-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Неферура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.01.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 3131


Без заголовка

Среда, 29 Января 2020 г. 14:58 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова П. А. Овчинников — основатель русской национальной ювелирной школы

Павел Акимович Овчинников (23 июня 1830 — 7 апреля 1888) — русский фабрикант, один из основателей русской национальной ювелирной школы и возродитель русского стиля в ювелирных изделиях, а также почетный гражданин Москвы, гласный Московской городской думы, член Купеческой управы и Биржевого комитета.

    Павел Акимович Овчинников родился в селе Отрадном Московской губернии. Имел крестьянское происхождение - был крепостным князя Д. Волконского.

Именно Волконский обнаружил в мальчике немалые способности к рисованию и решил отправить его на обучение в Москву. Однако там Павел поступил не в художественную школу, а в мастерскую золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату. Там он и провел 6 лет, служа подмастерьем у брата.В мастерской Павел вырос от ученика до мастера. Благодаря приобретённым умениям освободился из крепостных

 

В 1850 году Павел Овчинников женился и получил в качестве приданого за женой 1000 рублей. В 1851 году П. Овчинников основал собственную мастерскую, позднее брат передал ему свое хозяйство, и в 1853 году была открыта фабрика по производству золотых и серебряных изделий в Москве, на Таганке, в 1-ом Гончарном переулке, в доме Лежнева. Годовой оборот в 1853 г. составил 25 тысяч рублей, в 1854 - 1855 гг. он был уже 1,5 миллиона рублей.

Прошло около 10 лет кропотливого труда художников и мастеров, прежде чем был найден узнаваемый «стиль Овчинникова», свой ассортимент изделий, особая орнаментация, излюбленные технические приемы и высокое качество исполнения.

Ликёро-водочный сет.Россия, Москва.1875 г..Фирма П.А. Овчинникова.Стекло, серебро, эмаль; литье, золочение, резьба

Письменный прибор «Нестор Летописец»

     Мастера фирмы прекрасно владели техникой литья, чеканки, резьбы, казалось, что «…резец свободно двигался по металлу..чекан основательно, почти до обмана, давал чувствовать свойство тканей, узорного шитья, нитку позумента… и вся работа приобретала живость и живописность… Художественное чувство явно руководило исполнителем».

С XVIII века и до середины XIX века в эмалевом деле наблюдался некоторый спад. Мастера в основном занимались изготовлением живописных медальонов с портретами и аллегорическими композициями, которые входили в композицию того или иного предмета

. Заслуга возрождения эмалевого искусства во второй половине XIX - начеле XX века принадлежала П.Овчинникову и оно стало лучшим периодом в его истории.

Преображение. Святой князь Владимир. Апостолы Петр и ПавелФирма П. А. Овчинникова 
Складень

Святитель Николай Чудотворец. Богоматерь Одигитрия. Господь Вседержитель
Складень трехстворчатый.Фабрика золотых и серебряных изделий П. А. Овчинникова 

 

Русский стиль нашел наиболее яркое выражение в этом виде золотого и серебряного дела, отвечая тяге отечественного декоративно-прикладного искусства к полихромности. Стала богатой палитра цветов, насчитывая более сотни оттенков; разнообразны способы соединения ее с драгоценным металлом и формы орнаментации.

 

К этому времени брат Овчинникова из-за проблем со здоровьем больше не мог управлять делами своей мастерской и передал их Павлу, который очень скоро сумел значительно увеличить размах производства и, следовательно, повысить доходность.

Со временем доходы только росли, увеличивалось и количество рабочих. В 1854 году их численность на фабрике Овчинникова составляла 400 человек, в 1855 году - 600.

клейма

Производство Овчинникова отличало характерное использование русского стиля. Богатая цветовая палитра, драгоценные металлы и русские орнаменты были приспособлены для современности и изделия отвечали потребностям своего времени.

Известность фабрики П.А. Овчинникова увеличивалась настолько быстро, что уже в 1865 году на Московской международной выставке он был удостоен звания придворного поставщика (от цесаревича Александра Александровича).

Тогда же он получил в награду большого орла и золотую медаль. Впоследствии за свои работы П.А. Овчинников и его фабрика были награждены 5 российскими орденами, а также орденами австрийского, бельгийского и французского правительств. Помимо этого Овчинников был удостоен звания мануфактур-советника.

Витрина фабрики Овчинникова.

В ювелирном производстве Павел Акимович всегда стремился следовать традиционным русским художественным канонам, и в то же время создавать современные изделия, отвечающие потребностям и предпочтениям общества. Он активно сотрудничал с известными художниками. В частности, к работе подключались А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман. Все это вместе привело к настоящему расцвету эмальерного искусства в России.

Заказ для члена императорской семьи.

Продукция фабрики Овчинникова отличалась и разнообразием. На ней производились предметы быта, посуда, различные письменные приборы, альбомы, ларцы и шкатулки, портсигары. Кроме того, изготавливали и различные религиозные предметы: потиры, складни, оклады для богослужебных книг и икон. В настоящее время многие предметы хранятся в Государственном Историческом музее Москвы и в коллекциях европейских королевских домов.

В 1871 году Павел Акимович продолжил развитие, занялся обучением и открыл при своей фабрике школу для подготовки мастеров по драгоценным металлам с ориентиром на 130 человек

Уже через год, на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года, его школа была отмечена серебряной медалью[ «за выставленные предметы, относящиеся к лепке из глины и письму по эмали, а также за рисунки и композиции самих учеников».

 Серебряную корзинку-хлебницу с наброшенной салфеткой, «исполненной так изящно, что салфетка кажется не из металла, а из полотна», приобрел король Италии на выставке 1882 г.

П.А. Овчинников стремился создавать самобытные изделия по традиционным русским канонам и в то же время изделия современные, отвечающие потребностям общества.

     Ему удалось приобщить к работе над произведениями таких художников, как А. Жуковский, Е. Лансере, Г. Гартман и других. Результатом этого сотрудничества стал расцвет эмальерного искусства в России.

В 1873 году фабрика начала расширение и был открыт филиал в Петербурге.

С 1876 года Павел Акимович опробовал себя в органах власти и избирался на должность Гласного Московской Городской Думы, был также Членом Московской Купеческой управы и Членом Московского Биржевого комитета.

В 1881 году Овчинников повторно подтвердил звание Поставщика Двора Его Императорского Величества

В отчете Всероссийской выставки, проходившей в 1882 году, говорилось: “имя г. Овчинникова известно чуть ли не всей России. Известность эта приобретена им самим, его личной энергией, его трудом и дарованием”.

Павел Овчинником скончался 7 апреля 1888 года. Его дело продолжили сыновья Михаил, Александр, Павел и Николай.

Фирма, основанная Овчинниковым, прекратила существовать в 1917 году.

http://ptiburdukov.ru/ 

https://w.histrf.ru/articles/article/show/ovchinnikov_paviel_akimovich


 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку