-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ленивый_Консерватор

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Российская_Империя Frozen_Amigo pravoslavie zapretabortov
Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Frozen_Amigo MY_HIT pravoslavie

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.10.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 12710


Воспоминания сербского узника боснийского лагеря

Пятница, 15 Мая 2009 г. 12:00 + в цитатник
Взял отсюда.

http://community.livejournal.com/yugo_ru/1011765.html#cutid1

Показалось интересным и обсуждене текста, которое тоже цитирую.

Предыдущая запись | Следующая запись

На гостеприимной земле мультикультурной Боснии (а равно и Герцеговины)
12 Май, 2009 at 9:26 PM

dmitri_hrabar-Здраво!
-Здраво! Шта има?
-Машину надо помыть.
-Комплет?
-Ну да.
-8 марок.
-Ок. Как же холодно! На море холодно, здесь холодно, а все говорят о потеплении климата…
-Так вы с моря? С хорватского приморья или из Черногории?
-Из Хорватии.
-Да, часто мы туда ездили, пока жили в Герцеговине. В Чаплине, знаешь?
-На самой границе?
-Ага. Там ведь море рядом. А до войны родители нас с сестрой к морю часто возили.
-Вы бежали в 1992?
-Нет, в 1990, когда в Хорватии начали стрелять. Тогда я и не знал, кто из мальчишек серб, кто хорват, кто мусульманин. Много было смешанных семей – пойми, кто их дети... Отец на всякий случай сразу решил переехать в село возле Високо, километров 30 от Сараево.
-К родне?
-Там дед с бабушкой жили. Наших сербских домов было пять или шесть.
-Вовремя твой отец сообразил... Ведь в 90-ом многие не верили, что будет война.
-Да. Но мне до сих пор жаль, что мы не бежали за границу. Наш родственник был охранник Биляны Плавшич, предлагал помочь, но родители не хотели бросать родню.
-И ты войну жил в Високо – среди мусульман?
-Жил. Пока моих не постреляли.
-Как – постреляли?
-Дедушку, бабушку, маминых братьев…
-Кто?
-Соседи. Ближайшие соседи. Тогда в Вишеграде, в Фоче [100-150 км от Високо] были столкновения сербов с мусульманами, один мусульманин захватил плотину и угрожал её взорвать… В Високо приехал кто-то от мусульман Зеницы, стал говорить: «У сербов есть Аркан, а у нас будет Таркан!» Призывал напасть на височанских сербов. Родителей тогда в селе не оказалось, а я всё видел из окна. Сербские дома стояли на возвышенности, и я глядел, как на нас идёт толпа мусульман во главе с соседом. Он раньше был офицером ЮНА. Как же его фамилия… В общем, родню убили, а меня отправили в лагерь.
-В лагерь для сербов?
-Для сербов и хорватов. Мне было 9 лет, я не очень знал, кто серб, кто хорват.
-Дети и взрослые были вместе?
-Да. Детей, правда, не били. Но понимаешь… Нас строили друг напротив друга – детей и взрослых. Клали палки, прутья, дубинки. И детей заставляли выбирать… А другого ребёнка заставляли выбирать, кого из взрослых этим бить. Если ты отказывался выбирать, мусульмане орали, замахивались, угрожали. Когда ты ребёнок, ты же боишься такого... А потом перед нами избивали взрослых.
-Господи, и сколько ж ты там просидел?
-Два-три месяца. К счастью, там был доктор, мусульманин. Когда охранники отворачивались, он раздавал лекарства. Потом его засекли и убили, свои же, мусульмане.
-Как же ты выбрался?
-У матери друг был, мусульманин, он у них служил в Территориальной обороне. Мать с ним как-то связалась, умоляла помочь, но она не знала, где я. Этот Рамиз обошёл все лагеря в Високом. Нашёл меня. Сказал охранникам: «Вечером я приду за ним. Если с его головы упадёт хоть волосок, вам – конец. Чем вы занимаетесь здесь? Мучаете детей? Почему вы не там, где остальные – в окопах?». И он правда пришёл и забрал меня.
-Тебя обменяли?
-Нет, меня вывезли двое хорватов в цистерне. Там в одном отсеке спрятали меня и ещё одного серба. Довезли машину до наших позиций. Потом об этом узнали мусульмане и тех, кто нас спас, убили. В Високом в 93-ем арестовали всех хорватов – узнали, что они помогали сербам.
-А что с твоим домом в Чаплине?
-Там теперь живёт один знакомый хорват. Надо бы продать, но мы никак не соберём документы, подтверждающие собственность. И потом – мы не знаем, сколько просить – и продать надо, и продешевить не охота. А ведь у нас ещё дом был в деревне под Чаплиной. Перед самой войной построили. Самый большой в посёлке. В войну в нём снайперы сидели – не знаю, наши или их… Вот по этим снайперам из пушки и стрельнули. Ничего от дома не осталось, даже стен. А откуда вы?
-Из России.
-Ух ты! Меня ведь русский доктор спас. После войны я попал в аварию, и на скорой отправили в Белград. В больнице дежурил русский доктор, который меня и оперировал. Он должен был возвращаться в Россию, но сказал: «Я этого парня начал лечить, я его и вылечу» и остался. Когда я стал ходить, он мне дал палку, особую – с четырьмя опорами, знаешь?
-Да, представляю.
-И однажды, как даст ногой по этой палке! Выбил её у меня из руки. Но я устоял, а он тогда говорит: «Ну вот, теперь и ты, и я можем ехать домой».... Ну теперь точно пойдёт снег или будет буря.
-Почему?
-Видишь, красный "опель"? Когда Бранко пригоняет машину на мойку, то потом обязательно или снег идёт, или ливень, или какая другая непогода...

Православный монастырь в селе Петрово Поле, Республика Сербская (БиГ)

Tags:босния, войны

Комментировать Добавить в меморизрассказать другуссылка Comments
( Комментировать )
rmjjura wrote:

12 Май, 2009 20:13 (UTC)
а где можно более подробно почитать о тех лагерях?
ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

12 Май, 2009 20:34 (UTC)
Если читаете по-сербско-хорватски, то есть, скажем, увлекательно написанная книга "Jелена 1993" М.Кордича, выдержавшая кучу изданий, - о сербах в Сараево под властью мусульман и в целом о последней войне в БиГ. Но это - художественная литература и трудно сказать, насколько описанное правда, хотя, например, даже мусульманские газеты признавали, что гостиница Европа в Сараево была превращена в концлагерь для сербов (там происходит часть действия книги Кордича). Вообще, подобной литературы очень много, также, как всяких мемуаров и дневников, - и босно-сербских, и мусульманских и босно-хорватских, обычно с диаметрально противоположными оценками.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

rmjjura wrote:

12 Май, 2009 20:36 (UTC)
читаю только по-русски, но если текст не очень большой, могу и по-английски. Поищу Кордича среди наших издательств, спасибо
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

12 Май, 2009 20:43 (UTC)
Если Вас интересует "техническая" сторона - ход боевых действий, основные военные преступления трёх сторон и т.п., то лучшее, что я читал по-русски, да и не по-русски, о последней войне - книга Ионова, ссылка на неё есть на српска_ру, чьим модератором он является. Там настолько подробно описано, что трудно понять, как можно было нарыть только сведений. Возможно, изучая сообщения ооновских наблюдателей. У Е.Гуськовой неплохой том - "История вооружённых конфликтов в бывшей СФРЮ" или что-то в этом роде. Но у меня издание 2000 г. - кажется, его ВАЩЕ не корректировали - чуть ли не на каждой странице описки, опечатки и т.п. А вот переводились ли на русский худ. и мемуарные произведения, не знаю.

ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

rmjjura wrote:

12 Май, 2009 20:45 (UTC)
а ссылку на книгу Ионова вас мне дать не затруднит?)
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

12 Май, 2009 20:57 (UTC)
http://artofwar.ru/i/ionow_a_a/text_0010.shtml
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

rmjjura wrote:

12 Май, 2009 20:58 (UTC)
спасибо
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dromo wrote:

14 Май, 2009 11:03 (UTC)
Книга отличная!
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

14 Май, 2009 18:32 (UTC)
Вы какую из двух имеете ввиду?
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

morava08 wrote:

12 Май, 2009 20:15 (UTC)
Спасибо за рассказ. Хотя, здесь столько таких "рассказов" - все не переслушаешь ( генерално и мултикултурално )
ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

12 Май, 2009 20:24 (UTC)
Всегда пожалуйста. Мне почему-то не надоедало слушать такие рассказы. Помню как-то знакомый отозвал в сторону, мол, извините, срочное дело, а сам мне тихо говорит: спас я, мол, тебя от этих рассказчиков. -Спасибо, говорю, но мне правда интересно и спасать меня не надо :-)
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

morava08 wrote:

12 Май, 2009 20:33 (UTC)
Нет, нет, я не имела в виду "надоедливость". Напротив. Столько боли и при этом - ощущение "обыденности". Но несколько ракий - и всё, дальше можешь только давиться слезами.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

12 Май, 2009 20:37 (UTC)
Да, порой об этом рассказывают словно о неудачной турпоездке десятилетней давности. Кажется, иностранцев рассказываемое порой потрясает больше, чем самих рассказчиков, а тем более местных слушателей, для которых подобное - почти обычное дело.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

morava08 wrote:

12 Май, 2009 20:45 (UTC)
Нет, не обычное. Просто людям надо продолжать как-то жить, а поскольку практически в каждой семье кто-то погиб, убит или пропал без вести, то и отношение такое, не будут же они расуждать - чья утрата больнее. Я это хорошо знаю по семье своего мужа, семьям своих друзей, соседей, да было кого, Боже мой...
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

12 Май, 2009 20:50 (UTC)
Боюсь судить, но тут, пмсм, два явления: то, о чём вы говорите, а также то, что человек, как известно, не свинья - он ко всему привыкнуть может.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

morava08 wrote:

12 Май, 2009 20:56 (UTC)
Ну, очередная война начнётся - посмотрим, кто "привык", а кто нет.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

vit_nsk wrote:

12 Май, 2009 21:32 (UTC)
Я разговаривал с сербами,хорватами,боснийцами..так же с грузинами,поляками,иранцами и многими многими национальностями. Лично для себя я понял одно, обычные люди они везде нормальные. То что делают политики с народами это другое совсем. А когда уже произошел выстрел, ни кто особо разбираться не будет. Будут мстить за брата, сестру и тп. Так легко эту спираль ненависти взвести, к сожалению.. такова природа человеческая, что поделать..
ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии

ingumsky wrote:

12 Май, 2009 22:51 (UTC)
Я тоже разделяю эту точку зрения.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

13 Май, 2009 17:55 (UTC)
Вы изрядный оптимист. Жизнь показывает, что среди разных народов число готовых превратиться в палачей по первому призыву политиков и даже без такового весьма отличается.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

ingumsky wrote:

13 Май, 2009 18:27 (UTC)
Отличается, но мне не кажется, что «весьма».
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

13 Май, 2009 22:29 (UTC)
Считаете, что примерно одинаковое количество чеченцев и, скажем, белорусов, чехов, ирландцев, фламандцев... превращается "в случае чего" в палачей своих соседей?
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

rositsa wrote:

15 Май, 2009 03:40 (UTC)
Не хотите ли составить списочек чистых и нечистых народов?
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

lazar_kr wrote:

13 Май, 2009 07:46 (UTC)
В это хочется верить, что плохи политики, а обычные люди - нормальны. К сожалению, это, увы, не совсем и не всегда так. Вот и в этой истории - выбирать инструменты пыток или истязаемого детей - вроде бы обычные люди зставляли, не политики. И перестреляли родственников этого парня - соседи. И на месть это не похоже, а на обычный садизм. Увы, обычные люди и звереют зачастую обычно.

И я тоже очень много знаю таких историй людей самых разных национальностей - из первых уст. Например, русской семьи из Грозного, сбжавших в 1994 - еще "до войны". Еле-еле спасли младшего похищенного сына, все бросили. Чеченцев родители ненавидели - именно из-за того, что похищение их сына, как выяснилось, соседи организовали, которых они знали всю жизнь, друзьями считали. У них прямо мантра была: "Если бы боевики с гор,тогда еще ладно, а то они"...

Бывают, конечно, и обратные примеры. В истории в посте они тоже есть. Это как-то примиряет немного с жизнью - все же есть в людях и прекрасное, что жизнью рисковать заствляет за "чужаков".
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

vit_nsk wrote:

13 Май, 2009 09:52 (UTC)
ну скажем так людьми можно манипулировать достаточно легко как в хорошую так и плохую сторону. Т.е. послушное большинство будет делать то , что ему говорят, а не то что оно думает. Думать и принимать решения самому очень сложно. проще когда кто то тебе скажет что делать.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D0...%D0%B3%D1%80%D1%8D%D0%BC%D0%B0
http://en.wikipedia.org/wiki/Milgram_experiment

ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

13 Май, 2009 17:53 (UTC)
Ужас какой. Но в случае с опытом оправданием может быть то, что испытывавшиеся на жестокость люди думали, что совершают нечто а) законное, б) служащее высшим интересам науки. Те, кто в БиГ создавал концлагеря и служил в них, подобного (само)оправдания не имели.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

vit_nsk wrote:

13 Май, 2009 22:34 (UTC)
чуть переиначу
a) законное
б) служащее высшем интересам нации
вот и самоопровдания..
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

14 Май, 2009 21:37 (UTC)
по п. а)Едва ли югославы 90-ых гг. могли воспринимать создание концлагерей и заключение в них детей, инвалидов, стариков, женщин, гражданских лиц как нечто законное - по какому бы то ни было закону (югославскому, республиканскому, европейскому, международному).
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

13 Май, 2009 17:51 (UTC)
Не слышал о чеченах, рисковавших жизнью за чужаков, а вот в Юге, да случалось, не только рисковали, но и жизнь отдавали за инородцев.
ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

13 Май, 2009 17:49 (UTC)
1.Надсмотрщиками в концлагерях были самые что ни на есть обычные люди.
2.По моральным/интеллектуальным и прочим чертам какой-нибудь Ельцин не сильно отличался от какого-нибудь Милошевича, однако восточные славяне покинули единую державу не совсем так, как это сделали южные.
3. Простые люди были и в Грозном, и в Нальчике, и в Минске, и в Москве, и в Мостаре, однако вели они себя в отношении своих простых соседей совсем по-разному.

ссылка | Ответить | Уровень выше | Ветвь дискуссии

razlik55 wrote:

13 Май, 2009 18:12 (UTC)
Спасибо! Именно такие живые рассказы трогают и волнуют сильнее.
Привыкнуть? Не знаю, каждый раз, когда читаю трагедии тех лет, переживаю, как за близких.
ссылка | Ответить | Ветвь дискуссии

dmitri_hrabar wrote:

13 Май, 2009 22:27 (UTC)
Рад, если было интересно. Для меня самое поразительное в них даже не ужасы, каковые на всякой войне случаются, а та лёгкость, с которой в палачей превращались "обычные люди".
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку