Стремление усовершенствовать свой характер возникает, когда человек буквально воспринимает любое отражение себя другими людьми - любое сказанное слово в его адрес или обращённый взгляд немедленно возбуждает его нервную систему, в тревоге, что с ним что-то не так. В его отношениях с окружением есть определённая тревожная мнительность - каждое отражение других людей по отношению к нему действует на этого человека таким образом, что он испытывает некую невписанность в отношения, будто ведёт себя как-то неверно. Эта тревожная мнительность постоянно раскачивает его психику, требуя от него совершенствования самого себя, развивая идею перфекционизма и порождая недовольство собой.
И человек требует от себя тех недостающих черт характера, которые, якобы, у него должны быть, но отсутствуют в нём. Подобные черты он мог видеть у окружающих, близких или далёких. Эти люди были проявлены для него интересно, красиво, впечатляюще, как личности, а он при этом чувствовал себя неинтересным на их фоне. И тогда он начинает требовать от себя быть личностью, без понимания того, что с ним происходит, и делает это путем усовершенствования своего характера.
Любое подобное усовершенствование мы можем осуществить только лишь силой воли. То есть, мы должны подавить всё, что нам не нравится в себе и культивировать что-либо иное. Подавить в подсознание одну черту характера и немедленно нарастить другую невозможно, ни энергетически, ни психологически, это процесс. Значит с этого момента, с помощью силы воли мы не проявляем то, что считаем в себе неправильным и начинаем проявлять нечто другое, подражательно.
Когда это делается с детства, впоследствии мы уже делаем это постоянно, не замечая. Там, где другие оказываются более совершенными, по нашему мнению, то есть они "хорошие", а мы "плохие", что-то нами внешнее убирается, а что-то другое, подражательное выставляется. Порождается внутренний хаос и уже не отличить, что в нашем характере присуще нам, а что заимствованно. Всё заимствованное работает в нас само по себе, мы не управляем процессом, мы не знаем, как заимствовали, как приобрели все эти черты. В результате, мы находим себя всё более несовершенными, и всё болезненней к этому относимся. Появляется недовольство собой, возникает самодиверсия.
Но, сегодня мы недовольны собой, завтра, послезавтра, и мы обещаем себе измениться. Оказывается, достаточно пообещать себе, что с этого момента мы будем жить по-другому, и находится внутренний компромисс, говорящий о том, что это временно, и в дальнейшем мы будем жить иначе. Этот компромисс, который мы находим в себе, является самообманом, благодаря которому нам можно навязывать извне чужие мнения и суждения, способные влиять на нас, из-за возникшей психологической неустойчивости.
Мы внутренне устойчивы, когда осознаем всё, что нам в себе не нравится, и даже если проявлено недовольство собой, мы наблюдаем свои мысли, чувства, эмоции пока они длятся, но никогда не вступаем с ними в конфликт. И тогда у нас появляется возможность исследовать и постичь корни тех или иных проявлений себя, потому что всё, что в нас присутствует, не является поверхностным.
Источник