Человек – это тайна. Этим утверждением можно начать рассуждения о природе человека, им же их можно и закончить. Со времени глубокого прошлого и по сей день, религиозные лидеры, философы, метафизики и психологи предлагали свои объяснения природы человека, но ни одно из них так и не стало общепринятым. Даже несмотря на то, что в последние десятилетия были раскрыты многие механизмы работы психики, мы имеем дело с рабочими гипотезами, а не с окончательно установленными фактами. Ученые описывают закономерности – но в человеке всегда есть то, что не укладывается в эти закономерности. Человек всегда способен удивлять. Чтобы не потеряться в лабиринте теорий и догадок, я предлагаю ограничиться лишь теми из них, которые помогают нам жить – которые оказывают непосредственное и положительное влияние на наше мышление, а через него на наше поведение. Если некая теория не находит в нас душевного отклика, возможно, ее изучение окажется напрасной тратой времени.
“Человек – это звучит гордо”. “Человек есть мера всех вещей”.
Эти фразы приходится слышать постоянно – но насколько они согласуются с нашим опытом? В моменты тишины и внутреннего безмолвия, когда мы отрываемся от внешней суеты и ход наших мыслей успокаивается, мы начинаем чувствовать, что в нас есть величие, могущество и достоинство. Мы осознаем, что наша жизнь, при всей ее внешней непритязательности, осмыслена. Мы ощущаем себя важной частью вселенского порядка. Мы еще не проявили себя во всей полноте – но потенциал, который уже есть в нас, властно заявляет о себе. Подобные чувства никогда не проходят для нас бесследно. Они стимулируют нас к новым достижениям и высвобождают в нас творческий поток.
Между тем, повседневная суета гасит огонь этих чувств – и к нам приходят сомнения. Может быть, величие человека – не более чем утешительная иллюзия, заставляющая забыть о наших падениях? Слишком часто мы оказывались неверны самим себе и своим идеалам. Мы были подвержены ненависти, страху и чувству вины. Мы проявляли нерешительность и несмелость, неоднократно меняли свою точку зрения. Мы проявляли легковерность и склонность к заблуждениям, из-за которых нам потом приходилось страдать. И кто поручится, не живем ли мы в заблуждении сейчас, в данный момент? Мы ощущали слабость и даже беспомощность перед лицом других людей и обстоятельств. Смотря на окружающих, мы видим в них те же самые проблемы. Постепенно, чувство человеческой униженности принимает форму мировоззрения. Мы начинаем низко думать о человеке и его способностях. Нам кажется, что было бы более справедливо считать человека уродливым и неполноценным созданием, которому нечем гордиться.
“Человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его?”
Эти слова выглядят вызовом идеалам гуманизма – и в них действительно есть вызов. Вызов, заставляющий нас задуматься о том, что же есть человек. Если слово “человек” звучит гордо, то чем именно стоит гордиться? Если “человек” нуждается в преодолении, то что конкретно имеется в виду? Мы можем прийти к выводу, что все эти утверждения не противоречат друг другу, но описывают различные фазы одного и того же процесса развития индивидуальности.
В нас есть величие – но мы еще не проявили этого величия. В нас есть сила – но мы не развили эту силу и не пользуемся ей. Разговоры о достоинстве человека не должны вызывать чувства, что мы уже всего достигли и не нуждаемся в дальнейшей эволюции. Еще многое в нас нуждается в преодолении – но не в подавлении, а в гармонизации.
Единственная возможность преодолеть тьму – это зажечь свет. Единственная возможность преодолеть слабость – развить силу.
В развитии индивидуальности, мы идем от внутреннего опыта к внешнему, а не наоборот. Будет ошибкой сказать: “Я проявляю слабость, следовательно, я слаб”. Напротив, мы должны говорить: “Я чувствую себя сильным, поэтому я могу развить и проявить свою силу - и преодолеть видимую слабость. Я есмь, и поэтому я могу”.
|
|
|