-Рубрики

 -ТоррНАДО - торрент-трекер для блогов

Делюсь моими файлами
    Скачал и помогаю скачать
      Жду окончания закачки

        Показать все (0)

         -Подписка по e-mail

         

         -Поиск по дневнику

        Поиск сообщений в Парашутов

         -Сообщества

        Участник сообществ (Всего в списке: 6) про_искусство Live_Memory Парижское_кафе Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT Искусство_звука
        Читатель сообществ (Всего в списке: 3) АРТ_АРТель Китайский_летчик_ДЖАО_ДА MY_HIT

         -Статистика

        Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
        Создан: 16.10.2007
        Записей: 5730
        Комментариев: 32883
        Написано: 47783


        ПУШКИН В ЖИВОПИСИ (Часть XIV - ПУШКИНСКАЯ СЕРИЯ ВАЛЕНТИНА ЮСТИЦКОГО)

        Четверг, 14 Февраля 2019 г. 00:57 + в цитатник
        Не буду ждать июня и дня рождения поэта, а помещу сейчас очередную свою пушкинскую находку, заодно и расскажу о новом для себя имени художника. Итак, в 1936-1937 годах известный советский график Валентин Михайлович Юстицкий (1892-1951) к 100-летию со дня смерти Пушкина написал более 200 рисунков на пушкинскую тему, использовав, как мне показалось, рисунки самого поэта на полях его рукописей и черновиков. Свой пушкинский цикл автор назвал "Семь нот" из серии "Пушкиниана". Почему такое название - история умалчивает, при этом в каждой ноте часто рисунки повторяются и по композиции, и по сюжету. О графике Валентина Юстицкого исследователи его творчества говорят - «стихия импровизационного рисунка». В статье Ефима Водоноса "Валентин Юстицкий и его Пушкиниана в коллекции Морозова" автор пишет: "Юстицкий культивировал, как жизненный принцип, постоянный и упорный тренаж руки и глаза, рисуя так называемые «croqis» (кроки) – мелькающие пейзажи, цирковые репетиции, воображаемые образы, овладевая предельно лапидарной и экспрессивной манерой. Это как раз то самое динамичное видение, которое питает стилевую энергию. Беглый набросок с мотива, как бы случайно, буквально на лету увиденного и схваченного, у них вовсе не был подсобным материалом, а именно самостоятельным законченным произведением. Увлечение виртуозным набросочным рисунком сохранилось у него навсегда, как и импровизационная манера исполнения и выработанная отточенность графической формы этих мгновенных и как бы мимолётных его набросков". Представленные работы – часть коллекции живописи и графики Андрея Морозова, проживающего в селении Усть-Курдюм, в окрестностях Саратова. Нам остается только посмотреть и оценить, а заодно - прочесть цитаты из статьи Ефима Водоноса и познакомиться с биографией самого художника.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота До. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.






        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота До. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота До. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «В 1936 году Юстицкий азартно включился в охватившую едва ли не всю художественную интеллигенцию подготовку к столетнему юбилею гибели А.С. Пушкина. «Искушение Пушкиным» захватило его нешуточно. Он нашёл в биографии и в творчестве поэта нечто родственное собственному мироощущению и как бы задорно и весело «аукался» с ним в пространстве и времени».
        «Пушкинские тексты давали художнику повод и простор для его достаточно произвольных субъективных ассоциаций, право на собственную их графическую трактовку. Это был опыт свободного самовыражения художника, отталкивающегося от восприятия пушкинских строк или повествований о жизни поэта».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ре. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ре. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «Обширный, но целостный цикл с вариациями тематически близких листов, исполненный в импровизационно-раскованной манере, но сохраняющий гибкое, живое единство и близость эмоционального звучания, оказался разрозненным. И никто не знает о характере его целостного общего замысла, как и о тщательной продуманности или произвольной случайности в последовательности создания конкретных листов».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ми. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ми. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «Это вольная интерпретация самого духа пушкинского творчества. В станковой самодостаточности этих рисунков (вне их соответствия сюжетике конкретных стихов или прозы), в их стилистическом строе легко угадать самостоятельную графическую ценность свободного и смелого высказывания художника».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Фа. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Фа. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «Юстицкому удалось не столько точное прочтение того или иного теста, как совпадение с Пушкиным по общему эмоциональному строю творчества. Юстицкого роднит с Пушкиным постоянная смешливость, иногда переходящая в едкую насмешливость, что сродни эпиграммам поэта. Им обоим присуще гедонистическое мироощущение, эпикурейское отношение к жизни, обострённый интерес к чувственной её стороне, любовно-ироническое восприятие эротических игр, насмешливое прославление именно природно-плотского начала любви. Оба они ярко выраженные жизнелюбцы».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Соль. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Соль. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Соль. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «Он вовсе не имитирует пушкинский рисунок буквально, не копирует его графические приёмы, но в своём рисовании внутренним строем близок рисункам поэта глубинным родством подхода. Как и у Пушкина, его пером двигало раскованное воображение – «желаний своевольных рой», и они тоже – результат спонтанного творческого порыва – стремительно динамичные».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ля. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ля. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «Его рисунки – свободные размышления и импровизации по поводу текстов или жизни поэта, в которых нет заботы о прямой связи с конкретным текстом или жизненным событием. Может быть, подобного мотива у Пушкина и вовсе нет, но он пушкинский по духу, пушкинский эмоционально, вполне соответствующий ментальности поэта. У Пушкина он искал нечто созвучное собственным своим чувствам. И экспрессия пушкинского стиха оживает в экспрессии рисунков Юстицкого, стремящегося перевести на визуальный графический язык вербальную стилистику его поэзии».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ля. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Ля. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        «Находясь на нынешнем уровне изучения пушкинианы Юстицкого, не стоит давать конкретные названия множеству подобных его рисунков, ограничиваясь указанием: «К Пушкину», не отягощая себя произвольными домыслами. Многие коллекционеры, публикуя рисунки этой серии, так и поступают, давая или в подписи безликое «Без названия» или визуально и так очевидное: «Пушкин и барышня с букетом», «Пушкин и всадница», «Пушкин и обнажённая», «Пушкин, дама и гусар»».



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Си. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Нота Си. 7 нот из серии «Пушкиниана». 1937 г.

        Об авторе:

        Валентин Михайлович Юстицкий

        7 (19) апреля 1892, Петербург – 26 марта 1951, Ростов-на-Дону



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951) фото 1909 г.
        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951) Автопортрет. 1949 г. Саратовский художественный музей СГХМ имени А.Н. Радищева

        Советский живописец, график, книжный иллюстратор, театральный художник и педагог.
        Валентин Михайлович родился в Петербурге и по происхождению был дворянин. Отец его был дворянин и очень известный юрист в Петербурге. Мать была дочерью миллионера Кашина. Семья имела конный завод. Валентин учился в Пажеском корпусе. Затем в частной студии Я.С.Гольдблата в Санкт-Петербурге (до 1909), в Школе живописи и рисования в Вильне у И.П.Трутнева (до 1913), брал уроки скульптуры в частных студиях Парижа и в частной академии Бланшара (1913–1914). Вернувшись в Вильно, Юстицкий женился. Затем он переехал к родственникам в Петроград, а в начале 1916 года перебрался в Москву, где и родилась его первая дочь.
        В 1916–1917 годах художник жил и работал в Москве. Юстицкий выставлялся с 1916 года, он участвовал в выставках Московского Товарищества художников (1916), Салона «Единорог» (1916) и футуристической выставке «Магазин» (1916) в Москве, организованной Владимиром Татлиным.
        В самом начале 1917 года Юстицкий с семьёй перебрался в Кострому, где была поддержка родных его супруги. Там он стал деятельным участником «Северного общества художников». Художник работал в Совете костромского художественного общества, созданного в 1917 году, и в комиссии по созданию плакатов «Займа свободы» после Февральской революции. Выставлялся в «Северном обществе художников» Костромы и участвовал в проведении развлекательных «Вечеров контрастов». «Если на фоне московских левых художников картины Юстицкого не выделялись критиками, то на фоне спокойной костромской художественной жизни Юстицкий предстал бунтарём» - писала местная газета.
        В 1918 году по направлению А. В. Луначарского Юстицкий переехал в Саратов, возглавлял студию при Саратовском пролеткульте, позже стал профессором Свободных художественных мастерских. В 1919 году художник создал монументальные росписи в клубе Пролеткульта, тема которых была – героика труда и пафос революции. В 1920–1930-х годах Юстицкий был один из активных деятелей авангардистского движения в Саратове. Он был инициатором и организатором разнообразнейших новаторских затей, активным участником различных диспутов, концертов, театральных представлений, конкурсов, масштабных утопических архитектурных проектов вроде движущегося моста через Волгу или проекта Памятника борцам революции в духе «гениального прожектёрства» В.Е.Татлина. Юстицкий был одним из организаторов Общества художников нового искусства (ОХНИС, 1920), театра «Арена Поэхма» (1921), «Шумового оркестра футуристов» (1921). Он оформлял спектакли саратовских театров: Лубка и Сатиры, Театра Эксцентрических представлений (ТЭП), драматического театра имени К. Маркса. В 1921–1923 годах художника приглашали в Москву, где он оформлял спектакли академической студии МХАТ.
        В Саратове художник преподавал в студии живописи и рисунка при саратовском Пролеткульте (1918–1920), в Художественно-практическом институте, впоследствии переименованном в Художественно-промышленный техникум (1920–1935).
        В 1923 году в Саратове прошла единственная прижизненная персональная выставка художника. В Саратове Юстицкий экспонировался также на Выставках живописно-пластической культуры (1919, 1920), группы «Презантисты» (1920), «Выставке живописи и конструкций» (1921), «Первой театральной выставке» (1921), выставке-акции «Художники – голодающим» (1922) и городских выставках изобразительного искусства (1923, 1948). В Москве картины художника были представлены на выставках АХРР (1925), «Четыре искусства» (1926, 1929) и Группы «13» (1929). В 1930 году Юстицкий принимал участие в выставках по Англии – Лондон-Кембридж-Оксфорд-Манчестер-Ливерпуль, и в Иоганнесбурге (1931).
        В 1936 году Юстицкий вернулся в Москву, где сотрудничал с издательством «Academia», делал иллюстрации к книгам В.В.Маяковского, Мориса Метерлинка, Эмиля Золя, Гюстава Флобера и Марселя Пруста. В столице художник был членом объединений художников «Презантисты», «4 искусства» и «Группа 13». Хотя жизнь в столице была непростой. Его ученица Гали Анисимова вспоминала: «Московский его период был трагичен. Он сильно пил и потому мало работал. Да и работать было негде, так как приходилось жить за сто километров от Москвы в Кашире».
        9 августа 1937 года Юстицкий был арестован и решением спецколлегии Московского городского суда был приговорён к 10 годам лишения свободы «за антисоветскую агитацию». Отбывал заключение он в Карелии на Верра-Губе и Май-Губе, и в Архангельской области. Работал на лесоповале, поваром, возчиком, заведующим баней. После получения инвалидности работал в художественной мастерской культурно-воспитательной части (КВЧ).
        Освободившись в 1946 году, Юстицкий вернулся в Саратов, некоторое время руководил студией художников-любителей при заводе «Комбайн» (1947), но был уволен по инициативе художников как «неблагонадежный». До самой смерти участвовал в художественных выставках.
        Умер Валентин Михайлович Юстицкий 26 марта 1951 года в Ростове-на-Дону, в возрасте 58 лет.
        Картины художника находятся в Радищевском художественном музее в Саратове, Нукусском государственном художественном музее имени И. В. Савицкого. Персональные выставки Валентина Юстицкого прошли в Саратове в 1983, 1992 и 2003 годах.



        Юстицкий Валентин Михайлович (1894-1951). Автопортрет с А.С. Пушкиным. 1937 г.

        ИСТОЧНИКИ: 1, 2, 3, 4.

        b295a26142b9(147x40, 0 Kb)
        Рубрики:  Литература и живопись
        Метки:  

        Процитировано 2 раз
        Понравилось: 9 пользователям

        aleksyri   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2019 г. 07:54 (ссылка)
        Доброе утро!Я , можно сказать , ждал этот пост )).Подумалось - если я наткнулся на сайтах аукционов на эту своеобразную пушкиниану, то Вы вряд ли могли не заметить.(Вы не опубликовали наиболее "вызывающие"? - именно таковы те шесть листов, что я нашёл, если интересно - выложу).
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2019 г. 14:42 (ссылка)

        Ответ на комментарий aleksyri

        aleksyri, здравствуйте! Я просмотрел все 232 рисунка и выбрал, где образ поэта больше похож на Пушкина. Возможно, по этой причине самые вызывающие и не вошли в подборку. Главное, представить читателю саму серию.. Если те шесть листов выложите здесь, в комментариях, буду признателен. Может быть, я замыленным глазом их и пропустил...
        Ответить С цитатой В цитатник
        aleksyri   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2019 г. 17:05 (ссылка)

        Ответ на комментарий Парашутов

        Если 232, тогда встречный вопрос - Вы их где-нибудь выкладывали полностью? или где-то есть они все?
        Ответить С цитатой В цитатник
        Парашутов   обратиться по имени Четверг, 14 Февраля 2019 г. 17:19 (ссылка)

        Ответ на комментарий aleksyri

        Все не выкладывал, а полностью серия есть в одной из ссылок в конце моего материала (кажется второй!)...
        Ответить С цитатой В цитатник
        Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
         

        Добавить комментарий:
        Текст комментария: смайлики

        Проверка орфографии: (найти ошибки)

        Прикрепить картинку:

         Переводить URL в ссылку
         Подписаться на комментарии
         Подписать картинку