Человек на пути к «космическому сознанию» |
Человек на пути к «космическому сознанию»
Савин Алексей Юрьевич.
Кто из нас ясной погожей ночью не любовался небесным сводом, размахнувшимся от края и до края, таинственным, пульсирующим из неведомой дали холодным «космическим» светом! Любование сводом небес не знает пресыщения, оно беспредельно. Но вслед за смешанными чувствами восторга перед неземной красотой и мощью этой бездны кто из землян хоть однажды не задумался: а что он сам есть в безбрежной Вселенной? Где границы его возможностей и пределы его познаний? Вопросы, вечные вопросы, будоражившие сознание и великих умов, и незаметных обывателей с самого «ясельного» возраста человечества…
Две с половиной тысячи лет назад сразу в нескольких точках Земли, в местах рождения древних цивилизаций, произошли события, которые в ХХ веке В.И. Вернадский назовет «взрывом творчества», а немецкий философ К. Ясперс охарактеризует как время, «осевое» для всего человечества. Осевое, потому что произошло открытие человеком собственного разума и личности, открытие своей неразрывной связи с Космосом. При этом каждый из очагов человеческой цивилизации выработал своеобразные по форме и рассмотрению подходы к взаимосвязи человека и Космоса.
Древняя Индия. Для всех философских систем, зародившихся здесь, характерны понятия «кармы», «реинкарнации». Вселенная, считали древнеиндийские мудрецы, есть материализация истинного реального Единого, а человеческая душа – часть этого Вечного и Совершенного. Цель и задача человека – поддерживать равновесие между земным и незримыми мирами, стремясь для этого к внутреннему совершенству в этой жизни.
В философии Древнего Китая человек рассматривался в природно-социальном измерении. В отличие от индийской, китайская философская мысль не верила в реинкарнацию, считая, что смерть – это плохо. И потусторонних вещей следует держаться подальше, хотя при этом умерших почитать необходимо.
Китайские философы уделяли большое внимание социальным и этическим проблемам. Именно здесь были обоснованы схожие с индийской философией идеи о единстве законов природы и человека и принцип непротивления естественному ходу событий.
Философия Древней Греции в досократовский период трактовала взаимосвязь человека и природного окружения космоцентрически. Космос понимался как живое существо, состоящее из некоей телесной невидимой субстанции. У досократиков Космос, общество и человек подчинены одним и тем же законам, которые считались умопостигаемыми.
Продолжение статьи на стайте НАСТ России.
Рубрики: | Философия и мироздание. |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |