-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Немойберег

 -Стена

Нелли_Солодкова Нелли_Солодкова написал 01.11.2015 20:30:07:
Хм...Чисто мужской дневник...и хоть...\"Немойберег\"..но собеседник интересный..Только бы знать...где ваш берег...? Тогда многое по стихам можно узнать о хозяине дневника...
AIw AIw написал 08.10.2015 21:40:37:
Триолет Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. И смотрит фото режиссёр, Не отрывая хитрый взор: Стоит на ринге, как боксёр, Уже давно, с каких-то пор, Здесь света проводник народу Стоит на ринге, как боксёр, В любую непогоду. )
Немойберег Немойберег написал 09.04.2015 00:02:16:
Чтобы познакомиться с автором, нужно читать его произведения.
vlad_mir vlad_mir написал 04.04.2015 15:46:19:
Хотелось бы познакомиться с автором, но в разделе \"О себе\" нет ничего. Хотя - нет! Там же просьба о цитирование, а это уже кое-что.
Lovuhcka Lovuhcka написал 23.03.2015 09:29:11:

Милейший блог, милейшие стихи!

 -Интересы

боль сердца поэзия поэзия сочным и точным словом поэтические игры поэтические формы ритмические фигуры русская поэзия словарь словарь поэтических форм современная поэзия современная русская поэзия стихи стихотворные метры

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 6299


Протограмма (подвид акростихов) | Словарь поэтических форм

Понедельник, 30 Марта 2009 г. 21:16 + в цитатник

Протограмма (или менее точно акростих) - поэтическая форма, разновидность краестишия - стихотворение или его часть, первые буквы строк в которой складываются в слово или фразу, связанную с содержанием стихотворения как заголовок, эпиграф или имя человека/существа, кому посвящено стихотворение. Выбранное слово может как упоминаться в тексте, так и быть необходимым дополнением к написанному, проясняющим задумку автора, что, на мой взгляд, придает протограмме большую художественную ценность. Количество строк чаще всего равно количеству букв, но иногда поэты "вкрапляют" после каждого слова или заканчивают всё стихотворение строкой (кодой), начинающейся с многоточия и не учитывающейся в тексте протограммы. Также существуют отдельные виды протограмм, использующих не все строчки или особые правила прочтения (подробнее ниже).


Метр, рифмовка, форма в пределах выбранного для протограммы текста могут быть совершенно любыми. На строфику же протограмма иногда влияет тем, что ее слова становятся строфами стихотворения в случае, когда поэт хочет проявить форму произведения.


    Протограммы различаются:
  • частичные (занимающие часть строк стихотворения) и полные (по всем строкам);
  • прямые (читаемые сверху вниз), переворотные (снизу вверх) и палиндромные (вниз и вверх - одинаково и по-разному);
  • простые (использующие каждую строчку) и сложные (расположенные по строкам по определенному правилу);

    Отдельно сложные протограммы называют:
  • шитье (ключевое слово/фраза проходит по определенным строкам стихотворения - четным, нечетным или, например, каждой третьей строке) - одинарное (в одну стежку, остальные буквы обычно имеют свой отдельный рисунок, называемым "заполнением" - тавтограммный ("ААА"), чередующийся ("СЮСЮСЮ"), повторяющийся смысловой ("ОДНАОДНАОДНА") и др.), двойное (чет/нечет), тройное и больше; начиная с двойного, первым прочитывается та "строчка", чья первая буква выше; также есть встречное шитье (две или четыре "нитки" идут навстречу друг другу сверху вниз и снизу вверх), шитье "первый-последний" (протограмма идет по буквам: первая-последняя-вторая-предпоследняя...); и узорчатое (в разных группах строк/строф используются разные виды шитья, обыкновенно имеющие повтор или симметрию).
  • шифры - используя различные виды шитья и заполнений, создается система условных обозначений, сообщающая в протограмму дополнительную информацию;
  • ряды (протограмма идет по буквам, чей порядок определен известным числовым рядом, например, ряд чисел Фибоначчи: "1-1-2-3-5-8-13..." используется так: "заголовок-первая-вторая-третья-пятая...")

Существует несколько поэтических забав, одним из условий которых является составление протограммы.


Надо упомянуть и про вкрапления-направляющие - строчки, начинающиеся с многоточий, в зависимости от количества слогов/стоп в них, обозначают в стихотворении переход прочтения от протограммы к другому виду акростиха: цезурограмме, мезограмме или телограмме.


Также интересной задачей является использование в качестве основы для протограммы классической строфической поэтической формы (сонет, газель), а особенно, рефренных (триолет, рондель).


Словарь поэтических форм | Оглавление


________________________________________________________


Стихи-иллюстрации:



Немойберег


Ах, ты - честнее всех вокруг,
Любви твоей найду ль мудрее?
Ёр слов пустых - не твой недуг,
Нож фраз твоих других острее.
У строгих, столь родных очей
Шутить и плакать нет привычки.
Кричу, что нет к сердцам ключей,
А у тебя - ко всем отмычки.


Описание протограммы: полная, прямая, простая, имя.






Feniks-poetry


Мерно так каплей по темени,
Ахая от неизбежности,
Ядом прошедшего времени
Травятся робкие нежности.
Наши считая мгновения,
Истин творя бессердечности...
Кач - и исчезло мгновение
... в вечности... в вечности... в вечности...


Описание протограммы: полная, прямая, простая, с кодой.






Немойберег


Неба раны лечил вихорь неукротимый -
На виски туч сединами тлен
Отвалившихся клочьев бросал тумана.
Рвались души рос, ели качались странно,
Котомки оврагов царица заняла Тень,
А меж складок серого покрывала сказка светила -
Маялся месяц справа, а Солнце - слева ярило!


Описание протограммы: частичная без заполнения, прямая, простая, поэтическая забава "Прятки".





Василиса_Иванова


Алым знаменем с небо - прочь, тьма! -
Бурной пляской огня - встал, Рассвет...
Если ждал ты меня сотню лет,
Не своди ярым светом с ума...

Огляжу тропы тайные... Вслед
Дождь вопьется - в тропу позади.
Иней слёз мог на хладной груди
Лечь, но нет боли, нет, больше нет...


Мрак бежал, а в лесах - пал без чувств,
Ели встанут над телом стеной...
Знаю, мне оттолкнуться чуть-чуть
Только, и - я с тобой, ты со мной...
Обожди миг, треть мига - лечу!


Описание протограммы: полная, переворотная, простая.





Немойберег


Бегу от одиночества, бегу -
Ежемгновенно мысль, и взор, и слог
Где-нибудь там, где всё готово к встрече -
Усталость жестов и призывность губ,
Улыбка их и... тяжесть на крыло
Вовечных пут - тот лекарь, что калечит...

То льнешь к силку, то рвешься из него,
Сбирая раны будто бы на год -
Ежели не на жизнь! - сквозь эти нити -
Черты изгиблых тел, углов и стен,
Объятий сплеть - всё! всё вокруг в них слито...
Нить станет цепью... Взмах как острый меч! -
И вновь полёт, и вновь один во тьме...

День, ночь один... Мечта ли - пасть с небес?
Один... пусть чья-то близость манит, манит -
Коль взор туманит кольцами удав,
Яснее чувство вящего обмана -
Ужель я мимолетной встречи раб?
Губительно сей глад держать в себе,
Едва берет он верх! Мой враг, мой друг,
Бегу я к одиночеству, бегу...


Описание протограммы: протограмма-телограмма, частичная со смысловым разнонаправленным заполнением, переворотная, простая.





Крокодилыч


Течет Акер. От моря в долы. Свернув с пути...

Есть жизнь как смерть. О ты, размазанная по просторам судьба,
Чем рабства тлен, не подвиг ли в небеса уйти,
Ежли ярем - ток межгранитный твой - от раба?
Ток, бывший Всем! Увы, коль Бога могут рабы вести...

Редеть, мелеть вдали от вспоённых дубрав,
Ежа столетьями угли, вспустыненную землю,
Клубясь в дырьях турбин, дерьмо впитав -
Агония? - броженье жизни в дремле.
-
Артерия, будь боевою жилой! Проснись! Живою будь!
К потерянным местам вернись сквозь шлюзы, дамбы -
Емцам, ворам, и их сытым домам раздай же,
Разя, наград за мерзостную суть,

Толщ вод обрушив, смыв в отстойный пруд
Ер людской, Русь вздохнет от облегченья.
Чад, гниль, зловонье, ежедневный гуд,
Ересь их - вон! А мы - к тебе на грудь! -

Теки, мы вновь, Река, споём твоё теченье!


Описание протограммы: протограмма-палиндром, полная, простая.






Feniks-poetry


Тается каплями звонкими, алыми,
Ежеминутно память пронзая,
Елехолодная льдинка, считая
Цену улыбок глазами усталыми.
Чуда не будет – чары забвения
Дни превращают в гробницы хрустальные.
Алые капли – аккорды печальные –
Развоплощают в груди сожаления,
Льются туда, где все умерло, замерло –
Есть в неподвижности тайна обетная…
Падает алая капля... последняя –
Сердце иссякло, исчезло, истаяло…


Описание протограммы: полная, переворотная, сложная (двойное шитье).





Олеся Емельянова. Дневник в ЛиРу. Кукольный театр. Сценарии в стихах. Олеся Емельянова. Дневник на mail.ru Олеся Емельянова. МойКруг. Дневник Феникса. ЛиРу. Поэтические игры Стихи и мысли Василисы. ЛиРу. Стихи и мысли Василисы. Mail.ru Дневник Василисы. Дайри.ру Дневник Светлого Орка Дневник Виталия Портнова. Лиру. Дневник Виталия Портнова. Мейл.ру Galaxy Hunter. ЛиРу. Немойберег. ЖЖ. Немойберег. ЛиРу.

Рубрики:  Поэзия
Словарь поэтических форм
Метки:  

Xkey   обратиться по имени Вторник, 31 Марта 2009 г. 15:42 (ссылка)
Под кат)
Ответить С цитатой В цитатник
Василиса_Иванова   обратиться по имени Понедельник, 06 Апреля 2009 г. 14:44 (ссылка)
Новый вид статьи определенно лучше, чем старый.
Василиса_Иванова.
Ответить С цитатой В цитатник
Galaxy_Hunter   обратиться по имени Воскресенье, 12 Апреля 2009 г. 00:09 (ссылка)
друг мой. вы не чувствуете?... "мего гипердактилическая архипалиндромная протограмма" - это уже не поэзия. это геометрия)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Апреля 2009 г. 00:23ссылка
Краестишное палиндромное построение у Крокодилыча - дополнительная смысловая нагрузка. Помимо этого у Крокодилыча еще и стихотворение-зеркало с противоположным отражением. Мастерски написанный стих, не имеющий натяжек.

У меня - квадратичное заполнение "Бегу я к одиночеству, бегу.......бегу от одиночества, бегу......" - также дополнительный смысловой элемент - четыре угла, четыре стены, в которых и заключен мучимый страстью поэт. Если у Крокодилыча поэтическая скульптура, то у меня - архитектура :). Ни то, ни другое не портит смысла или чувств, вложенных в строки, наоборот, только усиливает эффект.

Немойберег.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Апреля 2009 г. 00:32ссылка
не портит) но и не усиливает. не напиши вы, КАК надо читать этот самый доп.смысл - его не заметят. уверяю. и парадокс психологический в том, что стихотворение, будучи подписано как собссна какая-то там "энцефалограмма", сорри, на неё и походит. понимаешь, само поименование тупит заложенные эмоции, ориентируя читателя на "научное"(геометрическое) восприятие.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 12 Апреля 2009 г. 09:39ссылка
Усиливает. Я написал, как и почему. Именно, когда это незаметно, оно "видится" читающим подсознательно.

Но ведь на то это и словарь, чтобы расписать термины as is. Но вот когда я писал о новой пьесе Олеси, я просто написал: так и так - новая, интересная, с таким-то сюжетом. Именно чтобы привлечь внимание читателей к произведению, а не к форме. Там с точки зрения словаря тоже есть о чем написать - пьеса написана редкой бесконечной катренной рифмовкой с четким альтернансом и учетверенной межстрофной рифмой: AbAb AcAc DcDc DeDe... То, что я не указал это в посте, не отменяет влияния такой рифмики на читателя :)
Перейти к дневнику

Понедельник, 13 Апреля 2009 г. 00:10ссылка
для словаря - одно дело. но таки я видел подобные пояснения и не при статьях словаря) однако, меня вот что удручает прям - да, некий стих (недалече ходить, см. выше) соответствует заявленной мего форме и сложен "мастерски" (это цитата, а не в значении "квази") - но читать-то его не-воз-мож-но! бо не поле с горизонтом - а бурелом! не пропевается - а выкашливается, и давишься им. фоника зверски убита. в общем, я о том, что соответствие энной форме - хорошо, но при этом стих должен ЗВУЧАТЬ. гармонично. без спотыканий! именно это прежде всего влиет на эмоциональное восприятие читателя. а не запрятанные в буреломе архиглубокие смыслища. споткнувшись о нагромождение согласных ли, несочетаемые ли фонетические пары, расположенные рядом - читатель мигом утеряет интерес к стихотворению. и его смыслу заодно.
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Апреля 2009 г. 02:32ссылка
Не пропевается. Согласен. Судя по смыслу стихотворения, так и должно быть. Читать еще как возможно. Форма с регулярным метром не ко всякому содержанию подходит. А в этом стихотворении содержание ритму вполне соответствует.
Перейти к дневнику

Вторник, 14 Апреля 2009 г. 02:36ссылка
И насчет бурелома не соглашусь. Перечитал. Быстро, без спотыканий. Легко читается и главное, паузы ритма - везде паузы смысла. Хантер, Крокодилыча мы не с проста в Самовар приняли :)

Именно за мастерство и восприимчивость к форме и ритму.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку