-Рубрики

 -Метки

aif.ru tvrain Юрий Шевчук акварель алан прайс александр аронов андерсен апрель ахмад джамал байкал беслан бизнес блог борис пастернак британская библиотека бродский валуев вознесенский гайдар галич ганапольский гейзеры горбачев горбовский грузия данилкин даниэль джаз дмитрий быков доктор веб долина гейзеров дума евтушенко еженедельник ельцин жизнь закат интеллект иоанн златоуст иосиф бродский камчатка киев кино коалиция латынина ленин лимонов лондон лужков мама мариэтта чудакова медведев мильштейн михалков москва музыка мураками мэр немцов новая газета нтп огонек окуджава осень осужденный сотрудник милиции открытое общество пастернак пенсия перельман пионтковский пираты питер фальк полиция польский джаз потоцкий поэзия и проза провокация путин саакашвили сахалин солидарность сон социальная сеть сталин старость статус судьба телеателье теракт том стоппард ходорковский хорэс сильвер часовенка шевчук элиович эннабель эрик клэптон эхо эхо москвы явлинский

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Николай_Леонов

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2007
Записей: 1581
Комментариев: 1158
Написано: 3499


Дни трепета и надежды

Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 11:55 + в цитатник
newtimes.ru/articles/detail/5846/

27 сентября наступит самый святой день еврейского календаря - Йом Кипур
 
От Сотворения до Судного дня.
Первого числа месяца тишрей, когда, согласно священным книгам, Всевышний сотворил мир, наступает еврейский Новый год — Рош а-Шана. В этом году он начался за несколько минут до захода солнца 18 сентября. А вечером 27 сентября придет Судный день — Йом Кипур, самый святой день еврейского календаря. Что знаменуют собой эти дни — изучал The New Times


А Ты ведь сотворил человека для того, чтобы дать ему в конце концов добро, и создал в его душе два влечения: влечение к добру и влечение ко злу — чтобы была у него свобода выбора между добром и злом, чтобы вознаградить его за добрый выбор. Ибо так повелела мудрость Твоя, так написано в Торе: «Смотри, я помещаю пред тобою сегодня жизнь и добро, смерть и зло — так выбери жизнь!
Тфила Зака, «Чистая молитва» Судного дня

Йом Кипур в Краковской синагоге. 1878 г. Художник Мауриций Готлиб.  
Музей искусств в Тель-Авиве, Израиль
 
В эти дни трубят в бараний рог, окунают яблоки в мед, просят прощения и надеются на то, что будут записаны в Книгу жизни на следующий год. Еврейский Новый год и Судный день часто называют «грозными днями», «днями трепета», но это еще и дни надежды. Они соединяют в себе радость обновления и горечь раскаяния, мысли о завтрашнем дне и вечности, строгий пост и веселое застолье.

Глава года

Наступающий Рош а-Шана будет первым днем нового, 5770 года от Сотворения мира. На иврите Рош а-Шана означает «глава года». В эти дни определяется, согласно еврейскому представлению, судьба мира и каждого человека на грядущий год. Не случайно одно из традиционных поздравлений на Новый год — пожелание «быть во главе, а не в хвос­те». Эту фразу произносят во время первой новогодней трапезы, когда на столе обязательно должна быть рыбья или баранья голова, приготовленная особым образом. Появление на праздничном столе бараньей головы носит и дополнительный символический смысл: она напоминает о том баране, которого принес в жертву праотец Авраам вместо своего сына Исаака. Рыба же является символом многочисленного и здорового потомства. Все остальные составляющие новогоднего меню также носят символический характер — в них заложена надежда на добрый, счастливый и мирный год. Это в первую очередь сладкие яблоки, гранаты и морковь, а также мед. Кислого и горького в Рош а-Шана есть не принято, поскольку грядущий год должен быть удачным и «сладким». На столе нет даже соли, в которую традиционно обмакивают хлеб — в Новый год хлеб и яблоки макают только в мед. Интересно объясняется обычай есть в Новый год морковь: на идиш название этого овоща — mern — созвучно глаголу «умножиться». Готовя блюда из моркови, евреи надеются приумножить в будущем году свои добрые дела и праведные поступки. О том же говорит полный зерен гранат на праздничном столе.  
 
Гранат на новогоднем столе — символ приумножения добрых дел

Когда ты был, Адам?

Рош а-Шана ежегодно напоминает о Сот­ворении мира и человека — того, кому суждено было вступить в диалог со своим Создателем. Согласно одному взгляду, Всевышний создал Адама и Еву первого числа месяца тишрей. Согласно другому  — в  весенний месяц ниссан, когда евреи празднуют Пейсах — Пасху, праздник выхода из рабства и обретения личной физической и духовной свободы. Первый подход является наиболее распространенным. Подобная разноголосица допускается в иудаизме, потому что божественное слово — принципиально неисчерпаемо. Наличие разных мнений расценивается как естественный процесс поиска истины, как сказано в Талмуде: «И то мнение, и это мнение — слово живого Б-га».  
 
1. Мозаика синагоги Бейт Альфа. 518–527 гг. Израиль 
2. Вормсский Махзор. 1270–1280 гг. Еврейская национальная и университетская библиотека. 
    Иерусалим, Израиль

На весах тишрея

Зодиакальным знаком месяца тишрей являются Весы. В иудаизме символика знаков зодиака объясняется в соответствии с годовым циклом еврейских праздников и памятных дат. Эмблемы двенадцати месяцев встречаются в произведениях еврейского искусства повсеместно — в росписях синагог, резьбе по дереву, чеканке или книжных миниатюрах.

Ты отличил человека изначально и признал его, чтобы ему стоять перед Тобою. Ибо кто скажет Тебе, что Тебе делать? 
Неила, Видуй — молитва признания грехов 

Одно из самых древних сохранившихся изображений зодиакального круга — мозаика синагоги Бейт Альфа (518–527 гг. н. э.). Перенесенные в еврейский культурный контекст, зодиакальные эмблемы получили новое самостоятельное звучание и новые ассоциации. Символ Весов появляется, например, на страницах Вормсского Махзора (1270–1280) — знаменитого праздничного молитвенника. Он иллюстрирует особенность и сущность месяца тишрей, когда в «дни трепета» поступки человека взвешиваются, оцениваются, люди желают друг другу «быть вписанными в Книгу жизни» и получить от Творца «оправдательный приговор». Зодиакальные Весы превращаются здесь в аллегорию справедливости и воздаяния.  
 
Шофары. XIX в. Музей старого еврейского кладбища. Прага

Голос раскаяния

Самый известный символ еврейского Нового года — шофар, бараний рог, в который трубят во время праздника. Тревожные звуки шофара, похожие на рыдания, призваны разбудить в человеке раскаяние. Шофар наряду с менорой — семисвечником — всегда был центральным символом иудаизма, в некоторые исторические периоды даже более существенным, чем звезда Давида. В Пятикнижии Моисея* * Пять первых книг канонической еврейской и христианской Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Пятикнижие образует Тору, первую часть Танаха — еврейского Священного писания. сказано, что звуки шофара сопровождали Синайское откровение, когда Всевышний даровал сынам Израилевым Тору и десять заповедей. Кроме того, в шофар трубили во времена бедствий, войн и постов. Считается, что звук шофара оповестит мир о приходе мессии. Сам праздник Рош а-Шана назван в Пятикнижии Днем Трубных звуков, поскольку именно трубление является главной заповедью Нового года.
Мудрецами Талмуда было постановлено, что шофар должен быть сделан из витого, а не прямого рога, были определены четкие правила его изготовления и отделки, а также способы трубления. Секреты и тонкости изготовления шофара передаются из поколения в поколение, от мастера к мастеру. Прежде чем приступить к обработке бараньего рога, его несколько дней вываривают в кипятке, удаляя таким образом мякоть. Затем его немного распрямляют вручную, предварительно нагрев над пламенем. Мастер должен внимательно следить за тем, чтобы рог не треснул и не выпал из рук, иначе он станет непригодным для трубления. После выпрямления шофар кладут остывать в специальную металлическую форму, после чего отпиливают верхушку рога и просверливают отверстие для извлечения звука. Шофары европейских евреев (ашкенази) отличаются от шофаров евреев из восточных общин (сефардов). Ашкеназские шофары более короткие, обработаны снаружи и внутри и имеют серповидную форму. Сефардские же шофары — длинные и витые.  
 
1. Сукка, 1825 г. Фишбах, Германия. Музей Израиля, Иерусалим 
2. Украшение сукки. 1775 г. Художник Исраэль Давид Луцатто. 
    Чернила, акварель, бумага. Еврейский музей, Нью-Йорк

Прощение грехов  

На десятый день после Нового года наступает День искупления — Йом Кипур, который считается самым святым днем в еврейском году и называется в Пятикнижии Субботой Суббот. В этот день у каждого есть возможность получить у Господа прощение за неисполненные перед Всевышним обещания и грехи прошедшего года. Но и каждый обязан сам получить прощение за обиды, нанесенные другим людям: Создатель не может простить человеку то, что он сделал по отношению к другому человеку, Он отпускает только грехи, которые касаются отношений между человеком и Творцом. Традиции «отпущения грехов» через посредника-священнослужителя в иудаизме нет. Как нет и посредников: после разрушения Второго Храма (70 год н.э.), в котором служили священники, у евреев нет храмов — есть дома собраний (синагоги), а раввины — это учителя, внутриконфессиональные судьи, разрешающие споры, образованные иудеи, помогающие разобраться в священных книгах и тонкостях исполнения заповедей.
Отец наш, Царь наш! Сотри и убери преступления наши с глаз Твоих. 
Разорви суровый приговор нам. 
Сотри по великому милосердию Твоему все записи наших грехов. Помни, что мы  всего лишь прах. 
Помяни нас доброй памятью перед Тобою.<…> 
Поставь печать на запись о нас в книгу заслуг. 

Неила, молитва Авину Малкену 

Считается, что в течение десяти дней между Новым годом и Судным днем Господь решает, кто будет записан в Книгу жизни на следующий год, а в Йом Кипур «скрепляет печатью» обвинительный или оправдательный «приговор». Йом Кипур знаменуется строгим суточным постом (нельзя не только есть, но и пить), призванным отвлечь человека от материальной стороны жизни и поддержать в нем высокий духовный настрой. В этот день даже нерелигиозные евреи приходят в синагогу, где совершаются важнейшие молитвы — Кол Нидрей (иврит — «все обеты»), когда люди отказываются от всех обетов, зароков и клятв, данных Всевышнему, и Неила — завершающая молитва праздника, которая знаменует собой «закрытие врат небесного милосердия». В Йом Кипур принято одеваться во все белое, а у ортодоксальных иудеев запрещено даже ношение кожаной обуви. Торжественным финалом Дня искупления является протяжный звук шофара.

Время радости

Тревогу десяти дней надежды и раскаяния сменяет праздник Суккот, который называют «временем нашей радости». Название праздника переводится как «шалаши», и именно шалаш становится центральным местом действия, заменяя в течение праздничной недели для верующих евреев дом. Суккот — это напоминание об исходе из Египта, о странствии евреев в пустыне и о шалашах, которые давали им временный приют в пути. Сукка, или шалаш, представляет собой деревянный павильон, покрытый листьями, тростником, пальмовыми ветвями или лапником — в зависимости от региона. Кровля должна пропускать свет солнца и звезд, а сам шалаш должен иметь как минимум три стены. В шалаше принято устраивать застолья, принимать гостей и даже спать. Сукку обычно украшают картинами, росписями и плодами.
В Еврейском музее в Нью-Йорке хранится необычный пример украшения для сукки. На графическом листе в технике микрографии записан текст книги Экклезиаста. Принцип микрографии заключается в том, что фразы и целые предложения, прихотливо переплетаясь, должны образовать определенный узор, орнамент или целое изображение. Такую картину можно одновременно и рассматривать, и читать, как бы распуская клубок букв на нити. Это обманка, визуальная игра, в которой зритель так до конца и не понимает, что первично, а что вторично — текст или изображение. В еврейской культуре, где слово всегда было более приоритетно, чем рисунок, микрография была очень популярным методом декора, поскольку позволяла создавать изображение средствами текста.
В данном случае строки Экклезиаста складываются в очертание астролябии — прибора для измерения времени, продолжительности дня и ночи, положения звезд. Образ астролябии выбран не случайно: в книге Экклезиаста, которую читают в синагоге во время Суккота, говорится о неумолимом ходе времени, цикличности мироздания, воплощенном в движении светил, в восходе и закате солнца. Выбор именно этой книги подчеркивает смысл праздника: человек меняет уютный и комфортный дом на хрупкое ненадежное жилище, едва охраняющее от дождя и ветра. Таким образом человек осознает собственную уязвимость, ощущает себя странником, судьба которого зависит лишь от Всевышнего. С другой стороны, пребывание в шалаше — это не только испытание, но и возможность вырваться за границы повседневности, почувствовать радость единения с другими людьми. Не случайно именно о Суккоте пророки говорили как о празднике, который в некоем будущем объединит все народы...

Новогодний леках – традиционный медовый пирог 

175 г пшеничной муки, 75 г мелкого сахарного песка, 1/2 ч. ложки молотого имбиря, 1/2– 1 ч. ложка молотой корицы, 1 ч. ложка спе­ций для яблочного пирога, 1 ч. ложка питьевой соды, 225 г меда, 4 ст. ложки подсолнечного или оливкового масла, тертая цедра одного апельсина, 2 яйца, 5 ст. ложек апельсинового сока, 2 ч. ложки нарубленного свежего имбиря (или по вкусу). Нагрейте духовку до 180 градусов. Выложите прямоугольную форму размером 25х20х5 см бумагой для выпечки. В большой миске перемешайте муку, сахар, имбирь, корицу, смесь специй для яблочного пирога и питьевую соду. Сделайте углубление в смеси из муки и влейте мед, подсолнечное или оливковое масло, яйца и положите цедру. Взбейте смесь до гладкости при помощи миксера или деревянной ложки. Затем влейте апельсиновый сок. Добавьте нарубленный свежий имбирь. Вылейте тесто в подготовленную форму и выпекайте 50 минут или до тех пор, пока коврижка не станет плотной на ощупь. Остудите коврижку в форме, затем выньте и заверните в фольгу. Продержите в комнате 2–3 дня до подачи на стол, чтобы аромат коврижки стал более зрелым и насыщенным.




Процитировано 4 раз

Nina_Filatowa   обратиться по имени Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 12:17 (ссылка)
Спасибо,я этого не знала!
Ответить С цитатой В цитатник
Alex_Fine   обратиться по имени Воскресенье, 27 Сентября 2009 г. 14:12 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Понедельник, 28 Сентября 2009 г. 11:21 (ссылка)
Автору стоило бы взглянуть на сайты, так сказать, «классики жанра» - например сюда, ну и совершенно меня шокировал Яндекс, когда в ответ на запрос с заголовком Вашего поста выдал первым результатом… Сайт Президента США! Гляньте сами: результат. Замечательно было бы в скором времени прочесть результаты Вашего творчества, и, таким образом, мы сможем наконец оценить Ваши писательские способности.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вотъ. Среда, 30 Сентября 2009 г. 09:54 (ссылка)
О Вашем блоге развернулось нешуточное обсуждение, по поводу авторства, но мы — на Вашей стороне, да и с точки зрения получения денег за развитие своего блога Вам может быть интересно. Творите, и расскажите нам описание дальнейшего развития всех этих событий, что несомненно доставит всем нам массу удовольствия.
Ответить С цитатой В цитатник
София_Выговская-Блехман   обратиться по имени Среда, 30 Сентября 2009 г. 22:03 (ссылка)
Спасибо за прекрасный пост!
Здесь снова начались обстрелы южных районов Израиля из Газы.Пока не интенсивные,
но регулярные.В Йом Кипур группа религиозных евреев из Франции,попытавшаяся
подняться на Храмовую гору(святое место для всех религиозных конфессий)для молитвы была
забросана камнями арабов,возмущенных подобной наглостью.Пострадали 20израильских
полицейских,защищавших эту группу от насилия.Мир озверел и я не вижу перспективы
его возврата к человеческому виду.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку