Сахне

Мистическое путешествие. Израиль

Пятница, 30 Сентября 2011 г. 22:13 + в цитатник
Цитата сообщения DVORA

Путешествие в Израиль я планировал достаточно давно. Но никак не мог определиться с датами, да и не очень хотелось возиться с визами. Но визы отменили, и почти решил - едем. К сожалению, семейство большое, и согласовать возможные даты сложно. Но в феврале безвизовый режим вступил в силу, а авиакомпании решили вступить в соревнование по снижению цены на авиабилеты. Решение было принять экспромтом - летим, и в самом скором времени.

На данный момент в Израиль из Украины летают три авиакомпании - ЭльАль, Аэросвит и израильский лоукост Аркия. Обычные цены на билеты туда-обратно не вдохновляли (370 долларов приблизительно), но поигравшись датами, удалось получить билеты с 20 по 27 марта на Аэросвит за 188 долларов (причем при оплате оказалось, что взяли еще меньше - по 184 доллара). К сожалению, школьные каникулы плюс отчет у мамы позволяли выделить на поездку только неделю. Решил - пускай так, поездка будет ознакомительной.

Времени осталось не так много, так что подготовкой к поездке пришлось заняться плотно.  Проштудировал путеводители, форум Винского, прикинул первоначальный график - прилетаем ночью в аэропорт Бен Гурион, две ночи в Иерусалиме (а в среду переезд в Тель Авив), в четверг берем машину напрокат и катаемся по стране. Обязательные точки - авиационный музей под Беер Шевой, Мертвое Море и крепость Масада, и север страны - Хайфа и Назарет, где поблизости живут знакомые. Точнее - уже на месте.

Цены на отели в Израиле приличные… но особой роскоши нам не надо - чистые кровати, завтрак да близкое расположение к интересным местам. В Иерусалиме остановились на отеле “Jerusalem Panorama”, расположенном на Масличной горе рядом с мечетью Рос Эль Амуд и Гефсиманским садом, а в Тель Авиве - скромный, но приятный B&B Gordon Inn на перекрестке улиц Гордон и Бен-Иегуда,  в самом центре и рядом с морем. Gordon Inn сразу заблокировал сумму за сутки (200 долларов на карте)… но поскольку через месяц блокировка снимается, то в момент заезда в гостиницу блокировка и снялась.

Купил медицинскую страховку и забронировал машину - смотрел разные варианты, но остановился на категории B в Ависе. Через интернет бронировать полезно - немного дешевле, и если забронированной машины в наличии не окажется, дают за те же деньги более высокого класса. Прокатная контора, судя по карте, в двух кварталах от гостиницы. Получилось за три дня 78 долларов с обычными страховками.

Про отлет рассказывать особенно нечего. Самолет вылетает из терминала B в пол одиннадцатого ночи в воскресенье 20-го. Мы рассчитывали приехать Автолюксом в 19.00, но автобус опоздал почти на час, впрочем ничего страшного. Вылетел самолет в 23.00, но нам чем позже, тем лучше, хотя я по e-mail связался с гостиницей на предмет оставить вещи до утра, уж совсем ночью приезжать в Иерусалим не хотелось.

При регистрации на всякий случай дал кроме остальных паспортов и проездной документ сына… но сотрудники авиакомпании обратили внимание - для Израиля он не годится, только запись ребенка в паспорт родителей. Я это и так знал.

На досмотре в Борисполе нововведение - поставили новомодные трехмерные боди-сканеры. Поспортный без проблем (но не забывайте выезжая с ребенком брать его свидетельство о рождении, чтобы подтвердить наличие обоих родителей, иначе - нотариально заверенная доверенность от второго родителя!).

Дютик в Борисполе как обычно никакой, кофе дорогой, ВайФай платный - надо покупать карточку. Слава богу, ждать было недолго. Рейс Аэросвита осуществлял А320 Донбассаэро. Посадка через автобус. Попоили напитками (белое/красное вино, соки), кормежка средненькая, но посмеялись со вложенных бумажек с перечеркнутой свинкой. Развлечений никаких, но хотелось поспать…

Долетели без происшествий, заход со стороны моря над сияющим побережьем… Украина с воздуха смотрится ночью черной дырой по сравнению не только с Израилем, но даже с Турцией… Выход через телетрап, дальше спуск по вот такому пандусу.

Внизу, на входе уже в терминал на стене - свиток торы, многие возвращающиеся израильтяне останавливаются и касаются рукой.

Контроль разочаровал. Было столько страшилок по поводу тех, кого не пускают, что надо предъявлять документы, бронь, страховки… Все заняло три минуты - кабинка без очереди, в кабинке девочка. Взяла паспорта, перешла на хороший русский. “Вы прилетели Аэросвитом?” - Да. “Паспорта только четыре?” - ребенок в паспорте матери. “Цель приезда” - туризм. “На сколько?” - на неделю. Все. Штампы в паспорта. Правда, я понимаю - мы не подозрительные… и у меня и у дочки, возможно по совпадению, штампы оказались на странице рядом с американской визой. Дальше проверка поставленных штампов у несерьезного барьерчика, забираем багаж с транспортера, проходим мимо дремлющего на стульчике таможенника, и попадаем в основной зал.

Зал красивый и просторный. Решаем 1. Поменять немного денег 2. Решить с перездом в Иерусалим 3. Немного подождать пока начнет светать.

Курить можно только на улице. Вход-выход в зал прилета свободный, стоит одинокая нерабочая рамка, рядом менора работы Сальвадора Дали. Дальше виден вход в железнодорожный терминал. Но мы решили ехать шерутом фирмы Нешер - это “совместное такси” - 10-местный микроавтобус, который в Иерусалиме разводит пассажиров по нужным их местам. Стоянка - направо.

Узнаю цены. В центр города - 35 шекелей, по адресу - 55 шекелей с человека.

Меняю деньги. Курс в обменнике неплохой - 3,6 шекеля за доллар, банкоматы я искать не стал, но берут комиссию, кажется, 25 шекелей со ста долларов. В дальнейшем в обменниках меняли без комиссии.

Следующий небольшой шок - стоимость напитков в автоматах-магазинчиках - баночные напитки или поллитровая бутылка воды - 8-10 шекелей. Чтобы получить цену в гривнах, умножайте приблизительно на два. Я списал на то, что это аэропорт… но и в дальнейшем цены не сильно отличались… Что делать, во многом Израиль - недешевая страна… с минимальной зарплатой 4000 шекелей.

В зале - праздник. На Пурим, один из наибольших праздников в Израиле, в который всем полагается напиться, многие ходят в маскарадных костюмах, проводятся карнавалы и т.д., мы не попали, он заканчивается в воскресенье с заходом солнца… но многие продолжают праздновать. А в городах с крепостными стенами празднуется на следующий день и еще один праздник - шошан-пурим.

Побродили по аэропорту… Макет Иерусалима…

Что классно и правильно - бесплатный WiFi в аэропорту. Жлобство Борисполя угнетает.

К сожалению, снять сотрудника секьюрити с мышиными ушками и волочащимся хвостом не получилось, зато вот этого - снял :)

Можно перекусить, попить кофе…

Цены на другие такси.

Светает, выходим к шеруту. Вот так он выглядит. Увидев, что нас пятеро, а свободных мест четыре, водитель пересаживает кого-то в следующий микроавтобус, и мы отправляемся.

Выезжаем на трассу №1 Тель Авив - Иерусалим и отправляемся на восток.

Сначала развозим остальных пассажиров по жилым районам Иерусалима… особенность шерута - вещи каждый забирает из заднего багажника сам. И тут получилось первое совпадение - знак.

Водитель, поинтересовался, как мы будем выбираться из Иерусалима в Тель Авив. Мы собирались выбираться автобусом… но он все же предложил свои услуги и визитку.  Я не хотел брать… но все же взял визитку и бросил в карман.

Подъехали к отелю, я вышел, забрал сумки из багажника, попрощался с водителем, и он уехал.

Как оказалось, с оставленной на сиденье сумкой с ноутбуком, планшетом, и частью документов… То, что я взял визитку - чудо… бегом к портье, попросил набрать номер мобильного телефона водителя шерута, объяснил ситуацию водителю, и тот вернулся. Отблагодарил его 20 шекелями - много это или мало не знаю, спросил - нормально, ответил - нормально…

Хотя было рано, один номер уже оказался свободен, и мы занесли сумки в него, вместо того, чтобы оставлять внизу. Спать немного хочется, но времени жалко… отправляемся гулять, договорившись вернуться позже и заселиться и во второй номер.

Итак, оставив вещи в гостинице, мы отправились в Старый город. Сразу оговорюсь - мы НЕ увидели намного больше, чем увидели. Причины тому - и время, и усталость, ну и, возможно, некоторое отсутствие религиозного фанатизма. Но в Иерусалим еще надо будет вернуться…

Дорога спускается от мечети Рос Эль Амуд параллельно Кедронской долине. Рядом с дорогой - обширные древние еврейские кладбища, из-за которых южная часть Масличной горы выглядит белой…

Внизу - церковь Св.Стефана, католическое кладбище…

А справа - Гефсиманский Сад с православной церковью Марии Магдалины…

…слева - заложенные, самые древние ворота Иерусалима - Золотые.

Внизу, в начале Кедронской долины - гробница Авессалома (или столп Авессалома)

А справа - Церковь Всех наций (или Базилика Агонии).

Спустившись в самую низкую точку, дорога уходит наверх, вдоль крепостных стен и в сторону ворот Ирода, а налево ведет дорога к Львиным воротам, через которые Иисус входил в Иерусалим. Несмотря на ранний час, стайки монашек уже идут на службу.

Вот они, Львиные ворота. Большинство туристов входят в Старый город со стороны нового, через Яффские ворота (с другой стороны), но мы шли в правильном направлении.

Пройдя Львиные ворота, мы попадаем на улицу Св.Марии, которая потом переходит в Виа Долороса.

Проходим мимо места, где располагалась римская прокуратура и сидел Понтий Пилат…

Улочки еще пустынны - все же раннее утро…

“Тюрьма Иисуса” - вход в сохранившуюся часть подземной римской тюрьмы, в которой, по преданию, содержались Иисус и разбойник Варавва.

Мы дошли до конца Виа Долороса, но решили не идти в Храм Гроба Господня, а отправились на юг, в сторону еврейского квартала и Западной стены (которую у нас иногда называют Стеной Плача).

Впрочем, до того, как покинуть мусульманский квартал, мы еще успели попить кофе, который оказался очень вкусным… и самым дешевым за все время в Израиле (4 шекеля).

Улочки и переулочки старого города часто перекрыты… для того, чтобы кондиционеры хоть как-то спасали летом, приходится идти на разные ухищрения…

Еврейский квартал был сильно разрушен бомбардировками иорданской авиации во время войны… но многое восстановлено. Вот - остатки римского города…

И вновь отстроенная синагога Хурва.

Попетляв по переулочкам (а тут тоже живут люди), находим выход на смотровую площадку.

И вот она - Западная стена. Скажу сразу - “вживую” она выглядит совсем не так, как по телевизору/на фотографиях. За стеной - Храмовая гора, которой распоряжаются мусульмане, слева вверху - золотой купол Купола над скалой - третьей по значимости мусульманской святыни, справа виден крытый коридор, по которому туристы в определенное время могут попасть на Храмовую гору.

Мы спустилиси вниз, пройдя мимо золотой меноры - подарка украинского бизнесмена Вадима Рабиновича.

Но к стене мы решили не идти, поскольку не приготовили записок, которые полагается вкладывать в стену… А очередь на Храмовую гору по какой-то причине была невероятная.

Тут же дети празднуют бар-мицву - день совершеннолетия.

Покидаем площадь перед Западной стеной, решаем вернуться сюда завтра, и покидаем крепостные стены через Мусорные ворота…

Выйдя из Мусорных ворот, мы отправляемся на запад, вдоль стен Старого Иерусалима на запад, к горе Сион. Кстати, к поездке мы, конечно, готовились, но многое осталось за кадром… в частности, я, почему-то, думал, что гора Сион несколько дальше, но она - тут же. Иерусалим находится на Трехглавом холме, три вершины которого - гора Сион, гора Мориа и Храмовая гора. И Сион - вот он, сразу за Сионскими воротами, но за пределами стен… Правда, по другим легендам, в древности Сионом называли другие места, в том числе и Масличную гору…

А тем временем все начинает цвести…

Тут тоже живут люди, и развешанное белье разных цветов создает радугу на белом фоне домов долины Гинном…

Вот он, Сион, впереди. Доминирующее здание - монастырь Успения Богородицы.

Сионские ворота… но мы пока в них не входим…

Улочки горы Сион

Памятник Царю Давиду… тут же находится “могила Давида”… но это условное место, на самом деле ее расположение неизвестно. Также на горе Сион находится музей Холокоста, и могила Оскара Шиндлера.

Входим в Старый город через Сионские ворота и через армянский квартал идем к Цитадели Давида.

Хотя Цитадель и Башня носят имя Давида, построена она была первоначально Иродом, а восстановлена крестоносцами. Также на територии цитадели (а это, по сути, огороженная стенами территория, примыкающая к городским стенам… приблизительно как крепость Едикюле в Стамбуле) возвышается мусульманская мечеть (прямо по центру кадра).

Билеты дорогие, кажется по 30 шекелей - кажется, это единственное платное место, которое мы посетили в Иерусалиме. Но только вид с башни того стоит. Виден и новый город…

…и старый… (серые купола - Храм Гроба Господня, высокая башня - Церковь Христа Искупителя)

…и Храмовая гора (золотой купол - Купол Скалы). Кстати, Храмовая гора - во многом, искусственное сооружение, площадка, поднятая и огороженная стенами Царем Иродом во время реконструкции Храма.

Внизу - раскопки… на пложадке Цитадели по вечерам проводят световое шоу… но на него мы не собирались.

…статуя Давида, подарок Флоренции.

Покидаем Цитадель, проходим мимо Яффских ворот. Захожу в информационный центр и с трудом получаю карту Иерусалима… карт мало, а русские представители организованных экскурсий каждый пытается заполучить по одной… приходится объяснять, что мы сами по себе…

Сворачиваем налево, на базарчики христианского квартала и идем искать Храм Гроба Господня. Снизу все выглядит иначе, карта невнятная, и делаем три круга вокруг Храма, через Муристан, мимо церкви Иоанна Крестителя…

… пока не находим вход в Храм… он находится в конце переулочка за абсолютно невзрачной калиточкой и непонятной табличкой… Впрочем, в этом переулочке можно купить сувениры (так же, как и на базарчике, и в Муристане).

Площадь перед Храмом.

Входим в собор. Как известно, разные части Храма принадлежат разным конфессиям, а ключ от Храма находится у мусульманина…

Кувуклия, часовня, в которой находился Трехдневное ложе Христа. В ней же на Пасху ожидают Благодатный огонь, который все время горит в лампадах - верующие зажигают от него свечи…

И купол над ней.

Камень помазания

Голгофа

Пещера под Голгофой.

Покидаем Храм и через мусульманский квартал отправляемся к Дамасским воротам (по-арабски - Баб Эль Амуд)… к сожалению, их реконструируют.

На что обращу внимание… несмотря на то, что по телевизионным программам складывается впечатление, что в Израиле, и Иерусалиме, в частности, танки стоят на каждом углу, это совсем не так. В Старом городе по паре военных стоит у каждых ворот и пару раз мы встречали патрули в городе. Все.

Двигаемся по Иерихонской дороге вдоль северной стены к воротам Ирода…

Забавный знак, сулящий большой штраф за парковку на иврите, арабском, и каком-то неизвестном языке.

Иерихонская дорога ведет вновь мимо Львиных ворот, в Кодронскую долину, и снова вверх, прямо к нашему отелю. Мы сделали круг вокруг старого города…

Приходим в гостиницу, получить вторую комнату и немного отдохнуть. Вид из окон роскошный…

Эта часть получится короче… вернувшись в отель после прогулки по Старому городу, мы подзадержались. Во-первых душ, обустройство… во-вторых, часть семейства решила перекемарить, поскольку спали совсем мало - то, что удалось поспать в автобусе до Киева, в самолете и на скамейках в Бен Гурионе… Я-то чувствовал себя в порядке, хотя кофе выпил уже массу… Кстати, по поводу израильского кофе. Там, где он самый вкусный, кроме кардамона кладут и еще какие-то приправы, интересный вкус. Ну а если сказать в среднем - лучше, чем в Турции, и немного хуже, чем в Египте. Как я неоднократно писал, египетский кофе - вне конкуренции, даже на грязном столике в буфете на автовокзале или в подворотне рядом с рынком Эль Халили, где рядом на полу спят усталые паломники…

Идти пешком с Масличной горы больше не хотелось (хотя встретил отзыв туриста, который умудрился так отходить в “Джерусалем Панораму” две недели). Поинтересовался у Мухаммеда (как понимаю, менеджера), как лучше добраться до Дамасских ворот… - любой синий автобус. Автобусы и маршрутки в Иерусалиме покрашены в разные цвета, не полностью, а полосками. В Западном Иерусалиме - зеленые, в восточном - синие.

Выходим, тут же ловим автобус. На первый раз нас обманывают - берут по 5 шекелей (при этом выдавая билеты, на которых написано 5 шекелей). В дальнейшем этот переезд стоил только 4 шекеля.

Кстати - возможно, так совпало, но в Иерусалиме нам ни разу не попалась мелочь меньше монеты в 1 шекель (20 и больше - бумажные купюры интересного вида, больше похожие на календарики :) ). Я даже подумал, что монет меньше шекеля и в обороте нет, несмотря на то, что есть цены в автобусах, например и 6,40, и 6,50. Но в Тель Авиве позднее набиралось и других, агорот. В любом случае карманы надо в Израиле иметь большие, ибо монет в них будет много.

Доехав до Дамасских ворот (Баб Эль Амуд), решили тут же перекусить.

Мы любим уличную еду. Но в Израиле она показалась мне достаточно  однообразной. Фалафель, как правило, в разрезанной лепешке.

Уже темнеет. Решаем сходить на улицу Яффо, где, как нам сказали, должны проходить какие-то мероприятия в честь шошан-пурима. Двигаемся вдоль рельсов нового трамвая.

Вдоль стены покидаем улицу Султана Сулеймана, проходим парк… Транспорт, парковки, движение по узким улочкам - отдельная тема… но когда на улицах появляется тяжелая техника - это отдельный вопрос. Вот этот трейлер умудрился застрять на круге, наехав на каменные столбики ограждения…

С трамваем нам не повезло. Его построили, но в эти дни тестировали, гоняя вагоны по маршруту по расписанию, но пустыми. С запуском трамвая передвигаться будет на порядок проще, он идет от старого города, до автовокзала, до горы Герцля и дальше, охватывая почти весь город. Но пока - автобусы и маршрутки, такси, как я говорил, были для нас недоступны.

Пока ведутся работы с трамваем, пути отгорожены, а улица Яффо закрыта. Двигаемся дальше.

Интересная карта на стене… рядом, как понимаю, муниципалитет, павильон, в котором идут какие-то празднования. Но это не наш праздник.

Еще одно расстройство… на улице сильно холодает. Теплый прогноз оказался излишне оптимистичным… Греемся в чайной кофе и вот таким чаем из огромных кружек…

Пройдя еще немного, выясняем, где гуляет народ - на улице Бен Ехуда. Немного гуляем… но фоток, собственно, не будет. Пора мне менять фотоаппарат, для ночной съемки моя боевая Сонька H9 увы не годится. Планирую покупать А55… можете заодно покритиковать выбор :)

Возвращаемся в гостиницу. Идти пешком не хочется, идти на автовокзал тоже не хочется. Но оказывается, между Дамасскими воротами и Воротами Ирода есть остановка, на которых караулят маршрутки-грачи… Те же 4 шекеля, только уточнить, что в район Рас Эль Амуд (произносят РОс эль Амуд). За пассажиров чуть ли не дерутся…

Вечером выяснился недостаток Panorama Inn - WiFi работает только в лобби… но зато там можно курить. В общем, засел за работу.

А вот ночной вид из окон.

Во вторник с утра вновь отправляемся в Старый  Город. Я бы выбрался и пораньше, перекусив чем-нибудь в городе, но коллектив дружно потребовал завтрак. Завтрак в Джерусалим Панорама неплохой, хоть и достаточно стандартный, вид из зала отличный, сотрудники гостиницы подносят кофейники с хорошим кофе и поджаренные тосты… Классный хумус. Но времени-то жалко.

Собираемся и выбираемся из гостиницы. Небо чистое, но ветерок прохладный и временами резкий, хотя солнышко злое… возникла проблема - что одеть, чтобы не замерзнуть, и не зажариться…

Топаем к мечети, месту, где удобно останавливать маршрутки.

Маршрутка останавливается сразу, доезжаем до Дамасских ворот.

Интересно будет посмотреть на ворота после окончания реконструкции. Пока, к сожалению, идет работа… чтобы “кипела”, я бы не сказал.

Арабский базарчик за воротами уже начинает работу. Базарчик тут не туристический, для своих… этим и интересен. Кстати, интересная особенность арабских торговцев, им теперь лень самим кричать, расхваливая свои продукты… они записывают “рекламу” на магнитофоны, и громко крутят эти записи :)

Правильно выбрав направление, идем по узким коридорчикам…

Католики уже начинают очередной крестный ход… Хотя в первый раз, увидев молодого человека с макетом креста на плече на Виа Долароса, мы не поняли, к чему это.

Некоторые товары - не сразу поймешь, на кого рассчитаны, на местных, или на туристов… Наверное, и на тех, и на тех, только цены, естественно, разные… Обратите внимание на балкончик. Вообще, интересно, как это - жить в историческом городе. Вспоминаю семейку турок в Калейчи, старом городе Анталии, которые в окружении лавок, кафе и отельчиков живут себе, сушат белье, а вечером выставляют столик и сидят, пьют чай, покрикивая на своих босоногих малышей и не обращая внимания на туристов.

Стены переулков и улочек старого города- это отдельная тема, и их можно изучать долго.

Израильским бубликам турецкие симиты должны завидовать черной завистью. (Кто не в курсе - симиты - этот турецкие бублики). Огромные, вкусные, и на кунжут щедрые. Правда, цены, которые нам объявляли, высоковаты - от 4 шекелей. Но как перекус с собой - отлично.

Котов почему-то в Израиле мало. Во всяком случае, я их видел намного меньше, чем в той же Турции… Бродячих собак же не видел ни разу, хотя хозяйских - много… причем, как правило, без намордников. Запомнилась табличка на заборчике в одном из домов еврейского квартала “Forget about dog… Beware of owner” - что-то типа “Забудь о собаке.. Во дворе злой хозяин”.

Вот еще пример “граффити”. А может рекламы. А может политической пропаганды…

В Каире для передвижения по базарчикам и узким улочкам используют миниатюрные китайские автомобильчики. В Иерусалиме поступают проще - используют трактора.

Впрочем, все это суета… проходим туннель…

И выходим к Западной Стене. У нас ее часто называют “Стеной плача”, но сейчас это название стараются не использовать. Это остатки стены вокруг Храмовой горы, уцелевшей после разрушения римлянами Второго храма. То, как она выглядит на фото, видео, по телевизору, не дает понять того ощущения, которое она вызывает.

После того, как в 1967 году Израиль отобрал Иерусалим у Иордании, несколько  арабских семей были выселены из еврейского квартала, а площадь перед стеной расчищена. Стена делится на две части - слева, больше - для мужчин, и справа, меньше, для женщин. Впрочем, как нам объяснили, дискриминации в этом нет. Наоборот - женщина в иудаизме - существо праведное, и молиться вообще не обязана. А вот мужчины - обязаны.

Насчет головных уборов для женщин мы не совсем поняли. Понятно, что мужчины в определенных местах должны появляться только с покрытой головой. Но женщины вроде бы нет (про ортодоксов я не говорю)… хотя часть женщин у Западной стены - в платках. Не зная особенностей религий, часто можно попасть впросак. Например, я был уверен, что по православному образцу при входе в мечеть у женщины должна быть покрыта голова… а оказывается - нет. Должны быть закрыты плечи, локти, и колени… ну а у исламской - тогда уже все, кроме лица. И то и никаб…

Тут хочется сделать отступление, почему я назвал свое путешествие мистическим.

Когда-то в пионерско-комсомольском прошлом я был атеистом. Не по убеждению, а потому что так учили. Со временем жизненный опыт привел к пониманию, что не все так просто в мироздании, и я превратился в агностика, не склонного следовать какой-либо религии. Считаю, что все попытки религий показать лицо, правила, суть того существа/творца/силы, которая часто вмешивается в нашу жизнь, и приложила силы к созданию нашего мира, смехотворны, словно попытка нарисовать схему вселенной карандашом на листке бумаги. Что, впрочем, не отрицает того, что для общения с непознаваемым полезны порой упрощенные и узнаваемые образы. Поэтому я стараюсь понять любую религию… за исключением тех случаев, когда она, религия, пытается навязать мнение, что именно ее рисунок передает образ бога, а все остальное - неумелая мазня.

И Иерусалим  я почувствовал как идеальное место для осознания того, что Бог (или назовите это как хотите) - един, и не делится на иудейского, христианского или мусульманского… И что он порой вмешивается в нашу жизнь, и порой делает это достаточно явно.

Впрочем, что-то я зафилософствовался… Тем не менее, думаю, мою записку и молитву у Западной Стены он прочел, и позже дал мне это понять.

Кипы лежат в ящике перед проходом к Стене.

У Стены спокойно, только передвигаются верующие и туристы… приходит помолиться у правой части наряд военных… Над головой пролетает вертолет.

В туннели, вход в которые находится слева, мы не попали. Огорожено, охраняется, и написано “только по предварительной записи”…

Выходим с площади перед стеной и движемся к коридору, ведущему наверх, на Храмовую гору. Людей почти нет, почему в понедельник была такая невменяемая, до самых Мусорных ворот, очередь - непонятно. На входе проходим через рамку и даже подвергаемся небольшому допросу - зачем, откуда… Кто именно охраняет вход - непонятно, сотрудники в гражданской одежде и внешности, которая может быть и еврейской, и арабской одновременно. Что интересно, Храмовую гору охраняют, причем и от арабов, которые требуют вернуть Иерусалим, Храмовую Гору, и конкретно Мечеть АльАкса Палестине (”Бригады мучеников Аль Аксы” - слышали?), и от еврейских ортодоксов, которые мечтают очистить место Храма и взорвать Купол над Скалой.

В деревянном коридорчике, ведущем наверх… кстати, много туристов-японцев (их во всем мире и всегда много… но вроде бы - цунами… странно).

Вид из коридорчика на Западную стену.

Мы на Храмовой горе. Это место является святым и для иудеев, и для мусульман, но распоряжаются Храмовой горой в данный момент представители ислама.

Площадь поднята над старым городом, окружена стенами и застроена… Кроме двух важнейших мусульманских строений - Купола Скалы и мечети Аль Акса есть еще масса построек разного времени…

Храмовая гора охраняется. Мы попали в достаточно удачный момент, когда туристов было немного. Повторюсь, непонятно, почему в понедельник на Храмовую гору была такая жуткая очередь…

В мечеть Аль Акса немусульман не пускают. Хотя когда-то было время, когда пускали, и в Купол Скалы - тоже.

Вход со стороны площади загороден какой-то строительной техникой. Замечу, что везде по Иерусалиму видно, что конец марта - это еще время подготовки к высокому сезону, что-то достраивается, подкрашивается…

За лестницей, на возвышении, окруженном арками - Купол Скалы. Поднимаемся по ступенькам и к нам впервые пристают нищие… встречались они и раньше, но не наглели. Дал  пару шекелей одному, пару другому… подбежала мусульманка с ребенком на руках, начала требовать дать и ей. Раз так нагло - не дал, но она еще долго семенила рядом, тыкая грязного ребенка на руках. Кстати, более-менее навязчиво предлагали услуги гида нам в Иерусалиме только раз - возле якобы могилы Давида. Мы эти фокусы знаем…

Купол Скалы - это не мечеть. Это сооружение, воздвигнутое над святым для мусульман местом - камнем, с которого пророк Мухаммед совершил свой мистический полет в Мекку, и на котором остались его следы.

Сам купол золотой. Он был изначально золотым, потом кто-то из правителей золото ободрал и продал. И лишь достаточно недавно его сначала покрыли алюминием, а потом король Иордании покрыл его золотом.

Золотой купол делает Купол Скалы одним из самых заметных зданий старого Иерусалима в любую погоду.

С двух сторон Храмовая гора фактически открыта, с запада - Западная стена, с севера - мусульманские постройки…

Вид на Масличную гору.

…и на Аль Аксу с площадки возле Купола Скалы.

В тенечке возле мечети проходят религиозные беседы…

Красивый фонтан…

Храмовая гора соединена с городом воротами… выйти можно через любые (но войти - только через коридорчик).

Выходим и попадаем в крытый прохладный и уютный переулок…

Пьем кофе. Тоже вкусный, и единственный раз подававшийся и водой…

Тут же (как и во многих других местах, впрочем) можно прикупить сладостей, чтобы жевать их на ходу.

После Старого города в нашей программе значилась поездка по городу на экскурсионном автобусе №99. Этот автобус отправляется с Центрального автовокзала, и делает круг по городу, позволяя хотя бы взглянуть на места, до которых в рамках этой поездки мы точно не добрались бы. Расписание у меня было, получалось, что добраться до центральной автостанции мы должны вовремя… На него вроде бы можно садиться в любой точке, а заплатив за более дорогой билет, выходить и садиться несколько раз. Ходит он 4 раза в день.

Отправляемся на угол улицы Яффо и Shivitei Israel.

Надо найти автобусную остановку, и выяснить, в какую сторону ехать. Тут редкая удача - стоит машина с двумя полицейскими, которые в любой стране, как правило, являются источником информации. Проблема-то еще в том - по улице Яффо теперь ходит трамвай (пока неработающий)… Подхожу к полицейским, спрашиваю по-английски. “Бас стоп?” - комическая сценка, оба одновременно указывают… в противоположных направлениях. Но потом один убеждает второго, что мне надо направо. Ну, “тода”, спасибо…

Находим автобусную остановку, выясняем, что автобус идет куда надо…

Кстати, о военных. Как я говорил, патрулей в городе нет, и даже в старом городе - только на воротах, и возможно, еще пара… Но военных, едущих куда-то по свои делам, встретить в городском транспорте и на улицах можно нередко. Причем, как правило, с оружием. Магазины или отстегнуты, или (на М-16 и М-4) пристегнуты каким-то странным образом, перпендикулярно нормальному положению.

Иногда встречаются группки солдат… при этом правило - даже если они без оружия - всегда сопровождает кто-то вооруженный.

И тут - облом. Автобус едет какой-то длинной дорогой, по каким-то переулкам… и уже подъезжаем к автовокзалу, когда видим едущий навстречу ярко-красный автобус №99… опоздали. Ну что делать.

Выходим возле вокзала. И тут приходит решение (откуда - не знаю, так неоднократно случалось во время этой мистической поездки) - едем в Яд Вашем, мемориал памяти Холокоста.

Меняю деньги в обменнике возле вокзала, заодно интересуюсь у местного, который плохо говорит на английском, зато сразу переходит на русский, как попасть в Яд Вашем. “Вы откуда?” - “Из Украины” - “Аааа”… “А вы?” - “Из Тбилиси… но это было так давно… Ваша остановка не тут, а за мостом, на развязке, давайте проведу”

Доводит нас до начала нового трамвайного моста, вместе с пешеходными дорожками изогнувшегося над развязкой, опираясь на стрелу и ажурную вязь вант… Роскошное сооружение, и позволяет ориентироваться в городе, раскинувшемся на холмах, в любой точке.

Старые сохраненные дома не позволяют снять его полностью, поэтому вам придется поверить мне на слово - он не так уж велик, но грандиозен.

Квадратное здание ниже запомните. Это важная точка. А зеленый автобус в центре - возможно, этот тот самый автобус, который был взорван на следующий день…

Стрела моста снизу.

Очень долго ждем автобус (десятый, кажется). Эта ситуация повторялась еще несколько раз - к остановкам подходили какие угодно автобусы, кроме тех, которые нужны… А местные жители никак не могли определиться, какой все-таки автобус нам нужен - неужели почти все “понаехавшие”? Наконец от кого-то добились, что не обязательно ждать именно этого автобуса до Яд Вашем, можно садиться в любой, едущий на Гору Герцля, и там можно немного пройти. Так и сделали. Ближе к Горе указатели становятся более определенными…

В этом районе военной молодежи много, куда-то идут…

Вообще, вид девчонок в форме и оружием у меня вызывал странное чувство - где мои 18 лет, и почему в нашей армии все было не так :)

Доезжаем до Иерусалимского леса, до Горы Герцль.

На остановке - странная скульптура. Не знаю, что она означает.

Идем по указателю, по тропинке в лесу, к Яд Вашем.

Больше фото мемориала тут не будет. И писать о нем не буду. Это личное, и тронуло меня, в мои 41, намного сильнее, чем я бы мог заподозрить. Может, когда-нибудь, если будет настроение…

По тропинке идем в сторону Военного кладбища и Кладбища национальных лидеров.

Все торжественно, и… просто.

Вот этот скромный камень - могила Голды Мейр, киевлянки, премьер-министра Израиля в один из самых тяжелых периодов ее истории.

А это - могилы Ицхака и Леи Рабин.

А это - основателя современного сионизма Теодора Герцля, человека, на чьих идеях был создан Израиль, и который никогда в Израиле не был… В парке много детей, рядом сооружают трибуны и проводятся какие-то мероприятия…

Вокруг зелено… трудно осознать, что не так давно это были голые камни… Водятся всякие птички…

Клумба на входе…

Умные птицы где-то чем-то поживились…

Думаем, куда дальше, и идем искать автобус, который довезет нас до района музеев, университета и правительственных зданий.

На остановке проблема повторяется - никто не может нам сказать, какой автобус нам нужен, а когда, наконец, это выясняется, благодаря говорящей на английском женщине, не знавшей, но устроившей допрос на иврите окружающим, приходят какие угодно автобусы, но не те, что нам нужно. В качестве окончательной издевки появляется тот самый красный №99, на который мы не попали :) В общем - иметь схему автобусных маршрутов с собой - обязательно.

Серия сообщений "Израиль":
Часть 1 - Эйлатский камень
Часть 2 - Путешествие в Утопию... ч.1
Часть 98 - Иерусалим: Виа Долороза, или Крестный путь
Часть 99 - Самые красивые уголки планеты: Израиль. часть1
Часть 100 - Яд ва-Шем: про память, имя и боль
Рубрики:  города и страны, путешествия