Полезная вкусняжка |
|
Банка жизни |
-Сегодня я хотел бы поговорить с вами о жизни, что вы можете сказать об этой банке?
-Ну, она пустая, - сказал кто-то.
-Совершенно верно,- подтвердил преподаватель, затем он достал из-под стола мешок с крупными камнями и начал укладывать их в банку до тех пор, пока они не заполнили ее до самого верха,
- А теперь что вы можете сказать об этой банке?
- Ну, а теперь банка полная! - опять сказал кто-то из студентов.
Преподаватель достал еще один пакет с горохом, и начал засыпать его в банку. Горох начал заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
-Теперь банка полная!!! - начали вторить студенты. Тогда преподаватель достал пакет с песком, и начал засыпать его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
-Ну теперь-то банка точно полная - загалдели студенты. Тогда преподаватель, хитро улыбаясь, вытащил две бутылки пива и влил их в банку:
-А вот теперь банка полна! - сказал он. - А теперь я буду объяснять вам, что сейчас произошло. Банка - это наша жизнь, камни - это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох - это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок - это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении все нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпал в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять вашу жизнь, закрывая вам глаза на более важные вещи. У меня все, лекция окончена.
- Профессор, - спросил кто-то из студентов - а что означают бутылки пива???!!!
Профессор опять хитро улыбнулся:
- Они означают то, что, не смотря ни на какие проблемы, всегда есть время на то, что бы расслабиться и пропустить пару бутылочек пива!
Метки: притча мысли |
старая сказка |
|
Жесты в индийской традиции, что обозначают, как правильно делать... |
![]() бинду |
![]() восхищение |
![]() "злой глаз" |
![]() приветствие гостя |
![]() раскаяние |
![]() стыд |
![]() уважение |
![]() уважение1 |
|
Интересные факты о Монголии |
Не надо дулю показывать. Это какой-то очень скверный знак. Гораздо хуже чем "fuck" или что-то ещё. Просто не надо и все. А вот если ногу задели то нужно коснуться руки рукой. Это тоже очень обязательно.
Кошки, кошачий стиль и вообще любые упоминания на эту тему - плохо. "Собака желает своему хозяину жизни, а кошка - смерти". Это отвратительные существа по мнению монголов. Как считается исторически, это происходит потому что они никогда нее имели запасов зерна, которые следует оборонять от мышей котами, ну и значимости этих мохнатых тварей не прочувствовали.
"Ты можешь всю жизнь прожить правильным человеком, но должен убить хотя бы одного китайца" - как-то так написано со слов ymep на одной из стенок дома на центральной улице. Китайцев ненавидят. Зажимают во въезде, говорят, что они скверно пахнут, работают как рабы, имеют вместо носа пару дырок и так далее. Это историческая штуковина. Пустыня Гоби называется "монгольской великой стеной", сотнями лет сдерживавшей китайцев от экспансии.
Усвой числительные вместе с вопросом "сколько стоит?". Потому что если ты все же смог спросить, но не понял сколько стоит на слух, то на универсальном переводчике - калькуляторе, ты увидишь цену в два или несколько раз больше. Правильно. Это скупой дважды платит, а ленивый - трижды и так далее. И, кстати, если совсем монголький никак не идет, в Улаанбаатаре говори по-русски. Прошлый свой визит на рынок я дважды получил за это скидку и один раз услышал: "русский - брат мне". Тут вообще ноу комментс. Да, ну, и проезд на такси никогда не стоил дороже 300 тугриков за километр, ясно? Просто молча достаете деньги, если не хотите болтать. Кстати, "жулчин" означает - "турист". Если вам где-то впарили вещь с таким словом, готовьте попу для донорских отчислений, только потому что вы такой тупой.
Не нужно разговоров про вегетарианство. Это разновидность болезни здесь, причем, психической. О, да, я видел ресторан с вегетарианской пищей для местных, но я не думаю, что это коммерческое предприятие. Не есть мясо - глупо так же, как и иметь друга противоположного пола. Здесь я монголов исключительно и целиком поддерживаю.
Женщина в Монголии - главнее мужчины при всем уничижении со стороны последних. Так получилось и мне кажется, это правильно. Насколько я знаю, женщины добиваются большего за счет гибкости и отнюдь не в интимных вопросах (что здесь весьма просто), а только лишь потому что учатся на практике и в теории гораздо прилежнее. Все наши переводчицы - девушки. Единственный парень, говоривший по-русскии, кстати, почти как я, был уволен за лень.
Гостеприимство. Они серьезно и, я думаю правильно, считают, что только мы, русские и монголы такие. Можем дать ночлег, накормить и помочь человеку т олько потому, что он понравился, только для того, чтобы он мог оценить. Хотите платить за все двойную цену, окей, разговаривайте по-английски.
Вряд ли возможностью много выпить водки вы тут кого-то сильно удивите. Монголы - не корейцы, алкоголь расщеплять в организме умеют. Зато вы. по смешному определению - "сибирский человек". Звание обязывает, даже если вы, где-то в краснодарском крае выросли.
Чингисхан - святой человек и основатель монгольского государства. Не надо шутить с этим именем, поскольку стандартны юмора, заложенные Чарли Чаплином здесь не очень приветствуются. У монголов, как и у нас, есть история, которой должно гордиться.
Не стоит думать, что контракт или договоренности решили все. Маргаш это может быть полностью пересмотрено. Ну и что? Не страшно, на самом деле. И торговаться, в общем, можно даже в магазине. Не торгуешься - не уважают. Это закон.
|
"Карма" Л. Толстой. |
Рассказ "Карма", написанный Толстым в 1894 г. был в том же год опубликован в журнале "Северный вестник" (1894, N 12). Однако в 1895 году рассказ решением Московского губернского цензурного комитета был запрещен к изданию отдельной брошюрой. Как понятно уже из самого названия, рассказ "Карма" разъясняет суть одного из основополагающих понятий ведической философии - закона воздаяния. "Скрытая энергия кармы, - говорится в "Йога-сутре"(2,12-14), - имеющая своим корнем осквернение желанием, приводит к рождению, обуславливает форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт. Добродетель или порок приводят к наслаждению или страданию". Рассказ Толстого наглядно это демонстрирует.
Посылаю вам переведённую мною из американского журнала «Open Court» буддийскую сказочку под названием «Карма». Сказочка эта очень понравилась мне и своей наивностью, и своей глубиной. Особенно хорошо в ней разъяснение той, часто с разных сторон в последнее время затемняемой, истины, что избавление от зла и приобретение блага добывается только своим усилием, что нет и не может быть такого приспособления, посредством которого, помимо своего личного усилия, достигалось бы своё или общее благо. Разъяснение это в особенности хорошо тем, что тут же показывается и то, что благо отдельного человека только тогда истинное благо, когда оно благо общее. Как только разбойник, вылезавший из ада, пожелал блага себе одному, так его благо перестало быть благом, и он оборвался. Сказочка эта как бы с новой стороны освещает две основные, открытые христианством, истины: о том, что жизнь – только в отречении от личности: кто погубит душу, тот обретет её, и что благо людей – только в их единении с Богом и через Бога между собою. «Как ты во мне и я в тебе, так и они да будут в нас едино...» (Иоанн, XVII, 21).
Я читал эту сказочку детям, и она нравилась им. Среди больших же после чтения её всегда возникали разговоры о самых важных вопросах жизни. И мне кажется, что это очень хорошая рекомендация.
P.S. Письмо это для печати.
Метки: рассказ |
Вызов (Ошо) |
Метки: притча сказка |
Обет молчания (япония) |
Метки: притча сказка |
Смерть и То, что не умирает |
Метки: притча |
разоблачение очередной "утки" |
Метки: интересное в сети |
путь Ученичества |
"Мы с тобой прервали нашу беседу на том месте, где я характеризовал твою деятельность как служение Богу в человеке, - читал я продолжение второй записи, точно она была продолжением моих собственных мыслей. Это путь каждого человека, ищущего ученичества. Для ученика нет иных часов жизни на земле, как часы его труда; и весь его день - это радостное дежурство, которое он несет не как долг или подвиг, а как самое простое сотрудничество со своим Учителем.
Радостность ученика приходит к нему как результат его знаний. В нем до тех пор изменяются все его предрассудки тяжелых обязанностей, скуки добродетельного поведения и нудности долга, пока сердце не освободится от мыслей о себе, о своем "Я".
Как только станет легко, потому что глаза перестали видеть через призму своего эгоистического "Я", так ученик стал готов к более близкому сотрудничеству с Учителем.
Как ты представляешь себе эту взаимную деятельность ученика и Учителя? Думаешь ли ты, что Учитель ежечасно направляет весь день труда ученика, водя его на полотенце, как мать младенца, стараясь научить его ходить?
Нежность внимание и любовь-помощь Учителя превышают всякую материнскую заботливость. И характер их совершенно иной, чем заботливость матери, в которой на первом плане стоят бытовые, чисто эгоистические заботы.Двигатель деятельности Учителя в его охране ученика лежит в самом ученике, в его порывах чистоты. Не в том забота Учителя, чтобы предложить ученику комплекс тех или иных условных возможностей и рецептов, как достигнуть совершенства, но в том, чтобы возбудить дух его к тем делам, что необходимы именно ему для его высшего развития. Где он мог бы сам найти весь тот Свет и истину, через которые сумел бы понять, что знание не есть ни слово, ни учение. Оно - действие. Оно означает: быть и становиться, а не слушать, критиковать, принимать, что нравится, выкидывать, что не подходит своему предрассудочному убеждению данной минуты, и принимать частицу, не видя целого. Дух Учителя толкает ученика к распознаванию, к умению свободно наблюдать за своими собственными мыслями.
День за днем все крепнет верность ученика, если он видит в каждом деле не себя, а ту любовь, что идет через него. Не "Я" становится его бытом, но через меня. Он освобождается с каждым днем от все большего количества предвзятых мыслей, которые коренились в его "Я". И его бесстрашие, бывшее раньше порывами его ума и числившееся среди его добродетелей, становится атмосферой его дня, его простой силой. Не имей предрассудка разъединения от Учителя только потому, что тебя разделяет с ним расстояние. Расстояние существует до тех пор, пока в сердце живет предрассудок жизни одной земли. Как только знание расширяет кругозор - исчезает и тень расстояния, как и тень одиночества.
Перед проясняющимся взором ученика не стоят горы мусора, мешающие ему видеть Гармонию. Но Гармония не зависит ни от места, ни от храмов, у которых молятся, и сама она не храм, которым восторгаются. Гармонию постигают постольку, поскольку носят Ее в себе.
Через внутреннюю самодисциплину человек начинает проводить в свой текущий день не только свое духовное творчество. Он, работая над новым пониманием, что такое "характер", по новому складывает и всю свою внешнюю жизнь. Если раньше он торопливо вскакивал с постели, в последнюю минуту покидая свою комнату, чтобы только поспеть к неотложным делам, и оставлял свою квартиру, как запущенное логово, - теперь ему становится ясно, что окружающая его атмосфера неотделима от него самого.
Если раньше он вел неаккуратную жизнь, оправдывая себя талантом, и принимал свою богему за неотъемлемую часть артистичности, то он ничем не отличался от любого "теософа-искателя", считающего свое внешнее убожество неотъемлемым бесплатным приложением к своим исканиям, к своей теософии.
Чем шире раскрывается духовный горизонт ученика, тем дальше и яснее ему, сколько красоты он может и должен вносить в свой быт, чтобы быть живым примером каждому, с кем столкнула его Жизнь.
Простой день ученика, бдительно проводимый в труде, внимании и доброте, перестают быть унылым, серым буднем, как только в задачу вошло не "искать", а "быть и становиться".
Перед глазами ученика перестает разворачиваться панорама одних голых фактов земли. Его дух льется во все и связывает ежечасно лентами любви все случающееся в дне, всегда сливая в цельное единство оба трудящиеся мира: мир живого неба и мир живой земли.
Чтобы тебе приготовить из себя то высокое, духовно Развитое существо, которое может стать учеником, тебе надо понять, принять и благословить все свои внешние обстоятельства.
Надо понять, что тело и окружение не являются плодом одного настоящего воплощения. Они всегда карма веков. И ни одно из внешних обстоятельств не может быть отброшено волевым приказом. Чем упорнее ты хотел бы отшвырнуть со своей дороги те или иные качества людей или ряд обстоятельств, тем упорнее они пойдут за тобой, хотя бы временно тебе удалось их выбросить или от них скрыться.
Они переменят форму и снова, рано или поздно, встанут перед тобой. Только сила любви может освободить внешний и внутренний путь человека, только одна она превратит унылый день в счастье сияющего творчества.
В начале духовного развития, каждому человеку кажется, что талант творчества - это выявленное вовне могущество духа. Он не принимает в расчет величайших неосязаемых даров: смирения, чистоты, любви и радостности, если они не звучат для него как полезная земная деятельность.
Только длинный путь труда в постоянном распознавании приводит к целеустремленности Вечного, в каждом летящем действии его духовного и материального творчества. Порядок внешний становится простым отражением порядка внутреннего, точно так же, как каждое обдумывание протекающего творческого порыва не может выливаться в действие дня без базы диалектического мышления.
Если скульптор хочет отразить порыв к победе всего своего народа, он должен углубиться во всю его историю, должен духом прочесть невидимые страницы доблести и национальной мудрости своего народа, постичь сам, в собственном сердце, вековое самоотвержение народа, главные идеи, двигавшие его в целом к совершенствованию, - тогда только он сможет уловить ноту, на которой звучит для народа его современность.
Тогда скульптор может создать в своей глине живой порыв, когда пережил в своем сердце всю Голгофу, всю скорбь распятия, все величие движения своего народа по этапам исторических мук и возвышений к тому кульминационному моменту духовной мощи своего народа, который художник хочет отразить для истории.
Ни глина, ни полотно не выдержат экзамена и нескольких лет, если их творцы ухватили лозунг и пустили его в массу как ходкий и прибыльный товар. Их произведения займут место как плохая агитационная реклама среди случайно выброшенного хлама.
В порывах творчества ученика, как у талантливого доктора, всегда живет меткость глаза духовного, ведущая непосредственно к интуиции. Но эта интуиция, не плод крохотного исследования, а синтез Мудрости, просыпающейся вовсе не в этот протекающий момент; она только видимое следствие многих невидимых творческих напряжений, имя которым Любовь.
Раскрепостить в себе Любовь и достичь возможности лить ее мирно и просто, как доброту, во все дела и встречи нельзя умственным напряжением. Свободно наблюдая свои порывы, неустойчивость, скептицизм или жадность, можно только прокладывать мелкие тропки, по которым со временем двинется сила, как кровообращение нового организма.
Что такое ученичество? Только, путь освобождения. Можно ли считать ученичеством жизнь, если в ней нет основ мира? Такого ученичества быть не может. Сколько бы, какими бы путями ни искал человек Учителя, он его не может найти, если все его мировоззрение полно легкомыслия и если он наивно ожидает, что у него внутри что-то само по себе изменится, раскроется, лопнет, как гнойный нарыв, или, наоборот, расцветет махровым цветом.
Скучнейшие "искатели" - это те, вечно оглядывающиеся назад и ищущие в настоящем оправдания или подтверждения тех бредней, что снились им в молодости. Величайший из путей труда - путь освобождения.
Нет ни одного мгновения, которое могло бы выпасть из цепи звеньев кармы, без самой величайшей обязанности человека: подобрать его немедленно, ибо оно всегда зов Вечности, всегда ведет к освобождению, как бы ни казалось оно легкомысленному человеку маловажным.
В ученике, оценившем путь не только свой, но и каждого другого, то есть понявшем важность воплощения, недопустимо легкомыслие. Это не значит, что надо двигаться по земле с важной физиономией выполняющего "миссию" и не умеющего смеяться существа. Это значит в каждое мгновенье знать ценность летящего "сейчас" и уметь его творчески принимать и отдавать.
Плоть и дух, как нераздельные клетки, не могут сочетать небо и землю иначе, как развиваясь параллельно. И чем больше развязывается мешок духа, тем шире освобождаются клетки тела для впитывания в организм светоносной солнечной материи.
Смерть для очищенного организма - только порыв движения величайшей радости.
Смерть для человека, всю жизнь развязывавшего мешок предрассудков, - крестный путь очищения, хотя бы человек был очень хорошим и добрым в своей обывательской жизни.
Быт, с его условностями, чаще всего скрывает собой те стены предрассудков, о которые разбивает себе лоб умирающий. Первая из заповедей твоего ученического поведения должна состоять в легкости дня как сложного конгломерата духовного единения с живой жизнью каждого встречного земли. Для тебя "день" - это всегда и во всем участие тех невидимых помощников, что окружают тебя, вне зависимости от места, времени и расстояния, во всех твоих делах и встречах. Ты никогда не один, ты всегда трудишься с ними.
Пока в ученике не разовьются его психические чувства, дающие ему возможность ясно ощущать присутствие высоких сил, верность его должна вырасти в огромную любовь. Любовь, к кому бы она ни была - к Богу, к Учителю, к любимому святому - только тогда приведет к желанному слиянию с теми, кому поклоняются и кого зовут, когда перейдет в служение видимым окружающим людям, которым ученик научается нести поклон любви.
Путь ученичества для всех один: если несчастные стучатся в твою дверь - ты на правильном пути"
Метки: путь |
как современная наука изучает магию |
|
КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ CОБИРАЕТСЯ УДЛИНИТЬ СПИСОК СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ? |
|
красота! |
Метки: креатив |
Великий пост |
|
Беговой сезон открыт! |
|
Варган |
|
эх-хе-хех... |
!!! Разместите материал у себя !!!
Нужно, чтоб об этом знало как можно больше людей!!!
Сегодня, 10 марта, в торговом центре «Атриум» студенты Российской академии музыки им. Гнесиных провели акцию протеста против выдворения 1000 студентов из общежития!
Мероприятие проходило в виде флеш-моба. Более 500 учащихся вуза, собравшись на первом этаже центра, одновременно начали играть на разных музыкальных инструментах: струнных, духовых и народных. Какофония длилась несколько минут, в течение которой с верхнего этажа центра на зрителей падали листовки, в которых студенты сообщали, что это их последний концерт, потому что с завтрашнего дня их выгоняют на улицу и лишают нормальных условий для жизни и учебы.
6 марта в общежитии РАМ им. Гнесиных (Хорошевское шоссе, 96) появилось предупреждение судебного пристава, согласно которому студенты должны освободить помещения общежития на месяц, но до нас дошла информация, что здание уже продано и шансов остаться в общежитии у нас нет. Обращения к администрации вуза ничего не дали: ректор академии в настоящее время отдыхает в Абхазии, а с 12 марта уходит в отставку.
Первоначально первоначально планировалось провести флеш-моб в Охотном ряде, но присутствие в этом месте в назначенный час огромного количества милиционеров и ОМОНа заставило студентов перенести мероприятие в «Атриум». Ребята не позволили администрации вуза вычислить имена и фамилии через сотрудников милиции и таким образом дать чиновникам повод отчислить наиболее активных.
"Сегодня мы отыграли вам свой последний концерт. Мы хотели, чтобы вы нас услышали. Чтобы нас, наконец-то, услышали вуз и министерство культуры.
Если проведенная акция не повлечет за собой ожидаемых последствий, если общество не отреагирует на то, что чиновники в погоне за наживой разрушают будущее российской культуры, то нам не останется ничего другого, как забаррикадироваться в общежитии.
Сегодня наш последний день, когда нам есть где жить. Мы все поступали в этот вуз с предоставлением места в общежитии, а теперь мы не знаем куда идти. За 5 дней невозможно найти жилье в Москве, а тем более деньги на его оплату. Нам остаются вокзалы, лавочки на улицах, может быть, круглосуточные торговые центры. Мы в шоке от того, как наплевательски отнесся к нам и вуз, и министерство культуры. Как будто все позабыли, что Гнесинка всегда была и остается кузницей музыкальной гордости России. Такими действиями чиновники лишают нашу страну шанса блистать на мировой музыкальной сцене в будущем!"
Спасибо всем, кто откликнется и поможет разместить эту информацию ВСЮДУ, ГДЕ ТОЛЬКО МОЖЕТЕ!!! Форумы, блоги, различные сайты... - пусть все об этом узнают!!!
|
ох уж эти сказки, ох уж эти сказочники |
|
эти прекрасные создания (лошади) |
Метки: животные фото |
Женское обрезание в Индонезии |
Метки: традиции |
помни! |
|
Пора приводить себя в порядок! |
|
Кузнечики (2007) - новая серия фотографий в фотоальбоме |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Метки: фото |
Чтобы помнить |
|
8 марта |
|
душа |
Интересный феномен наблюдается последнее время. Люди то ли в погоне за удовольствием то ли еще по каким непонятным причинам устраивают самую настоящую ярмарку тела! Практически распродажи! Куда ни глянь! Особенно в молодежных передачах – тут уж рынков тела на любой вкус. Странно неужели люди забыли что они не только тело? Мне всегда не нравилось когда людей называют толпой, массой и прочими эпитетами обращенными к группе и стирающими границы личности. Но теперь мне стало ясно. Да, люди совершенно забыли, что у них есть души. И поэтому стали толпой. А забыли возможно потому что не понимают “предмета исследования” и поэтому проще вычеркнуть из головы саму возможность наличия души и жить себе спокойно! Ведь нельзя вечно ломать голову над не разгадываемым задачками.. или все таки можно?
Странно, но я задалась этим вопросом я только после того как отказалась от религии в понимании ее как обрядов и обезличивания. Т.е. делать все как сказано и написано, не включая собственную голову.
Конечно, все религии, по своему, убедительно доказывают и отвечают на вопрос что же такое душа, но возможно ли что единого ответа тут не существует и каждый ищет его самостоятельно? Он индивидуален и нет общего рецепта? Я думаю, все согласятся с тем, что разум и душа это понятия разные, тело это тело, может быть душа это то, что дает нам жизнь? Но отсюда вытекает вопрос - обладает ли душа “разумом”? И возможно ли что ее разум это голос совести? Также встает еще один немаловажный вопрос каким “органом” мы совершаем свои свободный выбор между “добром” и “злом”? Душой? Разумом? А может быть телом?
Каждый человек ищет свои индивидуальный путь. И тут не может быть готовых рецептов, только советы. Но может ли он путем индивидуального поиска придти к чему то коллективному?
А возможно, что душа это именно то чем мы любим. Или мы любим духом? Но принадлежит ли он нам? Или он это Бог в нас? Что необходимо, что бы ответить на все эти вопросы? Опыт? Начитанность? Личные переживания? Или личная встреча с Богом? Но если ее не произошло?
Мировые религии о душе.
Душа — в обычном словоупотреблении совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.
Для современной психологии душа — носительница бессознательного и выражение тех структурных качеств микрокосмоса, которые сообщают его частям (индивидуальные и специфические) положения, важность и их динамику. ). Сейчас, как и во времена античности и романтики, снова часто проводят различие между душой и сознанием. Душа является носительницей ритмично протекающих непрерывных жизненных процессов, в то время как сознание, в противоположность душе, «прерывно».
По Платону, душа является бессмертной и нематериальной и предшествует существованию в физическом теле. До рождения человека душа созерцает идеи в нематериальном мире, а после того, как вселяется в тело, «забывает» их. Отсюда суждение Платона о том, что все знания - лишь воспоминание забытых идей, познанных душой до рождения. Аристотель называет её первой энтелехией жизнеспособного тела; только разумная душа человека (дух) может быть отделена от тела и является бессмертной. Герберт Спенсер в 1855 разработал учение о душе, т. е. психологию, подчинённую принципу необходимого ступенчатого наследования всякой духовной силы и способности. В 1863 Вильгельм Вундт прочёл лекции об истории развития души человека и души животных. Вундт излагал проблемы психогенеза в своих работах «Grundzüge der physiologischen Psychologie» (1908 — 1911) и «Völkerpsychologie» (1908—1917).
Душа человека отличается от его духа тем, что дух ориентирован на Высшее или выражает жизнь человека в его предстоянии перед Высшим, в жажде Бога и устремлении к Нему, тогда как душа определяет внутреннюю жизнь человека, раскрытие его индивидуальности и ориентацию на окружающий мир. В святоотеческой литературе часто встречается мысль, что неповторимая душа каждого человека призвана стать невестой Бога. В связи с этим, любая человеческая душа для Бога дороже, чем весь мир, с бесчисленными населяющими его животными и растениями и миллиардами звёзд. Поэтому Бог, в лице Иисуса Христа, принял в Себя человеческое естество, созданное Им по Своему образу и подобию, и пострадал именно за людей, а не за животных с растениями (которые тоже страдают), и даже не за ангелов.
В Библии понятие “душа” встречается неоднократно, например: [Быт. (1:21; 1:26-27), Исх. (57:16; И.Навин 11:11; Числа 5:6; 1 Самуила (4:27; 18:1); 2 Царей (4:27; Плач Иеремии 3:20; Еккл. 8:7; Пс.118:28; Деян. (2:41; 27:37); 1-Коринф. (6:17; 5:44-46); 1-Петра 3:20].
Встречается также понятие “дух”, например: [Быт.(2:7; 6:17; 7:15; 8:1-8; 16:32); Еккл.(3:21; 7:7; 11:5); Числа 11:25; Иоан. (3:5-8; 4:24); Деян.(2:38; 22:8); Еф.(2:2; Евр.1:14; Римл.(3:10;8:2); 2-Петра 1:21; 1-Коринф.(2:12-14;6:17;15:44- 46); 1-Тим.4:1; 2-Тим.1:6;1:14].
Встречаются они и вместе, например: [1-Фес.5:23;1-Коринф.15:44-46].
Причем, “душа” - это и жизнь. Ей свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью. Согласно Библии (Быт.9:1-5), душа (в крови) есть и у животных, только, в отличие от человеческой, она не бессмертна, т. е., распадается в момент смерти животного. По этой причине иудеям религиозные предписания требуют сливать кровь у животных перед употреблением в пищу их мяса, тщательно его прополаскивать, прожаривать или проваривать.
А “дух” раскрывается в значениях: ветра, воздуха; жизненного дыхания, как начало низшей жизни животных; существа бесплотного, озаренного умом, волею и могуществом; души человека существа Божего с различными дарованиями для служения и действия от “Духа Божьего”.
Эти понятия встречаются вместе: [“Сеется тело душевное, восстает тело духовное…”, “…Первый человек Адам стал душою живущую, а последний Адам есть дух животворящий”, “…душевное, потом духовное” (1-Коринф.15:44-46)]; Здесь различаются только душа – жизнь и дух – разум. [“Сам Бог мира осветит вас во всей полноте, И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…” (1-Фес.5:23) “Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия…; и не может разуметь, потому что о сем
надобно судить духовно” (1-Коринф; 2:14)]. Здесь уже различаются не только дух как разум и душа как жизнь, но и Дух как Бог. Кроме того: “но духовный судит о всем, о нем судить никто не может” (там же, 2:15). Здесь дух уже – сознание.
Согласно пониманию некоторых отцов церкви (например, Тертуллиана), душа материальна, другие же отцы (например, Августин) считают её духовной, но в патристике преобладает понимание души как непространственной, нематериальной субстанции. Против такого понимания, являющимся господствующим в христианстве, выступает Кант. Апелляция к нематериальному принципу во имя разрешения вопроса о душе представляет собой, согласно Канту, прибежище ленивого разума. Для него же душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом, но ни в коей мере не субстанция. Теория субстанциальности души должна уступить место теории о её актуальности.
В христианской религии существуют два мнения относительно души. Т.е двусоставная и трехсоставная природа человека. Первое это когда человек состоит и души и тела, а второе это когда человек состоит из души, тела и духа. И душа является лишь движущей силой тела, т.е она оживляет тело, а дух в свою очередь оживляет душу, и является дыханием Божьим.
В иудейской каббалистической книге Творения сказано: “Един Дух Бога живого…! Голос, дух,…Слово, Это есть Дух святой (Сефир Иецира 1:9). А в целом в иудаизме: у человека две души – животная и божественная. Первая связанная с жизнью, является как бы его продолжением, но стремится “вниз” к “земле”, и из которой и создана. Вторая душа – божественная – обращена к Богу.
В Коране находим: “Они тебя о (сути) Духа вопрошает. Скажи: “Дух” – от веления владыки моего, и скудно ваши знания о том, что вам дается” (17:85). А в целом в исламе: “…материя и дух едины: когда колебания духа становятся интенсивными, он превращается в материю (Материализация Космической Воли – “Будь!”), а когда колебания материи становятся тонкими, она превращается в дух” [3, (Тафсир 1068), с.715]. Данные выводы непротиворечивы с учениями христианства: “Дух”, который выходит из человека при смерти – это жизненная сила, берущая начало у нашего Создателя (Пс. 35:10; Деян. 17:28). Правда, “дух” здесь – животворящая душу сила. Однако, “…душа в Ветхом Завете обозначает не часть человека, а всего человека как живое существо. Подобным же образом и в Новом Завете оно означает человеческую жизнь […] В Библии не говорится о том, что какая-то бестелесная душа переживает смерть тела […] Идея о бессмертии души и вера в воскресение мертвых […] два совершено не совместимых взгляда […] Так как человек в целом является грешным, если он умирает, то умирает полностью, умирает его тело и душа (полная смерть) […] Смерть и воскресение разделены пропастью” [1,с.168].
В индуизме: душа – атман9, всепроникающее, субъективное начало – “Я”. Реальное – “Я” - это чистое сознание, а душа – модусы, порождаемые телом, чувствами, интеллектом, понимаемых как в личном, так и универсально планах. Раскрываются эти понятия еще с помощью: сантаны10, как основа сознания и тхатху - группу элементов сознания, отражающие абсолютную реальность – нирвану11. С помощью этих понятий раскрывается “свое реально Я”, как высшая форма познания – самопознание. Разновидностью данного учения является “Вишента–адвайта”12, согласно которой множественность реальных душ наделены сознанием. [5,6,7,8,9,10,11] Джайнизм – индийское религиозно-философское учение, исходит из того, что душа – живое существо с присущей ей сознанием – вечной, деятельной субстанции. Для данного учения: атман не существует в качестве целостной субстанции, а служит всеобщей основой и первопричиной, не имеющая каких- либо конкретных характеристик и поэтому является непостижимой. Выделяется еще буддхи13, означающее обретение высшего знания, и виджняна14 – бесформенное сознание, совместно с материальным телом и нематериальным умом - читты15, образующие целое – человека. С другой стороны – манас16, сознание и воля, воздействующие на душу. Манас принадлежит телу, следовательно, подлежит уничтожению после гибели тела. [2,11,12]
Буддизм – религиозно-философское учение (Дзэн-буддизм, Чань-буддизм, Тибетский буддизм), отрицает существование “Я”: “Никто и никогда не примет ошибочно свой истинное “Я” за личное “Я”, которое в себе самом не имеет истинного существование и является воображаемым существом” - дхармой. Дхарма – психофизические элементы жизни, истинные, реальные носители непознаваемого субстрата, разлагаемого на элементы, которые в абстрации образуют поток сознательной жизни, как единство субъекта и переживаемого им мира: внешнего и внутреннего. Сущности каждой дхармы непознаваемы и только проявленные признаки потока образуют сознание. При этом каждый поток индивидуален и безначален, определяемая внешней составляющей, но трансформируемы в пределах комплекса дхарм, путем их перегруппировки. Поэтому оно легко подвержено перевоплощениям (реинкарнации17) земного бытия души – сансара, которая в своей “жизни” должна находится в страдании до полного освобождения (успокоение, покоя) – нирваны. Тенденция освобождения проявляемая дхармой чистой мудрости (прозрения), благодаря которой живое существо начинает понимать смысл бытия, охарактеризовывается целью движения потока. На пути спасения данный поток принимает форму то одного то другого сознательного существа, проходит длинный ряд ступеней, правда при этом сокращая число дхарм носителей. Цель реализуемая через действия – карма18, является суммой совершенных в первой жизни поступков и определяет судьбу дальнейших перевоплащений. Данное учение считает, что жизнь человека никогда не кончается [5,9,10].
Таким образом, учитывая приведенные выше толкования, сделаем умозаключение, выделяя разделительный принцип, характеризующий сущность человека: если душа – жизнь, то дух – разум; если душа – разум, то дух – сознание; если душа – сознание, то дух – Бог.
|