Саввич Никитин (1824-1861)
Вырыта заступом яма глубокая.
Жизнь невеселая, жизнь одинокая,
Жизнь бесприютная, жизнь терпеливая,
Жизнь, как осенняя ночь, молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонек, замерла.

Что же? усни, моя доля суровая!
Крепко закроется крышка сосновая,
Плотно сырою землею придавится,
Только одним человеком убавится...
Убыль его никому не больна,
Память о нем никому не нужна!..

Вот она - слышится песнь беззаботная,
Гостья погоста, певунья залетная,
В воздухе синем на воле купается;
Звонкая песнь серебром рассыпается...
Тише!.. О жизни покончен вопрос.
Больше не нужно ни песен, ни слез!
Похороны простого русского крестьянина, описанные Некрасовым в поэме «Мороз Красный нос», изображены художником Василием Перовым.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (411x600, 84Kb)Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (480x599, 48Kb)Василий Григорьевич Перов (1833-1882)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x491, 109Kb)Василий Перов. Проводы покойника
Савраска увяз в половине сугроба,—
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Положат крестьянина на тихом сельском погосте, какой изображен Левитаном на картине «Над вечным покоем».
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (443x600, 46Kb)Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x430, 80Kb)Исаак Левитан. Над вечным покоем
Вот как поэтично, хоть и в прозе, писал о таком упокоении Василий Васильевич Селиванов,
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (300x400, 12Kb)В.В. Селиванов (1813-1875)
малоизвестный писатель XIX века, автор очерков крестьянской жизни «Год русского земледельца»:
«И спит земледелец на Божией ниве, как пшеничное зернышко во вспаханной бороздке; и много раз перепашутся его кости на тесном кладбище; много раз прах его смешается с прахом поколений грядущих, пока, по гласу последней трубы, не возродится он к новой, купленной земными лишениями и трудами лучшей жизни».
Но кончина человеческая не всегда бывает благообразной (христианской, непостыдной, мирной, как говорится в Великой Ектенье). Иногда трагические обстоятельства доводят до самовольного расчета с жизнью. Художники, поэты творили и на эту тему.Вот картина Василия Перова.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x384, 56Kb)В.Г. Перов. Утопленница
А вот стихотворение Николая Некрасова, ставшее народной песней. Стихотворение достаточно длинное, поэтому в песню вошло не целиком. Прочитайте его и послушайте песню в исполнении Лидии Руслановой.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (350x456, 55Kb)Лидия Андреевна Русланова (1900-1973)
Русланова Лидия - Меж высоких хлебов затерялося 06:05
ПОХОРОНЫ
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.

Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас - голова бесшабашная -
Застрелился чужой человек!

Суд приехал... допросы...- тошнехонько!
Догадались деньжонок собрать:
Осмотрел его лекарь скорехонько
И велел где-нибудь закопать.

И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка...

Без попов!.. Только солнышко знойное,
Вместо ярого воску свечи,
На лицо непробудно-спокойное
Не скупясь наводило лучи;

Да высокая рожь колыхалася,
Да пестрели в долине цветы;
Птичка божья на гроб опускалася
И, чирикнув, летела в кусты.

Поглядим: что ребят набирается!
Покрестились и подняли вой...
Мать о сыне рекой разливается,
Плачет муж по жене молодой,-

Как не плакать им? Диво велико ли?
Своему-то они хороши!
А по ком ребятишки захныкали,
Тот, наверно, был доброй души!

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.

Что тебя доконало, сердешного?
Ты за что свою душу сгубил?
Ты захожий, ты роду нездешнего,
Но ты нашу сторонку любил:

Только минут морозы упорные
И весенних гостей налетит,-
«Чу!- кричат наши детки проворные.-
Прошлогодний охотник палит!»

Ты ласкал их, гостинцу им нашивал,
Ты на спрос отвечать не скучал.
У тебя табачку я попрашивал,
И всегда ты нескупо давал.

Почивай же, дружок! Память вечная!
Не жива ль твоя бедная мать?
Или, может, зазноба сердечная
Будет таять, дружка поджидать?

Мы дойдем, повестим твою милую:
Может быть, и приедет любя,
И поплачет она над могилою,
И расскажем мы ей про тебя.

Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!

Кто дознает, какою кручиною
Надрывалося сердце твое
Перед вольной твоею кончиною,
Перед тем, как спустил ты ружье?..
_____

Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Упокоился бедный стрелок.

Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать...

1860
Но чаще всего человек безвременно уходит из жизни не по своей воле. Тому бывают разные причина – болезни, несчастные случаи, стихийные бедствия и, конечно же, войны. Война и смерть всегда неразлучны. Вот почему на картине художника Василия Верещагина «Апофеоз войны» мы видим груду человеческих черепов, символов смерти.
7.Федотов.Вдовушка 3-й вариант (600x394, 112Kb)В.В. Верещагин. Апофеоз войны
Верещагин Вас.Вас. (471x550, 24Kb)Василий Васильевич Верещагин (1842-1904)
Во время войны некогда соблюдать похоронные обряды и формальности – дай Бог, если есть возможность отслужить хоть короткую общую панихиду.
Верещагин Вас.Вас. (600x357, 70Kb)В.В. Верещагин. Панихида
Гибнут и мирные жители.
Верещагин Вас.Вас. (600x454, 132Kb)В.В. Верещагин. Расстрел «поджигателей» в Москве
Одна из немногих картин Верещагина, где изображена смерть не на войне, а от несчастного случая – от нападения дикого зверя.
Верещагин Вас.Вас. (600x426, 89Kb)В.В. Верещагин. Тигр-людоед
Французский художник Гораций Верне был большим поклонником Наполеона Бонапарта. Вот почему на его картине «Польский Прометей» захватническая наполеоновская война с Польшей предстает в «парадном» виде. Орел, на котором мы видим императорские регалии (символизирует Наполеона), терзает тело поверженного польского воина.
Верещагин Вас.Вас. (600x514, 117Kb)Г. Верне. Польский Прометей
Верещагин Вас.Вас. (419x600, 46Kb)Гораций Верне (1789-1863)
Верещагин Вас.Вас. (400x500, 123Kb)На картине художника Виктора Васнецова «После битвы Игоря Святославича с половцами» изображены русские воины, погибшие в бою. Они будто спят.
Верещагин Вас.Вас. (600x311, 70Kb)В.М. Васнецов. После битвы Игоря Святославича с половцами
И даже драка хищных птиц над трупами не нарушает общего впечатления тихой печали и благоговения, ведь души доблестно павших в бою за Родину уже в Царствии Небесном.
Но какой бы трагической ни была смерть вообще, более всего поражает нас смерть детей. На эту тему также существует немало произведений живописи. И самым, пожалуй, известным в нашей стране является картина художника Ивана Николаевича Крамского «Неутешное горе».
Верещагин Вас.Вас. (494x600, 63Kb)Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
Оно было написано под непосредственным впечатлением личной трагедии – смерти младшего сына. На картине изображена жена Крамского, Софья Николаевна. Картина на стадии эскизов имеет варианты. Вначале художник изобразил мать, потерявшую ребенка, бессильно опустившейся на пол.
Верещагин Вас.Вас. (442x600, 88Kb)И.Н. Крамской. Неутешное горе. Эскиз. 1-й вариант
Затем женщина была изображена стоящей, ухватившейся за портьеру.
9.Крамской.БГ2-йвар (395x600, 94Kb)И.Н. Крамской. Неутешное горе. Эскиз. 2-й вариант
В окончательном живописном варианте женщина в глубоком трауре стоит возле коробки с цветами, предназначенными для украшения гроба. Она вышла из комнаты, где на столе лежит тело ребенка, откуда виден на полу красноватый отблеск церковных свечей. Мы как будто слышим доносящееся оттуда чтение Псалтири над покойником. Рядом с цветами лежит белое платье, в которое оденут ребенка перед положением во гроб. Каким бы ни было горе – мать лично должна проследить, чтобы все прошло, как должно.
9.Крамской.БГ2-йвар (359x600, 56Kb)И.Н. Крамской. Неутешное горе
Женщина собирает последние силы, прижимает платок к губам, чтобы подавить рыдания. Этому горю нет утешения, но во всем облике женщины не только скорбь, но величие и достоинство.
Вот картина, к сожалению, не известного мне художника – «Ганс Христиан Андерсен читает умирающей девочке сказку "Ангел"».
9.Крамской.БГ2-йвар (600x420, 80Kb)В этой сказке рассказывается о том, что когда душу умершего ребенка Ангел несет на небо, он берет с собой и любимые цветы ребенка, которые будут расти в Райском саду. И вот Ангел несет на небо душу умершей девочки и берет с собой ее любимый розовый куст. Она вырастила его, а какой-то злой человек обломал розы и куст начал гибнуть. Потом Ангел просит: «Давай, возьмем еще один цветок». Они летят и забирают выброшенный на улицу увядший цветок в горшке. Ангел рассказывает, что это был любимый цветок недавно умершего мальчика-инвалида. Цветок был для прикованного к постели ребенка всей природой, его любимцем и единственной радостью. Но мальчик умер, и цветок выбросили. «А почему мальчик не взял с собой на Небо этот цветок сразу?» - спрашивает девочка. «Я и был этим мальчиком, - говорит Ангел, - и не знал, что цветок выбросят. А на Небесах я стал Ангелом и вот решил взять его сейчас». И они прилетают на Небо, девочка тоже становится Ангелом, а цветы занимают свое место в Райском саду, где пышно расцветают.
9.Крамской.БГ2-йвар (600x422, 99Kb)Р. Бормейстер. Дети на снегу
Совершенно загадочная картина Ричарда Бормейстера «Дети на снегу». Долго искала портрет и биографию художника, пыталась разобраться в сюжете картины, но не удалось. Ясно, что в зимнем лесу погибли двое детей – причем очень близко от жилья. Их нашел старик с группой детей, они горестно смотрят на страшную находку. Дети лежат, обнявшись, на снегу, мальчик почему-то одет в старинный костюм принца. На девочке юбка – то ли красная, то ли окровавленная. Рядом валяются меч и кривой нож, а также раскрытая пустая шкатулка. Замерзли они? Ограбили их и убили? Как и зачем они вообще оказались в зимнем лесу? – неясно. Загадочная история. Может быть, кто-нибудь из вас знает?
9.Крамской.БГ2-йвар (351x532, 20Kb)Константин Егорович Маковский (1839-1915)
И вот такая обычная для крестьянской России XIX века картина – Константин Маковский. «Похороны ребенка».
9.Крамской.БГ2-йвар (600x495, 100Kb)Хоронят, должно быть, совсем маленького, которого еще не усели окрестить – на окраине кладбища, среди заброшенных могил, без священника. Маленький гробик уже опустили в могилу и сейчас закапывают ее. Всхлипывает мать, горестно склонил голову отец, серые тучи на небе подчеркивают трагизм картины. Но жизнь продолжается – живые ребятишки играют среди могил, вон их сколько!
И еще об одном потрясающем литературном отрывке хотелось бы мне напомнить, заключении романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», написанном той великолепной ритмизованной тургеневской прозой, которая делает ее поэтичнее любых стихов.
9.Крамской.БГ2-йвар (359x500, 48Kb)И.С. Тургенев (1818-1883)
На этот сюжет Василий Перов написал картину «Старики-родители на могиле сына».
Перов.Старики родители на могиле сына (515x600, 126Kb)«Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из недалекой деревушки, часто приходят два уже дряхлые старичка - муж с женою. Поддерживая друг друга, идут они отяжелевшею походкой; приблизятся к ограде, припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии "равнодушной" природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной...»
Ну, и совсем уж в заключение – одно из моих любимых вокальных произведений.
Жил когда-то в Германии поэт Фердинанд Фрейлиграт. И вот на его стихи композитор Ференц Лист написал музыку. На русский язык текст перевел Виктор Павлович Коломийцев (1868-1936). Итак, Лист – Фрейлиграт. «Канцона». Исполняет Иван Семенович Козловский.
Перов.Старики родители на могиле сына (501x600, 109Kb)Фердинанд Фрейлиграт (1810-1876)
Перов.Старики родители на могиле сына (450x500, 125Kb)Ференц Лист (1811-1886)
Иван Семенович Козловский (488x600, 50Kb)Иван Семенович Козловский (1900-1993)
Люби, люби, пока дано любить,
Пока любить ты рад.
Настанет день, настанет час -
О прошлом слезы будешь лить,
Настанет час – о мертвых слезы будешь лить…
И в сердце ты огонь храни,
Любовь, лелея, береги,
Пока, ответных чувств полно,
Другое сердце ждет тебя.
Кто грудь свою открыл тебе,
Тому усладу дружбы дай
И друга радуй каждый час,
И никогда не огорчай,
И радуй друга каждый миг!
Ты в споре с ним воздержан будь.
О, не избег ты обидных слов…
В них нет, быть может, злой стрелы,
Но друга все же ранил ты…
Люби, люби, пока дано любить,
Пока любить ты рад.
Люби, люби, пока дано любить,
Люби, пока дано любить… http://blogs.mail.ru/mail/ululavis/134F4DAD61AD4AF1.html
Рубрики:  ПОСВЯЩЕНИЕ
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

Аноним   обратиться по имени "Дети на снегу" - кое-какая информация нашлась... Среда, 21 Января 2015 г. 15:23 (ссылка)
1) Страница в Wikimedia Commons
Здесь картина в HD-разрешении (см. "Исходный файл"), на которой, кстати, "кривой нож" превращается в ремень, скорее всего, это составляющая часть детских ножен "принца". Здесь же видно, что правильное имя художника - Richard Borrmeister, с двумя "R" в середине.
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Richard_Bormeister_Kinder_im_Schnee.jpg?uselang=ru#filehistory
2) Страница в ОТВЕТЫ@mail.ru
Тут есть достаточно хорошее изложение стихотворения Генриха Зайделя, которое, как мне кажется, и иллюстрирует эта рождественская картина. Во всяком случае, оно многое из нарисованного объясняет.
http://otvet.mail.ru/question/73299756
Буду рад, если хоть как-то помог.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени О Гансе Христиане Андерсене Среда, 21 Января 2015 г. 15:39 (ссылка)
У меня хорошие новости. Девочка не умерла... то есть, она не умерла в 1862 г. Просто болела. Вот страница, посвящённая автору полотна - датской художнице польско-немецкого происхождения Элизабет Анне-Марии Джерихау-Бауманн (Elisabeth Anna-Maria Jerichau-Baumann, 1819-1881) и её картинам.
http://www.liveinternet.ru/users/3370050/post147191539/
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку