От каких продуктов отказываются православные люди в Великий пост? Одобряет ли церковь соевое мясо, морепродукты и вино? Как соблюдают пост священнослужители? На эти вопросы отвечает Михаил Потокин, священник храма в честь иконы Божьей Матери Живоносный источник в Царицыне.
От какой пищи должен воздерживаться православный человек в Великий пост?
Существовали разные традиции соблюдения поста. Однако есть и общепринятая в православной церкви в настоящее время практика Великого поста, которая предписывает воздерживаться от пищи животного происхождения, под которой понимается мясо зверей, птиц и рыб. Остаются овощи, фрукты, крупы, орехи, мёд и вся остальная растительная пища. Это требования строгого поста: Великий пост считается строгим (есть ещё и нестрогие, например, Петровский, во время которых рыба не возбраняется).
Почему именно продукты животного происхождения считаются нежелательными?
Мне кажется, что употребляя пищу животного происхождения, мы едим себе подобных, проявляя свою земную природу, плотское начало в себе. Пост же в символическом плане связан с ветхозаветным повествованием о жизни до грехопадения. В земном раю люди не употребляли зверей, ведь первозданная природа не знала самоуничтожения. В этом смысле отказ от пищи животного происхождения очищает нас и возвышает человеческую природу.
Раньше пост казался людям столь естественным явлением, что в Москве в постные дни закрывались все мясные лавки. Но это не значит, что наступали голодные времена. Если почитать литературу о старой Москве - Гиляровского или Шмелёва - мы поймём, что пост отнюдь не означает гастрономического однообразия. В ход шли соленья, варенья, разные заготовки, сытные овощные блюда - ведь растительная пища очень разнообразна!
К тому же спрос на постные продукты в современном обществе рождает многообразное предложение. Почти в каждом магазине - прилавок с постными продуктами, почти в каждом ресторане - постное меню, даже фастфуды как-то стараются соответствовать ситуации.
Правило поста исключает мясные продукты - это мясо млекопитающих и птиц - и рыбу. Между тем сейчас в России едят моллюсков, ракообразных, а выезжающие в Индокитай туристы не прочь попробовать сушёных насекомых или блюда из змей...
У нас в России такие продукты появились относительно недавно, раньше не было практики употреблять их в пищу. Если подходить к этому вопросу формально, то различные гады, насекомые, нерыбные продукты моря и не запрещены традицией, и в то же время не разрешены, даже относительно лягушачьих лапок никаких правил не существует. Всё должно определяться вашей совестью, вашим нравственным чувством, ведь - это время воздержания. Можно, конечно, не есть в пост курицу, но объедаться мидиями. Только подумайте сначала, позволит ли вам так поступать ваша совесть.
Некоторые люди отказываются не только от животных продуктов, но и от их заменителей: не едят соевого мяса вместо настоящего, маргарина вместо масла, считают это чем-то вроде обмана.
Я понимаю логику этих людей. Тут двоякая ситуация: с одной стороны, это продукты растительного происхождения (то есть разрешённые в пост), с другой стороны - искусственная подделка под продукты животного происхождения. Думаю, что в этом случае стоит опять же прислушаться к своему внутреннему голосу. Постная пища должна быть более скудной, чем та, которую мы едим в непостные дни. Если вы чувствуете, что подобные «подделки» противоречат данному правилу, то вполне можно обойтись и без них.
Представим себе ситуацию: человек, работающий пять-шесть дней в неделю, каждый день по восемь часов, лишён возможности полностью контролировать своё меню. Он покупает булочку или пирожок, в которые могут входить сухое молоко, яичный порошок, какие-то граммы продуктов животного происхождения. Серьёзное ли это нарушение поста?
Смысл поста - отнюдь не в том, чтобы исключить из рациона вообще любую молекулу животного происхождения. Не стоит доводить до абсурда. В целом, мы понимаем, что мясо и молоко - это непостный продукт, а хлеб - постный. Если мы ограничимся подобными общими категориями, этого будет достаточно, чтобы следовать самой идее воздержания. Исключаем непостные продукты, а постные едим умеренно. Ведь смысл поста - отнюдь не в том, чтобы себя заморить физически; пост - не самоцель, а средство духовного очищения.
Каковы количественные ограничения в еде во время Великого поста?
В православной традиции, помимо отказа от пищи животного происхождения, существует и другой вид самоограничения - «кушай недосыта». Это значит, что церковь не приветствует чревоугодие во время поста: до отказа набив желудок растительной пищей, мы вряд ли приблизимся к Богу. Человек должен контролировать себя, разумно оценивать ту меру пищи, которая не помешает его покаянию и молитвам.
В одной из своих бесед святой Иоанн Златоуст говорит, что для постящегося пища имеет другой вкус. То есть когда человек себя ограничивает в еде, даже простые блюда ему будут вкусны. Ведь пресытившись земными радостями, мы не способны чувствовать удовольствие от них - и все земные блага, данные человеку Господом, теряют малейший смысл. Вспомните, как герой популярной кинокартины с отвращением ел икру без хлеба. Получается, что самоограничение, как это ни парадоксально, обостряет вкусовые ощущения, помогает ценить то, что мы имеем на своём обеденном столе.
А к вину какое у церкви отношение?
Вино - продукт растительный, поэтому относится к постным продуктам. Но, в то же время, оно опьяняет, а опьянение несовместимо с другими постными действиями, не способствует духовному сосредоточению, созерцанию, покаянию и молитве. Поэтому регулярно употреблять вино во время поста нежелательно. Вино пьют в праздничные дни - в Вербное воскресенье, - однако в малых количествах. Всё хорошо в меру. Беда только в том, что не каждый чувствует эту меру. Мой совет в данном случае - такой же, как и во всех остальных, - действовать сообразно своему разуму и совести.
А как соблюдают пост священнослужители, монахи?
Большинство священнослужителей соблюдают то же установленное правило поста, что и миряне. Что же касается монастырского поста, тут есть особые древние традиции. Устав некоторых обителей предписывает усугублять воздержание, например, отказываться от растительных продуктов высокой жирности. В этом случае монахи не вкушают растительного масла (хотя при этом едят продукты, которые содержат это масло, в том числе орехи или кукурузу). Или другой обет - вкушать пишу только один раз в день. Или не есть вареной пищи. Все это делает питание более скудным. Некоторые особенно ревностные священнослужители также могут усугублять постное правило. Однако столь строгие воздержания существуют для людей, посвятивших Богу всё своё существование, они не всегда подходят для мирян.