Обратиться к теме православного отношения к власти меня заставила очередная предвыборная лихорадка, охватившая Россию. Не имея симпатий к правящему кремлевскому режиму, я, тем не менее, явственно видел беснование тех, что ему противостоят (думаю, любой христианин смог бы без труда определить это состояние). А также вспоминал столетний опыт Российской империи, и совсем недавний – украинский, приведшие к кровавым последствиям. Как вести себя православному человеку на фоне политического безумствования? С соответствующим вопросом я обратился и к своему духовнику – благочинному города Волжска отцу Александру Михайлову, и часть мыслей, высказанных батюшкой в ходе нашего разговора, также легли в основу этого текста.
«Ты не имел бы надо Мною никакой власти,
если бы не было дано тебе свыше»
(Ин.19:10-11)
Верхи не могут, низы не хотят
Обидно. За державу обидно. За опущенные возможности. За… Короче, обижаться можно до бесконечности. Например, за то, что Донбасс не взяли в Россию. И за то, что даже Новороссии не случилось. И за то, что лично я, всем сердцем полюбивший Луганск, был вынужден его покинуть. Однако, еще в детстве дедушка говорил мне, что «на надутых воду возят». А в подростковом возрасте, от пацанов, козырявших лагерной романтикой, я узнал, кого называют «обиженными» в местах не столь отдаленных.
Сейчас, будучи в России, я вижу, что страна обиделась. На то, что премьер-министр заявил российским пенсионерам в недавно присоединенном Крыму о том, что «денег нет, но вы там держитесь», но при этом Россия взяла на себя обязательства выплачивать пенсии и без того не бедствующим пенсионерам израильским. На то, что доходы людей упали, а расходы увеличились, но при этом некоторые представители государственной элиты отстроили себе такие дворцовые комплексы, за стенами которых не видно никаких кризисов. За то, что в огромной стране хватает запущенных и деградирующих моногородов и умирающих сел, а наше руководство грозится за деньги налогоплательщиков на показ всему миру восстановить далекую сирийскую Пальмиру.
Людей это раздражает, возмущает и, как это не страшно звучит, бесит. И вот тут- то появляется оппозиция, которая вполне легально идет во власть. И что она говорит? А говорит она, что для того, чтобы зажить хорошо, нужно сковырнуть эту надоевшую всем власть, а также вернуть Украине Крым, прекратить поддерживать Донбасс, и будет всем счастье. То есть не говорит, по сути, ничего кроме навязшей мантры, которую пели людям в касках на Майдане. Нет, конечно, была в России и другая оппозиция, которая доказывала, что своих нужно поддерживать везде – что в Крыму, что на Донбассе, что в Прибалтике, а власть, да, не мешало бы поменять, но они теперь все больше по тюрьмам… То бишь та самая власть очень избирательно борется со своими оппонентами: одних она боится так, что сажает, а других боится сажать, ибо «что скажут партнеры». Посему мы имеем, что имеем: власть, которая не слышит народ, народ, которые устал от этой власти, и оппозицию, поющую с чужого голоса и пытающуюся популистскими лозунгами завоевать симпатии народа. Что у нее - оппозиции, надо отметить худо-бедно, но получается, подобное заключение я делаю, изучая «общую температуру по больнице» в социальных сетях.
И что нам ждать? К сожалению, недавняя история Украины, где подобные обиженные нищетой и бесправием, однажды вышли на Майдан, прекрасно показывает что: смена одних олигархов другими, нацисты в парламенте и силовых структурах, упадок экономики, и кровь, большая кровь. Давайте, глубже изучим историю бунта обиженных, обратившись, например, к Великой французской революции, когда аристократы неделями напролет проводили время на балах, предаваясь распутству и пьянству, а городская голытьба отдавала последнее, чтобы содержать пышный королевский двор. Как потом сладостно рубили головы августейшей семье во имя Свободы, Равенства и Братства! А потом топили роялистов нагими, связывая вместе юных дев и стариков, мальчишек и старух, капелланов и маленьких девочек, обозвав эту унизительную казнь «республиканскими свадьбами». И затем гильотина уже не останавливалась…
Или вспомним нашу матушку Россию, где проклятьем заклейменные, пускали на дно баржи, под завязку набитые офицерами и казаками, распинали на царских вратах священников и массово расстреливали заложников из числа городской интеллигенции за один лишь непролетарский вид. И все во имя торжества труда и справедливости.
Так было не раз, но история нас, к сожалению, ничему не учит. Так почему же всякий раз бунт против казалось бы вопиющей несправедливости заканчивается умножением беззакония, приводит к массовым расправам и братоубийственным войнам, грабежу, разрухе и полному попранию человеческих прав?
Божий промысел
Ответ есть. И дан он в Писании. Много раз. Но мы предпочитаем не замечать этого, когда нам удобно. А зря. Ну, вот, например:
«Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастья размышляй: то и другое соделал Бог для того, чтобы человек ничего не мог сказать против Него» (Еккл.7:14).
Или, вот, еще:
«И сказал Даниил: да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным...»(Дан.2:20-21).
То есть, что мы – христиане, можем извлечь из этих библейских изречений? Только одно, впоследствии четко и емко сформулированное апостолом Павлом: «нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены».
Не совсем понятно? Ну, тогда для наглядности свежий пример и священного предания. Если кто знает и помнит, то долгое время самым сильным и крупным православным государством на земле была Восточная Римская империя или же империя Ромеев, в современной исторической науке для большей ясности (дабы не путать с языческим, а впоследствии католическим Римом) именуемая Византией. И несмотря на то, что государство это было уж казалось бы православнеее некуда, царившие там нравы очень часто были далеки от идеалов христианского братства и любви.
Так, в шестом веке военоначальник Фока низложил царствовавшего императора, причем, на глазах у свергнутого правителя он заживо сжег шестерых его сыновей, и только после этого низвергнутый правитель был убит. Под влиянием этих ужасных новостей один монах-пустынник в слезах взмолился к Богу со словами: "Господи, за что Ты послал такое бедствие на наш благочестивый православный народ?". И, вот, под утро молитвенник услышал голос с небес: "Искал худшего, но не нашел"….
Как мы можем резюмировать все вышеизложенное? Ну, во-первых, становится четко понятно, что любая власть – хорошая ли, дурная ли, дается тому или иному человеческому обществу промыслом Божиим по достоинствам или грехам его, для вразумления либо укрепления, но всегда по высшей Воле. И, следовательно, любой бунт против установленной власти – прямое непокорство Высшей воле, самодурство, которое можно сравнить с поступком наших праотца и проматери, за что, как мы знаем, те были лишены Эдема, а мы все – их потомки, царства гармонии и любви в мире этом. Да, в силах Бога свергать земных властителей, но не руками христиан, ибо всегда найдутся безумцы, которые уничтожив одну власть, ввергнут свою страну в очередной виток насилия и порочных страстей.
«Противящийся власти противится Божию установлению, - говорит апостол Павел. - А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим.13:1-2).
Кто, как нет движимый Духом святым апостол Христов, знал, либо предполагал чем неизменно оборачивается любое восстание против властей – кровью, переделом собственности, обнищанием и бесправием простых людей. При этом Павла нельзя обвинить в сервильности к сильным мира сего, ибо своими ногами он шел и проповедовал Благую Весть, что в языческой империи уже само по себе было приравнено к преступлению. За что и принял от языческих властей насильственную смерть. Но была ли его духовная деятельность бунтом в изначальном смысле этого слова? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к словам его Небесного Учителя – Господа нашего Иисуса Христа.
«Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; Итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет?
Но Иисус, видя лукавство их, сказал: чтò искушаете Меня, лицемеры? Покажите Мне монету, которою платится пòдать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли». (Мф. 22:15-22).
Во имя правды
То есть сам Господь показал, что тот глубок страстей, амбиций, драка за власть и полномочия, деньги и привилегии – не путь христианина, который жизнью своей должен свидетельствовать Высшей Истине, а если нет сил на это, то хотя бы жить по ней. И потому, где следует христианину стоять до конца, так это только на поприще этом. То есть велит государство платить налоги – платишь, велит идти в армию – идешь, но как только оно заставляет тебя отречься от Бога, склоняет к нарушению заповедей, заставляя воровать, убивать, лжесвидетельствовать, вот здесь ты заявляешь о своей позиции, что нет, этот пагубный путь не для тебя. Именно так погибали многие христиане первых веков, многие из которых, были военными и вельможами, то есть людьми, занимавшими не последние посты в языческой империи. Времена меняются, но не меняется суть человеческая, и то, что было во времена христиан, остается верным и сейчас.
Означает ли сказанное, что христианин не имеет права обличать попущенную Богом власть, творящее беззаконие Конечно, нет. Еще раз процитирую слова пророка Даниида, процитированные выше:
«…Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей...»(Дан.2:20-21). А также: ««Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей»(Пс.118:9). «Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных» (Пс.76:12).
То есть, что есть власть земная? Инструмент в Божиих руках, сегодня он нужен, а завтра может быть уничтожен и выброшен на свалку. Да, порой, бич Божий, но славят Бога, а не бич Его. Потому никто не может воспрепятствовать христианину сказать в глаза власть имущим, напрямую, через средства массовой информации, письмом, на митинге или пикете правду о тех беззакониях, что она творит. Другое дело, если ты призываешь к бунтам и потрясениям, свержению власти насильственным путем, тем самым открывая ящик Пандоры, впуская в мир насилие и хаос, что, безусловно, может быть созвучно Воле Божией попускающей несчастья для вразумления нас – дурных, ибо Господь предвидел и предательство Иуды, и крест Свой, но не дело христианина быть проводником зла.
И здесь, кстати, не может быть никаких претензий к жителям Донецка и Луганского, сожженной Одессы и растерзанного Харькова, ибо не они первыми выходили жечь покрышки и бить милицию, а только встали на пути революционного хаоса и беззакония, надвигающегося на них с Запада. А то, что на волне их благого порыва к власти на местах пришли люди честолюбивые, желающие «таскать каштаны из огня» любыми путями – и есть повод задуматься о том, что не так в нас самих.
Как гражданин, как христианин, видя многие поступки российской власти, которые напрямую противоречат моей совести и идеалам, я приму участие в выборах собственным голосом. Выбрав оппозиционную партию, которая не призывает к революциям, выступает не против, а за, с патриотических позиций, и заявляет, что подскажет президенту «как нужно». Услышит ли президент – то уже не в нашей воле, наше дело сказать и предложить другой путь. И если мы будем правы, а наше общество – достойно, страна пойдет по этому другому пути. В конце концов «имеющий уши, да услышит».
Алексей Топоров.