Как-то один психолог предложила новый термин для современной верующей западной интеллигенции - религиозные индивидуалы. К ним она отнесла людей, которые за свою жизнь познакомились с разными философскими и религиозными учениями мира и выработали свой эклектичный взгляд на душу человека, на Бога...Тотальное доверие собственному субъективному опыту выборочному и поверхностному рассматривается как однозначно положительное.
Кажется, что и среди православных христиан все больше становится таких вот религиозных индивидуалов в умах которых причудливо смешиваются Евангелие, цитаты из святых отцов (говорю цитаты, потому что редко кто систематически занимается постижением цельных трудов святых отцов без отрыва от молитвенно-аскетического делания, вне которого вообще понять что-то будет трудно), лекции о.Андрея Кураева и А.И.Осипова, дневники о.Александра Шмемана, песни Алисы и Гребенщикова, ну и книги нескольких авторов европейской и японской классики. Список естественно больше (тут и Льюис, и Г.Х.Андерсен, и Толкиен и много кого еще) и смысл не в том, что люди читают и слушают, а в том - как и для чего это делается. И создается впечатление (очень хочется надеяться, что оно обманчиво и все гораздо проще и лучше), что из нарезки цитат, песен и выражений создается оправдание какой-то своей, своеобразной, близкой не церковной, а своей субъективной околоцерковной картине мира. Естественно эта картина воспринимается автором подобного компота как православная, потому что там есть место и Христу, и Таинствам церковным, и именам святых отцов и почитаемых богословов. Однако и у экстрасенсов и у ворожей дома есть Библия, иконы, свечи...
Призывая людей любить Бога и ближнего, недоумевая по поводу бытующих в среде прихожан глупостях и суевериях, безграмотности и мракобесия, критикуя попов, церковных бабок, епископат подобные религиозные индивидуалы не испытывают к ним не любви, ни сострадания, ни милосердия. Причина этого в том, что такие грамотеи не ощущают своего единства со всеми членами Церкви, не чувствуют себя частью одной семьи и своей ответственности перед этой семьей. В Церкви - они на фронте, где враг не дьявол - "отец лжи", а ближний. Вместо непрестанной борьбы со своими страстями конечно удобнее и проще бороться со страстями окружающих (хоть и результата положительного это никакого не дает). И для такой борьбы наверное нет разницы бороться против масонов, экуменистов или дремучих попов и прихожан, хотя вроде бы все хорошо знают, что объект, подлежащий воздействию и исправлению находится внутри своей души, а не за ее пределами.
Но дело даже не в том, что человек видит, а что не видит, там или не там он ведет борьбу. Дело опять же в том, что нет в нас любви к своей семье - Церкви Христовой - и ее членам, нет снисходительности, прощения и терпения немощности отдельных ее членов. Нет понимания, что - хорошо или плохо - мы все пытаемся делать одно дело и идти к Одному Источнику воды приснотекущей. Вот это отсутствие единства и порождает религиозный индивидуализм. В раннехристианской традиции одним из символов Церкви был корабль в бушующем море. Представляете, что должно случиться с кораблем, если во время шторма каждый кому не лень будет командовать и заниматься тем, что в голову взбредет? Поэтому апостол и говорит, что впадшего в прегрешения исправляют в духе кротости и смирения. Хорошо, что Кормчий у нас надежный.
P.S. Прошу прощения за некоторую мрачность и нравоучительность тона моих рассуждений. Грешен этим, но хотел как-то изложить свои мысли об отчужденности друг от друга прихожан. И особенное сожаление вызывает то, что люди молодые, грамотные, образованные, можно сказать интеллектуальный цвет Церкви не способствует преодолению разобщенности, а скорее наоборот ее увеличивает.