-

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
[Этот ролик находится на заблокированном домене]

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
В© пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в фениста

 -Интересы

встречи с интересными людьми. журналистика. лики святых. музыка поэзия приглашаю на мою страничку на сайте путешествия религия и о религии шансон

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) axeeffect_ru Темы_дня Пиратов_Карибского_Моря ATIKVA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.01.2008
Записей: 2890
Комментариев: 1002
Написано: 4378


20 января родились...

Суббота, 02 Февраля 2013 г. 02:20 + в цитатник
Цитата сообщения kakula 20 января родились...

 (484x699, 68Kb)
1918
Александр Алексеевич Шалимов
советский украинский хирург, один из основателей украинской хирургической школы, доктор медицинских наук, профессор, академик Академии Наук Украинской ССР. Родился в селе Введенка Липецкой области в семье крестьянина. Член КПСС с 1956 года. В 1934 году поступил на рабочий факультет при Кубанском медицинском институте в Краснодаре, а в 1936 году – в Кубанский медицинский институт, после окончания которого в 1941 году был направлен в качестве главного врача и хирурга в Нерчинско-Заводскую районную больницу Читинской области. В 1944 году его назначили главным врачом и заведующим хирургическим отделением Петровск-Забайкальской межрайонной больницы. С 1946 года заведующий хирургическим отделением Брянской областной больницы. В 1949 году он был назначен главным хирургом Орловского областного отдела здравоохранения. В конце 1952 году А.А.Шалимов был избран по конкурсу ассистентом кафедры госпитальной хирургии Курского медицинского института. Однако его больше привлекала практическая работа и уже в 1953 году его назначили главным хирургом Брянского областного отдела здравоохранения и одновременно заведующим хирургическим отделением областной больницы. В 1955 году он защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему «Образование искусственного пищевода при рубцовой непроходимости».В 1957 году он был избран доцентом кафедры факультетской хирургии Харьковского медицинского института. В 1958 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук на тему «Хирургическое лечение рака головки поджелудочной железы и фатерова сосочка», а в 1959 году возглавил кафедру грудной хирургии и анестезиологии института усовершенствования врачей в Харькове. С 1965 года возглавлял Харьковский НИИ общей и неотложной хирургии и кафедру торакоабдоминальной хирургии института усовершенствования врачей. В 1970 году он был избран заведующим кафедрой торакоабдоминальной хирургии Киевского института усовершенствования врачей и назначается директором Киевского НИИ гематологии и переливания крови, а в мае 1972 года – директором вновь созданного Киевского НИИ клинической и экспериментальной хирургии. А.А.Шалимов опубликовал свыше 830 научных работ, в том числе более 20 монографий. Он автор более 100 изобретений. Основными направлениями его научных изысканий являлись хирургия органов пищеварения, сердечно-сосудистой системы. Много внимания А.А.Шалимов уделил разработке хирургических методов лечения осложнённой язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Он разработал и внедрил в практику ряд оригинальных оперативных методов резекции желудка, современные методы пластики желчных протоков. Он внёс большой вклад в разработку хирургического лечения заболеваний поджелудочной железы. Им разработаны и внедрены в практику оригинальные методы хирургического лечения различных форм хронических панкреатитов. Под его руководством произведены первые в Украинской ССР пересадки поджелудочной железы больным сахарным диабетом. За исследования в области диагностики и лечения заболеваний поджелудочной железы в 1977 году он был удостоен Государственной премии Украинской ССР. В 1978 году он был избран действительным членом (академиком) Академии Наук Украинской ССР (ныне – Национальная академия наук Украины), в 1993 году – академиком Академии медицинских наук Украины. Значительное место в научных изысканиях А.А.Шалимова занимали вопросы хирургии сердца и сосудов. С его участием сконструирован аппарат искусственного кровообращения, предложены плоские дилататоры для митральной комиссуротомии. Занимаясь сосудистой хирургией, А.А.Шалимов предложил и внедрил несколько новых хирургических методов лечения при облитерирующих заболеваниях сосудов, разработал и внедрил в клиническую практику ряд инструментов для сосудистой хирургии. За разработку и внедрение в клиническую практику методов и техники для криодеструкции злокачественных новообразований в 1985 году он был удостоен Государственной премии Украинской ССР. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1982 года Шалимову Александру Алексеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Монографии А.А.Шалимова «Болезни поджелудочной железы и их хирургическое лечение» (1970), «Атлас операций на пищеводе желудка и двенадцатиперстной кишке» (1975, в соавторстве), «Хирургия пищевода» (1975), «Атлас операций на печени, желчных путях, поджелудочной железе и кишечнике» (1979, в соавторстве) и другие являются ценными пособиями для хирурга. Указом Президента Украины № 974/2005 от 20 июня 2005 года за выдающиеся личные заслуги перед Украиной в развитии здравоохранения, подъём престижа отечественной хирургической школы и медицинской науки в мире, многолетнюю подвижническую врачебную деятельность почётному директору Института клинической и экспериментальной хирургии Академии Медицинских Наук Украины, доктору медицинских наук, академику Академии Медицинских Наук Украины, академику НАН Украины Шалимову Александру Алексеевичу присвоено звание Герой Украины с вручением ордена Государства. Научную, педагогическую и практическую работу А.А.Шалимов сочетал с общественной деятельностью. Он был членом правлений Всесоюзных научных обществ хирургов, гастроэнтерологов и кардиологов, членом Международной ассоциации хирургов, председателем правления Украинского республиканского научного общества хирургов, главным хирургом Министерства здравоохранения Украинской ССР, главным редактором журнала «Клиническая хирургия», депутатом Верховного Совета Украинской ССР 8-10-го созывов. Жил и работал в городе-герое Киеве. Скончался 28 февраля 2006 года. Похоронен на Центральной аллее Байкового кладбище в Киеве. Награждён советскими двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Трудового Красного Знамени, украинскими орденом Государства (2005), орденом «За заслуги» 1-й (1999), 2-й (1998) и 3-й степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств. Доктор медицинских наук (1958), профессор (1961), заслуженный врач РСФСР (1956), заслуженный деятель науки Украинской ССР (1967). Лауреат Государственной премии СССР (1985), Государственной премии Украинской ССР (1977, 1985). Почётный гражданин Киева и Харькова.

 (482x699, 102Kb)
1919
Вера Николаевна Городовская
российская исполнительница на гуслях и композитор, основательница игры на щипковых и клавишных гуслях, народная артистка РСФСР. Родилась в городе Ростов Великий Ярославской области. Отец - Смирнов Николай Леонидович - был регентом Ростовского Собора, достиг большого совершенства в познании хорового искусства, много сил приложил для развития художественной самодеятельности в городе. Мать - Смирнова Наталья Павловна - домохозяйка, пела в хоре, которым руководил Николай Леонидович. Супруг - Видякин Сергей Александрович - исполнитель на домре в Национальном Академическом оркестре народных инструментов России имени Н.П.Осипова. Вера Николаевна Городовская принадлежит к плеяде композиторов-классиков, чья музыка легла в основу репертуара практически всех музыкантов и оркестров, играющих на народных инструментах в России и далеко за ее пределами. Уроки музыки Вера Городовская начала брать в семь лет. Путевку в мир музыки ей дала учительница игры на фортепиано Е.И.Пахарнаева. В доме Пахарнаевых регулярно устраивались концерты, которые сыграли немалую роль в формировании музыкальных наклонностей девочки. В 1926 г. Вера поступает в Ростовскую городскую музыкальную школу, после окончания которой, в 1934 г. ее принимают в Музыкальный техникум г.Ярославля и зачисляют в класс выпускницы Санкт-Петербургской консерватории А.Д.Львовой, талантливой пианистки. Уже на первом году обучения в Ярославле Вера Городовская оказывается в центре музыкальной жизни города. Ее привлекают к работе сразу двух оркестров - симфонического, а также русских народных инструментов, которым руководит Заслуженный артист России Е.М.Стомпелев - музыкант, получивший это почетное звание одним из первых в стране. Он пригласил молодую студентку училища в оркестр и показал до сих пор невиданный ею инструмент - клавишные гусли. Взяв несколько аккордов, предложил Вере Городовской сделать тоже самое. Спросил: "Нравится?" - она ответила: "Очень!". "Тогда приходи сегодня вечером, будешь играть в концерте". Так, в одну минуту, решилась вся дальнейшая судьба Веры Николаевны Городовской, с тех пор посвятившей себя этому чудному, волшебному, сказочному инструменту. После окончания третьего курса училища, проработав в Ярославском оркестре русских народных инструментов под управлением Е.М.Стомпелева два года, с 1935 по 1937, В.Городовскую направляют в Москву, где в 1938 г. она поступает в Московскую консерваторию по классу фортепиано к профессору С.Е.Файнбергу. На протяжении всех лет обучения она получает только отличные оценки не только по специальному фортепиано, но и по гармонии, сольфеджио, истории музыки, инструментовке, анализу музыкальных форм, камерному классу, "обязательному" органу и регистровке органа. Большое влияние на формирование художественных взглядов одаренной пианистки оказал в консерватории С.В.Евсеев, у которого Вере Городовской посчастливилось обучаться по важнейшим для будущего композитора предметам - специальной гармонии, полифонии и анализу музыкальных форм. В 1939 г. произошло событие, которое во многом определило всю дальнейшую судьбу В.Городовской. Заслуженный артист РСФСР П.И.Алексеев - создатель в Москве оркестра русских народных инструментов Союза ССР - пригласил ее участвовать в работе этого коллектива. С этого времени студентка консерватории становится исполнительницей на клавишных гуслях одного из главных оркестров страны. В 1940 г. коллектив возглавил Н.П.Осипов, В.Н.Городовскую зачисляют в штат оркестра. С началом войны занятия в учебных заведениях прекращаются. Московская консерватория эвакуировалась в Саратов. Оркестр на короткий срок с июля 1941 г. прерывает свою деятельность, но уже 11 августа того же года возобновляет ее, хотя и в заметно усеченном составе - многие музыканты ушли на фронт, некоторые эвакуировались. В.Н.Городовская осталась единственной гуслисткой в коллективе. В 1942 г., по решению ЦК ВКП(б) Комитетом по делам искусств СССР в Москву из Ленинграда был вывезен архив В.В.Андреева и имущество его оркестра. Среди инструментов находились гусли клавишные, гусли щипковые (работы мастера А.И.Гергенса), а также гусли звончатые. Н.П.Осипов поручил Вере Городовской освоить новый для нее и для оркестра музыкальный инструмент - щипковые гусли. Та согласилась. Интересно, что сначала Вера Городовская даже не знала с какой стороны ей правильно садиться за гусли. Эту задачу она решила по принципу арфы - высокий регистр около себя, а нижний от себя. Играть так было неудобно, и она попросила разрешения сесть за гусли с другой стороны. Николай Петрович Осипов сказал: "Попробуй, может быть так что и получится?" - И получилось... С этого времени она становится первой женщиной, игравшей на этом инструменте в оркестре. В то время в Москве щипковые гусли уже длительное время не употреблялись в концертной практике. В отношении оркестровых партий пришлось все сочинять самой, так как ни один композитор не знал этого инструмента. Она начала создавать для себя небольшие пьесы и выступать с сольным номером. Именно к щипковым гуслям относится дебют В.Городовской как композитора - это факт из биографии В.Н.Городовской, это факт из современной истории старейшего русского музыкального инструмента. В том же контексте можно рассматривать создание уникального дуэта: клавишных и щипковых гуслей. В дуэте объединились Вера Городовская и Заслуженная артистка РСФСР Олимпиада Павловна Никитина, этот дуэт без малого полвека украшал выступления Национального Академического оркестра народных инструментов России. Все сочинения из репертуара дуэта пользовались большим успехом у слушателей. Репертуар, как правило, создавался самими исполнителями. Позже они стали приглашать композиторов, которые писали не только миниатюры, но и целые концерты. После кончины в 1945 г. Николая Петровича Осипова пост руководителя оркестра занял его брат, талантливый музыкант Дмитрий Петрович Осипов. Он всячески поощрял творчество самих оркестрантов, особенно тех, кто выделялся композиторскими способностями. Среди них Городовская скоро заняла лидирующее положение. Из советов и критических замечаний коллег-композиторов и музыкантов она почерпнула необходимые знания для продолжения самостоятельной творческой деятельности. Ей это было легче, чем другим, поскольку она имела серьезную теоретическую подготовку. За долгие годы своей творческой деятельности как композитор В.Н.Городовская создала многочисленные сочинения и обработки для оркестра. Среди них: "Выйду на улицу", "Камушка", "Кубанская рапсодия", "Москва моя", "Молодежная увертюра", "Памяти Есенина", "На улице дождик", "Не слышно шума городского", "Русская тройка", "Плескач", "Русская зима", "Русский вальс", "Ромалеска", "Степь да степь кругом", увертюры на астраханские и тамбовские темы, фантазии на темы песен Л.А.Руслановой, Т.Хренникова, "Хоровод", "Частушки", "Черемшина". Ею написаны также сочинения для дуэта гуслей: "Березка", "Воспоминания об Андрееве", "Лесная сказка", "Липа вековая", "Старинный вальс", "Не брани меня, родная", "По небу по синему", "По улице мостовой", "Тонкая рябина", "То не ветер ветку клонит", "Уральская рябинушка", "Осенний сон", переложения пьес русских и зарубежных композиторов. Для гуслей звончатых В.Н.Городовской написаны пьесы, концерты: Волжская фантазия, "Ивушка", Концерт в 3-х частях, "Ходила младешенька". Ее музыкальным талантом не обойдены и такие наиболее популярные русские инструменты, как балалайка и домра. Для балалайки она создает аранжировки, обработки, пьесы: "Выйду на улицу", "Выйду ль я на реченьку", "Калинка", "Красная лента", "Однозвучно гремит колокольчик", "Позарастали стежки-дорожки", "Под окном черемуха колышется", "Посею лебеду", "Русский перепляс", "Уж ты сад", "Русские напевы". Для домры: "Веселая домра", "Кукушка", "Концертное рондо", "Маленький вальс", "Не корите меня, не браните", "Памяти Есенина", Парафраз на два старинных романса, "Размышление", "Северные напевы", "Скоморошина", "Темно-вишневая шаль", "Чернобровый, черноокий", Фантазия на две русские песни. Свыше 50-ти обработок и аранжировок русских народных песен и романсов она подготовила для знаменитых русских певиц: Народной артистки СССР Л.Зыкиной, Народной артистки России О.Воронец, Народной артистки России А.Стрельченко, Народной артистка России И.Журиной и многих других, а также пьесы и сюиты для ансамблей русских народных инструментов. Все ее сочинения в исполнении оркестра имени Н.П.Осипова и других профессиональных и самодеятельных коллективов записаны на радио, пластинки, компакт-диск. В.Н.Городовской присвоено звание Народной артистки России (1969 г.). Она - член Союза композиторов. С 1984 г. ее композиторская деятельность отмечалась премиями на трех Всероссийских конкурсах патриотической музыки и на конкурсе на приз имени Будашкина (1989 г.). В канун ее 80-летнего юбилея вышла в свет ее книга "Школа игры на клавишных и щипковых гуслях", обобщившая опыт работы выдающегося композитора и музыканта. Вера Николаевна Городовская за самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны награждена медалями "За оборону Москвы" и "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Она - кавалер орденов "Дружба народов" и "За заслуги перед Отечеством IV степени". В свободное время Вера Николаевна очень любит читать русскую классику: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, играть на фортепиано, особенно произведения Ф.Шопена. Любимыми исполнителями и давними друзьями В.Н.Городовской являются ее коллеги: Л.Зыкина, О.Воронец, И.Журина, Л.Николаева. Очень любит творчество И.Архиповой и Ю.Гуляева. Среди драматических актеров особенно выделяет А.Тарасову, А.Степанову, Ю.Борисову, Ю.Яковлева и Т.Доронину. Умерла в 1999 году.

FomichevIvVas1 (523x700, 52Kb)
1919
Иван Васильевич Фомичёв
командир пулемётного расчёта 1030-го стрелкового полка (260-я стрелковая Ковельская Краснознамённая дивизия, 47-я армия, 1-й Белорусский фронт), младший сержант. Родился в деревне Турково ныне Сосновского района Нижегородской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 3 класса. Работал в колхозе. Призван в армию в 1939 году Сосновским райвоенкоматом. Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с июля 1944 года. Сражался на 1-м Белорусском фронте в 260-й стрелковой дивизии, входившей в состав 47-й армии. Трижды был ранен. С 18 июля по 2 августа 1944 года принимал участие в Люблин-Брестской операции (составной части Белорусской стратегической операции) на территории Западной Украины, а затем Польши, в ходе которой 47-я армия наносила удар из района севернее Ковеля в направлении Варшавы. В ходе операции 260-я стрелковая дивизия дошла до Вислы, освободив 31 июля город Миньск-Мазовецки на ближних подступах к Варшаве. С 16 января по 3 февраля 1945 года участвовал в Варшавско-Познанской наступательной операции (составной части Висло-Одерской стратегической наступательной операции. 47-я армия, перейдя в наступление 16 января, отбросила противника за Вислу и с ходу форсировала её севернее Варшавы. 17 января войска 47-й и 61-й армий совместно с 1-й армией Войска Польского освободили Варшаву. 28 января 2-я гвардейская танковая армия прорвала Померанский вал. 47-я армия в составе группировки войск фронта из 5 армий и 2-го гвардейского кавалерийского корпуса наступала вслед за 2-й танковой армией. Группировка завершила прорыв и развернула бои к западу от Померанского вала. 31 января передовые части группировки вышли к реке Одер, а к концу операции захватили на его левом берегу плацдармы севернее и южнее Кюстрина. И.В.Фомичёв отличился в этой операции в боях при расширении плацдарма на левом берегу Вислы. В бою за деревню Ломна у Вислы (северо-западнее Варшавы) 16 января 1945 года выдвинулся со своим пулемётом вперёд и огнём сорвал контратаку врага. Когда вышел из строя пулемёт, стал забрасывать противника гранатами. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за отвагу и мужество, проявленные в Висло-Одерской операции, младшему сержанту Фомичёву Ивану Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5229). В феврале-марте 1945 года в составе своей дивизии И.В.Фомичёв участвовал в Восточно-Померанской наступательной операции, в ходе которой ударная группировка 1-го Белорусского фронта, в которую входила 47-я армия, уничтожила окружённые войска противника и с участием 260-й стрелковой дивизии взяла сильно укрепленные опорные пункты противника: 11 февраля – Дойч-Кроне (Валч), 14 февраля – Шнайдемюль (Пила). 5 марта войска ударной группировки вышли к Балтийскому морю, расчленив восточно-померанскую группировку противника на две части. 10 апреля во время боевых действий в Восточной Померании И.В.Фомичёв был ранен и эвакуирован в тыл. В 1946 году старшина И.В.Фомичёв был демобилизован. Возвратился в родное село Турково. Трудился три года лесником в Сосновском лесхозе, затем в совхозе «Барановский». Скончался 25 июля 1980 года. Награждён орденами Ленина (24 марта 1945), Отечественной войны 2-й степени (31 августа 1944), медалями.

 (492x699, 46Kb)
1920
Леонид Николаевич Бобров
командир эскадрильи 134-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии майор. Родился в селе Райское, ныне поселок городского типа Дружковского горсовета Донецкой области Украины, в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. Окончил среднюю школу, школу ФЗУ в городе Дружковка. В Красной армии с 1939 года. В 1940 году окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Юго-Западном, Сталинградском, 3-м Белорусском фронтах, освобождал Донбасс, Крым, Белоруссию, Литву. Командир эскадрильи 134-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (6-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии майор Леонид Бобров к марту 1945 года совершил 172 боевых вылета на бомбардировку опорных пунктов, скоплений войск противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, гвардии майору Леониду Николаевичу Боброву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6131). После войны отважный летчик-бомбардировщик продолжил службу в ВВС СССР. В 1949 году окончил Высшие офицерские летно-тактические курсы. С 1960 года полковник Л.Н. Бобров – в запасе. С 1962 года работал в штабе гражданской обороны города Мелитополя. Жил в городе Мелитополе Запорожской области (Украина). Скончался 15 сентября 1988 года. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Его имя увековечено в мемориале, установленном в одной из воинских частей.

1920
Михаил Иванович Будыко
геофизик, ученый в области проблем геофизики атмосферы и гидросферы, академик Российской Академии Наук. Автор трудов по климатологии, биоклиматологии, экологии, тепловому балансу земной поверхности. Лауреат Ленинской премии (1958), международной премии "Голубая планета". Умер в 2001 году.

1920
Владимир Дионисович Каленский
живописец-монументалист, заслуженный художник России. Ветеран Великой Отечественной войны. Автор произведений для архитектурных ансамблей, картин и графических листов, а также витражей и светильников на станции метро "Цветной бульвар". Работает над росписями для подмосковных храмов

1920
Де Форест Келли
американский актер.

1920
Илай А.Ландау
англо-американский продюсер.

 (699x524, 36Kb)
1920
Федерико Феллини
итальянский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших новаторов в области киноязыка. Родился в Римини (Италия), получил классическое образование. В 1937 уехал во Флоренцию, где начал карьеру журналиста и карикатуриста, которую с 1939 по 1945 продолжал в Риме; также работал страховым агентом, наборщиком в типографии, оформителем витрин, писал скетчи для радио; некоторое время учился на юридическом факультете Римского университета. С 1940 работает в кино, сначала как сочинитель комических трюков (гэгов) для фильмов с участием итальянского комика Макарио, затем как полноправный соавтор сценариев. Начиная со ставшего манифестом неореализма фильма Роберто Росселлини Рим, открытый город (1945) Феллини участвует уже непосредственно в постановке картин в качестве ассистента режиссера. Поработав соавтором сценария и ассистентом режиссера еще на нескольких фильмах Росселлини и других неореалистов (Альберто Латтуады и Пьетро Джерми) и сняв вместе с Латтуадой фильм Огни варьете (1950), Феллини приступает к самостоятельной режиссерской деятельности. Первые фильмы Федерико Феллини Белый шейх (1952) и Маменькины сынки (1953) отчасти следуют неореалистической традиции, но уже в них проявляются несвойственные неореализму качества, которые в дальнейшем станут в творчестве режиссера характерными: перенос внимания с социально-типологических качеств персонажа на индивидуальные черты его личности (как правило, карикатурно заостренные); замена социальной критики существующих порядков и мечтаний о лучшей жизни возрожденческим приятием этого мира как целого, оттененным атмосферой беспокойства по утраченной гармонии; наконец, сосредоточенность на отдельных ярких жизненных деталях в ущерб линейному повествованию. Здесь же (в Белом шейхе) впервые обозначился интерес режиссера к цирку и карнавализации как возможности, надев маску, показать свое настоящее лицо, возможности слиться всем вместе – многие последующие фильмы Феллини заканчиваются карнавалом, объединяющим героев или примиряющим их с жизнью. Третий фильм режиссера Дорога (1954) принес ему и исполнительнице главной роли Джульетте Мазине (жене Феллини) мировую известность и приз «Оскар» (Феллини – единственный режиссер, четырежды удостоенный «Оскара» за лучший иноязычный фильм, не считая «Оскара» за творчество в целом (1993)), но в Италии он подвергся достаточно резкой критике за окончательный разрыв с канонами неореализма. Хотя герои фильма – артисты бродячего цирка – и относятся к социальным низам, они показаны вне какой бы то ни было связи с обстоятельствами жизни общества и рассматриваются как носители универсальных нравственных и религиозных категорий: по выражению одного из крупнейших теоретиков кино Андре Базена, мир Феллини – «это драматургия поставленного под вопрос спасения души», у Феллини, как и у Достоевского, «события всегда служат совершенно случайными инструментами для поисков души» (Базен А. Что такое кино? Москва: Искусство, 1972, с. 332, 334). В этом смысле Дорога сыграла весьма существенную роль в развитии киноискусства, показав возможность притчевого построения общепонятного фильма. В следующих двух фильмах – в Мошенничестве (1955), герои которого зарабатывают жестоким обманом, и в Ночах Кабирии (1957), в котором проститутка, поверившая в возможность изменить свою жизнь, сталкивается в итоге с предательством – повествовательная основа разрабатывается подробно и последовательно, а социальные и материальные проблемы выходят если не на самый, то на один из первых планов. Эти картины можно было бы назвать запоздалым феллиниевским неореализмом, если бы не некоторые характерные приметы феллиниевского стиля, самой известной из которых является финал Ночей Кабирии, где потерявшая все (веру, любовь, деньги) героиня вновь обретает надежду среди случайной компании, на ходу танцующей и поющей. Не менее известен, чем финальная улыбка Кабирии, первый кадр следующей картины Феллини Сладкая жизнь (1960), обогатившей общемировой сленг выражениями «папарацци» и собственно «дольче вита» («сладкая жизнь»). Фильм начинается с появления вертолета, к которому подвешена статуя Христа. В этом парадоксальном сочетании в значительной мере раскрывается одна из основных идей картины – несоответствие традиционных представлений и символов современным реалиям, которые используют их для своих собственных целей, значительно отличающихся от первоначальных. В фильме показано, как в современном мире события, препарированные и растиражированные средствами массовой информации (главный герой картины – журналист), отрываются от своей сущности и превращаются в пустую самодостаточную оболочку, равнодушную к природе самих явлений. Тем самым Феллини впервые раскрыл одну из важнейших проблем наших дней, на полтора десятилетия опередив ее осмысление в философской литературе (в трудах, прежде всего, Жана Бодрийара). С точки зрения развития киноязыка, фильм в определенном смысле завершил формальные поиски кинематографа 50-х гг. в области взаимоотношений повествовательного и изобразительного аспектов кино, показав возможность сопряжения разрозненных и редко связанных друг с другом эпизодов (фильм практически лишен единого сюжета) с помощью изобразительных средств, и обратно – сопряжения разнородных стилей (фильм довольно эклектичен) с помощью повествовательной конструкции. В результате, несмотря на незавершенность и повествовательных, и изобразительных структур самих по себе, фильм оказывается связным, цельным и драматургически напряженным. Продолжение изобразительно-монтажных экспериментов в фильме 8 1/2 (1963, гл. приз на Московском кинофестивале) привело Феллини к его крупнейшему открытию в киноязыке, ставшему последней на сегодняшний день революцией в кинематографе – к открытию возможности непосредственного монтажа «реальных» событий и элементов внутреннего мира человека (воспоминаний, сновидений, желаний), никак не выделяемых ни драматургически, ни с помощью каких-либо условных конвенциональных приемов (вроде принятых для этого в то время наплывов, съемок через создающие эффект тумана светофильтры и прочих). Эта техника, получившая в киноведении название «поток сознания», была предсказана Сергеем Эйзенштейном в начале 1930 и частично разработана Ингмаром Бергманом в фильме Земляничная поляна (Smultronstallet, 1957) (а впоследствии доведена им же до логического итога в картине Персона (Persona, 1966)). Разнообразие возможностей применения техники потока сознания в кино продемонстрировало, что киноязык по своей широте и гибкости не уступает языку словесному: до тех пор такими способностями в показе внутреннего мира человека обладала только литература. Тематически картина посвящена режиссеру, который, как сформулировал сам Феллини, «задумал поставить фильм, а какой – позабыл», и эта внутренняя сумятица и опустошенность главного героя как раз и дает повод проникнуть в душу современного человека и раскрыть, помимо проблем психологии творчества, состояние его сознания и подсознания. По мнению историка кино Джеральда Маста, основной тематической оппозицией фильмов Феллини, начиная по крайней мере со Сладкой жизни, является противопоставление чувственного и духовного (Sensuality versus Spirituality) (Mast G. A Short History of the Movies. Chi.: The Univ. of Chicago Press, 1981, pp. 288–289). Наиболее четко это видно в фильме Джульетта и духи (1965), героиня которого тщетно пытается свести воедино свои подсознательные устремления, призраки своего детства и католического воспитания и нормы буржуазного общества – как мораль, так и способы ее нарушения. Начиная с этой картины, Феллини все фильмы снимает в цвете. В отличие от большинства других крупнейших режиссеров, он не пользуется какой-либо определенной цветовой гаммой, и, работая со всем разнообразием существующих цветов и фактур, создает яркий полуфантастический мир, связанный не столько с окружающей нас действительностью, сколько с детским и мифологическим сознанием. В этом аспекте Феллини является уникальным режиссером, работающим с предкамерной реальностью как художник с холстом, не опирающимся на нее, а фактическим создающим ее с нуля. Сильнее всего это свойство Феллини быть демиургом своего собственного мира проявилось в экранизациях классики – в большей степени в Феллини – Сатириконе (1968), в несколько меньшей – в Казанове Федерико Феллини (1976), где даже буря в Венецианской лагуне сделана в павильоне. Полудокументальные Клоуны (1970) открывают серию картин, главным образом посвященных осмыслению детских и юношеских воспоминаний – то есть воссозданию мира детства. В двух других фильмах такого рода – Риме (1972) и Амаркорде (1973) – в силу того, что детство и молодость поколения режиссера пришлись на эпоху зарождения и развития итальянского фашизма, также осмысливаются исторические процессы и их влияние на общество и личность. Фильм Репетиция оркестра (1979) – единственный в практике режиссера, где полностью отсутствуют натурные съемки, и следующее классическому триединству места, времени и образа действий линейно развивающиеся события происходят в одной декорации. Такая несвойственная ни послевоенному кинематографу в целом, ни кинематографу самого Феллини организация картины помогает построить фильм как развернутую метафору современного общества, где оркестр и оркестранты одновременно воплощают и противостоящее мировому хаосу и дисгармонии искусство, и саму цивилизацию в основных ее проявлениях. Поздние фильмы Феллини – Город женщин (1980), И корабль плывет (1983), Джинджер и Фред (1985), Интервью (1987) и Голос луны (1990) – преимущественно являются более или менее удачными реминисценциями основных мотивов творчества режиссера (иногда – как, например, в Интервью – в них присутствуют даже прямые цитаты из его более ранних картин). Несмотря на резко отрицательное отношение к телевидению и рекламе, прямо выраженное в фильме Джинджер и Фред, Феллини снял также несколько рекламных роликов: для «Биттер Кампари» (1984), «Ригатони Барилла» (1986) и Банка ди Рома (три ролика, 1992). Умер от инфаркта 31 октября 1993 года.

1920
Эдвин Хьюит
американский математик. Основные труды относятся к функциональному анализу (Стоуна – Вейерштрассовские теоремы Хьюита для упорядоченных топологических пространств). На русский язык переведен его фундаментальный труд «Абстрактный гармонический анализ».

VolkovVeniaminVasilievich (456x700, 49Kb)
1921
Вениамин Васильевич Волков
выдающийся советский российский учёный в области офтальмологии, основатель научной школы, начальник кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, главный офтальмолог Министерства обороны СССР, доктор медицинских наук, профессор, генерал-майор медицинской службы. Родился в Ташкенте (ныне столица Республики Узбекистан) в семье военного лётчика. Русский. С 1923 года жил в Петрограде (позже – Ленинград, ныне – Санкт-Петербург). В 1938 году окончил с отличием специальную среднюю школу и поступил в Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова. В академии был сталинским стипендиатом (1942). В 1941 году боец истребительного батальона в блокадном Ленинграде. За проявленное мужество был награждён медалью «За оборону Ленинграда». Окончив в мае 1942 года Военно-медицинскую академию имени С.М.Кирова, он сразу же был назначен на должность врача медико-санитарного батальона воздушно-десантных войск. С августа 1942 года и до последних дней войны находился в действующей армии в составе 34-й гвардейской стрелковой дивизии. Служил врачом отдельного батальона, старшим врачом полка, командиром медицинского санитарного батальона. Прошёл боевой путь от Астрахани до Линца – от Волги до Дуная. За успешную организацию медицинской помощи раненым при освобождении Ростова-на-Дону в феврале 1943 года он был награждён орденом Красной Звезды. Позднее к его боевым наградам прибавились медали «За взятие Будапешта» и «За взятие Вены», а в конце войны – орден Отечественной войны 2-й степени. В 1948 году окончил лечебно-профилактический факультет Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова по циклу Офтальмология. В 1948-1967 годах старший ординатор, врач-специалист, научный сотрудник, преподаватель, заместитель начальника кафедры офтальмологии. В 1954 году защитил кандидатскую, а в 1964 году – докторскую диссертации. В 1967-1989 годах начальник кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова и одновременно главный офтальмолог Министерства обороны СССР. При его руководстве научные исследования кафедры были направлены на изучение механических, химических, лучевых и комбинированных поражений органа зрения как мирного, так и военного времени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 февраля 1982 года за большие заслуги в развитии советской военной медицины начальнику кафедры офтальмологии Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова Волкову Вениамину Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 458511) и золотой медали «Серп и Молот» (№ 19992). Более 20 лет был председателем офтальмологической подсекции учёного медицинского совета при начальнике Центрального военно-медицинского управления Министерства обороны СССР. С 1948 года был делегатом всех Всесоюзных и Всероссийских съездов офтальмологов. Более 30 лет является председателем правления Ленинградского (Санкт-Петербургского) научно-медицинского общества офтальмологов. В.В.Волков имеет общий трудовой стаж более 70 лет, в том числе свыше 60 лет научно-педагогической работы в системе высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. За время службы в Вооружённых Силах он прошёл путь от врача отдельного батальона до начальника кафедры Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова, которой руководил в течение 22 лет. Круг его научных интересов необычайно широк и охватывает практически все разделы офтальмологии: травма органа зрения, ожоги глаза, физиологическая оптика, биомеханика глаза, офтальмоэргономика, офтальмоонкология, глаукома, отслойка сетчатки, кератопластика, применение лазеров в офтальмологии, организация специализированной офтальмологической помощи в армии в мирное и военное время. Обобщив собственный опыт и методики лечения глазных раненых в Афганистане и Чеченской Республике и опыт других врачей, он предложил и доказал необходимость оказывать высокотехнологичную помощь при боевой открытой травме глаза одномоментно и исчерпывающе в первые 3-5 суток, исключив многоэтапность. Главное достижение профессора В.В.Волкова – его ученики и последователи. За годы педагогической деятельности он подготовил 10 тысяч военных врачей. Под его руководством защищено более 60 докторских и кандидатских диссертаций, он воспитал плеяду врачей, которые возглавляли кафедральные коллективы и учреждения нашей страны, более 10 из них стали профессорами. Несмотря на почтенный возраст, учёный продолжает активно работать на родной кафедре офтальмологии до сих пор. Практически до 2000 года он ежегодно проводил до 300 операций, из которых более половины – высокотехнологичные, ежегодно консультирует сотни амбулаторных больных как в клиниках академии, так и в других офтальмологических стационарах Петербурга и Северо-Западного региона. С 20 сентября 1989 года генерал-майор медицинской службы В.В.Волков – в отставке. Автор более 600 научных работ, в том числе 20 монографий, среди которых: «Клиническое исследование глаза с помощью приборов» (1971, дипломом имени М.И.Авербаха), «Комбинированные поражения органа зрения» (1976, премия имени В.П.Филатова), «Глаукома при псевдо-нормальном давлении» (2001), «Функциональные методы исследования в офтальмологии» (2003), а также первый советский учебник для военных врачей «Общая и военная офтальмология» (1980). Ему принадлежит около 50 авторских свидетельств на изобретения оригинальных приборов и устройств для диагностики и лечения глазных болезней. Живёт и работает в Санкт-Петербурге. Генерал-майор медицинской службы (25 октября 1979), заслуженный деятель науки РСФСР (20 мая 1975). Награждён советскими орденами Ленина (16.02.1982, № 458511), Отечественной войны 1-й (11 марта 1985, № 1497917) и 2-й (1945, № 513364) степени, 3 орденами Красной Звезды (1943, № 157256; 1967, № 3152041; 1978, № 3748508), российским орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени (31 мая 2011, № 2940), медалями, в том числе «За боевые заслуги», а также орденами и медалями иностранных государств. Лауреат Государственной премии СССР (22 октября1986, за работы по созданию банков тканей длительного хранения для операций по пересадке тканей). Награждён золотой медалью имени Н.И.Пирогова (2005), серебряной медалью имени Марии Складовской-Кюри (2006). Доктор медицинских наук (1964), профессор (1967). Академик Лазерной академии наук Российской Федерации (1996), Академии медико-технических наук Российской Федерации (1997), почётный академик Российской академии естественных наук (2000). Почётный член Офтальмологических обществ Болгарии и Кубы. Лауреат Всероссийского конкурса «Лучший врач года» (2010). В 2000 году его имя было присвоено малой планете № 7555 в Солнечной системе. Почётный гражданин городов Зерноград (1993, Ростовская область) и Талмазы (1985, Республика Молдова). Супруга Вера Васильевна была инженером-строителем. В 1997 году скончалась от инфаркта. Две дочери и внучка – врачи-офтальмологи. Имеет также трёх внуков и правнучку.

 (511x698, 85Kb)
1921
Иван Андреевич Калинин
механик-водитель танка 586-го танкового батальона 219-й танковой бригады 1-го механизированного корпуса 37-й армии Степного фронта, младший сержант. Родился в селе Боровское Добринского района Липецкой области в семье крестьянина. Русский. Окончил 6 классов и курсы трактористов на Плавицкой МТС. Пахал колхозные поля. В 1939 году он освоил ещё и автомашину, стал работать в совхозе шофёром. В Красной Армии с 1940 года. На фронте в Великую Отечественную войну с октября 1941 года. Калинин попал служить в медсанбат стрелковой дивизии, и там его определили шофёром санитарной машины. Красноармеец Калинин в любых условиях фронтовой обстановки перевозил раненых. Нередко попадал под артиллерийский обстрел, бомбёжку вражеских самолётов. И мечтал стать танкистом. В 1942 году шофёр Калинин всё-таки попал в школу механиков-водителей танков. На контрольном вождении Калинин был лучшим из выпускников школы – прежнее знание техники помогло ему освоить боевую машину. Наступил 1943 год. После разгрома гитлеровцев под Сталинградом советские войска продолжали наступление. В боевом строю 586-го танкового батальона за рычагами Т-34 сидел младший сержант Калинин. Он воевал на Курской дуге, затем гнал гитлеровцев к Днепру. 2 октября 1943 года 586-й танковый батальон 219-й танковой бригады 1-го механизированного корпуса был переправлен через Днепр на небольшой плацдарм, отвоёванный у противника нашими пехотинцами в районе сёл Солошино и Мишурин Рог Верхнеднепровского района Днепропетровской области. Помощь танкистов была очень кстати: противник контратаковал десантников, и экипажи танков сразу вступили в бой. Почти трое суток, не смолкая, гремел бой на небольшом плацдарме на правом берегу Днепра. За это время советские воины отразили около 20 контратак противника. Младший сержант Калинин И.А. 13 раз водил свою «тридцатьчетвёрку» на врага. В этих схватках экипаж подбил 1 вражеский танк, уничтожил 2 артиллерийских орудия, миномётную батарею, истребил немало живой силы противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года за успешное форсирование Днепра, прочное закрепление плацдарма на его западном берегу и проявленные при этом отвагу и геройство младшему сержанту Ивану Андреевичу Калинину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 3951). Командование части приняло решение послать опытного танкиста в танковое училище. День Победы над фашистской Германией младший лейтенант Калинин встретил на Дальнем Востоке, куда был направлен после окончания училища. 9 августа 1945 года Красная Армия начала бои против японских милитаристов, сосредоточивших на наших границах крупные силы. 14 августа 1945 года командир танкового взвода младший лейтенант Калинин пал смертью храбрых в ожесточённом бою за город Муданьцзян. Похоронен Герой в городе Уссурийске Приморского края. Награждён орденом Ленина. В память Иване Калинине на здании школы в его родном селе установлена мемориальная доска. В посёлке городского типа Пограничный Приморского края ему установлен памятник. Имя Героя носит Добринская средняя школа № 3. Его именем был назван большой автономный траулер морозильщик, построенный 30 мая 1988 года и в том же году прибывший на Совгаванскую базу океанического рыболовства. Приказом Министра обороны СССР И.А.Калинин навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

 (487x699, 28Kb)
1921
Пётр Иванович Коростелёв
командир отделения 569-го стрелкового полка 161-й стрелковой дивизии 40-й армии Воронежского фронта, сержант. Родился в городе Белёв ныне Тульской области в семье потомственного железнодорожника. Русский. Образование среднее. Работал на железнодорожном транспорте. В Красной Армии с 1940 года. Участник Великой Отечественной войны с 1941 года. Командир отделения 569-го стрелкового полка (161-я стрелковая дивизия, 40-я армия, Воронежский фронт) сержант Пётр Коростелёв 23 сентября 1943 года с бойцами вверенного ему подразделения в числе первых форсировал реку Днепр у села Зарубинцы Каневского района Черкасской области. Захватив плацдарм на западном берегу Днепра, воины отделения сержанта Коростелёва уничтожили огневые точки врага, что способствовало форсированию реки другими подразделениями 569-го стрелкового полка. В боях по захвату и удержанию днепровского плацдарма сержант Коростелёв П.И. уничтожил десятки гитлеровцев, взял в плен офицера. В критические минуты боя он неоднократно поднимал бойцов в штыковую атаку. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1943 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, сержанту Коростелёву Петру Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1236). После войны П.И.Коростелёв демобилизован. В 1946 году он окончил железнодорожное училище. Член ВКП(б)КПСС с 1951 года. Жил в Москве. До ухода на заслуженный отдых работал на железнодорожном транспорте. Умер 13 августа 2004 года. Похоронен на Бабушкинском кладбище в Москве. Награждён орденами Ленина (1943), Отечественной войны 1-й степени (1985), медалями.

1921
Николай Константинович Макеев
актер, народный артист России.

1921
Иван Ефимович Михайлов
штурман-испытатель 1-го класса (196..), лейтенант (1944). Родился в селе Красный Красногородского района Псковской области. С 1921 жил в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). В 1938 окончил школу. В 1938-1939 работал токарем на заводе. В 1939-1940 учился в Ленинградской юридической школе. В армии с октября 1940. В 1941 окончил школу младших авиационных специалистов (город Воронеж), в 1942 – Харьковское военное авиационное училище связи. Служил в строевых частях ВВС. Участник Великой Отечественной войны: в августе-ноябре 1942 – дежурный по связи 1-й ближнебомбардировочной авиационной армии (Тамбов, Москва); в ноябре 1942-сентябре 1943 – дежурный по радиосвязи 17-й воздушной армии (Юго-Западный и 3-й Украинский фронты); в сентябре 1943-январе 1945 – командир радиовзвода 430-го батальона аэродромного обслуживания (3-й украинский фронт); в январе-мае 1945 – командир радиовзвода 331-го батальона аэродромного обслуживания. После войны продолжал службу в строевых частях ВВС. С апреля 1947 – в запасе. В 1947-1948 – работал техником по радио авиаотряда Ростовского Управления Гидрометслужбы. В 1948 – токарь завода «Главпищемаш» (г.Ростов-на-Дону). В 1948-1949 – бортрадист ЛИС авиазавода №168 (г.Ростов-на-Дону). С сентября 1949 по декабрь 1954 – бортрадист-испытатель авиазавода №168 (г.Ростов-на-Дону); принимал участие в испытаниях планеров Як-14 (1949-1951) (летал на самолётах-буксировщиках Ли-2 и Ил-12Д), в испытаниях Ил-10М (1952-1954). В 1955 экстерном окончил штурманское отделение Краснокутского училища ГВФ, в 1956 и 1962 – курсы при Школе лётчиков-испытателей. В 1956-1962 – штурман-испытатель авиазавода №23 (г.Москва); принимал участие в испытаниях серийных М-4 (1956-1961), 3М (1956-1961), Ми-6 (1960-1962) и их модификаций. С 1962 – штурман-испытатель Ростовского вертолётного завода. Принимал участие в испытаниях серийных Ми-6 (1962-196..), Ми-10 (1966-196..) и их модификаций. В марте 1965-июле 1966 был прикомандирован к ОКБ Н.И.Камова. Погиб 6 августа 1967 года при выполнении испытательного полёта на Ка-25 (лётчик В.М.Евдокимов спасся. Похоронен в городе Жуковский Московской области, на Быковском кладбище. Награждён медалями.

1921
Иван Антонович Федосов
российский историк, доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии Педагогических Наук СССР (1982), действительный член Российской Академии Образования (1993); заведовал кафедрой истории России XIX в. — начала XX в. исторического факультета МГУ

 (458x699, 60Kb)
1922
Изгутты Курамнабаевич Айтыков
комсорг батальона 158-го гвардейского Краснознаменного стрелкового полка 51-й гвардейской ордена Ленина Краснознаменной стрелковой дивизии имени Ворошилова 6-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта, гвардии старшина. Родился в селе Солдатское (не существует с середины 20-х годов) ныне на территории Уланского район Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан в семье кузнеца. Казах. В середине 1920-х годов с родителями переехал с соседнее село Таргын. Здесь прошли его детские и юношеские годы. Здесь он закончил семь классов, начал работать на руднике Колбаолово. С началом Великой отечественной войны неоднократно писал заявления в Уланский райвоенкомат, но всякий раз получал отказ. Лишь в январе 1942 года, после письма на имя Верховного Главнокомандующего, Айтыкова призывают в Красную Армию. В действующую часть прибыл в мае 1942 года. Сражался у стен Сталинграда, освобождал земли Калининской, Курской, Белгородской областей, дошел до берегов Западной Двины. Бесстрашный разведчик Айтыков не раз бывал в тылу врага. Он лично уничтожил 50 гитлеровцев и доставил в часть 22 "языка". За отличное выполнение боевых заданий командования командир разведывательного отделения сержант Айтыков был награжден тремя боевыми орденами. Особо отличился в летних боях 1944 года при освобождении Белоруссии. 22 июня 1944 года в бою за деревню Плиговка (Шумилинского района Витебской области) гвардии старшина Айтыков в числе первых ворвался во вражескую траншею, забросал гранатами три дзота и блиндажи, подбил тягач и пушку противника. При овладении деревней Першино и железнодорожной станцией Ловша он уничтожил два станковых пулемета и около сорока вражеских солдат и офицеров. 3 июля во главе взвода ворвался в город Полоцк Витебской области, отражал контратаки врага до освобождения города. Через некоторое время комсорг вновь отличился при форсировании реки Западная Двина. Комсорг батальона с небольшой группой бойцов под градом пуль и разрывами мин перебрался на противоположный берег и открыл ураганный огонь, заставив гитлеровцев отступить. Этим воспользовались подразделения полка, форсировали реку. Об этом подвиге написала "Комсомольская правда" 3 сентября 1944 года в статье "Здесь сражался комсорг". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшине Изгутты Айтыкову присвоено звание Героя Советского Союза. Но герой не успел получить высокую награду. В день когда был подписан Указ, 22 июля 1944 года, он был тяжело ранен в бою на территории Зарайского района Литвы. А 25 июля скончался в госпитале. Похоронен в литовском городе Зарасай. Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Славы 2 и 3 степеней, медалями. Именем Героя названы улицы в Зарасае, Усть-Каменогорске, Алма-Ате, средняя школа в селе Таргын, где он учился. На здании школы установлена мемориальная доска, в школе и в городе Полоцке - бюсты Героя. Его именем назван сухогруз.

1922
Леонид Анатольевич Белокуров
российский кинодраматург. В 1943 г. окончил сценарный факультет ВГИКа. Автор сценариев художественных фильмов: «Непокоренные» (1945, совместно с Г.Граковым), «Последний дюйм» (1959). По его сценариям сняты мультфильмы: «Легенда о завещании мавра» (1959), «Старик Перекати-поле» (1963), «Маугли» (1967). Чаще работал в области научно-популярного кино, написал сценарии к фильмам: «Остров Ионы» (1947), «На поиски динозавров» (1950), «В песках древнего Хорезма» (1951), «Сикстинская мадонна» (1956), «В горах Саянских» (1957), «Чайковский» (1958, совместно с Б.Ярустовским), «Конкурс имени Чайковского» (1958), «Музыкальная весна» (1962), «Художник Валентин Серов» (1964), «Поэзия обыкновенного» (1965), «Болдинская осень» (1966, совместно с С.Орловым), «Дмитрий Шостакович» (1967, совместно с Г.Ягфельдом и А.Гендельштейном), «Встречи в Ялте» (1968, совместно с А.Шумским) и др. Писал сценарии для радио и телевидения.

1922
Александр Яковлевич Карпов
Режиссер, сценарист, актер. Родился в деревне Харинская, Шатурский район, Московская область. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1964); Заслуженный деятель Белорусской ССР (1985). Учился в Калининском театральном училище (1939—1941). Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1956, мастерская Г.Рошаля и Ю.Геники). Участник Великой Отечественной войны. В 1945—1949 — художественный руководитель Дворцов культуры в городах Рошале и Кашире

 (484x699, 43Kb)
1922
Евгений Васильевич Шабаров
конструктор ракетной техники, помощник главного конструктора ОКБ-1 по оборонной технике Министерства общего машиностроения СССР. Родился в селе Горинское ныне Сусанинского района Костромской области. Русский. С 1929 года жил с семьёй в Иваново. В 1941 году окончил среднюю школу и поступил институт. Член ВКП(б)/КПСС с 1945 года. В 1946 году окончил Ивановский энергетический институт по специальности электрооборудование промышленных предприятий. Направлен на работу в недавно созданный на территории подмосковного артиллерийского завода № 88 (станция Подлипки) Научно-исследовательский институт № 88 (НИИ-88) Министерства вооружения СССР, ставший первой в стране организацией по созданию серийной ракетной техники. Работал инженером, затем старшим инженером. В 1949 году стал начальником группы, в 1951 году - начальником сектора, в 1954 году - заместителем начальника отдела. В 1956 году назначен помощником главного конструктора ОКБ-1 по оборонной технике. Занимался разработкой ракетно-космической техники. Иногда в силу особой секретности проходил в документах под именем Шабанов Е.В. Являлся ближайшим сподвижником и заместителем С.П.Королёва, заместителем главного конструктора В.П.Мишина, заместителем генерального конструктора В.П.Глушко. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года за большие успехи, достигнутые в развитии ракетной промышленности, науки и техники, успешное осуществление 1-го в мире полета советского человека в космическое пространство на корабле-спутнике «Восток» Шабарову Евгению Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и молот». В 1963 году Е.В.Шабаров стал заместителем главного конструктора, а в 1973 году - главным конструктором. Занимался вопросами наземных и лётных испытаний ракет. В 1966 году в числе группы работников ОКБ-1 ему присуждена Ленинская премия. С 1974 года Е.В.Шабаров работал заместителем Генерального конструктора и с 1982 года - Генерального директора НПО «Энергия» Министерства общего машиностроения СССР. После выхода на пенсию в 1992 году продолжал работать консультантом в НПО «Энергия», написал мемуары. Жил в городе Москве. Скончался 14 марта 2003 года. Похоронен в Москве, на Хованском (Западном) кладбище. Награждён двумя орденами Ленина (1957, 1961), орденом Трудового Красного Знамени (1956), медалями СССР.

 (523x699, 76Kb)
1923
Иван Иванович Быков
разведчик 185-го гвардейского артиллерийского полка (82-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 1-й Белорусский фронт) гвардии ефрейтор – на момент представления к награждению орденом Славы 1-й степени. Родился в селе Быково ныне Кабанского района Бурятии в семье крестьянина. Русский. Он рано лишился отца и воспитывался в семье отчима, а затем старшего брата. Окончил 5 классов. Работал на железнодорожной станции Выдрино того же района, накануне войны - в хлебопекарне. В марте 1942 году был призван в Красную Армию Кабанским райвоенкоматом. После небольшой армейской подготовки в запасном полку в августе того же года направлен на фронт. Его направляют сперва в 986-й артиллерийский полк, а потом в 185-й артиллерийский полк 82-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии артиллерийским разведчиком. С этим полком прошел фронтовыми дорогами до конца войны. Рядом с ним всю войну прошел земляк Суворов Николай Федорович. Боевое крещение принял в боях на реке Дон, на дальних подступах к городу Сталинграду. В задачу красноармейца Быкова входило - засечь огневые точки врага и сообщить в управление дивизионом их координаты. Но в этом бою он действовал как рядовой артиллерист: и подносчиком, и заряжающим, заменяя погибших в артиллеристов. В дальнейшем участвовал в обороне Сталинграда, окружении вражеской группировку, наступлении на юге Украины. В середине марта 1943 года полк принял на себя контрудар немецкой танковой части, насчитывающей в своем составе до 30 машин. Быков вовремя заметил эти танки, и немедленно по телефону передал в дивизион данные о количестве танков, их координаты. По команде Быкова артиллеристы открыли огонь. Эта атака, как и последующие три, была отражена с большими потерями для врага. За этот бой И. Быков получил первую боевую награду - медаль «За отвагу» В составе своей части участвовал в освобождении Украины. Особо отличился на завершающем этапе войны, в боях на территории Германии. В ночь на 15 февраля 1945 года, находясь в разведке на левом берегу реки Варта в районе города Познань (Польша) гвардии ефрейтор Быков будучи в разведке пути и выбора огневой позиции для прямой наводки, сблизился с противником, где обнаружил пулемет. Гранатами уничтожил пулемет вместе с прислугой. Приказом командира 82-й гвардейской стрелковой дивизии от 6 марта 1945 года гвардии ефрейтор Быков Иван Иванович награжден орденом Славы 3-й степени (№355424). Вновь отличился в боях южнее города Кюстрин (ныне город Костшин, Польша) в конце марта. 27 марта 1945 года дивизия вместе с другими соединениями подошла к крепости Альтштадт и окружила ее. В дело вступила артиллерия. Быков, находясь в боевых порядках пехоты, на переднем крае обнаружил батарею 105-мм орудий противника, зенитное орудие и 4 тяжелых пулемета. Передав данные их нахождения, он затем корректировал огонь наших орудий. Его грамотная и точная корректировка способствовала уничтожению обнаруженных целей. 29 марта, ведя наблюдение под огнем противника, обнаружил дзот и 3 пулеметные точки, которые метким огнем нашей артиллерии были также уничтожены. Приказом по войскам 8-й гвардейской армии (№ 634/н) от 15 мая 1945 гвардии ефрейтор Быков Иван Иванович был награжден орденом Славы 2-й степени (№25312). В середине апреля 1945 года 82-я гвардейская стрелковая дивизия завязала бои непосредственно на подступах к Берлину. В этих боях, на Зееловских высотах и отличился гвардии ефрейтор Быков. 18 апреля 1945 года в бою в районе Зееловских высот, находясь на передовом наблюдательном пункте в боевых порядках пехоты, под огнем противника обнаружил и засек 3 пулемета, одну минометную батарею, два наблюдательных пункта, которые были уничтожены огнем нашей артиллерии. Это дало возможность нашей пехоте продвигаться вперед. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками на заключительном этапе войны гвардии ефрейтор Быков Иван Иванович награждён орденом Славы 1-й степени (№1159). Стал полным кавалером ордена Славы. После войны еще 2 года продолжал службу в армии, в составе оккупационных войск на территории Германии. В апреле 1947 года гвардии сержант Быков был демобилизован. Вернулся на родину. Пошел работать в дорожно-эксплуатационный участок, строил шоссейные дороги. В 1968 году по состоянию здоровья вынужден был попроситься на другую, более легкую работу. Был назначен лесником в Слюдянский лесхоз. Там он проработал 19 лет, до ухода на заслуженный отдых. Жил в поселке Выдрино Кабанского района Бурятии. Скончался в 2000 году. Похоронен на кладбище поселка Выдрино. Награжден орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Славы 3-х степеней, медалями.

 (494x698, 81Kb)
1923
Иван Тимофеевич Волгин
командир отделения — комсорг батальона 985-го стрелкового полка 226-й стрелковой дивизии 60-й армии Центрального фронта, сержант. Родился в селе Нижнегуторово Октябрьского района Курской области в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1951 года. Окончил среднюю школу. В февраля 1943 года призван в ряды Красной Армии. В боях Великой Отечественной войны с апреля 1943 года. Воевал на Центральном фронте. 26 сентября 1943 года командир отделения — комсорг батальона 985-го стрелкового полка сержант И.Т.Волгин одним из первых преодолел Днепр в районе села Толокунская Рудня Вышгородского района Киевской области. В бою на плацдарме личным примером вдохновлял бойцов на разгром врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 года за мужество и героизм, проявленные при форсировании Днепра и удержании плацдарма на его правом берегу сержанту Ивану Тимофеевичу Волгину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3262). В 1945 году окончил Саратовское танковое училище. С 1971 года полковник И.Т.Волгин — в запасе. Жил в Киеве. Скончался 2 марта 1990 года. Похоронен в Киеве на Городском кладбище "Берковцы". Награжден орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, медалями.

 (505x699, 82Kb)
1923
Василий Евгеньевич Иванов
командир понтонного взвода 9-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 70-й армии 2-го Белорусского фронта, старший лейтенант. Родился в деревне Почерняево Любытинского района Новгородской области в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1943 года. Окончил Боровичский педагогический техникум. Работал учителем начальной школы. В Красной Армии с июля 1941 года. В 1941 году окончил Ленинградское военно-инженерное училище. Иванов начал свой боевой путь в ноябре 1941 года командиром взвода в отдельном моторизовано понтонно-мостовом батальоне. За время войны ему пришлось форсировать множество больших и малых водных преград. Часто под огнём противника. Иногда, когда времени на сооружение переправы не хватало, понтонёры Иванова становились в ледяную воду и, положив на плечи щиты, пропускали по ним пехоту. Только с 1943 по 1945 год для переправы тяжёлой техники он наводил мосты на таких крупных реках как Десна, Днепр, Припять, Западный Буг, Нарев, Висла. В апреле 1945 года войска 2-го Белорусского фронта, совершив 200-километровый марш из района Данцига (Гданьск, Польша), вышли к низовьям Одера. 18-19 апреля 1945 года они форсировали Ост-Одер, очистили низину между реками Ост-Одер и Вест-Одер. 20 апреля главные силы фронта, преодолев полноводный Вест-Одер, взломали вражескую оборону на левом берегу и с ожесточёнными боями стали продвигаться на запад. 23 апреля 1945 года взвод старшего лейтенанта Иванова в 10 километрах южнее Штеттина (Щецин, Польша) навёл переправу. Командир взвода лично руководил строительством моста. Когда наведение переправы подходило к концу, противник открыл по сапёрам сильный огонь. Прямым попаданием снарядов было пробито несколько понтонов. Иванов бросился спасать переправу. Разорвав обмундирование, он в ледяной воде кусками одежды затыкал дыры в понтонах. Примеру командира последовали все его бойцы. Героическими усилиями воинов мост был спасён. По нему двинулись танки и другая тяжёлая боевая техника. Но разорвавшийся в этот момент вражеский снаряд оборвал жизнь бесстрашного командира…Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Василию Евгеньевичу Иванову было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Похоронен Герой в деревне Велтынь в 5-и километрах восточнее города Грыфино (Польша). В деревне Почерняево Герою установлен памятник,
 (360x698, 114Kb)
а в посёлке Любытино – бюст, улица в Любытино носит его имя. Приказом Министра обороны СССР В.Е.Иванов навечно зачислен в списки личного состава воинской части. Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды.
Рубрики:  ПОСВЯЩЕНИЕ

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку