Розальба Джованна Каррьера
Rosalba Giovanna Carriera
1675 Венеция - 1757 Венеция
Розальба Каррьера Автопортрет с портретом сестры 1709 г.
Итальянская художница венецианской школы стиля рококо, автор портретов и миниатюр, ввела в моду использование пастели и преимущественно работала в этой технике.
Родилась в Венеции в семье художника из Кьоджи. Переехав в Венецию, семейство Каррьера поселилось на улице Чентоани возле Большого канала, где собирались деятели венецианской культуры. Розальба и две ее сестры владели латынью и французским, прекрасно пели и занимались живописью.
Розальба училась у Джузеппе Диаманти в Венеции, брала уроки у Антонио Балестры и С. Бомбелли, Дж. А. Пеллегрини (за которым была замужем ее сестра Анджела).
Розальба начала заниматься миниатюрой у работавшего в Венеции француза Ж. Стеве или местного художника и аббата Дж. Ф. Рамелли. Как и оба эти миниатюриста, она писала портреты маслом, предназначенные для табакерок, которые были в моде у аристократов, куривших и нюхавших табак.
За миниатюрные овальные портреты маслом «Дама за фортепиано» и «Девушка с голубем» (1705) Каррьера была избрана членом Академии Св. Луки.
В наибольшей мере талант Розальбы Карреры раскрылся в зрелом возрасте, когда она обратилась к пастели, создав в ней галерею образов своих современников и автопортреты. Технике пастели она обучалась у англичанина К. Коля. Интерес к пастели возник у нее после путешествия в Париж (1720—1721).
Каррьера добилась успеха во всех европейских столицах, в Париже (1721-1722) и в Вене (1730) ее встречали с королевскими почестями. П. Ж. Мариэтт составил полное описание портретов художницы и посвятил ей поэтический сонет, где назвал ее "виртуозом". Говорят, она учила пользоваться пастелью Мориса Кантена де ла Тура. Работать пастелью у художников считается весьма сложным делом, но Каррьера добивается успеха без всяких видимых усилий.
В 1745 году художница ослепла, но благодаря операции ее зрение временно восстановилось. В 1749 ослепла окончательно и до конца жизни не выходила из состояния меланхолии и уныния. Последние десять лет делала лишь реплики своих пастелей с помощью сестры Джованны.
В первой половине XVIII в. Каррьеру называли величайшей художницей всех времен и народов. В ее маленький домик на Canal Grande приезжали короли и кардиналы, принцы и поэты, английские милорды и немецкие князья. За беглый, выполненный за несколько минут портрет ей предлагали целое состояние.
Потомки живопись Каррьеры оценили не сразу — критики долгое время считали портреты первой художницы Европы лишь «приятным искусством для приятных дамочек».
Ее влияние испытали многие живописцы, в том числе швед Густав Лундберг (1695-1786), крупнейший английский пастелист и теоретик пастели Джон Рассел (1745-1806). Воздействие Каррьеры сказалось и в техническом отношении, и на эволюции женских портретов, стиль которых был в известной мере воспринят и развит многими мастерам середины XVIII века, в частности и таким виртуозным живописцем, как Франсуа Буше.
Розальба Каррьера Цикл "Времена года"
Розальба Каррьера Весна 1725-35 г.г.
Розальба Каррьера Весна 1725-35 г.г.
Розальба Каррьера Весна 1721-27 г.г.
Розальба Каррьера Лето 1726-44 г.г.
Розальба Каррьера Зима 1720-35 г.г.
Розальба Каррьера Автопортрет в образе Зимы 1731 г.
Материалы с сайтов:
http://www.2000.net.ua/c/28672
http://slovari.yandex.ru/dict/euroart/article/ei/ei2-0033.htm
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...