-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32883
        Написано: 47783


        ЖЗЛ ( ЧАСТЬ 1 - АННА АХМАТОВА И БОРИС АНРЕП)

        Четверг, 20 Марта 2008 г. 04:50 + в цитатник
        В журнале «STORY», который читаю от корки до корки, прочел отрывок из книги Вячеслава Недошивина «Прогулки по Серебряному веку. Дома и судьбы», посвященный Анне Андреевне Ахматовой. Заинтересовался судьбой художника Бориса Анрепа (в Интернете встречается и транскрипция Антреп), которому Ахматова посвятила почти 40 стихотворений. Кроме любовной связи, о которой пишет автор, меня интересовала, прежде всего судьба Анрепа, как художника.

        Интернет меня не порадовал большой информацией (все больше встречается статей о связи Ахматовой с художником (хотя и связи, как таковой не было , скорее платоническая любовь и привязанность!!)). По крохам удалось собрать материалы о художнике, которые я разделил на 2 части. Фотографий Бориса Анрепа тоже нашлось не густо, поэтому помещаю их все сразу (тем более они все в мизерном разрешении).

         (85x100, 2Kb)  (150x188, 4Kb)  (280x214, 21Kb)
         (500x391, 36Kb)

        ЧАСТЬ 1. АХМАТОВА И АНРЕП

        Борис Анреп - русский художник и витражист, возлюбленный А.А.Ахматовой
        Борис Васильевич Анреп родился в 1885 году в Санкт-Петербурге, по другим сведениям в 1883 году в Ярославской губернии.
        Корни его родословной уходят к временам Петра Великого, когда один из фон Анрепов был захвачен в плен в числе воинов шведского короля Карла XII. С тех пор предки Анрепа занимали видное место в жизни России. Их имена упоминаются в русских энциклопедиях, особенно отца Бориса, ученого медика и государственного деятеля.
        Почти вся жизнь Анрепа связана с Францией и Англией, так как жил он и работал попеременно то в Лондоне, то в Париже.




        Впервые попал в Лондон шестнадцатилетним юношей, куда родители послали его на год. Вернувшись в Петербург, поступил в Императорское Училище Правоведения, а после окончания училища — в университет. Но вдруг бросил «юристику», решив посвятить жизнь искусству.

        Мастерству мозаики учился первоначально в Санкт-Петербургском университете. Затем продолжил обучение в Италии и на Ближнем Востоке.
        В 1908 году поступил учиться в Парижскую академию “Academie Julienne”.
        Следующий этап — Лондон. С 1910 по 1912 учился в Эдинбургском колледже “College of Art”.

        Благодаря английскому другу, известному художнику Огастасу Джону, перед графом Анрепом (он первый в семье отбросил аристократическую частицу фон) открылись двери в элитные художественные салоны. Вошел в круг друзей Вирджинии Вульф. Он — модный, засыпанный заказами художник. Приобрел широкую известность как мастер мозаики, особенно церковной.

        В 1908 г. в Ницце женился на русской аристократке Юнии Хитрово. А год спустя в их парижском доме поселилась другая дама сердца, Эллен Мейтленд, которая родила ему двоих детей. И жена терпела этот треугольник. Кроме того, у него была еще одна пассия, сестра Вирджинии Вульф, Оттолин Морелл. Анрепу всё сходило с рук, даже в чопорном лондонском высшем свете.

        Анреп был одним из организаторов Второй выставки пост-импрессионизма, в которой выставлялись такие русские художники, как Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Петров-Водкин.

        В 1914 году он выполняет заказ мозаичной крипты и фресок в Вестминстерском соборе (“Westminster Cathedral”) в Лондоне, оформляет мозаики в богатейших частных домах, впоследствии перевезенные в галерею Бирмингема, создает мозаичный пол в зале Блейка, в галерее Тейт. Его работы можно видеть и в Ирландии, и в Шотландии.

        В 1914 году жена Юния Анреп уехала в Россию, и Анреп женился на матери детей, Эллен Мейтленд.

        Познакомил Ахматову с Анрепом его ближайший друг, поэт, литературный критик и теоретик стиха Николай Васильевич Недоброво, с которым Антреп дружил еще с гимназической скамьи и с которым Ахматову связывала в 1914-15 годы интимная дружба-любовь.

         (328x400, 28Kb)

        Натан Альтман Портрет Ахматовой 1915 г.

        Сохранились письма Недоброво к Анрепу. В одном из них от 27 апреля 1914 года Н.Недоброво, в частности, писал: «Попросту красивой ее назвать нельзя, но внешность ее настолько интересна, что с неё стоит сделать леонардовский рисунок, генсборовский портрет маслом, и икону темперой, а пуще всего поместить ее в самом значащем месте мозаики, изображающей мир поэзии».
        В те годы Б.В. Анреп был баловнем судьбы и любимцем женщин. Он был очень высокого роста, атлетического телосложения, темпераментный, жизнерадостный, самоуверенный и в то же время очень романтичный человек, увлекающийся искусством, тонко чувствующий поэзию.

        Ахматова вспоминала о первой встрече с Антрепом так:
        «1915 г. Вербная Суб. У друга (Недоброво в Ц.С.) офицер Б.В.А. Импровизация стихов, вечер, потом еще два дня, на третий он уехал. Провожала на вокзал».
        То есть, познакомились они накануне отъезда Б.В. Анрепа в армию.

        Когда началась Первая мировая война, Анреп, как офицер запаса, вернулся в Россию и два года провел на фронте, участвуя в боях в Галиции и Закарпатье.
        Он приезжал с фронта в командировки и в отпуск, встречались, знакомство переросло в сильное чувство с ее стороны и горячий интерес с его. Это были романтические встречи – катания на санях, разговоры, стихи... Оба они не были свободны, но какое это имело значение, они так тянулись друг к другу.

        В 1915 году Анне Андреевне Ахматовой было 26 лет. Она была в расцвете красоты и в зените славы. Вышли уже ее сборники «Вечер» (1912) и «Четки» (1914).

         (522x550, 45Kb)

        Ольга Делла-Вос Кардовская Портрет Ахматовой 1914 г.

        Муза Ахматовой после встречи с Антрепом заговорила сразу же. Читаешь стихи поэта и диву даешься, какой мощный поток вдохновения пробудил Борис Анреп. Совершенно беспримерный случай в поэзии.
        Художнику Борису Анрепу посвящено едва ли не больше всего ахматовских стихотворений (по одним подсчетам, тридцать три, по другим, тридцать шесть), в том числе, самые счастливые и светлые стихи Ахматовой о любви из "Белой стаи".
        Только в «Белой стае» ему посвящено 17 стихотворений и 14 — в «Подорожнике».
        Антрепу посвящен также единственный в ее творчестве акростих:

        Бывало, я утра молчу
        О том, что сон мне пел.
        Румяной розе и лучу
        И мне – один удел.
        С покатых гор ползут снега,
        А я белей, чем снег,
        Но сладко снятся берега
        Разливных мутных рек.
        Еловой рощи свежий шум
        Покойнее рассветных дум.
        ("Песенка", март 1916)

        Из бесед Ахматовой с Лукницким:
        «Когда началась революция, он под пулями приходил к ней на Выборгскую сторону.
        А.А.: «… и не потому что любил — просто приходил. Ему приятно было под пулями пройти»…
        Я: «Он не любил Вас?».
        А.А. «Он… нет, конечно, не любил. Это не любовь была… Но он всё мог для меня сделать, — так вот просто…».

        Судьба не подарила им много времени вместе, но те считанные дни или даже часы, отпущенные им, оставили неизгладимый след в их жизни. Как сказала Ахматова: «Семь дней любви и вечная разлука».

         (388x560, 54Kb)

        Елена Лисовская Анна Ахматова

        В то же самое время Антреп ездил в командировки в Лондон, где в доме О. Морелл познакомился с известным английским писателем Олдосом Хаксли, и тут же начал волочиться за Марией Нис, ставшей впоследствии женой Хаксли. Конечно, писатель жутко ревновал, завидовал, даже мечтал «стать хотя бы на неделю Анрепом». И, в конце концов, написал в 1921 г. сатирический роман «Желтый Кром», в котором прототипом главного героя предположительно явился Анреп.

        После Февральской революции Керенского, будучи убежденным западником, он покинул Россию навсегда. Он пришел к Ахматовой попрощаться, сняв погоны, потому что у мостов стояли баррикады, и офицерам появляться на улицах было небезопасно.
        "Будет то же самое, что было во Франции во время Великой революции, будет, может быть, еще хуже", – сказал он.
        Анреп уехал в последних числах февраля 1916 года. И надо добавить, что не один. На сей раз его сопровождала Мария Волкова. И опять новый семейный треугольник. На этот раз — жена Эллен, Мария и он. И вот такому-то ловеласу и сердцееду Ахматова посвятила столько стихов!

        После отъезда Анрепа на Запад тональность и лексика стихов Ахматовой, посвященных Антрепу, резко меняется. Теперь он не долгожданный царевич, ласковый жених, а изгнанник, отступник, выбравший спокойную жизнь на чужбине, не пожелавший разделить судьбу родной земли.

        Об их встречах и расставаниях, об их любви, кроме стихов Ахматовой, нам говорят и воспоминания Бориса Анрепа, озаглавленные «О черном кольце» (Звезда. 1989. № 6).

        По словам Б. Анрепа, Анна Андреевна всегда носила черное кольцо и приписывала ему таинственную силу. Заветное "черное кольцо" было подарено Анрепу в 1916 году:

        Как за ужином сидела,
        В очи черные глядела,
        Как не ела, не пила
        У дубового стола.
        Как под скатертью узорной
        Протянула перстень черный...

        Сам Б.В. Анреп рассказал о том, как Анна Андреевна подарила ему кольцо, так:
        «В начале 1916 года я был командирован в Англию и приехал на более продолжительное время в Петроград для приготовления моего отъезда в Лондон. Недоброво с женой жили тогда в Царском селе, там же жила Анна Андреевна. Николай Владимирович просил меня приехать к ним 13 февраля слушать только что законченную им трагедию «Юдифь». Анна Андреевна тоже будет — добавил он. …Стихотворные мерные звуки наполняли мои уши, как стук колес поезда. Я закрыл глаза. Откинул руку на сиденье дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. «Возьмите, — прошептала Анна Андреевна, — Вам». …Через несколько дней я должен был уезжать в Англию».

        Гумилев, узнав, что Анна Андреевна подарила Анрепу это кольцо, и тот увез его с собой, сказал полушутя: «Я тебе руку отрежу, а ты свези ее Анрепу — скажи, если кольцо не хотите отдавать, так вот вам рука к кольцу…». Николай Гумилев знал, что она любила Анрепа.

         (385x444, 42Kb)  (355x397, 33Kb)

        Владимир Сысков Николай Гумилев и Анна Ахматова 1989 г.

        В последний раз они увиделись в 1917 г. накануне его окончательного отъезда в Лондон.
        «Видимо, она была тронута, что я пришел. Мы прошли в ее комнату. Она прилегла на кушетку. Некоторое время мы говорили о значении происходящей революции. Она волновалась и говорила, что надо ждать больших перемен в жизни.
        - «Будет то же самое, что было во Франции во время Великой революции, будет, может быть, хуже».
        - «Ну, перестанем говорить об этом».
        Мы помолчали. Она опустила голову.
        - «Мы больше не увидимся. Вы уедете».
        - «Я буду приезжать. Посмотрите, Ваше кольцо».
        Я расстегнул тужурку и показал ее черное кольцо.
        - «Это хорошо, оно вас спасет».
        Я прижал ее руку к груди.
        - «Носите всегда».
        - «Да, всегда. Это святыня», — прошептал я.
        Что-то бесконечно женственное затуманило ее глаза, она протянула ко мне руки. Я горел в бесплотном восторге, поцеловал эти руки и встал. Анна Андреевна ласково улыбнулась.
        - «Так лучше», — сказала она».

        Летом 1917 года в Слепневе Ахматова поминала его, навсегда оставившего Россию "лихого ярославца", русским певучим анапестом, молясь уже не о спасении его тела, а о душе:

        Да, не страшны ни море, ни битвы
        Тем, кто сам потерял благодать.
        Оттого-то во время молитвы
        Попросил ты тебя поминать.

        "Потерял благодать" – игра слов, потому что Анна по-древнееврейски и значит "благодать".
        «В Херсонесе три года ждала от него письма. Три года каждый день по жаре, за несколько верст ходила на почту, и письма так и не получила» - вспоминает позже Ахматова.

        В цикле «Из черных песен» (1961 г.) Ахматова пишет:

        Всем обещаньям вопреки
        И перстень сняв с моей руки,
        Забыл меня на дне…
        Ничем не мог ты мне помочь.
        Зачем же снова в эту ночь
        Свой дух прислал ко мне?

         (400x569, 10Kb)

        Юрий Анненков Портрет Ахматовой 1921 г.

        Анреп в это время живет в Лондоне, вступает в ассоциацию “Bloomsbury Group”.
        Мозаичные произведения, выполненные в ирландском католическом соборе “Cathedral of Christ the King” в графстве Вестмит (Westmeath), в городе Муллингар (Mullingar) подтверждают широкую известность Бориса Анрепа, как мастера церковной мозаики. Внутри этого громадного собора, строительство которого было завершено буквально перед началом Второй Мировой Войны, есть несколько алтарей, включая импозантных размеров алтари “Святая Анна” (St. Anne), и “Святой Патрик” (St. Patrick).

         (540x405, 71Kb)

        Мозаика "Святая Анна"

         (620x465, 59Kb)

        Мозаика "Святой Патрик"

        В 1924 году создает мозаику в церкви “St. Oliver Plunkett”. Его работы также есть в католической гарнизонной церкви “Sandhurst” в Англии, в “Национальной Галереи” в Лондоне, в православной греческой церкви в Лондоне, в церкви “Keir” в Шотландии.
        В 1926 году он возвращается в Париж.
        Начиная с этого периода, Борис Анрип проявляет незаурядные способности художника и мозаика.
        Через несколько лет после завершения мозаик в Национальной галерее, в 1954 году, Борис Анреп получил заказ от Собора Христа Владыки (Christ the King) в маленьком ирландском городке Маллингаре.
        1954-й год в католическом мире был объявлен годом, посвященным Святой Марии, и многие церкви заказывали украшения в ее честь. Борис Анреп выполнил мозаику, изображающую Введение Богородицы во храм. В центре композиции – Святая Анна с большим нимбом вокруг головы и крупной надписью: S. ANNA. По мнению самих маллингарцев, черты Святой Анны на мозаике Анрепа имеют портретное сходство с Анной Ахматовой.
        Свою последнюю работу с мозаикой он выполнил в соборе “Blessed Sacrament Chapel”, в 1962 году.

        Мозаичные работы Бориса Анрепа

         (280x356, 50Kb)  (300x200, 12Kb)  (283x213, 17Kb)

        Мозаики в Вестминстерском кафедральном соборе

         (586x466, 43Kb)

         (425x304, 33Kb)  (425x307, 29Kb)

        Рисунок Бориса Анрепа

         (500x449, 177Kb)

        Наступил 1965 год. Анну Андреевну чествовали в Оксфорде, а потом в Париже.

        Из воспоминаний Б. Анрепа:
        "В 1965 году состоялось чествование А. А. в Оксфорде... Я был в Лондоне, и мне не хотелось стоять в хвосте ее поклонников. Я просил Г. П. Струве передать ей мой сердечный привет и наилучшие пожелания, а сам уехал в Париж... Я оказался трусом и бежал, чтобы А. А. не спросила о кольце..."

        Через пятьдесят лет – какой стыд, какой страх из-за потерянного кольца! А ведь не как-нибудь по небрежению потерянного, а пропавшего во время бомбардировок Лондона, когда дом Б. Анрепа был разрушен и сам он чудом остался жив.

        И все-таки они увиделись. 48 лет спустя коварная судьба подарила им еще одну встречу. На пути из Лондона в Москву Ахматова на несколько дней остановилась в Париже и позвонила, позвала к себе. Оба изменились до неузнаваемости. Анреп помнил Ахматову «очаровательной, свежей, стройной и юной», а в кресле перед ним сидела дама, похожая, как ему показалось, на Екатерину Великую.
        Разговор не клеился, он задавал глупые, банальные вопросы, а сам думал только об одном: «А вдруг спросит о кольце, что ей сказать?». Но она не спросила. По сравнению с «величественной Екатериной» Анреп оказался просто пигмеем.

         (357x440, 22Kb)

        Мартирос Сарьян Анна Ахматова 1946 г.

        Заканчиваются воспоминания Анрепа словами: «5 марта 1966 г. Анна Андреевна скончалась в Москве. Мне бесконечно грустно и стыдно». Под подписью рукой Бориса Васильевича, но другими чернилами, приписано:
        Это просто, это ясно,
        Это всякому понятно —
        Ты меня совсем не любишь,
        Не полюбишь никогда.
        1917

        Умер Борис Анреп в 1969 году.

        Материалы взяты с сайтов:
        Альманах "Ирландия-Россия".Судьбы
        http://www.vavilon.ru/texts/prim/kruzhkov3-5.html
        http://www.vestnik.com/issues/2004/0218/win/shteyn.htm
        Рубрики:  ЖЗЛ/Россия
        Метки:  

        Процитировано 19 раз
        Понравилось: 2 пользователям

        Art_Dealer   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 07:18 (ссылка)
        Очень интересный пост,на хорошем исследовательском уровне.
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:15 (ссылка)
        Великолепный пост- спасибо:)

        Третьякова Наталия. Ахматова и Модильяни. У неоконченного портрета.
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:15 (ссылка)
        вторая попытка
        Третьякова Наталия (680x578, 98Kb)
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:17 (ссылка)
        Последняя любовь Анны Ахматовой

        Последняя любовь Анны Ахматовой

        Автор плэйкаста: Mon_Amore »
        Создан: 02:08:25, 23.06.2007

        Посмотреть >>







        О, Муза Плача...

        О, Муза Плача...

        Автор плэйкаста: gogogoandgo »
        Создан: 02:59:37, 23.06.2007

        Посмотреть >>







        Ко дню рождения Анны Ахматовой

        Ко дню рождения Анны Ахматовой

        Автор плэйкаста: darling29 »
        Создан: 15:13:37, 21.06.2007

        Посмотреть >>







        Анне Ахматовой

        Анне Ахматовой

        Автор плэйкаста: gogogoandgo »
        Создан: 01:00:18, 23.06.2007

        Посмотреть >>






        Продолжение:

        Анна Ахматова

        Анна Ахматова

        Автор плэйкаста: Sunnygirl >
        Создан: 00:30:12, 30.01.2008

        Посмотреть >>
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:19 (ссылка)
         (586x594, 44Kb)


        Павел Васильев. Фотосерия Скульптор Сергей Алипов. Анна Ахматова



         






         (510x699, 154Kb)


        Памятник Гумилевым-Ахматовой



         




         (399x600, 22Kb)


        Авторская кукла : портрет Анны Ахматовой



        Предлагаю посетить прекрасные сайты:




        Творчество Анны Ахматовой : http://anna.ahmatova.com/




        Стихи Анны Ахматовой: http://www.litera.ru/stixiya/authors/axmatova.html




        О поэтессе, сборники стихов : http://ahmatova.niv.ru/




        ТАЙНАЯ ПОЭМА АННЫ АХМАТОВОЙ (Револьд БАНЧУКОВ (Германия) :
         http://www.vestnik.com/issues/1999/0928/win/banch.htm






        Продолжение:


        http://www.liveinternet.ru/users/gzhelka11/post42877629/
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:21 (ссылка)
        http://www.liveinternet.ru/users/gzhelka11/post42877522/

        Анна Ахматова


         


         


         (300x390, 20Kb)


        На фото: Анна Ахматова в 20-е годы XX века


         


        "Любовь покоряет..."



        Любовь покоряет обманно,
        Напевом проостым, неискусным.
        Еще так недавно-странно
        Ты не был седым и грустным.


        И когда она улыбалась
        В садах твоих, в доме, в поле,
        Повсюду тебе казалось,
        Что вольный ты и на воле.


        Был светел ты, взятый ею
        И пивший ее отравы.
        Ведь звезды были крупнее,
        Ведь пахли инече травы,
        Осенние травы.



        >>>>>~~~~~*****~~~~~<<<<<



        Есть в близости людей заветная черта,
        Ее не перейти влюбленности и страсти,-
        Пусть в жуткой тишине сливаются уста,
        И сердце рвется от любви на части.


        И дружба здесь бессильна, и года
        Высокого и огненного счастья,
        Когда душа свободна и чужда
        Медлительной истоме сладострастья.


        Стремящиеся к ней безумны, а ее
        Достигшие -- поражены тоскою...
        Теперь ты понял, отчего мое
        Не бьется сердце под твоей рукою.


         






        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:22 (ссылка)
        http://www.liveinternet.ru/users/gzhelka11/post42877440/

        Биография Анны Ахматовой


         


         (276x400, 22Kb)



        Ахматова Анна Андреевна (настоящая фамилия — Горенко) родилась в семье морского инженера, капитана 2-го ранга в отставке на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год после рождения дочери семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем. "Мои первые впечатления — царскосельские, — писала она в позднейшей автобиографической заметке, — зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"". В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. она училась в выпускном классе Киево-Фундуклеевской гимназии, в 1908 — 1910 гг. — на юридическом отделении Киевских высших женских курсов.


        25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви" она обвенчалась с Н. С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. В 1907 г. он опубликовал ее стихотворение "На руке его много блестящих колец..." в издававшемся им в Париже журнале "Сириус". На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока.


        Свой медовый месяц Ахматова провела в Париже, затем переехала в Петербург и с 1910 по 1916 г. жила в основном в Царском Селе. Училась на Высших историко- литературных курсах Н. П. Раева. 14 июня 1910 г. состоялся дебют Ахматовой на "башне" Вяч. Иванова. По свидетельству современников, "Вячеслав очень сурово прослушал ее стихи, одобрил только одно, об остальных промолчал, одно раскритиковал". Заключение "мэтра" было равнодушно-ироничным: "Какой густой романтизм..." В 1911 г., избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, она начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в "Аполлоне". С момента основания "Цеха поэтов" стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел первый сборник Ахматовой "Вечер" с предисловием М. А. Кузмина. "Милый, радостный и горестный мир" открывается взору молодого поэта, но сгущенность психологических переживаний столь сильна, что вызывает чувство приближающейся трагедии. В фрагментарных зарисовках усиленно оттеняются мелочи, "конкретные осколки нашей жизни", рождающие ощущение острой эмоциональности. Эти стороны поэтического мировосприятия Ахматовой были соотнесены критиками с тенденциями, характерными для новой поэтической школы. В ее стихах увидели не только отвечающее духу времени преломление идеи Вечной женственности, уже не связанной с символическими контекстами, но и ту предельную "истонченность". психологического рисунка, которая стала возможна на излете символизма. Сквозь "милые мелочи", сквозь эстетическое любование радостями и печалями пробивалась творческая тоска по несовершенному — черта, которую С. М. Городецкий определил как "акмеистический пессимизм", тем самым еще раз подчеркнув принадлежность Ахматовой к определенной школе.






        Печаль, которой дышали стихи "Вечера", казалась печалью "мудрого и уже утомленного сердца" и была пронизана "смертельным ядом иронии", по словам Г. И. Чулкова, что давало основание возводить поэтическую родословную Ахматовой к И. Ф. Анненскому, которого Гумилев назвал "знаменем" для "искателей новых путей", имея в виду поэтов-акмеистов. Впоследствии Ахматова рассказывала, каким откровением было для нее знаком ство со стихами поэта, открывшего ей "новую гармонию". Линию своей поэтической преемственности Ахматова подтвердит стихотворением "Учитель" (1945) и собственным признанием: "Я веду свое начало от стихов Анненского. Его творчество, на мой взгляд, отмечено трагизмом, искренностью и художественной целостностью".


        "Четки" (1914), следующая книга Ахматовой, продолжала лирический "сюжет" "Вечера". Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол, что позволяло видеть в них то "лирический дневник", то "романлирику". По сравнению с первым сборником в "Четках" усиливается подробность разработки образов, углубляется способность не только страдать и сострадать душам "неживых вещей", но и принять на себя "тревогу мира". Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось. Будущий путь Ахматовой верно предугадал ее близкий друг Н. В. Недоброво. "Ее призвание — в рассечении пластов", — подчеркнул он в статье 1915 г., которую Ахматова считала лучшей из написанного о ее творчестве.


        После "Четок" к Ахматовой приходит слава. Ее лирика оказалась близка не только "влюбленным гимназисткам", как иронично замечала Ахматова. Среди ее восторженных поклонников были поэты, только входившие в литературу, — М. И. Цветаева, Б. Л. Пастернак. Более сдержано, Но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой А. А. Блок и В. Я. Брюсов. В эти годы Ахматова становится излюбленной моделью для многих художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.


        В годы первой мировой войны Ахматова не присоединила свой голос к голосам поэтов, разделявших официальный патриотический пафос, однако она с болью отозвалась на трагедии военного времени ("Июль 1914", "Молитва" и др.). Сборник "Белая стая", вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенностн, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. Эти изменения уловил О. Э. Мандельштам, заметив: "Голос отречения крепнет все более и более в стихах Ахматовой, и в настоящее время ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России".


        После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в "своем краю глухом и грешном". В стихотворениях этих лет (сборники "Подорожник" и "Anno Domini MCMXXI", оба — 1921 года) скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, мотивы "великой земной любви" окрашиваются настроениями мистического ожидания "жениха", а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта и переводит их в "вечный" план. В 1922 г. М. С. Шагинян писала, отмечая глубинное свойство дарования поэта: "Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи".


        С 1924 г. Ахматову перестают печатать. В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание ее стихотворений, однако издание не состоялось, несмотря на продолжительные и настойчивые хлопоты. Только в 1940 г. увидел свет небольшой сборник "Из шести книг", а два следующих — в 1960-е годы ("Стихотворения", 1961; "Бег времени", 1965).


        Начиная с середины 1920-х годов Ахматова много занимается архитектурой старого Петербурга, изучением жизни и творчества А. С. Пушкина, что отвечало ее художественным устремлениям к классической ясности и гармоничности поэтического стиля, а также было связано с осмыслением проблемы "поэт и власть". В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя и ее творческую манеру, и стиль жизненного поведения.


        В трагические 1930 — 1940-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, мужа, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 г. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со "стомилльонным народом": "Мы ни единого удара не отклонили от себя". Произведения Ахматовой этого периода — поэма "Реквием" (1935? в СССР опубликована в 1987 г.), стихи, написанные во время Великой Отечественной войны, свидетельствовали о способности поэта не отделять переживание личной трагедии от понимания катастрофичности самой истории. Б. М. Эйхенбаум важнейшей стороной поэтического мировосприятия Ахматовой считал "ощущение своей личной жизни как жизни национальной, народной, в которой все значительно и общезначимо". "Отсюда, — замечал критик, — выход в историю, в жизнь народа, отсюда — особого рода мужество, связанное с ощущением избранничества, миссии, великого, важного дела..." Жестокий, дисгармонический мир врывается в поэзию Ахматовой и диктует новые темы и новую поэтику: память истории и память культуры, судьба поколения, рассмотренная в исторической ретроспективе... Скрещиваются разновременные повествовательные планы, "чужое слово" уходит в глубины подтекста, история преломляется сквозь "вечные" образы мировой культуры, библейские и евангельские мотивы. Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. На нем строилась поэтика итогового произведения — "Поэмы без героя" (1940 — 65), которой Ахматова прощалась с Петербургом 1910-х годов и с той эпохой, которая сделала ее Поэтом.


        Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание. В 1964 г. она стала лауреатом международной премии "Этна-Таормина", в 1965 г. — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.


        5 марта 1966 г. Ахматова умерла в поселке Домодедово, 10 марта после отпевания в Никольском Морском соборе прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.


        Уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, был опубликован трагический и религиозный цикл "Реквием", написанный в 1935 — 1943 (дополнен 1957 — 1961).



        http://anna.ahmatova.com/biograf.htm


         


         


         (475x621, 75Kb)
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:23 (ссылка)
        http://www.liveinternet.ru/users/gzhelka11/post42877264/

        Ахматова Анна Андреевна



        1889-1966




         


         



         (394x472, 53Kb)

        фото: Altman, Nathan Portrait of Anna Akhmatova (1914)



        Мне дали при крещеньи имя Анна, 
        Сладчайшее для губ людских и слуха.. 


         
        А. Ахматова


        Ее называли сверхженщиной, богиней, царицей. Кто так говорил - говорил правду. Она была, есть, и будет  - Ни на кого не похожая, Единственная и Неповторимая, наша дорогая и любимая, великая и незабываемая - Анна Ахматова!




        Анна Ахматова, русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой войны, как будто была избрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства.


        "Ей посвящали стихи Блок и Пастернак. Ее портреты писали лучшие художники времени - и реалисты, и сверхмодные.
        Слава не отходила от ее дверей, но она не то чтобы не пускала ее к себе, нет, она просто не придавала ей уж очень большого значения.
        Она была необходима времени, и время было необходимо для нее в самых разных формах его проявления..."


        Анна Ахматова — одна из центральных фигур русской женской поэзии начала века. В старости она написала: «Я научила женщин говорить — Но, Боже, как их замолчать заставить?» Это неточно: она научила не женщин говорить, а читателей слушать. Она заставила поверить, что содержание женских стихов может быть таким же серьезным, как в мужских стихах. Приметы женского быта, которые прежде могли восприниматься разве что комически, она заставила выражать или оттенять трагизм.


        В молодости ее называли «ассирийской принцессой» и «египтянкой». И не зря. Анна Горенко (настоящая фамилия Ахматовой) обладала не только гениальным поэтическим даром и колдовской красотой: среди друзей она слыла ведуньей, ею восхищались, ее побаивались…Поговаривали, будто в Ахматовой воскресла луща некой владычицы Древнего Востока.




         (510x699, 140Kb)





        Ответить С цитатой В цитатник
        NADYNROM   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 09:47 (ссылка)
        Анатолий, спасибо огромное за такой подробный и содержательный пост!
        К сожалению, как я понимаю, не так много информации на русском о жизни и творчестве Анрепа самого по себе без привязки к его роману с Ахматовой. И имя его известно в основном только как имя одного из возлюбленных Ахматовой.
        Уверена, что за рубежом все иначе.

        gzhelka11, а где находится памятник Ахматовой и обои Гумилевым?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Appassionata   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 11:38 (ссылка)
        Спасибо .
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 20 Марта 2008 г. 12:24 (ссылка)
        NADYNROM, я пытался и на англоязычных сайтах искать информацию о нем, то тоже скудненько, кроме упоминаний о его мозаиках и нескольких фото их, тоже ничего не нашел. Встретилась, правда аннотация об изданном о нем альбоме, но не более! В самой большой и известной интернетэнциклопедии о художниках Artcuclopedia, например, информации о нем тоже нет!
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2008 г. 00:18 (ссылка)
        Бежецк

        Памятник Анне Ахматовой.
        Памятник Гумилевым-Ахматовой

        http://www.bezh.asobezh.ru/foto/pamiatniki.htm
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2008 г. 02:57 (ссылка)
        Анжела, спасибо! Я этот памятник встречал в инете!
        Ответить С цитатой В цитатник
        gzhelka11   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2008 г. 02:59 (ссылка)
        Парашутов,

        Даже не удивляюсь, что встречал...все мы здесь крутимся:))))
        Ответить С цитатой В цитатник
        Losicha   обратиться по имени Пятница, 21 Марта 2008 г. 10:33 (ссылка)
        Как с вами было хорошо.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Суббота, 22 Марта 2008 г. 03:37 (ссылка)
        Batik_Los, спасибо! Постараюсь и впредь вас чем-нибудь радовать!
        Ответить С цитатой В цитатник
        люблю_стихи   обратиться по имени Пятница, 07 Мая 2010 г. 21:43 (ссылка)
        Прекрасный пост. Большое спасибо.
        Ответить С цитатой В цитатник
        Amymone   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2011 г. 21:24 (ссылка)
        Спасибо!
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку