6. Как сослэшить неслэшуемое. Простые методики читерства.
Читерство, как правило, необходимо именно авторам фиков «от пейринга», причем, как правило, проблема относится к слэшевым пейрингам. Хотя некоторые гет-пейринги не менее несовместимы в теории. Запомните, что на практике несовместимых героев нет. Любой воинствующий гомофоб в душе сияет чистым небесным цветом (а откровенно голубой персонаж – бисексуален). Асексуализм – излечим. Любовь – проходит, и приходит новая. Главное – правильно поставить персонажей и четко рассчитать, куда вы их толкаете. Полетят в объятия друг другу как миленькие…
Итак, постановочные приемы:
1) Ограничение в пространстве. Слэшуемых заставляют зависнуть в лифте, запирают в шкафу, комнате или квартире, сажают вдвоем в камеру – в общем, придвигают друг к другу на интимное расстояние и оставляют наедине, не дав никаких альтернативных развлечений. Как правило, этот прием применяется к героям, между которыми уже что-то есть, просто они об этом не знают. Психологически такая ситуация достоверна – от нечего делать все способны на многое. Примечание: в зависимости от характера героев в ограниченном пространстве может произойти все что угодно – от объяснения с поцелуем до бурного секса.
2) Воздействие. Бывает различным – магическим, наркотическим, экстрасенсорным… Или просто силовым. Под действием заклятия, загадочного зелья, желания шкодливого телепата, в состоянии одержимости и просто под дулом пистолета герои будут поступать так, как решит автор фика. Воздействие – хорошее объяснение для того, чтобы вывести героя немного ООСшным. Конечно, реакция и ситуация все-таки должны совпадать с возможностями канона, но это – прописная истина. В общем, если нужно заставить героев сделать то, что требуется по сценарию – наведите на них соответствующий воздействующий фактор.
3) Махровая альтернативщина. Идея параллельных миров, как отмечалось выше, неопровергаема. Значит, никто не мешает немного подкорректировать реальность. И соответственно кардинально извратить характеры героев. Существуют даже варианты АУ, в которых вычеркивается к чертовой бабушке весь сюжет, и остаются только герои, которых ставят в совершенно новую ситуацию. Опять же, если под ногами у избранного вами героя и предназначенного ему в пару другого персонажа мотается какая-нибудь вечная любовь, никто не мешает ее прибить, заставить уйти или стереть как факт. Это – нормальное допущение в рамках АУ.
4) Обмолвки канона. Если смотреть подготовленным глазом, в любом каноне можно накопать вагон предпосылок для слэша. Или гетного пейринга, отличного от канона. Взгляды, слова, намеки, двусмысленности – все идет в дело. Важно только заметить.
Также существуют совершенно законные способы оформления фика, в котором никак не объясняется внезапно вспыхнувшая страсть между персонажами. Помимо ООС, существует прелестная маркировка ВСЕГЕИ (EIG). Под такой меткой возможно все. И дополнять обоснованиями не обязательно. Для фиков же протяженностью в одну эротическую сцену, лишенных сюжета в принципе, предназначена метка PWP.
Итак – слэшьте все, но главное – не забывайте об анатомии… И о грамотности. За остальное можете не так сильно волноваться, если у ваших читателей на первом месте из критериев выбора – пейринг, а на втором – эротическая достоверность.
7. ОМП И ОЖП. Эффект «мерисью» – избавляемся или используем.
ОС бывают мужского и женского пола, это не такое уж и большое откровение. Вводят их в повествование по многим причинам, но чаще всего для того, чтобы воплотиться в них лично. Пол автора и пол ОС совпадают далеко не всегда, внешность и даже характер – тоже могут отличаться. Иногда в качестве нового персонажа автор вообще выводит какого-то конкретного знакомого, а совсем не себя любимого. Бывает, что ОС получает строго эпизодическую роль. В общем, ОС бывают разные.
1) Наиболее яркие представители рода ОС – Мери Сью и Марти Сью. Мерисьюшкой вашего персонажа делают такие моменты, как немереная красота, немереная же крутизна, вечная правота, склонность вмешиваться в события и все исправлять. Многие критики считают мерисью непростительным грехом, но если вы сделаете соответствующую пометку в шапке фика, вопросов к вам не будет. Другое дело, что мерисью не очень любят читатели – они же приходят читать о своих обожаемых героях, а не о товарище авторе, который подробно расписывает переживания идеализации себя любимого. Эффект «мерисью» в полной мере лучше использовать в стебных фиках, высмеивающих детское мерисьюшное творчество (ибо мерисью – это, как ни крути, любимый жанр детей и новичков). Если же вы пишете в этом стиле сами – постарайтесь, чтобы ваш герой не затмевал окончательно главных. Не более чем в два раза чаще появлялся, не развозил скучные или тупые философствования на пол-листа… И еще – постарайтесь сделать героя симпатичным для аудитории. Если в него влюбятся читатели, причем до такой степени, что начнут просить вас включить побольше сцен с его участием в фик, – значит, вы выиграли. И уже не важно, мерисьюшку вы создавали или нет, – в глазах публики вы стали автором приятного во всех отношениях и любимого персонажа.
2) Далее идут принципиально немерисьюшные ОС. То есть – не идеализированные до предела существа. Их включают в фик, например, для того, чтобы показать какую-то ситуацию их глазами, вмешаться по мелочи и так далее. В гущу событий такие ОС не лезут, ничего героического не совершают – просто появляются и потом исчезают. Иногда представляют собой точное воплощение автора, иногда – нет.
3) Существуют также ОС-функционалы. Например, некий новый злодей, новый подручный злодея старого, – обычно их появление требуется в продолжении, потому что старый злодей уже обезврежен. Эпизодические персонажи, не существовавшие в каноне – это тоже ОС-функционалы. У них есть конкретная функция, которую им положено выполнить, после чего – покинуть сцену. Иногда, впрочем, ОС-функционал получает крупную роль, но – только если того требует функция. Функционал по определению не может стать мерисьюшкой, если это не запланировано изначально.
4) Особняком стоят вбоквельные новые персонажи. У них может наличествовать развернутый характер, они принимают в событиях самое деятельное участие, и нельзя однозначно сказать, что они выполняют какую-то конкретную функцию. Как правило, вбоквельных ОС не сравнивают с эталоном мерисью – для них существуют совершенно иные критерии оценки, обоснованные спецификой вбоквела. В эту же группу можно отнести и АУшных ОС, которые появляются из-за того, что реальность изменилась (а не реальность меняли для их появления!). Про них нельзя сказать, что они появились строго для выполнения одной функции, просто логика повествования потребовала, чтобы кто-то занял, например, место логически исключенного персонажа. Что этот ОС будет делать впоследствии – решать автору.
5) В качестве любого ОС может использоваться готовая роль автора или его знакомого – персонаж, использованный в ролевой игре. Иногда на этом построена часть сюжета.
Ввода в эксплуатацию ОС не следует опасаться. Иногда без них… ну, просто не обойтись. Важно понять, когда это «иногда» применимо, а когда нет. ОС для крупных ролей следует тщательно прорабатывать в области характера, эпизодических персонажей – не описывать тщательнее, чем нужно. Описывая себя, не стоит увлекаться саморазоблачением, а создавая идеализацию – доходить до абсурда (если вы не пишете стеб). Функционал должен отвечать своей функции, которую, в свою очередь, следует четко обозначить. Ничего сложного в создании ОС нет, нужно лишь приложить немного фантазии.
8. Ориджиналы «в стиле» и фики с использованием чужого мира в качестве фона.
Ориджиналом называют произведение, не содержащее в себе элементов, в полной мере присущих какому-либо канону (то есть, имена, характеры, реалии, миры не те же самые, но похожие на один или несколько каноничных), но выложенное на сайте или форуме, где выкладывают фики. Иногда ориджиналы пишутся в стиле, присущем фанфикам. И самое главное – ориджиналы пишутся фикрайтерами.
Среди ориджиналов встречаются написанные «в стиле» или «в духе» какого-либо известного автора канона, чаще всего – очень известного и плотно обросшего фаноном. Такие произведения сохраняют какую-то фишку канона – например, идею построения мира, суть сюжета, базовый элемент, характеры героев, – и близки канону по языку. Строго говоря, это не фики, но и не самостоятельные произведения. Часто они становятся популярны в фэндоме и даже обрастают своим небольшим слоем фанатов.
Писать ориджиналы не сложнее, чем любые другие самостоятельные произведения. Талант плюс фантазия и грамотность – и мы имеем то, что хотим. Конечно, если у нас есть время для написания. Кстати, ориджинал может писаться строго от идеи – например, от желания вволю послэшить героев, принадлежащих лично вам, или создать новую расу, или... Да мало ли бывает идей! Конечно, любая мотивация творчества отнюдь не отнимает у автора право проработать мир и характеры героев.
Шаг ближе в сторону канона – фики, использующие чужой мир в качестве фона. В сущности, кроме мира, ничего в них и не остается, да и мир часто меняется до неузнаваемости. К таким фикам относятся продолжения дальнего прицела (спустя несколько сотен лет и более), вбоквелы, не содержащие ни одного из героев канона в числе действующих лиц, рассказы о событиях давнего прошлого (не о героях, упоминаемых в связи с оными, а о простых ОС, которых в каноне вовсе нет). По сути, это те же ориджиналы, и пишутся они так же, но в них используется подкопирайтовый элемент. Зачастую – доведенный до альтернативной степени, но это ничего не значит. Дисклеймер все равно ставить надо. А на ориджинале, даже стилизованном – не обязательно.
9. Что делать с «недостроями», если нереализованные идеи жалко бросать?
Многие авторы встречаются с серьезной проблемой: из-за нехватки времени, потери идей и вдохновения, ухода соавтора и тому подобное остается незаконченным неплохое произведение. Выбрасывать (стирать) жалко, класть как есть – стыдно... Или бывает, что родится совершенно гениальная идея, а реализовывать ее некогда. Что делать с такими недостроями и заметками?
1) Можно плюнуть на стыд и выложить недостройку как есть, предупредив, что вещь незакончена и заморожена. Возможно, найдутся желающие продолжить, или кто-нибудь подкинет идею, или найдется новый соавтор.
2) Можно подарить недостройку знакомому фикрайтеру. Пусть продолжает. Главное – сначала спросить, хочет ли он и найдет ли время. Идею тоже можно подкинуть.
3) Можно помыкаться по знакомым, поискать желающего соавторствовать. О соавторах – см. выше.
4) Можно просто сложить недостройки вместе с идеями в ящик (папку) и обращаться туда, когда появится время.
5) Можно выложить гениальную идею в качестве челленджа (см. ниже).
Главное – никогда ничего не стирайте и не оставляйте в голове. Обязательно изложите все в краткой форме или в виде наброска, затем сохраните. Мало что сравнится по мерзопакостности с осознанием того, что у вас была гениальная идея, а вы ее забыли.
10. Видеофик-клип – основные советы по созданию.
Для того, чтобы сделать клип, нужно иметь четыре вещи. Программу-резалку, фильм и музыку в доступном формате, и самое главное – идею. Программ существует много – одна из них по умолчанию зашита даже в обычную Виндоус ХР, и о работе с ними можно прочесть хотя бы то, что изложено в мануале. В любом случае, процесс легко раскладывается на следующие стадии:
1) Подборка музыки и ее импорт в программу.
2) Подборка видео и его импорт.
3) Нарезка видео.
4) Укладка нарезанных кусочков видео на музыку.
5) (По необходимости). Применение специальных программных эффектов.
6) Просмотр и сохранение.
Музыку можно скачать либо переписать с диска. В любом случае, найти нужную композицию не так уж и сложно, если она не принадлежит к числу слишком уж редких. Главное – музыка должна соответствовать задумке. Примечание: желательно иметь также и текст песни, если вы не знаете ее наизусть.
Видео также скачивается, покупается или же переписывается у знакомых. Иногда может потребоваться перегон видео в другой формат – для этого существуют специализированные программы. Важно: проверьте форматы, с которыми работает ваша программа по изготовлению клипов. Качество музыки и видео подбирайте по принципу минимальных необходимых требований. Немаловажно также проверить, каким может быть результат работы в вашей программе – если она, например, сохраняет с максимальным разрешением 800:600, зачем брать для резки более качественный оригинал? Если видео снабжено субтитрами, постарайтесь их отключить (а если они встроенные – то хотя бы обыграть). Можно взять видео без звука (или без перевода) – вам он все равно вряд ли понадобится. Это расширяет круг поиска.
Нарезку видео советую производить вручную. Если выставлена автоматическая – лучше отключите. Перед укладкой кусочек стоит просмотреть на предмет ненужного содержания, стоп-кадров и тому подобного мусора. Мусор вырежьте. Статичные кадры некрасивы – если в них не заключается какая-то фишка или к ним не применен спецэффект.
При укладке проверяйте, как кусочки ложатся на слова и мелодию. Если в программе есть возможность предпросмотра – используйте ее.
Спецэффекты бывают разные, они зависят от программы (замедление/ускорение, эффекты в начале и конце кусочка и т.п.). С ними лучше не перебарщивать, но тут все зависит от задумки и решения автора.
Перед сохранением клипа в виде собственно фильма обязательно сохраните сам проект и просмотрите клип в режиме предпросмотра. Вдруг заметите что-нибудь левое, пока не поздно исправить.
Желательно сохранить клип в нескольких вариантах – в хорошем качестве и в минимально смотрибельном. Вдруг придется отсылать его знакомым с дорогим траффиком?
Клип полагается предварять кадром с названием мелодии, фильма-источника и (опционально) именем или ником автора. Такой кадр рисуется в обычном графическом редакторе или создается в самой программе – в зависимости от ее возможностей. На титульный кадр можно (иногда необходимо) поместить дисклеймер.
11. Кавер-фики и стилизации. Не плагиат, но фишка!
Кавер-фики – это фанфики, написанные на основе других текстов с заменой имен и реалий. Чем меньше нужно менять в кавер-фике, тем проще его писать, но не думайте, что получится обойтись автозаменой. Тему кавера и оригинальный текст нужно подбирать очень тщательно. Возможно, придется выкинуть какие-то куски или дописать новые – в том же стиле. Возможно, придется немного изменять текст под характеры – или характеры героев под текст. Запомните – текст-оригинал необходимо упомянуть в дисклеймере, можно даже дать на него ссылку. Иногда определенная «фишка» проявляется именно при сравнении оригинала и кавера.
Стилизация – это еще один подход к использованию чужих находок при работе над фиком. В отличие от кавера, где требуется лишь взять чужой текст и обработать его должным образом, стилизация требует совершенно определенного таланта. Нужно писать чужим языком, в чужой сюжетной колее, пользоваться чужим уровнем подачи материала… Когда герои фика и стиль принадлежат одному автору, это обычно одна из хороших вариаций фика «от канона». Если же стиль принадлежит кому-то левому, то это уже стилизация под этого самого левого товарища. Что, конечно же, положено упомянуть в шапке. Стилизации и каверы, как правило, используются для создания комического эффекта, но допустимы и в серьезных произведениях.
В некотором смысле каверы и стилизации напоминают кроссоверы, да и относятся к их разновидностям. Поэтому советы, которые могут пригодиться при написании, уже можно найти выше.
И запомните – ни кавер, ни стилизация плагиатом не являются. Вы же не собираетесь скрывать то, что использовали чей-то стиль, чьих-то героев и далее по списку? А плагиат – это именно присвоение авторства. В чем можно обвинить лишь фикрайтера, ленящегося оформить дисклеймер.
12. Переводчество. Творческий и рабочий подходы.
Переводом фиков может заниматься фикрайтер, хорошо знающий два языка. Желательно на уровне студента иняза, конечно. Для работы над переводом вам потребуется:
1) Текст фика-оригинала. Желательно завершенного.
2) Если фик не ваш – то желательно заполучить разрешение автора.
3) Словарь. И не один. Помимо обычного словаря нужен также словарь идиоматических выражений, фразеологических оборотов, возможно – словарь сленга. Может понадобиться и что-то специализированное, типа словаря медицинских или каких-либо еще терминов.
4) Много времени и много упорства.
5) Талант.
Существуют два подхода к переводу. Подход, называемый рабочим, предполагает собственно перевод – предложение за предложением, с сохранением адекватности, естественно… Но – никакой отсебятины. Творческий перевод же предполагает исправление авторских ляпов, развитие слабо затронутых тем, адаптацию текста в другую культурную традицию и тому подобное. Выбор, как правило, за переводчиком.
Существует множество книг и статей, посвященных вопросам перевода. Очень советую фикрайтеру, взявшемуся за этот неблагодарный труд, вначале прочесть хотя бы некоторые из них. Почему труд неблагодарный? Ну, есть замечательные строки, точно описывающие проблему:
Many critics, no defenders,
Translators have but two regrets:
When they hit, no one remembers,
When they miss, no one forgets! (с)
В общем, если вы переведете хорошо, это примут как должное. И все равно хвалить будут не столько вас, сколько автора оригинала. А если вы переведете плохо – вас будут обвинять во всех смертных грехах. Равно как и если вы хорошо переведете изначально плохой текст).
Но я вас не отговариваю. Дерзайте. К сожалению, не все фикридеры пока значатся в рядах полиглотов. Поэтому переводчики нужны и будут нужны еще долго.
Предостерегаю лишь от использования автоматических переводчиков – если пользуетесь такими, обязательно проверяйте адекватность машинного перевода.
Удачи вам.
13. РПФ, или фики о реальных людях.
Реальные люди ничуть не реже персонажей книг и фильмов становятся объектами экспериментов и издевательств со стороны фикеров. По сути, фики о реальных людях ничем не отличаются от любых других. Правда, считается, что к таким героям следует относиться с большим пиететом, но мнение это имеет к действительности такое же отношение, как и выкрики противников слэша.
Итак, РПФ делятся на два основных вида фиков.
1) Фики о лично знакомых автору персонах.
2) Фики о широко известных личностях.
Первая разновидность включает в себя «легенды», ходящие в отдельных компаниях, истории-дразнилки, а также фики, в которые в качестве ОС включена знакомая автору личность. В последнее время возникла тенденция постить вымышленные истории в сеть, что и стало причиной их подвода под классификацию. Фики же с РП в качестве ОС пишут как от желания использовать хорошо знакомое существо (что избавляет от необходимости придумывать характер), так и по просьбе этих самых знакомых – например, в подарок.
Вторая же разновидность требует обстоятельного описания. Во-первых, известные личности (обычно актеры, музыканты и тому подобные фигуры) – существа публичные. И очень часто в фундамент РПФ закладываются реальные (или выдуманные прессой) истории, а также ходящие в фэндоме байки, которые обретают статус канона. Во-вторых, канонические характеры РП часто совершенно не соответствуют реальности. А соответствуют – требованиям фикрайтеров или расхожим слухам. В-третьих, со временем формируется некий стереотип взаимоотношений РП, особенно если речь идет о коллективе (актеры, занятые в одном фильме, члены одной музыкальной группы). И этот стереотип тоже становится частью канона – даже если изначально его придумали фикеры (фикрайтеров, пишущих РПФ, иногда также называют байкерами (от слова «байка» – короткий, обычно смешной рассказ с участием РП) или тейлерами (от англ. tale – по сути то же самое, что и байка)), причем исключительно с целью соорудить прикольную байку.
Часто байки соединяются в циклы – но далеко не всегда. Обычно это происходит с фиками, выложенными на одном ресурсе или же на родственных сайтах.
Как правило, РПФ читают фанаты конкретных реальных личностей, и в этом состоит одна мелкая проблема, обязательно восстающая перед автором данного типа фиков. В некоторых фэндомах существуют негласные запреты на некоторые сюжетные ходы – впрочем, фэндом не бывает однородным, поэтому даже вещь с рискованными моментами сможет найти себе читателя. Проблемы с выкладкой нетрадиционного фика также могут иметь место, но следует помнить, что существуют многопрофильные сайты с разделом для РПФ (к сожалению, не все архивы берут данный тип фиков), и совершенно необязательно сразу ломиться на специализированный ресурс.
РПФ всегда мало, так что всем желающим издеваться над реально существующими личностям – вэлкам!
На этом третий раздел пока заканчивается, ибо автор пособия не может вспомнить больше ничего по поднятым изначально вопросам. Опыт, знаете ли, не безграничен) Переходим к следующей теме.