В колонках играет - рокНастроение сейчас - задумчивоеС чем у широкой публики сегодня ассоциируется такое музыкальное направление, как рок? С какими именами? К сожалению, в России произошла элементарная подмена понятий. Рок в понимании многих отечественных слушателей - практически всё, что не «попса». А вопрос, под фонограмму выступает исполнитель, или «вживую» вообще многими не ставится.
А если исполнитель мало-мальски умеет петь, в тексте его песни появляется хоть какой-то поверхностный смысл, - всё! Это уже не попса! Это рок! И такой псевдо-рок становится форматом большинства радиостанций.
Истоки сложившегося положения дел надо искать в конце 80-х годов прошлого века. Во времена становления рыночной экономики вопрос денег оказался важнее вопроса культурного развития.
Отечественным исполнителям позволили самим зарабатывать. Как это можно было сделать в начале 90-х? Либо продажа дисков, либо – организация концертов. Тираж и распространение аудио- продукции под себя полностью взяли «теневые» круги. Музыкантам не оставили выбора – или постоянные гастроли, или иди работать в другую сферу. Следовательно, чем больше дашь концертов – тем больше денег заработаешь. Для большинства рок-групп, принципиально поющих только «вживую», такая схема оказалась неприемлемой. На первый план вышли фонограммные исполнители, способные давать по три-четыре концерта в день. Року, а тем более, «тяжёлому» року оказалось сложно конкурировать. Ещё один немаловажный момент – отсутствие качественной и мощной аппаратуры. И по сей день в России с этим существуют огромные проблемы. Если не брать Москву и Питер, на всю страну приходится едва ли больше одного десятка качественных и мощных аппаратов. А что говорить о тех годах? В отличие от «фанерных» групп, чьи требования мог обеспечить любой сельский Дом культуры, «тяжёлый» рок с его техническим райдером оказался неинтересен организаторам концертов с финансовой точки зрения.
Учитывая все эти моменты, ни рок-музыкантам, ни народу, просто не оставили права выбора. Первые ушли в подполье или вовсе завязали с музыкой. Вторые - привыкли к «фанерным» исполнителям. В том числе этому способствовали деньги, заработанные на «фанерных» концертах. Их хватило, чтобы приручить коммерческие отделы радиостанции и телевидения. В этом и заключается подмена понятий. Элементарная «музыка», которую и «музыкой» язык не поворачивается назвать, стала «попсой». Народ, который до перестроечного периода воспитывался лишь на произведениях Аллы Пугачёвой, Иосифа Кобзона и ещё пары-тройки исполнителей, был только рад появлению огромного количества молодых групп. То, что они поют под фонограму, многих не беспокоит и сейчас. Более того, направление, которое на Западе воспринимается как поп-музыка, в России стали называть роком. Соответственно, настоящий российский рок в понимании обычных слушателей стал «тяжёлым».
А что вы слушаете в свободное время?
С уважением, Андрей Ковалёв.